на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №5
июнь, 2005

Статьи из журнала Формат №5-2005

РАСТИСКИВАНИЕ: КАК ПОВЛИЯТЬ НА ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ
Что такое растискивание и как оно взаимосвязано с качеством печати?

Растискивание: что с ним делать. И нужно ли?

СТЕРЕО- И ВАРИОИЗОБРАЖЕНИЯ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
Популярная некогда технология возрождается
и находит новое применение в рекламной полиграфии
POS-МАТЕРИАЛЫ
Печатная продукция для оформления мест продаж появилась в нашей
стране недавно. Посмотрим, что предлагают российские типографии
Рекламный POSредник для эффективных продаж
Нестандартные решения
ПОКА ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО, ИЛИ КАК Я ВЫБИРАЛ
ТИПОГРАФИЮ ДЛЯ СВОИХ ЗАКАЗОВ

10 критериев оценки типографии
БОРЕМСЯ С ЛИШНИМ ВЕСОМ
Мы не можем ждать милостей от Почты, взять их у нее - наша задача. Неско-
лько советов тому, кто решил организовать рекламную рассылку по почте
Информатор
авторам реклама перепечатка english version
Практика
СТЕРЕО- И ВАРИОИЗОБРАЖЕНИЯ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ

Популярная некогда технология возрождается
и находит новое применение в рекламной полиграфии

Лариса Данилова,
компания «Растр-Нева»
(С.-Петербург)
Человек видит мир цветным и объемным. И желание воспроизвести объем на плоскости привело к появлению технологии лентикулярной печати. В России чаще встречаются названия линзовая, линзорастровая или просто растровая печать.

Изображения, полученные по данной технологии, принято называть стерео и варио в зависимости от видимого эффекта объема или движения объекта.

В отличие от голограммы, стерео-, вариоизображения являются полноцветными и позволяют передавать не только объем на абсолютно плоской поверхности, но и придавать объектам элементы динамики или видеть несколько различных объектов при смене угла зрения. Такая технология получила распространение сначала для сувенирной, а теперь и рекламной продукции.

Забавные календарики и открытки с изображением подмигивающих девушек или «мультяшных» героев помнят многие. Они пользовались спросом в 60–70-х годах. Достичь большего, чем смена двух-трех изображений на тот момент не представлялось возможным. Появление компьютеров, программного обеспечения, развитие производства полимеров, в частности пластиков, совершенствование печатного оборудования - все это позволило сделать технологию растровой печати более доступной и расширить сферу ее применения. Теперь стало возможным получать более качественные стерео- и вариоизображения и, что самое главное, крупноформатные. С другой стороны, конкуренция на рынке рекламы, постоянный поиск новых возможностей, новых эффектных рекламных «трюков» приводит к росту популярности объемных и анимированных изображений.

Основой для получения стерео- и вариоизображения служит линзорастровый пластик, который представляет собой набор параллельных цилиндрических линз. При просмотре специально подготовленного изображения через лист такого пластика можно наблюдать стерео- и вариоэффект. Линзовый пластик «обманывает» зрение, показывая левому и правому глазам разные изображения одной и той же сцены, снятые из разных положений. Эффект основан на свойстве бинокулярного зрения человека: левый и правый глаза смотрят на мир из разных точек (разделенных у человека на 60–70 мм). Именно бинокулярное зрение и обеспечивает нам объемное восприятие окружающего мира.

Эффекты

В данном случае подразумевается использование линзорастровой технологии производства. Сами эффекты делятся на два основных типа - стерео и варио, в каждом из которых существует дальнейшее, более подробное, деление. В стереоизображениях можно выделить три основных вида, главным отличием которых является способ получения исходных файлов для создания оригинала-макета. 3D-cтерео - трехмерное, объемное изображение, обладающее эффектом оглядывания (то есть объекты можно рассматривать с разных сторон). Изображение может быть получено с помощью специальной стереосъемки или в программах 3D-моделирования. Псевдостерео - эффект, создающий иллюзию разноудаленности (по глубине) объектов изображения, при этом сами объекты остаются плоскими. Объекты (планы) могут быть получены из одного или нескольких обычных изображений с помощью графических редакторов. 2D-3D преобразованное стерео - создание стереоизображения из плоской картинки с использованием специальных программ либо специальных преобразований в обычном графическом редакторе. При качественной работе такое стереоизображение очень сложно отличить от реального 3D. Вариоизображения - несколько изображений, последовательно сменяющих друг друга в зависимости от угла наблюдения. В отличие от стереоизображений, здесь градация идет по видимым вариоэффектам. Флип (Flip) - последовательная смена двух и более сцен (сюжетов). Зум (Zoom) - плавное увеличение/уменьшение (или приближение/удаление) объекта. Морфинг (Morphing) - плавное «превращение» одного объекта в другой. Анимация (Animation) - движение одного или нескольких объектов.

Области применения

Существующий ассортимент линзовых пластиков по размеру, углу обзора, расстоянию просмотра позволяет использовать стерео- и вариоэффекты в различной рекламной и сувенирной продукции.

  • Рекламная полиграфия и сувениры. Популярностью пользуются календари, шапки для трио-календарей (шпигели), открытки, визитки, компьютерные коврики, подставки под пиво (beerdekel), а также часы, зажигалки, брелоки и многое другое.

  • POS-материалы (воблеры, денглеры, постеры, шелфтокеры и т. д.)

  • Оформление интерьеров офисных помещений и элитных квартир, клубов, казино, ресторанов - лайтбоксы, панно, выставочные стенды и т. д.

  • Наружная реклама - световые короба, вывески, рекламные щиты, штендеры, пилоны и пр.

  • Упаковка, в том числе парфюмерных товаров, алкогольных напитков premium класса.

  • Печатные издания - обложки книг, журналов, учебная литература (пособия по химии, физике, биологии, медицине).

  • CD-, DVD-диски, аудио- и видеокассеты со стерео- и вариоизображением на упаковке.

А что в «наружке»?

Использование лентикуляров в наружной рекламе требует особого внимания. Как известно, все средства наружной рекламы должны соответствовать условиям безопасности граждан и дорожного движения. Поэтому разработка технических характеристик рекламоносителя, выполнение расчетов на прочность и ветровые нагрузки, а также монтаж выполняются организациями, имеющими лицензию на проведение данных работ.

Пример использования стерео- и
вариоизображений: Лайтбокс диаметром
1,5 м, установленный на стене

Производители стерео- и вариопродукции, как правило, ориентированы только на изготовление рекламного материала. Перед тем, как браться за заказ постера с объемным и анимированным изображением, необходимо уточнить способ его использования и размещения. Кроме стандартных вопросов для стерео- и вариопродукции (графические эффекты, расстояние просмотра, размер) обязательно надо учитывать толщину используемого растра, его вес, способ крепления.

Существующие типовые рекламоносители (билборды, лайтбоксы, пилларсы, кронштейны, настенные щиты и т. п.) рассчитаны на печать по гибким материалам (ткань, бумага, пленка). Вес таких материалов небольшой, и к совмещению изображения не предъявляется жестких требований. Лист линзового пластика, например 3D 20 lpi размером 1,252,4 м, весит 13,6 кг. То есть набор лентикулярных листов для билборда 356 м будет весить порядка 85 кг и состоять из 9 листов 152 м. Формат и характеристики (линиатура) растров могут быть и другими (но не более 1,252,4 м), все зависит от дизайна. Монтировать и состыковывать стерео- и вариоизображение необходимо непосредственно на плоскости билборда. Работа для монтажников нестандартная и требует предварительной тщательной подготовки как по креплению, так и по состыковке стерео- и вариоизображения.

Примеры использования стерео- и
вариоизображений: 2 - напольный
лайтбокс диаметром 1,2 м

По дизайну идеальный вариант, когда стык каждого постера не «режет» цельное изображение. Совместить изображение с каким-либо вариоэффектом сложно даже в производственных условиях, а на улице практически нереально. Стереоизображение можно совместить, но эффект объема для просмотра с большого расстояния (более 15 м) не рекомендуется. Увидеть кинетический эффект, проезжая на машине, можно, и он привлечет внимание. Стереоэффект на билборде останется незамеченным.

Если размер рекламоносителя (лайтбокса, пилларса, кронштейна и т. п.) не превышает 1,252,4, то никаких сложностей при дизайне, производстве постеров не возникнет. Единственный вопрос, который необходимо уточнить у владельца, - ширина профиля, так как для наружной рекламы используются жесткие растры толщиной от 2 до 3,9 мм.

Если рекламоноситель изготавливается по индивидуальному проекту (вывеска магазина, настенный лайтбокс или щит), то лучше всего привлечь к совместной работе производителя, имеющего соответствующий опыт по изготовлению, монтажу наружной рекламы и согласованию в городских центрах. На фото приведен пример наружного лайтбокса, вмонтированного в стену АЗС «Фаэтон-Аэро» (1).

Характеристики продукции

Линзовые растры изготавливаются из листового PETG - ПЭТГ (полиэтилентерефталатгликоль). Материал обладает хорошими оптическими качествами, характеризуется высокой химической стойкостью, ударной прочностью. Листовой ПЭТГ относится к трудногорючим материалам и является физиологически инертным. Обладает низкой водопоглощающей способностью. Материал применяется в самых разнообразных областях - от пищевых контейнеров до остекления рекламных щитов и крытых остановок. «Выдавливание» параллельных цилиндрических линз в ПЭТГ свойств самого материала не меняет.

Печать производится и на материалах, и красками, специально разработанными для наружной рекламы, обеспечивающими стойкость к влаге, ультрафиолету, перепадам температуры.

Долговечность постера со стерео- и вариоизображением оценивается в 5 лет. Гарантии обычно даются на 1 год. Как и любой пластик, линзовый растр надо беречь от царапин, не использовать при очистке абразивные и химически активные вещества. И тогда стерео- и вариоизображение сможет участвовать не в одной рекламной кампании (сезонной наружной рекламе или украшать интерьер или выставочный стенд).

Преимущества

Оценка преимуществ стерео- и вариорекламы по сравнению с обычной проводилась Израильской компанией Human Eyes по таким категориям, как степень заметности (привлечение внимания), восприятие новизны, запоминаемость, общее одобрение. Людям показывали обычную и стерео- или вариорекламу таких продуктов, как пиво, мобильные телефоны, CD-диски, блокноты и записные книжки. Более 75% опрошенных предпочли рекламу и сувенирную продукцию с объемными и анимированными изображениями. По запоминаемости стерео- и вариореклама опережает обычную в 4, 5 раза.

И все-таки более высокие цены на стерео- и вариорекламу и сувенирную продукцию по сравнению с традиционной полиграфией обусловлены не соотношением эффективности или модой, а стоимостью сырья и трудоемкостью изготовления. К полиграфической печати максимально высокого разрешения необходимо добавить стоимость растра, скотча и ручной, очень кропотливый труд. При печати непосредственно по растру нужно учесть расход пластика на приводку и амортизацию дорогостоящего оборудования. Материал ПЭТГ сам по себе недешевый, а в виде линзового растра еще дороже.

Лист самого дешевого гибкого пластика 75 lpi без клеевой основы 50570 см стоит в России 2–3 долл. Стоимость пластика практически зависит от его веса. При использовании толстого пластика для интерьерной и наружной рекламы расходы на него составят 200–300 долл./м2.

Таким образом, стоимость стерео- и вариопродукции превышает обычную полиграфию в 3–6 раз. Но вероятность того, что календарь или открытка, выполненные по данной технологии, не будут лежать в стопке аналогичных ежегодных подарков, а займут достойное место в офисе, значительно выше. По эффективности реклама со стерео- и вариоизображением сравнима с региональным телевидением. При этом расходы на прокат пятисекундного ролика значительно выше. Конечно, всю традиционную рекламу не заменяют дорогостоящим стерео- или вариоизображением. Обычно ей отводят 10–15% наружных рекламоносителей от общего объема. Сувениры, оформление выставок, POS-материалы могут быть изготовлены по растровой технологии в полном объеме или гармонично дополнять традиционные материалы.

ПОЛУЧЕНИЕ СТЕРЕО- И ВАРИОИЗОБРАЖЕНИЙ

Первым этапом при получении стерео- и вариоизображений - подготовка стереоракурсов или вариокадров. Существует несколько способов подготовки изображений для получения эффекта объема.

Для стереофотосъемки используются или несколько фотоаппаратов, или многообъективная фотокамера, или одна видео- или фотокамера. Стереосъемку можно выполнять двумя способами:

  • Параллельным. Смещать камеру относительно сцены (например, используя специальный штатив) или смещать саму сцену/предмет, зафиксировав камеру. При параллельном способе направление оптической оси объектива постоянно;

  • Направленным. Вращать камеру относительно сцены или вращать сцену/предмет относительно камеры. При направленном способе оптическая ось объектива всегда направлена на центральный объект сцены.

Также для создания последовательности стереоракурсов можно использовать программы трехмерного моделирования. Наиболее популярна 3D Studio Max. Ракурсы получают последовательным «рендерингом» сцены, видимой камерой (или камерами) из разных положений.

На втором этапе из набора подготовленных файлов необходимо создать полосовое изображение (так называемое кодирование). Суть этого процесса в следующем: каждое исходное изображение разрезается на полосы, и затем из этих полос формируется готовое для печати изображение, в котором присутствуют все исходные ракурсы (или кадры). Для реализации этой задачи создано множество программ, например PhotoProjector (автор Е. Вазенмиллер), MrTwister (компания Triaxes) и др.

Третий этап, завершающий, заключается в совмещении закодированного изображения с линзовым растром. Изображение распечатывается на струйном принтере или плоттере, совмещается с растром при помощи прозрачного двухстороннего скотча и ламинируется. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печать производится на бумаге; если требуется изготовить световой короб со стерео- и вариоизображением, печатают на специальных пленках, предназначенных для работы на просвет (Backlith, Duratrans и др.). Данный способ по производительности и стоимости применим для сувенирной продукции или POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами (от 100 шт. до 10 тыс. шт. в месяц) и хорошо зарекомендовал себя при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов (от единичных тиражей до 200 шт. в месяц).

Другой способ производства - печать закодированного изображения непосредственно по пластику. При производстве малоформатной продукции используется тонкий пластик (до 0,7 мм) и применяется традиционный офсетный способ печати по невпитывающей поверхности (УФ-краски). При печати по линзовому растру необходимо обеспечить не только точность приводки, но и сохранение заданных режимов (в том числе температурных) на весь период печати. Иначе вся продукция пойдет в брак. И это при стоимости двух долларов за один лист растра. Офсетные тиражи становятся экономически выгодными при запечатке 1500 листов пластика. На каждый лист помещается 16 открыток 10515 см или 36 календариков и тираж составит 24 тыс. открыток или 54 тыс. карманных календариков. Минимальным тиражом для офсетной печати считается 500 листов пластика. В данном случае себестоимость готовой открытки сравнима с печатью по бумаге. При необходимости печати большого количества крупноформатных панно на толстом жестком пластике используют специальные плоттеры. Наиболее известны марки Inca Colambia, Inca Eagle (Англия). Компании-производители стерео- и вариоизображений при необходимости печати по растру обычно пользуются услугами контрагентов, владельцев соответствующего печатного оборудования. Приобретение офсетной машины или специального плоттера стоимостью не менее 500 тыс. долл. с целью печати только стерео- и вариоизображений пока нерентабельно, так как продукция с объемными эффектами среди всей рекламной продукции пока еще занимает доли процента.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Существует несколько независимых направлений стереоскопии, каждое из которых отличается способом создания изображения и его просмотра человеком.

В одном случае для наблюдения стереоэффекта требуются специальные очки. Первооткрывателем этого метода считается архитектор Чарльз Уэтстон, который в1833 г. продемонстрировал первый стереоскоп. До изобретения фотографии стереопары были рисованные. Впоследствии наряду со стереоскопами появились цветные анаглифные очки, поляризационные стереоочки и другие способы просмотра стереоизображений.

Второй способ - создание стерео- и вариоизображений с использованием линзовых растров. В этом случае человек видит объем, не прибегая к специальным оптическим приспособлениям.

В конце XVII в. французский живописец Буа-Клэр обнаружил, что может достичь пространственного эффекта, располагая между картиной и зрителем решетку. Два различных изображения расположены на плоской поверхности, перед которой крепится решетка из пластин, позволяющая видеть одно изображение слева, другое - справа. При фронтальном просмотре оба изображения видны одновременно.

В 1896 г. француз Бертье возродил метод Буа-Клэра. Одновременно с Бертье в том же году идею применения решетчатого растра высказал Лизеганг.

В 1940 г. в Москве был сконструирован первый в мире стереоэкран с проволочным светопоглощающим растром. В 1941 г. кинозал открыли и зрители могли видеть стереофильм «Концерт» без очков и каких-либо дополнительных приспособлений.

Габриэлю Липпману (1845-1921 гг.) принадлежит идея использования сначала сферических, а потом и цилиндрических линз для получения стереоэффекта: каждая линза формирует только небольшую часть изображения, и эти части складываются вместе в единое целое. Морис Бонне (1907 г. р.), французский изобретатель и фотограф-любитель, заинтересовался способом получения объемных изображений с помощью гофрированных пленок, описанным Липпманом. Разработанная им схема создания подобных стереоизображений используется и по сей день.

В России научные разработки в области стереоскопии велись в московском НИКФИ (институт кино и фотографии). Уже в начале прошлого века в лаборатории С. П. Иванова разрабатывались технологии изготовления стереоизображений. В 1963 г. был представлен метод получения многоракурсных стереофотографий (до 12 ракурсов) - это был рекорд для того времени. Сейчас с помощью компьютеров и специальных программ можно делать 20–30 и более ракурсов.

В 80-х гг. началось массовое производство стереооткрыток и календариков.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Костров,
компания «ОктоПринт Сервис» (Москва)

Наша компания поставляет на российский рынок лентикулярные пластики фирмы Lenticular Plastic Company (LPC). Предлагаются разные виды таких материалов, среди которых следует отметить:

  • пластик 75 lpi (линий на дюйм). Самый ходовой и универсальный листовой пластик для получения как объемных, так и анимированных изображений. Данного разрешения достаточно для воспроизведения довольно мелких сюжетов, рассматриваемых вблизи. Рекомендуемый размер сюжетов до 20–25 см;

  • пластик 62 lpi. Предназначен для изображений формата больше, чем 20–25 см. Может использоваться для сюжетов, рассматриваемых примерно с 1–1,5 м;

  • пластик 60 lpi. Для еще больших по размеру сюжетов. Предназначен для изготовления рекламной продукции, например, для оформления мест продаж;

  • пластик 100 lpi. Сверхтонкий лентикулярный пластик, который используется в производстве упаковки, а также продукции для прямой рассылки (direct mail) и т. д. Может обеспечить очень хорошее качество объемных изображений, но требует серьезного подхода к печати и допечатной подготовке.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»