ТЕМА НОМЕРА
Дизайн, ориентированный на безопасность пациента

Особенности упаковки фармацевтических средств


Изданная национальным агентством по безопасности пациентов Великобритании брошюра «Дизайн упаковки медицинских препаратов как средство обеспечения безопасности пациентов» Теи Суэйн (Thea Swayne) призвана ответить на вопрос: как снизить риск, связанный с возможностью неправильного приема медицинского препарата, средствами графического дизайна? Идеи английских специалистов, без сомнения, будут интересны отечественным производителям лекарств и упаковки.

Только в Великобритании практикующие врачи выписывают за год не менее 660 млн рецептов, еще 200 млн приходится на стационары.

При этом ежегодно служба охраны здоровья Англии регистрирует около 900 тыс. случаев неправильного приема лекарственных средств. Согласно исследованиям, около 33% ошибок происходит вследствие путаницы из-за дизайна этикетки и упаковки. Примерно такой же процент зафиксирован и в США.

Самое большое количество ошибок в приеме лекарств происходит среди пациентов старшего возраста. Согласно статистике, к 2020 г. более половины населения Европы будут составлять люди возрастом свыше 50 лет, а более половины старшего возраста не принимают лекарства как положено. Одна из причин этого - четко выраженная корреляция между возрастом человека и изменениями зрения. Только в Великобритании зарегистрировано свыше миллиона полностью или частично слепых людей, еще более 700 тыс. испытывают трудности в чтении стандартного печатного текста. Один из пяти человек испытывает затруднения в чтении надписей на этикетках, находя их слишком мелкими.

Все больше становится понятно, что внесение изменений в дизайн лекарственных средств способно существенно снизить этот показатель и облегчить употребление медикаментов.

Книга является результатом взаимодействия с широким кругом вовлеченных лиц от медиков до пациентов и изучения большого количества существующих упаковок медпрепаратов. Специалистам удалось выделить ключевые требования и критерии дизайна первичной и вторичной упаковки, которые позволят значительно снизить риск ошибки в принятия лекарства.

Цель проекта - создать ситуацию, когда дизайн, ориентированный на безопасность пациента, будет расцениваться производителями лекарственных средств не как вынужденная мера, а как инструмент для получения преимущества в конкурентной борьбе.

Основной элемент концепции

Лекарства принимаются разными людьми в разных обстоятельствах. При этом в каждом из случаев окружающие условия могут разительно отличаться. Например, освещенность воздействует на визуальное восприятие (как различение текста, так и восприятие цвета). И, скажем, дизайн, который поможет фармацевту найти нужное лекарство на заполненной полке, совершенно не обязательно будет оптимальным для пациента, страдающего нарушениями зрения. Кроме того, способы идентификации нужной упаковки в аптеке будут отличаться от ее же поисков дома. Ясно, что невозможно стандартизировать условия хранения и приема лекарства: оно может лежать в шкафчике в ванной, ящике стола, на кухонной полке или подносе на столе. Значит, задачей является нахождение единственного решения для многочисленных целей. И, конечно, ориентированность на пациента в данном случае решительно превалирует над собственно коммерческими целями (особенно если они вызывают угрозу безопасности пациента). Попытка достичь цели вылилась в создание нового британского стандарта дизайна лекарственных средств BS 5000-6. Основные фармацевтические компании страны приняли его как руководство к действию, увидев в ситуации и экономические выгоды.

Дизайн вторичной упаковки



Жизненно важная информация должна быть
размещена как минимум трижды
Термин «вторичная упаковка» употребляется для обозначения внешней упаковки медикаментов (обычно это картонная коробочка), служащей хранилищем медикамента в первичной упаковке и не контактирующей с лекарственным средством.

Поверхность коробки

Стандартная упаковка содержит 6 граней для размещения информации. Жизненно важная информация: название, уровень содержания действующего вещества, лекарственная форма и количество таблеток или капсул - должна быть размещена как минимум трижды, на одной из каждых двух одинаковых по площади поверхностей. На двух из них (кроме боковой) текст должен быть одинаково ориентирован, тогда пользователю, будь то пациент или медик, нет необходимости вертеть коробку в попытке прочесть написанное.

Иерархия информации

Текст должен быть
одинаково ориентирован
Когда поверхность коробки заполнена текстом и пиктограммами, пациенту сложно отыскать на ней важную информацию, а врачу правильно определить лекарство. Размещение такой информации (например, название и уровень содержания действующего вещества) на пустом поле повышает безопасность использования. Часто у разных производителей одно и то же лекарство называется по-разному, и для пациента возникает опасность принять в несколько раз большую дозу, чем надо, особенно если название бренда более эмоционально насыщенно, чем название фармацевтической группы.

Название препарата

Похожие названия приводят к путанице между лекарствами. В случае сходно звучащих названий примерно одинаковой длины вероятность ошибки увеличивается, особенно если лекарства хранятся в алфавитном порядке. Использование заглавных букв поможет выделить отличающиеся фрагменты названия, улучшая дифференциацию (например, «ХлорпроПАМИД» и «ХлорпроМАЗИН»).

Уровень содержания действующего вещества

Размещение названия и информации об уровне содержания действующего вещвества на пустом поле повышает безопасность использования
Если на упаковке нет четкого указания на уровень содержания действующего вещества, может возникнуть ошибка дозировки, особенно если производитель выпускает практически одинаковые по дизайну пачки. Уровень содержания действующего вещества должен быть выделен (размер, начертание, вид, цвет шрифта).

Следует также избегать разделительных запятых, используя по возможности только целые числа, иначе, например, «5,0 мг» легко будет спутать с «50 мг».

Шрифт

Минимальный рекомендуемый размер шрифта для упаковки лекарственного средства - 12, но для пациентов с ослабленным зрением предпочтителен 14. Название действующего компонента должно быть напечатано шрифтом не меньше 16.

Текст, написанный курсивом или заглавными буквами, воспринимается сложней, поэтому следует там, где можно, избегать использования набранного заглавными буквами текста, а для выделения фрагментов использовать полужирное начертание.

Заглавные буквы помогают выделить
отличающиеся фрагменты названия
Шрифты с засечками хороши в газете или книге, на упаковке же лекарственных средств их следует избегать, предпочтительны в данном случае Arial, Helvetica или Univers.

Следует исключить шрифты облегченного начертания и вытянутые.

Межстрочное и межбуквенное расстояние также сильно влияют на восприятие текста. Идеальное соотношение при дизайне упаковки фармацевтики - расстояние 16 пунктов при шрифте 12-го кегля.

Выравнивание текста и отбивки способствуют лучшему восприятию. Текст следует выравнивать по левому краю.

Расположение текста вокруг или поверх изображения или логотипа снижает возможность распознавания. Текстовые блоки должны быть неделимы, логотип размещается в начале или конце текста.

Уровень содержания действующего
вещества должен быть выделен
Пациентам с ослабленным зрением с трудом удается прочесть информацию, если контраст между фоном и текстом недостаточен. Текст должен резко контрастировать с фоном упаковки (предпочтителен темный шрифт на светлом фоне).

Цвет

Цвет может сыграть важную роль в распознавании лекарственного средства, но может создать и проблемы. Он используется как для различения двух похожих (например, по названию) препаратов, так и для различения уровней содержания действующего вещества препарата одного производителя. В данном случае есть серьезная проблема - цветовая слепота и различия в восприятии цвета при разном освещении и силе освещенности, а также индивидуальные различия в восприятии цвета. Потенциальная возможность использования единого цветового кода для функционального различения лекарств сталкивается с тремя препятствиями. Во-первых, вряд ли можно разработать эффективную систему для более 12 тыс. запатентованных только в Великобритании лекарственных средств. Во-вторых, отсутствие единого для всего мира цветового кодирования может стать препятствием в торговле. Наконец, пациенты с цветовой слепотой не смогут должным образом воспринять цветовое кодирование. Вместо этого удобнее использовать цветовую дифференциацию, например, выделение разным цветом уровня содержания действующего вещества.

Дизайн первичной упаковки

Следует избегать разделительных
запятых, используя целые числа
Понятие «первичная упаковка» подразумевает контакт с лекарственным средством. В данном случае рассматривается единственный вид такой упаковки - блистер.

Блистер

Обычно блистер заклеивается отражающей фольгой. Блики на поверхности снижают распознаваемость текста, особенно если он напечатан шрифтом светлого начертания и недостаточно контрастного фольге цвета.

Текстовые блоки должны быть неделимы,
логотип - в начале или конце текста
В качестве фона идеальна запечатанная окрашенная матовая фольга. Когда необходимость читать мелкий текст на отражающей поверхности дополняется недостаточной контрастностью, различить лекарства становится совсем сложно. Оптимальное решение - темный текст на светлом фоне, желательно применение жирного или полужирного начертания. Однако обратите внимание, что излишнее увлечение жирными начертаниями может снизить разборчивость мелкого текста.

Важно также, чтобы информация о названии лекарства и уровне содержания действующего вещества была напечатана на фольге над каждой ячейкой блистера.

Выдержанность первичной и вторичной упаковки в едином стиле облегчает распознавание лекарства и снижает возможность неправильного применения (инструкции обычно пишутся на коробке или во вкладыше, который, как правило, хранится в коробке же).

Важно, чтобы информация о названии и уровне содержания действующего вещества была напечатана на каждой ячейке блистера В качестве фона идеальна запечатанная окрашенная матовая фольга. Желательно применение жирного или полужирного начертания. Целесообразно использовать цветовую дифференциацию



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»