на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №5
июнь, 2005

Статьи из журнала Формат №5-2005

РАСТИСКИВАНИЕ: КАК ПОВЛИЯТЬ НА ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ
Что такое растискивание и как оно взаимосвязано с качеством печати?

Растискивание: что с ним делать. И нужно ли?

СТЕРЕО- И ВАРИОИЗОБРАЖЕНИЯ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
Популярная некогда технология возрождается
и находит новое применение в рекламной полиграфии
POS-МАТЕРИАЛЫ
Печатная продукция для оформления мест продаж появилась в нашей
стране недавно. Посмотрим, что предлагают российские типографии
Рекламный POSредник для эффективных продаж
Нестандартные решения
ПОКА ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО, ИЛИ КАК Я ВЫБИРАЛ
ТИПОГРАФИЮ ДЛЯ СВОИХ ЗАКАЗОВ

10 критериев оценки типографии
БОРЕМСЯ С ЛИШНИМ ВЕСОМ
Мы не можем ждать милостей от Почты, взять их у нее - наша задача. Неско-
лько советов тому, кто решил организовать рекламную рассылку по почте
Информатор
авторам реклама перепечатка english version
Теория
РАСТИСКИВАНИЕ: КАК ПОВЛИЯТЬ НА ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ

Что такое растискивание и как оно взаимосвязано с качеством печати?

Мы продолжаем цикл статей для тех, кто самостоятельно выполняет допечатную подготовку изданий. На этот раз мы рассматриваем проблему растискивания и ее взаимосвязь с результатами печати.

Мы уже писали о таком «неизвестном» параметре цветоделения как «суммарный краскоперенос». На самом деле таких параметров намного больше. И если издатель или рекламное агентство осуществляет допечатную подготовку своих изделий самостоятельно, то так или иначе столкнется с ними. Можно, конечно, установить типовые значения (например, «Евростандарт») и забыть обо всем, но в итоге получится, что все проблемы будут переложены на типографию, а потом придется долго разбираться, кто в чем виноват. Если же хочется сделать все по уму, надо учитывать множество параметров, один из них - растискивание. Что это такое, как оно измеряется и какова его природа подробно описано в статье. В качестве вступления укажем лишь некоторые общие понятия и «правила игры».

Первое, что нужно понимать, растискивание - это физическое явление, которое неизбежно при печати. А значит, относиться к нему придется как к явлению природы: хочешь не хочешь, а терпеть придется.

Как любое физическое явление оно мало зависит от человека, но его негативные воздействия можно минимизировать и даже использовать во благо, если знать как.

[ МНЕНИЕ ]

И вновь мы возвращается к вопросу, почему типография не умеет печатать. Точнее, почему результат получается не таким, как хотелось заказчику.

Дать ответ на этот вопрос сложно, но все же можно. Одной из главных причин этого является недостаточное понимание заказчиками всех нюансов физических и химических процессов, происходящих при печати полиграфической продукции.

Обычно в разных типографиях растискивание различно, более того, оно может различаться в пределах одной типографии. Это значит, что технологический разрыв может негативно сказываться на качестве печати. Под технологическим разрывом в данном случае понимается следующее: обработку изображений и цветоделение делали в одном месте, пленки вывели в другом, а печатать понесли в третье. Каждый технологический процесс обладает своей долей нелинейности. И все они в какой-то степени влияют на изменение размера растровой точки. Практика показывает, что все эти влияния негативные, хотя возможны исключения.

В этой связи ведущие технологи и в нашей стране, и за рубежом рекомендуют для получения гарантированного результата объединить все технологические процессы вместе на одном предприятии.

На практике все бывает по-разному. Как правило, технологический процесс все же разорван. Хотя есть один путь, которому можно следовать и получать более-менее гарантированные результаты. Делать пленки нужно не до, а после того, как найден исполнитель заказа (типография). Необходимо получить четкие указания о величине растискивания, с которым эта типография работает. После чего нужно проделать корректировку всех изображений, а может быть даже и цветов заливок, и только после этого отдавать файлы на вывод.

Свой путь

Существуют и другие варианты работы, например, допечатную подготовку вести в том или ином типовом стандарте, но вывод пластин или пленок отдавать типографии, которая будет печатать заказ. Типография сама на этапе вывода пленок или пластин осуществит необходимую корректировку под свой печатный процесс, причем может сделать это автоматически. При разорванном технологическом процессе сделать это невозможно.

Еще один «модный» способ работы по достижению желаемых результатов - это использование ICC-профилей на каждом этапе преобразования, но этот способ пока еще мало где полностью реализован, и им далеко не все умеют пользоваться. Во всяком случае, найти типографию, у которой можно получить готовый ICC-профиль ее процесса, причем для заданных пользователем условий (тип и толщина бумаги, виды лакирования, типы используемых красок и т. д.), практически нереально даже в развитых странах. Этот путь пока чисто теоретический, хотя рано или поздно он будет реализован. Только тогда технологический процесс можно будет разрывать на любой стадии сравнительно безболезненно.

А пока надо очень внимательно относиться ко всем параметрам допечатного процесса, в частности, к растискиванию. Поскольку именно растискивание влияет на изображение в наибольшей степени, причем даже небольшое его отклонение от запланированного может сильно повлиять на результат.

[ СПРАВКА ]

Управление растискиванием

Как справедливо сказано в статье, величина растискивания - фактически природное явление и при разных условиях она может меняться. Условия эти определяются множеством параметров - видом и состоянием оборудования, материалами, атмосферными условиями и т. д. И если в одной типографии установлено одно растискивание, то совсем не обязательно, что оно будет таким же и в другой. Бесспорно, есть стандарты, в которых величина растискивания нормируется, но, во-первых, для типографии корректно измерить его величину не так просто, а, во-вторых, в рамках определенных технических ограничений типографии не могут влиять на этот параметр, и им приходится работать с таким, какой есть изначально. Более того, если типография грамотная и знает, что ее растискивание больше/меньше нормы, и при этом сама изготавливает фотоформы или печатные формы с использованием CtP, то она может вводить необходимые компенсации еще на допечатной стадии, чтобы обеспечить хороший уровень качества печати. Хуже, если клиент приходит в типографию со своими готовыми пленками. Здесь уже скомпенсировать ничего нельзя. И если допечатная стадия велась с учетом одного значения растискивания, а в типографии оно другое, то отклонения в передаче цвета неизбежны. Так что учитывать растискивание на стадии допечатной подготовки необходимо, и знать, в какой типографии будешь печататься, тоже.

Что касается собственно управления растискиванием, то это вопрос очень сложный. Типография может этим заниматься, но она никогда не будет делать это для отдельного клиента. Нельзя один заказ печатать с одним растискиванием, другой заказ - с другим. Впрочем, есть общее представление о том, как влияют те или иные полиграфические процессы на растискивание. Увеличение жесткости офсетной резины может его уменьшить, но при этом существенно затрудняет работу со сложными бумагами; высокопигментные краски можно класть слоем меньшей толщины, также снижая растискиваниме, но при этом сами краски заметно дороже. И так далее. Способов борьбы с растискиванием много, но это внутреннее дело типографии, которая, скорей всего, не будет подстраиваться под конкретного клиента.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»