на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №2
март, 2005

Статьи из журнала Формат №2-2005

ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Обложка как элемент маркетинга и часть экономики издания

РЕКЛАМНАЯ НАКЛЕЙКА: ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА
Какие материалы и технологии используются для их изготовления?
ПАКЕТЫ КАК СПОСОБ САМОРЕКЛАМЫ
Что выгоднее: изготовить пакеты «с нуля»
или воспользоваться заготовками
Флексография или трафарет: что выбрать?
Пластиковый пакет: красивый и надежный
ОДИН РАЗ В ГОД...
Мы рассказываем об особенностях такого вида
печатной продукции, как годовой отчет
Как мы работаем над годовым отчетом
авторам реклама перепечатка english version
Практика
ОДИН РАЗ В ГОД...

Раньше казалось, что годовой отчет крупной акционерной компании или коммерческого банка - узкоспециализированный продукт, расcчитанный на предоставление нужной информации. Однако в последнее время к годовым отчетам относиться стали иначе...

Существует такой вид полиграфической продукции, который некоторые солидные компании должны переиздавать каждый год. Этим вынуждены заниматься все крупные открытые акционерные общества, банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т. д., то есть все, кто работает с деньгами акционеров и вкладчиков. Каждый год эти организации представляют определенным заинтересованным лицам результаты своей деятельности. И наилучшим образом это можно сделать в виде красиво оформленного годового отчета.

Содержание этого документа, как правило, очень сухое и строгое - это динамика роста (или падения) прибыли, увеличение числа клиентов, распределение портфелей заказов или видов деятельности и т. д. Фактически речь идет о скучном наборе цифр, сведенных в различные таблицы, графики и диаграммы. Казалось бы такую информацию можно легко отпечатать на принтере или передать в электронном виде заинтересованным сторонам. Но при этом необходимо понимать, что годовой отчет это еще и форма отчетности компании о результатах своей деятельности перед людьми, имеющими возможность влиять на деятельность этой организации. А значит, нужно высказать им свое уважение, причем чем больше, тем лучше. Более того, необходимо сделать это таким образом, чтобы людям было интересно и необременительно читать таблицы с цифрами и разглядывать графики. В связи с этим и сформировался такой вид полиграфической продукции, как «годовой отчет компании».

Деловые графики в современных годовых отчетах и презентациях теперь сами по себе являются произведениями графического искусства. Их разработке дизайнеры уделяют большое внимание. Появились даже специальные фирмы, занимающиеся разработкой такой графики

Тенденции развития

Развитие этого вида печатного издания в нашей стране не имеет длинной истории. Всерьез годовые отчеты стали популярны где-то 15 лет назад, с развитием коммерческих банков и открытых акционерных обществ. В советское время годовые отчеты в достаточно простом виде тоже существовали, но только у внешнеторговых компаний (типа «СоюзГазЭкспорта»), и содержали, в основном, информацию «по сути дела» - те самые цифры, которые нужно было донести до заинтересованных людей.

[ Комментарий ]

Материалы для годовых отчетов

Чтобы придать годовому отчету солидный вид, при его изготовлении часто используются специальные полиграфические материалы, в первую очередь, дизайнерские бумаги и картон. Приходилось даже видеть изделия из одностороннего дизайнерского гофрокартона. Все это создает дополнительные трудности для изготовителей годовых отчетов. Во-первых, правильно подобрать сочетание материлов с дизайнерской точки зрения непростое дело. Во-вторых, необходимо согласовать с технологом производства все нюансы, так как не на всех материалах можно печатать выбранным способом. Если планируется использование для печати бумаг с цветовым тоном (а, как правило, все дизайнерские бумаги обладают определенным цветом), то нужно так готовить изображения, чтобы цвет бумаги не повлиял на цвет итогового изображения.

Из этого следует вывод: использование дизайнерской бумаги и других сложных материалов в производстве годовых отчетов приветствуется, но проектировать такое изделие должны люди с соответствующим опытом.


Два разных подхода к оформлению обложек годового отчета. Слева: дорого и солидно - обложка из металлизированной бумаги с печатью в пять красок, двуязычная реализация всего отчета. Справа - вариант практичный и более доступный, без особых изысков

Первые годовые отчеты «внутреннего потребления» также не отличались особым полиграфическим изыском и фактически были призваны нести сугубо утилитарную функцию - стать способом распространения цифр и графиков. Впрочем, лет пять-семь назад ситуация начала резко меняться. Для простоты мы решили изучить отчеты банков, так как эти документы в большинстве случаев доступны всем желающим и не содержат информации, которая может являться коммерческой тайной. Вот какие выводы можно сделать:

[ НОВОСТИ ]

С 1 апреля ГК «Дубль В» снижает цены на 50 позиций дизайнерской коллекции Text&Cover в связи с прекращением ее поставок. У покупателей есть возможность приобрести бумаги, картон и кальку со скидками до 65%. Распродажа проходит в московском офисе ГК «Дубль В», центре розничных продаж «Мир бумаги» и региональных представительствах.

В ГК «Дубль В» создан отдел по продаже материалов для элитной упаковки и продукции для оформления мест продаж (POS). Сегодня в этой сфере применяют различные материалы: флокированные (Flock), синтетические и тканевые переплетные материалы (BN-International), переплетный картон «Эскаборд» (Kappa Graphic Board). Новый отдел ориентирован на рекламно-производственные компании и типографии. Руководителем отдела назначена Анастасия Гусева.

Информация: ГК «Дубль В»


Подход к оформлению внутренних страниц годового отчета бывает разным: либо печать по дорогой тонированной дизайнерской бумаге в пять и более красок, либо более простой вариант со штриховой печатью в две-три краски и без полутоновых иллюстраций
  • [ Внимание ]

    Все иллюстративные материалы в данной статье получены из открытых источников, их выбор для публикации не продиктован финансовыми вопросами; они размещены исключительно для того, чтобы показать те или иные тенденции в дизайне, оформлении или полиграфическом исполнении годовых отчетов и схожих с ними документов.

    Журнал «Формат» не является собственником этих иллюстра-тивных материалов. Все права на них принадлежат их закон-ным владельцам.

    Банки осознали роль годового отчета как средства коммуникации с людьми, в которых они заинтересованы. И если раньше банки ограничивались годовыми отчетами в виде аккуратных брошюр, содержащих только необходимые данные, то теперь годовой отчет представляет собой скорее корпоративный буклет с информацией, не имеющей ничего общего с деятельностью банка. Можно встретить отчеты с красивыми видами и пейзажами, с постановочной студийной съемкой натюрмортов и того, что называется still life, прибегают также к использованию произведений живописи, графики и т. д. Приходилось видеть годовые отчеты с использованием комиксов на внутренних полосах.

    Дизайнерское оформление официальных документов легко объяснить. Таким образом предпринимается попытка сделать их приятными, располагающими к чтению и, более того, снижающими напряжение при изучении их содержания. Иногда может показаться, что дополнительная информация скорее призвана переключить внимание на себя и отвлечь от необходимых цифр или, по крайней мере, снизить эмоциональное негативное их восприятие, если оно вдруг возникнет. Фактически задача таких изданий - предоставить информацию как можно более мягко, без нервного напряжения.

  • Годовой отчет как средство рекламы банка. Коммуникативный подход фактически означает, что годовой отчет следует рассматривать как рекламный буклет банка, со всеми необходимыми атрибутами рекламного изделия. Это значит, что и работать над ним теперь должны специалисты по рекламе: необходима проработка концепции, адресной направленности, и только после этого, разработка графического содержания и пр. (подробнее о разработке годового отчета как рекламного буклета в материале во врезке).

  • Постепенное изменение содержания. Если раньше в годовых отчетах фигурировало большое количество таблиц с цифрами и графиков, то теперь их количество стараются сократить и по возможности упростить, а те, что остаются, преподать в максимально изящном виде. И это понятно, ведь годовой отчет теперь в большей степени рекламная продукция, чем экономическая.

  • Годовой отчет как элемент статуса банка. В большинстве случаев годовой отчет пытаются сделать дорогим солидным изданием. Здесь все тоже вполне понятно: солидное учреждение должно иметь солидный буклет о себе. В ход идут всевозможные приемы повышения «статусности» изделия: дорогая бумага, сложные виды отделки, солидная обложка или переплет, специальная папка или даже упаковка. И хотя понятно, что все эти элементы стоят больших денег, банки вынуждены идти на это, поскольку, как уже говорилось, функция годового отчета существенно изменилась.
Эволюция годового отчета одного из крупнейших российских банков. Слева - отчет более чем пятилетней давности, справа - один из последних. Налицо явный прогресс. Из простого сухого документа с цифрами и графиками годовой отчет превратился в престижный буклет с использованием репродукций живописных полотен (в данном случае это картина А. Дейнеки «Вратарь»). Очевидно, что над подготовкой этого годового отчета работали дизайнеры

Изготовление годовых отчетов

Из всего сказанного выше получается, что годовой отчет становится очень сложным в проектировании и изготовлении продуктом. Сейчас разработкой годовых отчетов занимаются ведущие рекламные агентства и дизайн-бюро. Можно отметить интересные тенденции развития содержания отчетов. Если раньше все таблицы и графики выполнялись традиционным методом, то сейчас многие из них сами по себе являются произведениями графического дизайна. Мы приводим некоторые интересные образцы работы с графиками и таблицами. Большое внимание уделяется и непрофильной информации, призванной пробудить дополнительный интерес читателя к изучению содержимого годового отчета. Грамотно придумать и выполнить такое дополнительное содержимое могут опять же только ведущие дизайнеры и дизайн-студии.

Так что первый и главный вывод этого раздела: если есть желание получить достойный годовой отчет, который будет солидно выглядеть на фоне конкурентов, придется потратиться на привлечение к работе серьезного дизайнерского агентства.

Эволюция годового отчета относительно небольшого коммерческого банка. Вверху - документ более чем пятилетней давности, ниже - более поздний. Дизайнеры буклета сочли уместным даже использование комиксов в оформлении страниц отчета. Хотя и в более ранних версиях присутствовало много «дизайнерских» приемов оформления

[ Комментарий ]

Бумажный вопрос

Екатерина Подобед, директор,
рекламное агентство Doc&Alex (Москва)

Годовой финансовый отчет уже давно перестал быть скучным документом. На сегодняшний день производство отчетов превратилось в состязание дизайнеров: чем оригинальнее дизайн, тем лучше. Помимо графического оформления, есть еще один фактор, привлекающий особое внимание, - это бумага. Безусловно, она должна быть качественной и, к сожалению, не самой дешевой. Гарантией качества бумаги является репутация поставщика. Даже если годовой отчет решено печатать на обычной мелованной бумаге, нужно тщательно подойти к ее выбору. Хорошим тоном считается печать на матовой (Mate) или полуматовой, шелковой (Silk) бумаге; глянцевая (Gloss) затрудняет восприятие текста. Отдельно стоит сказать о так называемых «пухлых» бумагах: при равном количестве листов, отчет, напечатанный на «пухлой» бумаге, будет толще отчета на обычной. При этом вы можете сэкономить на стоимости, используя «пухлую» мелованную бумагу меньшей плотности, так как она дешевле.

В последнее время стало актуальным печатать внутренний блок отчетов на высококачественной офсетной бумаге, иногда тонированной.

Безусловно, очень популярно использование дизайнерских бумаг, тем более, что на рынке представлен огромный ассортимент подобных материалов, начиная классическими и заканчивая экстра модными новинками. Часто дизайнерская бумага используется для обложки отчета. Разнообразие цветов и фактур позволяет подобрать бумагу, идеально подходящую к фирменному стилю компании. Широко используются кальки в качестве титульной страницы или разделителей. На дизайнерских бумагах всегда выгодно смотрятся различные варианты тиснения и вырубка.

При выборе дизайнерской бумаги нужно заранее позаботиться о ее закупке. Зачастую она имеется на складах поставщиков в ограниченном количестве, а заказ бумаги на фабрике в Европе займет много времени. Кроме того, в сезон годовых отчетов спрос на дизайнерскую бумагу возрастает.

[ Комментарий ]

А что у них?

Что представляет собой годовой отчет российского банка, мы уже разобрались. Но у нас возник вопрос: а как обстоит с этим дело в мире? Все ли банки озабочены столь серьезным подходом к своему годовому отчету? Какими должны быть отчеты у крупнейших банков с многомиллиардными оборотами?

Мы решили посмотреть, как выглядят отчеты крупных и мелких европейских и транснациональных банков. Отметим, что достать их довольно сложно, в свободном доступе их почему-то нет. Несмотря на это, нам удалось достать годовой отчет одного из крупнейших мировых банков HSBC (фото слева) и небольшого банка из Прибалтики - TKB (фото справа).

Результаты нас сильно разочаровали. Это сухие, очень простые в исполнении документы, отпечатанные чуть ли не на принтере. Видимо, что-то не так в консерватории...(непонятно только, у нас или у них).



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»