на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №4
май, 2005

Статьи из журнала Формат №4-2005

ЛАКИРУЕМ ОБЛОЖКУ
Виды лакирования, используемые в рекламной
полиграфии и производстве периодических изданий

ЦИФРОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ИЛИ ГОТОВИМ
ФАЙЛ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ

Цифровая печать не лишена недостатков. О них нужно знать,
если вы решили самостоятельно подготовить файл для печати

В ПОИСКАХ БЕСПЛАТНОГО СЫРА, ИЛИ ТАК ЛИ ХОРОШ ТЕНДЕР?
Насколько оправдано использование тендерных технологий в полиграфии?
НЕБУМАЖНАЯ БУМАГА
Синтетическая бумага - особый материал, находящий
широкое применение в производстве печатной продукции
«Синтетическая бумага - современный и модный материал!»
КАТАЛОГ ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ
Каким должен быть современный фирменный каталог?
КАТАЛОГ ФИРМЫ ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ДОСТОЙНО
Стильные вещи начинаются с изящного и точного кроя
авторам реклама перепечатка english version
Теория
ЦИФРОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ИЛИ ГОТОВИМ ФАЙЛ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ

Цифровая печать не лишена недостатков. О них нужно знать,
если вы решили самостоятельно подготовить файл для печати

Цифровая печать имеет ряд особенностей; мы приводим несколько советов, которые помогут вам в подготовке файлов.

Часто, когда публикация готовится к печати, еще до конца не ясно, где и как она будет печататься. Причем не известна не только типография, но подчас и способ тиражирования. Бывает, подготовка к печати затягивается: начальство не утверждает макет, поздно приходит согласование и т. д. Потом вдруг выясняется, что до момента, когда нужно иметь на руках готовую продукцию, остается очень мало времени, и ни одна типография уже не берется за выполнение заказа в требуемые сроки. Здесь помочь может только цифровая печать.

Естественный вопрос: есть ли разница в подготовке публикации для разных способов печати. Разумеется, есть и очень большая. Готовя, например, публикацию для офсетной или глубокой печати, надо помнить о том, что эти технологии отличаются, у них разные режимы цветоделения, параметры цветового охвата, растрирования и т. д. Впрочем, про использование таких специальных способов печати, как глубокая, флексография и др., как правило известно заранее.

[ МНЕНИЕ ]

Время от времени приходится слышать мнение, что постепенно цифровая печать вытеснит офсетную, или же наоборот, «цифра» никогда не сможет приблизиться по качеству к «офсету» и останется только для выполнения нишевых задач.

Скорее всего, не правы ни те, ни другие. Оба способа тиражирования будут сосуществовать, причем, нам кажется, довольно мирно. Более того, они будут дополнять друг друга. Но, чтобы это происходило успешно, необходимо объективно оценивать возможности обоих способов печати и правильно их использовать.

В нашем случае вопрос с одной стороны упрощается, а с другой - усложняется. Цифровая печать - технология широко распространенная, хотя и не так, как офсет. А значит, велика вероятность, что подготовленная к воспроизведению офсетным способом публикация может быть передана для тиражирования в цифровую типографию. Не возникнут ли проблемы при воспроизведении на цифровой машине того, что готовилось для офсета? Иными словами, насколько офсет и «цифра» близки по качеству и по возможностям?


Цифровые печатные машины разных уровней: относительно недорогая машина начального уровня Xerox DocuColor 12 (слева) и машина среднего класса Xerox DocuColor 6060. Машины младшего ряда разрабатывались для использования в качестве офисной техники. В нашей стране, как правило, когда речь идет об услугах цифровой печати, подразумевается использование именно таких машин

Если послушать уверения поставщиков цифрового печатного оборудования, то этот вид печати по качеству не только не уступает, но и чуть ли не превосходит офсет. Относиться к таким словам надо осторожно, а точнее, необходимо ориентироваться в теме. Цифровые печатные машины бывают разные. Понятно, что цифровая машина за 20–30 тыс. долл. будет печатать хуже, чем машина за 200–300 тыс. долл, а тем более, за 800–1000 тыс. долл. Это значит, что в каждом конкретном случае все равно придется учитывать возможности той или иной типографии.

Мы обратились в некоторые московские компании, предлагающие услуги цифровой печати, и попросили их указать ограничения, с которыми можно встретиться при работе на цифровых машинах. Некоторые моменты из интервью мы публикуем в этом номере.


К цифровым печатным машинам высокого класса относятся Xerox iGen3 (вверху) и Heidelberg NexPress 2100 (внизу). Они отличаются более высоким качеством и скоростью печати. Такие машины разработаны специально для центров предоставления услуг цифровой печати. Впрочем, в России таких машин пока единицы

Как выяснилось, определенные нюансы по работе с «цифрой» существуют. И учитывать их придется. В последнее время при изготовлении некоторых видов полиграфической продукции используют сразу две технологии. Например, сигнальный экземпляр журнала делается на «цифре», а весь тираж печатается на офсетной машине. То же и с некоторыми видами упаковки. В этом случае особенности цифровой печати могут усложнить подготовку изделия к производству. Выход есть: некоторые требования цифровой печати (величина штрихов и размер шрифта, точность цветового воспроизведения, цветовые модели и т. д.) вполне обоснованы и для офсетной печати. Например, даже офсетом печатать текст размером в 3 пункта имеет смысл только в каких-то очень специальных целях.

Учитывая особенности «цифры», можно добиться ее «совместимости» с офсетом, и тогда у вас появятся дополнительные возможности по использованию обеих технологий.

Андрей Самойлов, компания
«НексПринт» Оборудование:
NexPress 2100 (Heidelberg)
Наша типография выполняет заказы и на цифровом, и на офсетном оборудовании, поэтому у нас требования к файлам для печати одинаковы. В случае выполнения работ, в которых заказчиком ставятся строгие условия по воспроизведению цвета,

наши специалисты делают цветокоррекцию с учетом используемого печатного оборудования. При подготовке файлов для цифровой печати необходимо руководствоваться теми же требованиями, что и для офсета, но не стоит забывать, что современная «цифра» еще не избавлена от многих «детских болезней». Например, не ждите ровных плашек большой площади или плотной печати по бумаге с выраженной фактурой. Также необходимо помнить, что переходы цвета в градиентах и полутоновых изображениях будут заметнее.

Большое значение для качества при цифровой печати имеет подбор бумаги. От нее зависит не только цветопередача, но и качество воспроизведения графических элементов и текста. На стандартной мелованной бумаге NexPress 2100 может отпечатать читаемый черный текст размером от 3 пунктов и более, а при печати вывороткой на композитной черной плашке - от 4 пунктов. Но попытка сделать то же самое на бумаге даже с легкой фактурой может окончиться неудачно. При использовании бумаг или картона близких по толщине к 350 мкм (максимум, рекомендованный производителем) есть вероятность несовмещения цветов на оттиске.

К работе принимаются практически все виды файлов, включая офисные приложения, так как заказчик, которому необходимо отпечатать многополосную презентацию тиражом 20 экземпляров, не имеет возможности подготовить ее ни в чем другом, кроме приложения PowerPoint.

Алена Ремизова, компания
«Вовремя!» Оборудование:
DocuColor 6060 (Xerox)
Начиная разговор о подготовке файлов к цифровой печати, напомню, что существует несколько типов цифровых печатных машин: на базе тонера (с маслом и без него) и на базе жидких чернил. Принципиальных отличий при подготовке макетов для разных типов машин нет. Но, разрабатывая дизайн продукции, которая будет печататься на «цифре», следует учесть некоторые факторы.

Цифровые печатные машины не лучшим образом воспроизводят слабые или слишком насыщенные тона. Стабильно выраженный процент цвета в градиентной заливке можно получить в диапазоне от 7 до 95%. Кроме того, делать однотонные плашки с насыщенностью менее 10% не рекомендуется - заливка получится неравномерной.

Мелкие шрифты и тонкие линии также могут быть нерезкими. Здесь сказываются технические особенности цифровых машин (ограничение разрешающей способности экспонирования). Минимальный размер кегля как для цифровых машин с тонером, так и для машин с жидкими чернилами составляет, как правило, 3 пункта для рубленных шрифтов и 4 пункта для шрифтов с засечками. При печати вывороткой эти значения не меняются. Минимальная толщина линий должна составлять 0,15 пункта. Линии меньшей толщины могут не пропечататься (при обработке данных в машине они просто «отсекутся» растровым процессором). Эти показатели справедливы для гладких бумаг. Что касается бумаг фактурных, то минимальная процентная заливка и размер кегля для них будут увеличиваться. Дать конкретные рекомендации невозможно, так как многое зависит от типа бумаги, поэтому лучше пробовать материал в работе.

Необходимо избегать очень больших по размеру однотонных плашек, поскольку на них заметна неоднородность нанесения тонера или краски. Если отказаться от плашки нельзя, то на нее можно наложить текстуру, шум или сделать фон в виде чередующихся полос разного оттенка. Для лучшего воспроизведения черной плашки, ее следует сделать составной, например, Cyan 30, Magenta 30, Yellow 30, Black 100. В зависимости от настройки машины, толщины бумаги и ее фактуры плотность плашки можно увеличить: Cyan 50, Magenta 50, Yellow 50, Black 100. В случае, если для тиража используется бумага с ярко выраженной фактурой, плашек следует избегать вовсе.

Точность воспроизведения цвета - фактор характерный как для традиционного офсета, так и для «цифры». Оба способа печати схожи в плане воспроизведения цветов каталога Pantone: оттенок цвета при печати не будет идеально соответствовать эталонному вееру Pantone. Поэтому в офсете используют специальные краски заданного цвета, а в цифровой печати точная передача «пантонных» цветов возможна только на отдельных видах оборудования с жидкими чернилами. Подготавливая файл, не стоит полагаться на воспроизведение цвета монитором или на распечатку на офисном принтере (лазерном или струйном). Даже если там все получилось хорошо, это не гарантирует, что в тираже цвет будет таким же. Если для вашего заказа цвет критичен, то лучше всего сделать цветопробу в печатном салоне, где будет печататься тираж. Цветопроба, полученная на машине с жидкими чернилами, не является образцом для печати на машине с тонером. Точно также цветопробы, напечатанные на разных тонерных машинах, могут отличаться в зависимости от настроек растрового процессора и марки печатной машины.

Для подготовки макетов рекомендую использовать такие программы, как Abode Illustrator, CorelDraw, QuarkXPress и InDesign. Внимательно отнеситесь к цветовой модели в файле - она обязательно должна быть единой: Grayscale, CMYK или RGB. Для цветного изображения предпочтение следует отдавать модели CMYK. Необходимо с осторожностью использовать импортируемые объекты, так как они могут содержать шрифты, растровые изображения в RGB и прочие объекты, способные создавать проблемы при работе с макетом.

Надеюсь, что эти краткие рекомендации помогут всем, кто хочет самостоятельно подготовить файлы для цифровой печати. Если по ходу работы возникают сомнения или вопросы - можно позвонить в печатный салон, где вы планируете разместить заказ, и поговорить с профессионалами. Таким образом, еще на стадии подготовки макета будут исключены многие распространенные ошибки.

[ СПРАВКА ]

Так уж исторически сложилось, что услугами цифровой печати чаще пользуются непрофессиональные заказчики. Причины этого вполне понятны. Речь идет не столько о полиграфической продукции, сколько о продукции для бизнеса. Распечатать несколько копий презентации, прайс-лист с новыми скидками и т. д. Вся эта продукция подготавливается, во-первых, непрофессионалами в области допечатной подготовки, а, во-вторых, в программах, непредназначенных для допечатной подготовки.

Но при этом результат все равно будет принесен в цифровую типографию. И в большинстве случаев человек, подготовивший ту самую презентацию, о таких понятиях как «градиентная заливка», «процент растровой точки» или цвета Pantone вряд ли слышал. Но типографии все равно придется работать с этим заказом, поскольку такой заказчик и есть один из типичных клиентов «цифры».


Геннадий Боев, компания
«Технологии рекламы»
Оборудование: iGen3 (Xerox)
Прежде всего напомню, что все цифровое печатное оборудование различается по стоимости. Недорогие машины ориентированы на печать бланков, формуляров, визиток и другой продукции, к которой не предъявляются высокие требования по качеству. Совсем другое дело, когда речь заходит об оборудовании, предназначенном для коммерческой печати: рекламно-представительской продукции, буклетов, корпоративных изданий и т. д. Поскольку возможности машин разные, то и требования к файлам отличаются. Если вы обратились в цифровую типографию, это еще ничего не значит. Нужно знать какое оборудование там установлено и каковы его возможности.

У «цифры», как и у любой другой технологии, есть свои преимущества и недостатки. К последним относится воспроизведение заливок (плашек) - они получаются неоднородными.

В настоящее время это характерно для всех цифровых печатных машин. Но этот минус можно скрыть, например, взять тонированную бумагу. Это позволит уменьшить процент краски на оттиске, а тон будет скрадывать неоднородность. Плюс цифровой печати - обширный цветовой охват: на «цифре» можно воспроизвести гораздо большее количество оттенков, чем в офсете с использованием обычных офсетных красок.

Говоря о цифровой печати, следует помнить, что ее основное преимущество перед офсетом - оперативность. Именно «цифра» способна спасти ситуацию, когда заказ нужен завтра.
Поэтому я считаю, что для клиента цифровой типографии список требований, предъявляемых к заказу, должен быть минимальным.

Файлы любого формата, в том числе сделанные в приложении Word или Power Point (которые даже не являются графическими редакторами), допустимы. И если иллюстрации, вставленные в документы в этих программах, достаточно качественные, с разрешением 150–300 dpi, можно получить хороший результ на оттиске. Вообще, лучше использовать иллюстрации с разрешением в диапазоне 150–600 dpi. Разумеется, картинки меньшего разрешения тоже можно отпечатать, но вопрос в том, как это будет выглядеть на бумаге... В некоторых случаях это допустимо, например, когда печатается раздаточный материал для проведения презентации. Для производства высококачественной продукции (каталогов, календарей, журналов и пр.) такие иллюстрации неприемлемы. Если говорить о каких-либо предпочтениях, то нам, например, удобнее работать с файлами pdf-формата, при этом, если планируется многостраничное издание, то лучше предоставлять макет, а не спуск полос.

Еще один момент, важный для высококачественной печати, - воспроизведение мелких деталей (штрихи, текст). Возможности нашей машины позволяют работать даже с микрошрифтом - текстом размером 1 пункт. Поэтому проблем с воспроизведением сложных графических элементов, регулярных структур не возникает.

Что касается запечатываемых материалов, то зачастую они подбираются экспериментальным путем: для пробной печати потребуется всего несколько листов, а не стопа, как в офсете. Некоторые бумаги, например, с явно выраженной фактурой, создают трудности при печати и ограничивают возможности оборудования: плохо пропечатывается мелкий текст, градиенты и пр. Поэтому, создавая макет издания, нужно учесть, какая бумага для него будет использоваться.

[ КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ ]

Общее мнение формируется

Прочитав мнения, которые нам были предоставлены для публикации в этом номере, мы решили, что рынок цифровой печати в нашей стране постепенно формируется.

Такой вывод мы сделали по крайней мере на основании тех фактов, что специалисты цифровых типографий не боятся говорить о тех или иных трудностях, с которыми клиент столкнется, придя размещать заказ в цифровую типографию. Это признак зреющего рынка. Ведь еще несколько лет назад говорить открыто о собственных недостаках или ограничениях было как-то непринято.

Второе, что хочется отметить - недостаки, указанные всеми участникмами этого «форума», примерно одинаковые. А это значит, что приходит понимание роли и места цифровой печати в общей полиграфической жизни.

Резонно, что наибольшее количество ограничений по воспроизведению выдвигают компании, обладающие оборудованием среднего и младшего класса. но это вполне нормально и так же говорит о понимании современного рынка цифровой печати.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»