ТЕОРИЯ
ГОВОРЯ ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ…

Она бывает строго официальной, празднично нарядной, оригинальной и не боится быть смешной. Без нее не обходится практически ни одно событие или торжество, она может стать достойным украшением любого праздника. Она создает настроение и открыто говорит о чувствах… ваших. И все это открытка! Скорее всего сложно назвать какое-либо другое полиграфическое изделие, которое было бы столь универсальным во всех смыслах. И несмотря на малый формат являться удачным дополнением к подарку или служить самостоятельным сувениром, уместным для любого повода.

У каждого из нас открытка прежде всего ассоциируется с поздравлениями. Причем сейчас становится все популярнее ее дарить не только на официальные праздники или важные события жизни (дни рождения, свадьбы, рождение ребенка), но и «просто так» для поднятия настроения. Во многих случаях даже текст не нужно придумывать — производители открыток уже об этом позаботились. Вероятно, большинство выберут готовую, уже кем-то придуманную открытку, чем потом станут долго подбирать слова, стараясь не быть банальным. Кроме того, сейчас понятие «открытка» подразумевает и виртуальные поздравления — flash-открытки, которые также отправляются по почте, но только электронной.

Однако ни «почтовая карточка», ни приобретенная в магазине открытка, какая бы она ни была оригинальная, ни тем более flash-открытка не идут в сравнение с открыткой корпоративной.

Традиция бизнес-поздравлений, как и многие другие, имеет западные корни. Правда, 15 лет назад, когда только начинал развиваться коммерческий бизнес, речи о формировании фирменного стиля или развитии корпоративной этики не шло. Однако первые шаги в этом направлении начинались как раз с «почтовых карточек». Для нее не требовалось покупать отдельно конверт или марку. На обычном принтере печатали адрес получателя и текст поздравления. Конечно, эти времена ушли в далекое прошлое. Сейчас сложно представить, чтобы кто-то решил поздравить коллегу почтовой открыткой. Притом что открыточная индустрия и современные полиграфические возможности предоставляют безграничный выбор. Хотя тут кроется другая проблема — что предпочесть: приобрести готовую открытку или разработать собственный дизайн, доверив его воплощение типографии? Первый вариант — самый простой, однако, высока вероятность того, что среди прочих поздравительных приветствий найдется точно такая же открытка. Второй — несколько затратен, но вполне доступен для любой фирмы, а в результате получится эксклюзивное изделие, отражающее стиль компании.

Красивая, но обезличенная открытка. Вся персональная
информация размещена внутри, что не очень эффективно

На самом деле не так важно, представляете ли вы корпорацию или небольшую фирму, — партнеры, коллеги, важные клиенты есть у тех и других. Получить от лица компании поздравление в виде открытки — всегда приятно. И здесь важен психологический аспект. Согласитесь, когда вам дарят открытку, у вас появляется на лице улыбка, а далее вся гамма положительных эмоций вам обеспечена, заставляя чувствовать по меньшей мере признательность и благодарность. Учитывая наше изначально трогательное отношение к получению открыточных поздравлений, это может стать стимулом к выстраиванию доверительных и надежных деловых отношений, благоприятному расположению партнеров, налаживанию взаимопонимания внутри коллектива. Поскольку открытка — это еще и знак внимания, уважения, то его оценит и персонал компании, который увидит в этом жесте заботу руководства о сотрудниках, и партнеры по бизнесу и клиенты, в чьих глазах сложится благоприятный имидж фирмы.

[ ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОТКРЫТКА? ]

Если обратиться к происхождению слова «открытка», то толковые словари русского языка трактуют его не иначе как «почтовую карточку для открытого (без конверта) письма». Такие открытые письма, одна сторона которого предназначалась для адреса, а другая — для самого сообщения, были весьма распространенным видом корреспонденции в России XIX в. Кстати, и в переводе на многие европейские языки «открытка» обозначает именно «почтовую карточку» (postcard — англ., Postkarte — нем., carte postale — фр.). Сейчас открытка установленного образца должна иметь размер 105х148 мм, место для марки и подпись под изображением. Между прочим, в этом году почтовой открытке исполняется 130 лет! Официальным годом ее рождения считается 1878 г., когда была принята Всеобщая почтовая конвенция. Хотя, если говорить о поздравительных карточках, то традиция дарить их близким людям зародилась в Европе задолго до этого.

Кроме того, открытка уже давно стала неотъемлемой частью деловой этики. В этой связи теперь практически каждая компания считает для себя обязательным подготовить корпоративную открытку. Разумеется, чем она будет оригинальнее по задумке, конструкции, дизайну, полиграфическому исполнению, тем большее произведет впечатление. Как показывает практика, интересные образцы имеют долгую жизнь, украшая стены офиса многие месяцы. А это, в свою очередь, скрытая реклама, которая постоянно и ненавязчиво будет напоминать о компании-дарителе продолжительное время.

Простые тематические открытки с мультипликационной тематикой.
Логотип компании на изображении однозначно «персонализирует» открытку

Еще открытка — это предмет любования. Подмечено, что получив открытку, мы еще несколько раз ее открываем и закрываем, перечитывая поздравление, разглядывая изображение, перебирая в руках небольшой, по сути, презент. Открытка предназначена для близкого рассмотрения, потому в ней важна любая деталь — конструкция, форма, бумага или другой материал, из которого она изготовлена, сюжет изображения, цветопередача, виды отделки. Внимание заостряют дополнительные элементы в виде вырубных окошек, лент, бантов, тесьмы, страз и т. д. Об этом лучше расскажут представители типографий, профессионально занимающиеся воплощением фирменного стиля компании в малой форме.

Обычная почтовая карточка Почты России с местом
для адреса, индекса и впечатанной почтовой маркой

Сейчас важно то, что дизайн корпоративных открыток нужно разрабатывать индивидуально. Это лицо компании, ее имидж, «открытое письмо», демонстрирующее отношение к тем, кому она вручается.

Сложная открытка с тиснением
«зеркальной» фольгой и конгревом
Открытка, отпечатанная цифровой
печатью на дизайнерской бумаге


[ ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО КОНВЕРТА ]

Несмотря на многовековую практику отправления письменных сообщений бумажные почтовые конверты появились лишь в 1820 г. Торговец писчебумажными товарами в английском городе Брайтоне мистер Бревер (по некоторым источникам Бремер), решив обновить витрину своего магазина, соорудил бумажную пирамиду: внизу располагались листы большого формата, используемые для печати газет, в середине — меньшего размера, а на верху — самые маленькие, с визитную карточку. Последние из них не остались незамеченными и быстро завоевали популярность среди местной публики, обеспечив успех в торговом деле брайтонскому изобретателю. Стало модным использовать для переписки бумагу формата визитки, правда, в обращении такие листочки были не совсем удобны, поскольку по традиции приходилось их складывать чистой стороной вверх, предназначавшейся для адреса. А места для его написания не хватало. Тогда мистер Бревер придумал специальные пакеты для таких листков, которые сначала бесплатно прилагались к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Только клиентам английской почты не очень хотелось их выкраивать и клеить самим. Вскоре Бревер поручил изготовление почтовых пакетов специальным предприятиям. Позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» (от англ. tо cover — закрывать).

Через четверть века благодаря англичанам Де ля Рю и Хиллу появилась и первая машина, предназначенная для изготовления конвертов большими тиражами. Еще через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.

Конверт претерпевал изменения как из практических соображений, так и в угоду моде. Появились конверты самых разных размеров и цветов. Чтобы он не разглашал содержания письма, внутрь вкладывалась тонкая цветная или непрозрачная бумага, или же просвечивающая, но запечатанная цветным узором. Постепенно сформировались стандартные размеры почтовых конвертов исходя из форматов выпускаемой бумаги. И до сих пор конверты меняют свой облик, подстраиваясь под требования времени.

Однако открытка — только часть поздравления. Ее частым спутником является конверт. И в ряде случаев он способен произвести не меньшее впечатление, чем само вложение. Особенно, если оба изделия выполнены в едином стиле, из того же материала и имеют схожие элементы оформления. Как правило, такие поздравительные письма по почте не отправляют, а предпочитают доставлять курьером или вручать при личной встрече.

Сложные новогодние открытки с использованием самых разных отделочных технологий: тиснения фольгой, вырубки, аппликации, флокирования и т. д. Нестандартный квадратный формат открытки требует использования специального конверта

Скорее всего тенденция создавать собственные дизайны фирменных открыток и конвертов найдет свое продолжение в будущем. И как бы ни говорили о тотальной компьютеризации, вытеснении печатных форм и технологий, все-таки в памяти остается то, что можно потрогать своими руками. Образ, вызывающий теплые чувства, вряд ли заменит электронное flash-подобие. Да и способ поздравления по электронной почте подходит больше для личных контактов, нежели деловых.

Сложные открытки с отделкой трафаретной печатью.
Ей нанесены объемные и глиттерные лаки, а также кроющая краска



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»