на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №6
август, 2006

Статьи из журнала Формат №6-2006

HAND MADE В ПОЛИГРАФИИ
Ручные работы в типографии

«Ручная работа - непростой труд, который бывает необходим»

Полиграфия и маркетинговые задачи

ГОДОВЫЕ ОТЧЕТЫ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

«Ситуация, похоже, меняется»

«К нам приходят с нестандартными и оригинальными заказами»

«Годовой отчет - элемент культуры»

«Банки - это серьезно»

авторам реклама перепечатка english version
ТЕОРИЯ
HAND MADE В ПОЛИГРАФИИ

Ручные работы в типографии

(Машины могут все. Или почти все. Они только не могут угнаться за фантазией человека. Возможно, ваш заказ придется в прямом смысле «приручать»...)

Так уж повелось, что рождением полиграфии как отрасли считается появление технологии печати (предположительно высокой). Но полиграфия - это не только печать. Отпечатанные листы обычно нужно превратить в готовое издание: брошюру, книгу или хотя бы листовку, а для этого требуется выполнить еще ряд действий над полученным оттиском и, возможно, до печати.

Пример ручной работы - каталог образцов переплетных материалов. Самое главное в данном случае - не перепутать образцы
Работы над оттиском бывают очень сложные, и, что интересно, многие из них до сих пор не претерпели значительных изменений. Например, для изготовления книги требуется отпечатанные листы сфальцевать, подобрать, сшить, потом обработать полученный блок определенным образом (опрессовать, приклеить форзацы, обрезать, скруглить, пробиговать и т.д.). Затем нужно изготовить переплетную крышку, вставить в нее блок и вновь опрессовать полученное изделие. Все эти операции раньше выполнялись вручную с помощью примитивных приспособлений.

По мере развития техники и технологии процессы в полиграфии постепенно автоматизировались. Появились фальцевальные (сначала ножевые, потом кассетные и комбинированные), подборочные, ниткошвейные, блокообрабатывающие и вставочные машины, а также другие виды оборудования. В настоящее время автоматизировано большинство полиграфических процессов, но ручных операций в полиграфии по-прежнему довольно много. Их можно условно разделить на три большие группы:

  • Операции, необходимые постоянно, но не поддающиеся автоматизации. Сюда следует отнести все, что связано с обслуживанием оборудования. Например, извлечение листов бумаги из фабричной упаковки и укладывание на стапель печатной машины, зарядка отпечатанных листов в фальцмашину или укладка сфальцованных тетрадей в подающие лотки линий по обработке блоков. Последняя операция, в силу конструктивных особенностей оборудования, требует отдельных постоянных работников. В суперсовременных типографиях тоже есть такая должность (называется «накладчик-подкладчик»), она даже имеет разряды. Эти люди каждый день занимаются одним и тем же: укладывают тетради в лотки машины.

  • Операции, которые не считает нужным автоматизировать конкретная типография. Здесь ситуация несколько сложнее. Любая автоматизация требует затрат. В принципе, некоторые операции легко автоматизировать, но руководители типографии могут посчитать, что это экономически не оправдано. Например, в одной типографии оборудование для подборки тетрадей сочли ненужным, поскольку три «бабушки» легко справлялись с этой работой, и стоило это существенно меньше, чем самая простая машина. Найти аргументы против такой точки зрения трудно. В подобных ситуациях каждый решает для себя сам. Тем более, что упомянутая типография в основном изготавливает книги и брошюры небольшим тиражом (до 1500 экз.) В этом случае настройка подборочной линии может занять даже больше времени, чем подборка всего комплекта вручную. Но необходимо учитывать, что ручные операции, как правило, выполняются менее качественно, чем автоматизированные, и вероятность появления ошибок существенно больше.

  • Уникальные операции, выполняемые настолько редко, что их никому и не приходит в голову автоматизировать, или операции по изготовлению специфической продукции. Именно эти операции являются наиболее сложными, и типографии должны сами решать, как такую работу выполнять и можно ли ее выполнить вообще. Надо сказать, что подобные заказы в последнее время появляются все чаще и чаще, и объясняется это стремлением заказчиков к оригинальности.

[ СПРАВКА ]

Неподдающиеся

На самом деле, это не совсем точное название. Наверное, на свете нет ничего, не поддающегося автоматизации. Правильнее было бы сказать «не поддающееся на данном этапе развития» или «не требующее автоматизации в настоящее время». Например, если автоматизация какой-либо операции потребует от типографии огромных затрат, намного превышающих размер оплаты труда нескольких человек, то она просто окажется невостребованной (необходимое оборудование никто не будет приобретать), и ни одна компания, занимающаяся разработкой, не будет в это вкладывать деньги.

С другой стороны, все же правильнее говорить «не поддающиеся автоматизации на данном этапе развития техники и технологии». Постепенно все больше и больше ручных операций будут исключаться. В частности, упоминавшийся в статье «накладчик-подкладчик» в ряде крупных типографий уже остается не у дел. Его работу выполняют роботы-манипуляторы, которые развязывают пачку с тетрадями и укладывают ее в подающий лоток линии по обработке блока.

Еще один очень серьезный аргумент в пользу автоматизации - растущая скорость работы оборудования. На каком-то этапе человек просто перестает выдерживать темп работы. Если, к примеру, оператору нужно уложить в подающий лоток одну пачку тетрадей за три-четыре минуты, то с этим он легко справится, а вот если три-четыре пачки в минуту - это уже сложнее. А если 30 пачек в минуту? До определенного момента можно увеличивать количество работников. Но предел наступает быстро. Байка про 10 тыс. землекопов здесь не работает! (Если кто не знает, звучит она так: «Если два землекопа выроют яму в течении часа, то десять тысяч землекопов сделают это за долю секунды»).

Отметим, что в скоростных производствах отпечатанные тетради передаются на линии обработки специальными транспортерами, без упаковки в пачки и промежуточного хранения. Так что правильнее говорить не о невозможности автоматизации, а об отсутствии побудительных мотивов!


Оригинальная полиграфическая продукция

У читателей может возникнуть вопрос: зачем мы пишем об автоматизации производства, нужно ли это заказчику? Пусть типография сама разбирается и решает, что делать с ручными операциями. В принципе, вопрос вполне логичный. Проблема только в том, что есть операции, которые невозможно выполнить без использования ручного труда либо в принципе, либо в конкретной типографии. Если это нельзя сделать в одной типографии, то можно поискать другую. Хуже, если какой-то вид продукции вообще нельзя изготовить автоматически. Тогда хочешь не хочешь, а придется привлекать специалистов ручного труда. А это может влететь в копеечку. Конечно, в каждой типографии цены различаются, но, в любом случае, дешево не получится.

Помимо ценового фактора есть еще и фактор времени. Ручные операции выполняются медленно, и ускорить их можно, только задействовав большее количество работников. Нужно в два раза быстрее - привлекаем вместо одного человека двух, в три раза - трех, и т.д. Важно только понимать, что такое «умножение» возможно лишь до определенных границ и что так же умножаются затраты.

А значит, разрабатывая сложную концепцию, следует быть готовым к тому, что для ее полиграфического воплощения может понадобиться большое количество ручных операций - со всеми вытекающими последствиями. Далее мы попытаемся описать те виды продукции, которые, скорей всего, придется изготавливать вручную.

[ СПРАВКА ]

Ручные работы

Довольно часто в процессе обсуждения цен на изготовление тиража заказчик сильно удивляется, узнав, во что ему может обойтись та или иная «ручная операция». Причем никакими «переговорами» добиться существенного снижения цены нельзя. Дело в том, что для редких ручных операций четких цен нет. В среднем типографии ориентируются на 50–70 долл. за одного квалифицированного специалиста в смену. Эта сумма определяется довольно просто: она должна включать зарплату специалиста с учетом налогов, окупать расходы на материалы, используемые при работе, и давать прибыль предприятию. За месяц - 22–23 рабочих дня - специалист ручного труда должен «дать оборота» в сумме около 1400 долл. Вот и весь расчет. Нужно только попытаться определить, сколько времени потребуется для выполнения конкретной ручной операции. Это может посчитать и сам заказчик. В процессе разработки того или иного «хитрого» изделия всегда изготавливаются макеты. Например, если у более-менее расторопного оператора формирование и склейка относительно сложной коробки занимает 20 секунд, то легко посчитать, сколько будут стоить ручные операции для всего тиража. Достаточно определить, какое количество коробок потребуется для всего тиража, и умножить это число на стоимость единицы времени. Например, ручное производство пятитысячного тиража коробки обойдется примерно в 200 долл.

Но это только в том случае, если есть время ждать. Дело в том, что один специалист будет работать над всем тиражом примерно 4 дня (точнее, 4 смены), соответственно, при двухсменной работе - 2. Если нужно сделать быстрее, то придется задействовать двух или более специалистов, а поскольку оплату им начисляют строго повременно, то платить придется за то количество человек, которое надо на эту работу выделить. Но до бесконечности увеличивать количество работников не получится. Как правило, число людей, занимающихся ручными операциями, в типографиях невелико.

Впрочем, такие расчеты верны только в том случае, если от типографии требуются операции, которые действительно возможно выполнить только вручную. Не следует позволять типографии таким образом считать затраты на типовые операции, которые уже должны быть автоматизированы. Если типография по собственной инициативе хочет заменить автоматизированную операцию ручной, то ее стоимость должна быть равна стоимости автоматизированной. Например, автоматизированная трехсгибная фальцовка пятитысячного тиража листа формата 60х90 вряд ли стоит больше 80–100 долл., а при ручном выполнении потянет на 180–200.

Впрочем, все эти цифры и рассуждения важны лишь потому, что доказывают, как важно при проектировании издания обращать внимание на то, что его исполнение, возможно, потребует ручных операций, а это повысит стоимость работ, увеличит срок выполнения, может привести к снижению качества и появлению случайных ошибок.


Недопустимые операции

Условно назовем эти операции «недопустимыми», хотя на самом деле они вполне допустимы, и любой желающий может проектировать издания, для печати которых они потребуются. Тем не менее, недопустимыми их следует считать с точки зрения современного автоматизированного производства. Причина проста: ручные операции существенно усложняют и замедляют технологический процесс, затрудняют его контроль, появляется значительное число ошибок. Попытаемся кратко описать те случаи, когда, скорее всего, ручные операции будут необходимы.

Точно предсказать, понадобятся они или, нет можно только в случае, если заказчик хорошо знает возможности типографии, в которой собирается печатать тираж. Порой даже самые простые задумки дизайнера в конкретной типографии невозможно выполнить без использования ручного труда. С другой стороны, можно найти типографию, имеющую оборудование для автоматизации тех процессов, которые традиционно считаются ручными. Но выяснить это можно, только общаясь непосредственно со специалистами.

Заметим, что ручные операции могут, теоретически, понадобиться на самых разных этапах работы: от допечатной подготовки до упаковки готовой продукции, и не всегда нужно заменять их автоматизированными. Например, штамп для конгревного тиснения традиционно делается вручную, и это мало кого беспокоит. Штамп нужно изготовить один раз, до начала производства изделия, а затем им пользоваться.* Хуже, когда ручные работы необходимы для всего тиража. Тогда производственный процесс становится особенно трудоемким, а в работе могут появиться ошибки. О таких случаях мы и поговорим.

  • Фальцовка. Современные фальцаппараты способны выполнить самые разные виды фальцовки. И все же наверняка можно придумать такой, который машина выполнить не сможет. И тогда придется весь тираж фальцевать или дофальцовывать вручную. Простейший пример - фальцы под углом. Современные фальцмашины могут выполнять фальцы либо параллельно, либо под углом 90°. А вот, например, под углом 45° не могут**. И если возникло желание напечатать листовку с загнутым уголком, то автоматически этого сделать не удастся - придется вручную. Но даже и с параллельными фальцами не все просто.

    Если нужно изготовить двухсгибную «листовку-гармошку», у которой боковые части будут шире центральной, то автоматически это сделать не получится. Придется работать руками. Так что, задумывая «хитрые» варианты фальцовки, следует подумать и проконсультироваться с типографией.

  • Подборка. Здесь также не все просто. Современные подборочные комплексы могут подбирать самые разные листы и тетради. Но, тем не менее, вполне вероятно сочетание, которое автоматически подобрать не удастся. Например, в случае, если тетради различаются по размеру или имеются вкладки, которые сфальцованы не так, как основные тетради издания. Может так получиться и при наличии вкладок из полимерных материалов или очень тонкой бумаги. Следует понимать, что легче всего автоматизируется производство типовых изделий. Чем больше у изделия «нетиповых» особенностей, тем больше вероятность возникновения трудностей.

  • Объемные конструкции. Это, в первую очередь, упаковка. Желание сделать ее как можно более оригинальной приводит к тому, что собрать ее автоматически становится сложно или даже невозможно. Оборудование для изготовления коробок, конечно, бывает разное, но какое установлено в типографии, в которой коробку будут изготавливать, - неизвестно, а значит, неизвестно, можно ли это сделать автоматически. Необходимо учитывать, что коробка - это, как правило, крупнотиражное изделие, а собирать весь тираж вручную очень дорого. Поэтому после изготовления макета нужно сразу узнать в типографии, возможно ли автоматизировать ее производство.

  • Вложения в издания. В последнее время они становятся модными. Почти в каждый глянцевый журнал сейчас что-то вкладывают: от компакт-дисков до пробников губной помады. Об этом мы уже писали ранее (см. «Формат» № 7-03, с. 16). Остается добавить, что сделать этот процесс автоматическим сложно. Даже те предприятия, которые имеют нужное оборудование, не могут автоматизировать процесс прикрепления «чего угодно». Ограничения всегда есть. А значит, вклеить произвольный предмет в издание можно только вручную.

Дополнительно скажем и о некоторых операциях допечатной стадии, например, о ручном монтаже пленок. И хотя этот процесс сейчас встречается не так часто в связи с внедрением CtP, тем не менее, во многих типографиях он еще сохранился. Впрочем, его легко избежать, даже если заказчик продолжает пользоваться пленочной технологией. Достаточно перейти на спусковой вывод, благо такие услуги сейчас по стоимости практически не отличаются от вывода пленок пополосно.

Набор ручных операций, которые приходится выполнять большинству современных типографий, наверняка не ограничивается перечисленными (это относится не только к отечественным, но и зарубежным типографиям). Ручных операций может быть очень много. Задача разработчика издания - заранее их предвидеть и по возможности избежать или, по крайней мере, быть готовым к тому, что эти операции будут стоить дополнительных денег.

Что касается самих типографий, то сейчас многие из них стараются не принимать заказы, для выполнения которых требуется много ручных операций, но все же с клиентами не поспоришь, а значит, полная автоматизация во многом зависит именно от них.

[ СПРАВКА ]

Ошибки при ручных операциях

«Человеческий фактор» существенным образом влияет на результаты работы. Соответственно, чем больше работы выполняется вручную, тем больше ошибок возникает. Автоматы не могут допустить ошибку по определению, поскольку всегда выполняют одну и ту же операцию. Могут, конечно, возникнуть и сбои, но все же они менее вероятны, чем при ручных операциях. Человек, выполняющий монотонные одинаковые операции, утомляется, отвлекается, забывается и может легко допустить ошибку. Причем ошибку случайную. Это означает, что изделие с браком появится в тираже случайным образом, и выявить его будет практически невозможно. Но если это издание очень серьезное, а экземпляр с ошибкой попадет к важному клиенту? Потом трудно будет доказать, что ему попался единственный экземпляр с ошибкой, а все остальные - нормальные.

У нас был такой случай. Получаем из типографии сигнальные экземпляры журнала, просматриваем пару первых - вроде все хорошо - и даем команду отправить их особенно волнующимся рекламодателям. Через некоторое время получаем грозное письмо: «Как вы могли поставить нашу рекламу не на ту полосу, на которую договаривались?» Открываем первый попавшийся под руку тиражный журнал: все как надо. В результате разбирательства выяснилось, что типография, торопясь отдать сигнальные экземпляры, решила вручную сфальцевать и подобрать блок (нужно было сделать всего пару десятков экземпляров): это быстрее, чем налаживать линию, тем более, что она была занята другим заказом. В результате при фальцовке одной из тетрадок человек ошибся в направлении одного сгиба, от чего страницы в этом экземпляре перепутались. Этого никто не заметил, и экземпляр попал важному заказчику. В общем, было очень неприятно.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»