на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №2
март, 2006

Статьи из журнала Формат №2-2006

ПАКЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГА
Разные пакеты для разных задач

ПАКЕТЫ - НАША СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

ХИТ СЕЗОНА - ПАКЕТ ИЗ ПЕРЕПЛЕТНОГО МАТЕРИАЛА

БУДЕМ ПЕЧАТАТЬСЯ В ПОЛЬШЕ?
Полиграфический прогресс на польский лад

БОЛЬШИЕ, НО ВЧЕРА - МАЛЕНЬКИЕ, НО СЕГОДНЯ
Как выбрать подходящую типографию?

СНЕЖНЫЙ ДИЗАЙН: НОВОГОДНИЕ ОТКРЫТКИ
Последние тенденции

КОНКУРС КАЛЕНДАРЕЙ КОМПАНИИ HGS
Полиграфический конкурс

авторам реклама перепечатка english version
МНЕНИЯ
БОЛЬШИЕ, НО ВЧЕРА – МАЛЕНЬКИЕ, НО СЕГОДНЯ

Как выбрать подходящую типографию?

Типографии бывают разные: специализированные и универсальные, крупные и небольшие. Влияет ли это на качество обслуживания клиента? Да. В этой статье мы расскажем об особенностях каждой и о том, как выбрать подходящую именно для Вас.

Делегация журналистов в Кракове
Вряд ли кто-то всерьез задумывался над вопросом, как влияет размер типографии на качество ее работы. Конечно, это никак не должно влиять на общение с клиентом. Другое дело, что стандарты качества обслуживания заказчиков в типографиях разного уровня различаются. Мы уже затрагивали эту тему года два назад и теперь хотим снова вернуться к ней, но теперь рассмотрим ее с другой стороны.

Бывая в разных странах и посещая зарубежные типографии, мы пришли к выводу, что вполне успешными могут быть совершенно разные предприятия: и по размеру, и по своей специализации. Маленькая типография с одной малоформатной двухкрасочной машиной может иметь норму прибыли даже больше, чем огромный полиграфический комбинат. Конечно, объемы несоизмеримы, но успешность компании не всегда определяется ее оборотом. Иногда достаточно посмотреть на то, какие дивиденды получают ее акционеры.

Мы нередко посещали небольшие типографии «семейного типа», но при этом вполне успешные. Их руководители считали, что расширять бизнес им не надо, поскольку это может даже повредить работе со сложившейся категорией клиентов. В нашей же стране ситуация иная. Маленькие предприятия изо всех сил стремятся стать средними, а средние - крупными. Неуклонное увеличение размера типографий является тенденцией последнего времени в России. Попробуем разобраться, почему так.

Зачем нужны маленькие типографии?

Во всем цивилизованном мире очень развит так называемый «малый полиграфический рынок» - рынок продукции, которую заказывают либо частники, либо небольшие компании непрофильного бизнеса. Например в Англии, каждый житель страны отправляет в год в среднем 50–70 открыток на разные адреса. При этом, в последнее время стало модно отправлять «собственную» открытку, а не серийную - а ее нужно напечатать. В итоге, общий тираж такой продукции, изготавливаемой в Англии в течение года, составляет около 400–500 млн экз., причем каждого вида всего несколько десятков. Для этого требуются немалые полиграфические мощности. А если сюда добавить то, что в типографии обращается еще множество мелких компаний (каждый ресторан, кафе или парикмахерская обязательно имеет собственный буклет, меню или прайс-лист), то объемы вырастают еще больше. В Японии есть небольшие типографии, полностью загруженные продукцией малых предприятий, находящихся по соседству: рестораны, массажные салоны, конторы по продаже билетов на спортивные мероприятия с подробными программами состязаний на несколько дней вперед...

Вот такую продукцию и размещают в ближайшей типографии, главная задача которой - сделать свою работу быстро, качественно и финансово эффективно.

Зачем нужны большие типографии?

Здесь все проще. Есть продукция, которая изготавливается огромными тиражами (периодика, упаковка и т. д.), и для ее производства требуются соответствующие большие полиграфические предприятия. Особенность крупных типографий в том, что они, как правило, узкоспециализированные: только периодика или только упаковка, но зато наилучшего качества. За непрофильную продукцию такая типография браться не будет. Правда, в нашей стране пока еще есть довольно большие предприятия, которые соглашаются на любые заказы: от визитных карточек и бланков до журналов и книг, попутно изготавливая еще «сухую» этикетку и картонные коробки. Но это - пережиток прошлого. В экономически развитых странах такого уже практически нет. Задача крупной типографии - выпускать большие объемы определенного вида продукции с максимальной финансовой эффективностью для заказчика. Говорить об оперативности и высоком качестве в случае работы с такими предприятиями не принято: это само собой разумеется.

Есть еще «промежуточные» типографии - нечто среднее между большими и маленькими. Они обладают признаками и тех, и других. Подробнее об этом в справке на этой странице.

[ Справка ]

«Средняя» типография

Как это ни странно, но понятие «средней» типографии мало зависит от размера предприятия, числа работающих в нем людей или парка оборудования. Такую типографию можно еще назвать универсальной - без узкой специализации. Здесь можно изготавливать самую разную продукцию: от простейших бланков и визиток до упаковки и периодики.

Естественно, универсальное предприятие не может конкурировать с узкоспециализированным. По крайней мере, с финансовой точки зрения. В нем все сделано с большим запасом: качество печати, как правило, выше, чем требуется простому журналу или рекламному буклету; производительность намного выше, чем у малых типографий, и тоже может превышать нужды простых заказчиков. Конечно, клиента мало интересует, за 20 мин или за 2 часа типография напечает тираж листовок, главное, чтобы в срок. Но за все «излишки» придется платить. Эксплуатация высококлассной машины дороже, чем простой, сотрудников больше, площади помещения тоже и т. д. Все это, естественно, отражается в себестоимости.

Поэтому наилучшим образом «средние» типографии подходят для работы с корпоративными клиентами и с рекламными агентствами. Все они предъявляют высокие требования к качеству, заказывают печать разнообразной продукции, да и заказчики неслучайные. Как правило, они занимаются этой работой регулярно.

Кстати, именно этот сектор рынка в нашей стране хорошо развит. Потому мы и имеем много универсальных типографий, не очень много специализированных больших, и почти нет малых.

[ Справка ]

Реальная экономия или только видимость?

Многие специалисты, занимающиеся размещением заказов в типографиях, очень часто оказывают давление на предприятия с целью снизить цену на продукцию. Если им покажется, что в другой дешевле, то типографию сразу же меняют.

Без сомнения, деньги требуют счета, считать их нужно. Но все же не стоит доводить до абсурда. Какой должна быть экономия, ради которой можно пожертвовать хорошими взаимоотношениями и репутацией «лояльного» заказчика? Каждому предстоит ответить на этот вопрос самому, никаких конкретных цифр мы дать не можем. Скажем только, что известно много случаев, когда косвенные затраты перекрывают всю материальную выгоду, полученную от перехода в другую типографию. Например, когда нужно будет самостоятельно забирать тираж из другого города или платить за его доставку.

Иногда известная и проверенная типография все же лучше новой, пусть и более дешевой. Многократно размещая заказы в одном и том же месте, легче стать для предприятия тем самым Важным Заказчиком, на которого начнут распространяться льготы и к пожеланиям которого типография будет прислушиваться. Если это произойдет, тогда и об экономии можно думать.

Как же выбрать типографию?

Когда нужно изготовить какую-то печатную продукцию, встает вопрос, в какую типографию обратиться. Иногда мало ориентироваться только на вид продукции. Например, компания решила напечатать свой каталог тиражом, скажем, 50 тыс. экз. Такая продукция и по конструкции, и по тиражу близка к журналу. А потому кажется, что с таким заказом нужно обращаться в специализированную журнальную типографию. Однако тут следует учесть несколько важных факторов. Серьезная журнальная типография работает с периодическими (!) изданиями, то есть выходящими регулярно. Разовый заказ для нее будет дополнительной нагрузкой. А значит, и отношение к нему будет соответствующим. Его передадут к исполнению «случайному» менеджеру, который, в свою очередь, будет относиться к этому заказу как к случайному, а потому не очень значительному: сначала сделаем работу для основных заказчиков, а потом уже эту. Конечно, сроки и качество можно заранее оговорить, но все равно при малейших проблемах в типографии сначала будут решать вопросы, касающиеся «основных» заказчиков, и только потом «второстепенных». Естественно, такое отношение к себе будет неприятно, ведь подсознательно любой заказчик хочет ощущать себя важным и значимым. Не факт, что отношение будет слишком пренебрежительным, но в любом случае надо понимать, что сначала станут заниматься ключевыми заказчиками и только потом остальными.

Выход такой: надо выбирать предприятие, для которого вы станете главным клиентом. Это нужно делать почти всегда, по крайней мере, если заказы приходится размещать регулярно. Но здесь есть еще и чисто технологическое ограничение. Об этом мы уже писали. Приносить описанный выше каталог в типографию с одной малоформатной двухкрасочной машиной вряд ли имеет смысл. Там, конечно, вы сразу станете основным клиентом, но выполнить такой заказ для них будет непросто как по срокам, так и по затратам, следовательно, работа будет дорогой и «небыстрой». Получается довольно сложная ситуация: если заказы, которые приходится размещать, примерно одинаковые (например журналы одного издательства), то с выбором типографии определиться легче; если же заказы совсем разные (продукция рекламного агентства), то придется держать в поле зрения несколько предприятий, имеющих разную специализацию, или найти хорошего «универсала». Впрочем, абсолютно универсальных типографий, которые делают все, очень мало, и они недешевые. Хотя работа с ними может избавить от головной боли, ради чего иногда стоит переплатить.

Теперь вернемся к той самой маленькой типографии, о которой говорили вначале. В развитых странах такая типография является частью сферы обслуживания в своем районе, наряду с парикмахерской, химчисткой, рестораном или кондитерской. И в какой-то степени вовлечена в общий товарооборот. Сотрудник типографии ходит пить кофе в кондитерскую, а руководство кондитерской заказывает в этой типографии буклеты и визитные карточки. Вряд ли кому-то придет в голову ехать пить кофе на другой конец города, даже если выяснится, что там он чуть-чуть дешевле. То же самое и с типографией. Если даже буклеты в ней окажутся немного дороже, чем в типографии на другом конце города, то все равно, скорее всего, заказ разместят здесь.

Включаются и нематериальные факторы. С сотрудниками типографии вы уже давно знакомы, они вам по-дружески помогут советом, будут хранить ваши файлы и сами вносить в них простейшие изменения (например, новый номер телефона) и делать множество других, казалось бы, незначительных мелочей, которые и делают заказчика главным и уважаемым. Как это ни удивительно, но принцип «ты мне - я тебе» работает очень эффективно.

В нашей стране мелкой типографии выживать намного сложнее просто в силу отсутствия того самого малого бизнеса, для которого она и работает. А частных заказчиков у нас и вовсе единицы. Во всяком случае, мало кому из наших сограждан придет в голову накануне Нового года заказать в типографии полсотни собственных открыток. Поэтому-то маленьких типографий у нас почти нет, а если и появляются, то стремятся стать более крупными и уйти от работы с малым бизнесом и частными лицами.

Приходится подстраиваться под существующий порядок. А это нелучшим образом сказывается на состоянии нашего рынка. Получается, что тот небольшой сегмент продукции, который должны «нести на себе» малые типографии, достается универсальным. А они порой оказываются дорогими для этой категории заказов. Это понятно: и качество, и производительность, и возможности у них заведомо выше, чем нужно для простенького буклета соседней прачечной. Но за нереализованные возможности все равно надо платить.

Такой вот замкнутый круг. Мелкий клиент не хочет заказывать полиграфическую продукцию, поскольку для него это дорого, а дорого это для него потому, что нет предприятий, специализирующихся на работе с некрупным клиентом.

В философии есть такой тезис: «Подобное тянется к подобному». Пожалуй, в данном случае это наилучшим образом характеризует взаимоотношения заказчиков и типографий. Некрупный заказчик найдет больше понимания в небольшой типографии, рекламное агентство - в универсальной, а крупный «специализированный» заказчик - в большой специализированной типографии. Хотя в нашей стране не все так однозначно.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»