на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №7
сентябрь-октябрь, 2006

Статьи из журнала Формат №7-2006

ЕВРОБУКЛЕТЫ: САМАЯ МАССОВАЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ
Пришло время качественной рекламы

«Буклеты - это тоже HI-Tech»

САМАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ БУМАГА В МИРЕ
Магнитная бумага: большие перспективы

УПАКОВКА ЦИФРОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Такие разные диджипаки

Время стильных диджипаков

авторам реклама перепечатка english version
ПРАКТИКА
УПАКОВКА ЦИФРОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Такие разные диджипаки

Человека встречают по одежке, книгу - по обложке, а диск? Совсем недавно единственным украшением простой пластиковой коробочки для CD или DVD был бумажный вкладыш. И вот появился диджипак - «наряд» для особо торжественных случаев.

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Магнитные носители - аудио- и видеокассеты - вытесняются цифровыми - CD- и DVD-дисками. Упаковка этой продукции, как и любой другой, должна выполнять три задачи: защищать диск, содержать некоторую информацию о нем, рекламировать товар. К сожалению, в России производится огромное количество нелицензионной продукции, которая распространяется в стандартных пластиковых коробках, а вкладыш-обложка не отличается качественным полиграфическим исполнением. Такие диски из-за их дешевизны покупают очень многие. Но существует немало магазинов, где торгуют лицензионными дисками, которые тоже находят своего покупателя. Это продукция официальная, лицензионная, сравнительно недешевая, а значит, и упаковка требуется «приличная». Часть покупателей - это коллекционеры аудио- и видепродукции, которые хотели бы иметь не просто диск в обычной коробке, а красивый престижный продукт, к которому к тому же часто бывают приложены красочные буклеты и другие вложения, копировать которые «пиратам» невыгодно.

В результате на рынке появился определенный вид полиграфической продукции, называемый DigiPaсk (диджипак). В специализированных магазинах в развитых странах (особенно в США) упаковка практически всех дисков - сложное, эффектное полиграфическое изделие. Причем существует строгий порядок выпуска: сначала новый фильм или альбом выходит в продажу в «престижной» упаковке (том самом DigiPak), и лишь спустя довольно продолжительное время переиздается в упрощенном варианте (в привычной пластиковой коробке). А это говорит о том, что «цифровая упаковка» в развитых странах составляет достаточно большой сегмент полиграфического рынка.

Упаковка СD, предназначенных для презентаций: слева - самый простой
способ - напечатать вкладыш, справа - специальный диджипак

В нашей стране ситуация пока иная, но, тем не менее, некоторое количество «цифровой упаковки» производится и у нас. Причем по сложности изготовления и требованиям к качеству ее можно сравнить, пожалуй, только с косметической упаковкой. В основном аудио- и видеодиски в престижной упаковке покупают либо поклонник конкретного фильма или исполнителя, либо коллекционеры. Иногда эти изделия приобретают для подарка. Поэтому внешний вид должен быть безупречен. Диджипаки разрабатываются с учетом этих пожеланий покупателей. Простейший вид подобной продукции показан на первом фото справа. Этот диджипак разработан как альтернатива пластиковой коробке. На нем больше места для нанесения изображений, и выглядит он более привлекательно, оригинально и престижно.

Пример «презентационного» диджипака. Упаковка использована очень грамотно —
в этом случе она некоторым образом заменяет миникаталог или реклманую листовку

Самые интересные диджипаки - для премьерных или коллекционных изданий. Пожалуй, нет такой полиграфической технологии, которая бы не применялась для их изготовления. Главное в таких изделиях - это дизайнерская разработка будущей упаковки. Необычный и оригинальный диджипак «помогает» продать большее количество аудио- и видеопродукции. Поэтому и появляются самые невероятные изобретения: фантазию дизайнера производители стараются не ограничивать. И хотя иногда диджипак, будучи очень эффектным и оригинальным, не требует больших затрат на производство, в подавляющем большинстве случаев принцип изготовления - «дорого и богато».

[ Справка ]

«Бюджетный» диджипак

Как уже отмечено, в подавляющем большинстве случаев диджипаки - это довольно сложная полиграфическая продукция, которая по определению не может быть дешевой. Если же хочется сэкономить, есть два пути: либо использовать пластиковую коробку серийного производства, либо изготовить сравнительно недорогой диджипак, например, такой, как показано на рисунке. От более привычных и дорогих диджипаков его отличает отсутствие пластикового трея, сравнительно простая конструкция и недорогой материал (обычный макулатурный картон). Такую упаковку можно изготавливать большими тиражами с использованием машин для вырубки и фальцевально-склеивающих аппаратов. Трудно сказать, будет ли такая упаковка дешевле пластиковой коробки, но она, бесспорно, намного оригинальнее и привлекает больше внимания.
Этот «бюджетный» диджипак не требут больших затрат ни
финансовых, ни технологических, но выглядит очень стильно


[ Справка ]

Термин

Диджипак - запатентованная упаковка для CD- и DVD-дисков, зарегистрированная торговая марка компании MeadWestvaco, приобретенная у оригинального правообладателя, IMPAC Group, в 2000 г. Лицензии на производство предоставляются различным компаниям во всем мире.

Диджипаки обычно состоят из сфальцованного «калиткой» (в виде книги) листа картона или открыточной бумаги, с одним или более пластиковыми треями для дисков. Название «диджипак» стало популярным, и так называют похожие изделия других компаний. Диджипаки часто применяются и для одиночных CD-дисков или специальных изданий альбомов.

При производстве следует обращать внимание на следующее:

  • Материалы. Обычно используется высококачественный односторонний мелованный картон, но довольно часто встречается еще более дорогой - металлизированный или тонированный. Применяются и ламинаты (картон, ламинированный голографической или металлизированной пленкой). Приходилось встречать диджипаки с использованием лентикулярных или специальных фактурных пластиков. Но из пластика делаются только отдельные части упаковки, поскольку это дорого, и фальцевать пластик сложнее.

  • Печать. Печать используется офсетная, многокрасочная. Причем в зависимости от используемого материала иногда приходится печатать по невпитывающим материалам, с дополнительными красками, например, белилами и т. д.

Что касается послепечатных работ, то применяются обязательная отделка, которая превращает отпечатанные листы в готовое изделие, и отделка декоративная: необходимость ее выполнения зависит от особенностей макета.

Обязательная отделка заключается в вырубке специальным штампом развертки продукции из отпечатанных листов, фальцовке и склейке. А вот что касается декоративной отделки, то тут возможно все что угодно: сплошное и выборочное лакирование, в том числе сложными лаками, тиснение фольгой, тиснение конгревное, в том числе и с фольгой, фигурная вырубка, склейка сложной формы и т. д. Проще говоря - любой вид отделки, который существует в полиграфии.

Диджипаки довольно сложны в производстве, и, как следствие, дороги. Заказывают их вполне определенные организации - изготовители аудио- и видеопродукции.

Примеры простейших диджипаков: они изготавливаются на фальцевально-склеивающих машинах, предназначенных для производстваупаковочных коробок. Эти диджипаки не имеют пластиковых треев: диск просто укладывается в конверт.Такая упаковка обходится не дороже пластиковой коробки (точнее, цена зависит от общего количества изделий, но даже при небольших и средних тиражах стоимость ненамного выше), а выглядит намного эффектнее и солиднее. При этом она занимает меньше места, что может оказаться важным при перевозке или пересылке рекламных материалов

Может возникнуть вопрос: а зачем в журнале появилась статья про такой экзотический вид изделий, который может быть интересен лишь нескольким организациям в России - рекорд-лейблам? На самом деле это не совсем верно. В последнее время нам часто встречались корпоративные аудио- и видеозаписи - сувениры. Но зачастую они выглядят не очень презентабельно: коробка - обычная пластиковая, вкладыш достаточно скромный. При этом затраты на изготовление корпоративного фильма могут измеряться десятками тысяч долларов. Так почему бы не потратиться и на соответствующий статусу компании диджипак? Эффект будет намного выше.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»