на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №4
июнь, 2008

Статьи из журнала Формат №4-2008

ОБМАН ЗРЕНИЯ: ЛЕНТИКУЛЯРНАЯ ПЕЧАТЬ

«Объемные эффекты:
когда погоня за двумя зайцами увенчается успехом»

КРАСИВАЯ УПАКОВКА — НЕ ПРОСТО ВНЕШНЕЕ,
НО ВПОЛНЕ РЕАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

«Цифровые технологии: простая арифметика!»

ПОЛИГРАФИЯ ДЛЯ ПРОМОАКЦИЙ

СПбОТ ПРОВОДИТ РЕБРЕНДИНГ

авторам реклама перепечатка english version
Практика
ОБМАН ЗРЕНИЯ: ЛЕНТИКУЛЯРНАЯ ПЕЧАТЬ

Мы уже затрагивали тему лентикулярной печати, которая совершенно незаслуженно оказалось в последние годы забытой. А ведь простор для творчества здесь огромный! За рубежом этот рынок измеряется миллионами долларов: в 2006 г. в Японии — 100 млн долл., в США — 250 млн долл., в Европе — 200 млн долл. (по данным компании Grapac Japan: Grapac to exhibit HALS1 Film at Graph Expo&Converting Expo 2006). Оказывается, в мире множество крупных компаний, которые занимаются печатью на лентикулярном пластике, а также изготовлением сувениров с использованием запечатанных «линз». Приходится признать, что в России компаний подобного уровня не так много. Но, возможно, дело как раз в том, что заказчиков слишком мало? Или дизайнеры не создают достаточно интересных работ, и типографиям просто не предоставляется шанса проявить себя… Познакомившись на выставке drupa с несколькими крупными мировыми профессиональными компаниями, мы решили рассказать о современном состоянии этого сегмента полиграфии.
Рис. 1. Эффект многослойного 3D-изображения. К сожалению, фотография практически неспособна передать стереоэффекты
Рис. 2. Серия фотографий одного и того же объекта, снятого с разных точек (со сдвигом). Когда все эти фрагменты будут собраны «под одной крышей», точнее, линзой, медвежонка можно будет увидеть с разных сторон, как будто он поворачивается. Показать этот (как и другие) эффекты на фото вряд ли возможно — будем прибегать к помощи схем

За рубежом различная рекламная и сувенирная продукция со стерео- и вариоэффектами (которые получаются в результате определенной запечатки лентикулярного пластика) очень популярна, и область применения «линзы» постоянно расширяется. Возможностей для творчества много. Рекламные материалы с использованием лентикулярной печати всегда хорошо заметны, они надолго запоминаются. Такое изделие навряд ли выбросят, особенно если оно еще имеет какое-то практическое применение. Зарубежные маркетинговые исследования подтверждают эффективность использования стерео-/варио в рекламе, положительное влияние на уровень продаж и степень узнаваемости продвигаемой продукции. Используя заготовки из запечатанного лентикулярного пластика, можно изготавливать самые разные сувениры, подарки для новогодних кампаний, деловую продукцию... Вариантов изделий со стерео-/вариоэффектами огромное количество:

  • рекламные вкладки и купоны,
  • дисконтные и клубные карты,
  • визитки,
  • наклейки,
  • брелоки,
  • линейки, закладки,
  • рекламные магниты,
  • открытки,
  • обложки для блокнотов, записных книжек, органайзеров, брошюр, каталогов и т. д.,
  • папки,
  • календари разных видов,
  • коврики для мыши,
  • коробочки для мелочи, стоящие у касс в магазинах,
  • коробки для кассет, CD и DVD, компьютерных игр,
  • различные POS-материалы: постеры, воблеры, шелфтокеры, некхендеры, дисплеи, диспенсеры, мобайлы и т. д. (о видах POSM см., например, «Формат» №7–2007),
  • бирочки для одежды,
  • упаковка,
  • спичечные коробки,
  • элементы для защиты от подделки,
  • наружная реклама…

И это, кстати, еще не полный список. О многих из этих изделий мы писали в разных номерах «Формата», но об использовании лентикулярной печати для их декорирования еще не говорили. Возможности лентикулярной печати практически безграничны. Она позволяет реализовать идеи, которые иными способами претворить в жизнь невозможно. История стереоскопии насчитывает не одну сотню лет, но потребителю карманные календарики и открытки на «линзе» стали известны не так давно — в 80-х гг. ХХ в. Сейчас, когда стало возможным производство лентикулярного пластика в больших количествах, всевозможные изделия со стерео-/вариоэффектами активно применяются в рекламе и маркетинге. И это вполне понятно: изображение с динамично меняющимся сюжетом вызывает особый интерес. А сам по себе лентикулярный пластик не слишком тяжел, так что доставка не потребует больших расходов, что особенно важно, если вы отправляете раздаточные материалы на выставку за рубежом. Это отличный вариант для проведения промоакций, подарочных кампаний, создания рекламных вклеек и вложений в журналы, брошюры, буклеты, материалов для почтовой рассылки и т. д.

Технические детали

Основой для создания стерео-/вариоизображений служит лист пластика, обычно толщиной около 0,4 мм. Его лицевая сторона представляет собой линзо-растровую структуру, состоящую из идущих по всей ширине листа «бороздок» — цилиндрических линз. Именно они обеспечивают особые оптические свойства пластика, преломляют изображение. На оборотную, гладкую сторону через УФ-машину, фотоплоттер или трафаретный станок наносится изображение. После запечатки пластик может быть каширован на картон, магнитную резину, фольгирован с обратной стороны. Готовые изделия вырубаются из цельного листа стандартным или индивидуально разработанным штампом. Обычно их размеры невелики. В любом случае, поскольку пластик достаточно тонкий, обычно рекомендуют ограничиться форматом А6 (самое большее — А4). Для более крупных изделий нужен более толстый, прочный материал.

Стерео или варио? Что есть что

Для того чтобы избежать путаницы, сразу дадим определения этих двух понятий.

Стереоэффект — создание иллюзии трехмерности, наличия расстояния между объектами, глубины пространства. Изображение выглядит объемным. Вариоэффект — смена ряда изображений на оттиске в зависимости от угла наблюдения.

Какой из эффектов выбрать, зависит только от дизайнерской идеи. Если в макете задумана смена изображений, иллюзия движения — используется вариоэффект. Стерео, соответственно, делает предметы объемными. Каждый из эффектов имеет свои подвиды, о которых стоит рассказать подробнее. Начнем с группы варио.

Анимация — эффект, создаваемый сменой нескольких изображений, что обеспечивает иллюзию движения объектов в пространстве. Количество изображений, которые «скрываются» в одном маленьком «фильме», может быть разным. Нам встречались работы, содержащие до 16 фрагментов, и в совокупности они создавали достаточно реалистичную сценку. Это, например, вращающиеся крылья мельницы, идущий человек, летящая птица… Оживить можно любого героя или предмет, которые представлены на вашем рекламном сообщении (рис. 3).
Преимущества этого эффекта в том, что грамотно разработанное изображение создает видимость плавного движения, получается, действительно, маленькое «видео». Очень важно, чтобы фоны и объекты на отдельных фрагментах совпадали по цвету. Правда, добиться идеальной плавности движения не удастся: если попытаться использовать более 16 сцен, пострадает четкость изображения, «потеряются» мелкие детали.

Флип. Этот эффект хорошо знаком всем, кто собирал в детстве карманные календарики, отпечатанные на «линзе». Суть эффекта — смена сценок с одной на другую. Новый сюжет (их возможное количество — от двух до четырех) появляется при изменении угла зрения. Этот прием можно с успехом использовать, когда нужно показать резкий переход от одной идеи или образа к другой, подчеркнуть игру контрастов. Однако есть и определенные ограничения. При использовании контрастных цветов, ярких фонов или объектов они могут частично проступать на вновь появившемся изображении.

Морфинг — плавный переход, перетекание одного объекта в другой (рис. 5b). Изображение должно включать от 8 до 24 фрагментов: чем больше, тем более плавным будет переход. Готовить эти картинки нужно в специальной графической программе. Перед тем как приступать к работе, нужно тщательно подобрать начальное и конечное изображения. Контуры и цвета объектов должны быть достаточно близки. Таким образом, готовое изображение показывает как по волшебству превращающиеся один в другой предметы (автомобили, портативная техника, дома и т. д.), лица людей, животных…

Следующий интересный эффект — искажение, или дисторция. В терминах Adobe Photoshop он так и называется — Distortion. Под этим понимаются самые разные графические преобразования: искривление контуров, перекручивание, смещение, растяжение — всевозможные оптические деформации (рис. 5с). К дисторции, кстати, относится и хорошо знакомый эффект зума (приближение/удаление).
Возможное количество сценок — от 4 до 24. Они готовятся в специальных 2D-программах. Вариантов различных деформаций может быль сколько угодно. Можно использовать один из стандартных эффектов программы или создать свой собственный. Однако следует придерживаться разумных ограничений: очень сложные деформации рисунка могут привести к потерям в деталях.

Рис. 3. Примеры анимации: щетка чистит зубы, бритва скользит по щеке, бегемот крутит обруч, слон и зебра бегут на месте, крылья мельницы вращаются...

Рис. 4. Различные варианты морфинга: шар — эмблема компании Coca-Cola — приближается и удаляется, знаменитый кролик Квики закручивается в спираль и другие чудеса техники

Теперь расскажем подробнее о стереоэффектах. Их тоже существует несколько.

Многослойный 3D-эффект. Иллюзия расстояния между объектами создается в результате обработки рисунка в специальной программе. Появляется иллюзия глубины рисунка. Объекты как бы находятся на расстоянии друг от друга, на разных планах (хотя в действительности это плоская печать). Но при этом они не выглядят трехмерными — для этого есть другой эффект.

Работа должна содержать от 8 до 24 сцен. Каждый фрагмент лежит на отдельном слое (рис. 5а); количество слоев при подготовке в графическом редакторе не ограничено. Степень «удаленности» объектов на заднем плане может быть разной.
Этот стереоэффект хорош тем, что очень интересные изображения с перспективой можно создать из любой исходной картинки, подготовленной в достаточно простой программе. При работе нужно хорошо продумать расположение слоев, чтобы сохранить резкость мелких элементов. Не стоит «отодвигать» их слишком далеко.

«Виртуальный» 3D-эффект. Используя его, мы создаем на линзе объемное изображение (3D-рисунок). Меняя угол обзора, мы как бы осматриваем его с разных сторон (рис. 1). Итоговое изображение состоит из 8–24 элементов, каждый из которых показывает один и тот же предмет под немного другим углом. Фрагменты изображения подготавливаются в программе для создания 3D-изображений. Эта технология предоставляет полную свободу в создании объемных композиций и эффектов, недостижимых другими способами. Картинка может выглядеть очень реалистично. Главное — это грамотная подготовка составляющих ее фрагментов. Сложность подготовки может вызвать проблемы у дизайнеров, не имеющих большого опыта работы с 3D-графикой. Но результат будет стоить затраченных усилий.

A
B
C
D
Рис. 5: a — подготовка изображения для стереоэффекта «Многослойный 3D»; b —фрагменты для создания эффекта морфинга; c — эффект дисторции; d — совмещение эффектов дисторции и флипа

3D-фотография. Превратить фотографию из двухмерной в объемную — тоже вполне решаемая задача. Эффект схож с предыдущим: объект можно осмотреть как бы с разных сторон (рис. 2).

Количество элементов изображения — от 8 до 24. Объект фотографируется несколько раз, причем точка съемки сдвигается. Отличие от предыдущего эффекта в том, что для получения объема используется не специальная программа, а серия фотографий. Однако не все так просто: подборка кадров должна быть очень качественной. Объект для съемки не должен быть слишком большим, иначе возникнут дополнительные трудности.

Наконец, эффекты можно совмещать! Например, в одной работе можно соединить техники 3D, дистанцию, анимацию, флип… Благодаря этому создаются очень оригинальные дизайны (рис. 5d).

На отечественном рекламном рынке сложные композиции с использованием стерео- и вариоэффектов пока еще редкость. Если их и используют в маркетинговых целях, то идеи достаточно стандартны. Комбинации эффектов встречаются нечасто. Впрочем, перегружать дизайн тоже не следует: использование одновременно нескольких эффектов должно быть оправдано. Они должны хорошо смотреться вместе.

Занимаясь разработкой очередной серии рекламно-представительских материалов, подумайте о возможностях лентикулярной печати. Это действительно очень интересное направление!

[ Справка ]

Патентованная технология HALS.
Новое в печати объемных изображений

Эта технология была представлена на одном из многочисленных стендов drupa. HALS — лист пластика (см. схему 1), покрытый рядами круглых (каплеобразных) микролинз (их диаметр —доли миллиметра), наносимых по запатентованной технологии на лицевую сторону. Для лучшего понимания уточним: на обычном лентикулярном пластике линзы имеют форму длинных цилиндров. Микролинзы располагаются упорядоченно и особым образом преломляют изображение, которое должно состоять из небольших повторяющихся элементов, также выстроенных в ряды. Меняя угол поворота рядов линз относительно рядов рисунков, можно добиваться изменения размера последних, менять «глубину» изображения. Таким образом достигается 3D-эффект, причем не требуется никаких дополнительных устройств.

Значимое отличие от обычных лентикулярных изображений состоит в том, что 3D-эффект заметен при взгляде под любым углом! Технология HALS не требует каких-то особых способов фотосъемки или подготовки изображений. Она предназначена для создания фонов, «удаленных» от основных объектов, для выделения каких-то значимых деталей изображения. У нее своя область применения. По пластику HALS можно печатать обычными красками, и получатся простые двухмерные изображения, а «на заднем плане» круглые линзы создадут орнаментную заливку — снова обращаемся к терминам Adobe Photoshop (см. схему 2). Именно эта заливка создает 3D-эффект. Очень интересный, непривычный вариант стереоизображения!

Орнаментная заливка (Pattern) печатается на обороте — гладкой стороне. Вариантов множество: кружки, ромбы, сердечки, звездочки и т. д. (рис. 4а–с). Возможно сочетание разных форм и цветов. Чтобы пластик был полностью непрозрачным, после печати орнамента на него наносится подложка. Затем оборот листа можно лакировать, ламинировать, покрывать слоем клея… Зависит от того, где будет применяться оттиск.

На лицевой стороне можно обычными триадными красками напечатать любое изображение. На рис. 1–3 приведены примеры разных дизайнерских работ: открытки, календарики, упаковка, а также образцы орнаментов.

рис. 1
рис. 2
рис. 3

Схема 1

Схема 2

рис. 4A

рис. 4B

рис. 4С



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2018 Издательство «Курсив»