|  
                                        
                                       
                                         
                                            | 
                                         
                                         
                                          Александр Николаев, 
                                            менеджер по маркетингу, 
                                            типография «Триада ЛТД» 
                                            (Москва) | 
                                         
                                       
                                      В последнее 
                                      время динамика развития отечественного рынка 
                                      полиграфии характеризуется постепенным ростом 
                                      конкуренции между типографиями. Несмотря 
                                      на это, имеется значительный потенциал для 
                                      развития отдельных направлений отрасли. 
                                      Свидетельство тому — сохраняющаяся тенденция 
                                      к диверсификации отечественных типографий, 
                                      другими словами — расширение поля деятельности, 
                                      появление новых предложений в ассортименте 
                                      услуг, что возможно только при наличии незанятых 
                                      ниш на рынке. Для осуществления этой стратегии 
                                      требуются, в первую очередь, инвестиции 
                                      в расширение производственных фондов и привлечение 
                                      дополнительных кадров. Поэтому в большей 
                                      степени такая стратегия характерна для средних 
                                      и крупных предприятий, которые прошли три 
                                      основные стадии роста: внедрение на рынок, 
                                      поиск новых клиентов и выход на новые для 
                                      себя рынки. 
                                      Дальнейшее развитие типографии возможно 
                                        также в рамках противоположной стратегии 
                                        — сужения специализации, что подразумевает 
                                        концентрацию на тех видах производимой 
                                        продукции или предоставляемых услуг, которые 
                                        способны обеспечить значительное конкурентное 
                                        преимущество данному предприятию в долгосрочной 
                                        перспективе. Исследования, проводимые 
                                        западными специалистами, показывают, что 
                                        большинство европейских типографий идут 
                                        именно по пути специализации: стремятся 
                                        занять определенную нишу, в которой они 
                                        будут иметь устойчивые конкурентные преимущества. 
                                       
                                      В то же время концентрация на отдельных 
                                        видах услуг предполагает кооперацию типографий 
                                        и объединение производственных возможностей 
                                        — это требуется для создания замкнутого 
                                        производственного цикла. 
                                      Тенденция к кооперации становится все 
                                        более заметной и на отечественном полиграфическом 
                                        рынке. Причина этого — снижение общих 
                                        затрат за счет разделения операций и оптимальной 
                                        загрузки производственных фондов и ресурсов. 
                                        Однако первый шаг в этом направлении предпринять 
                                        нелегко: отсутствуют налаженные интегрированные 
                                        связи между типографиями. Кроме того, 
                                        уровень ответственности зачастую низок. 
                                        
                                      В качестве примера можно привести случай 
                                        из нашей практики. Для выполнения выборочного 
                                        УФ-лакирования квартальных календарей 
                                        мы воспользовались услугами сторонней 
                                        организации. После того как лакированные 
                                        календари были доставлены в нашу типографию, 
                                        выяснилось, что в упаковке не хватает 
                                        150 экз. В результате нам пришлось печатать 
                                        недостающий тираж и снова везти их на 
                                        лакирование. Как следствие, заказ был 
                                        отправлен клиенту на четыре дня позже 
                                        оговоренного срока. 
                                      Подобные примеры характерны не только 
                                        для полиграфического рынка, но и в целом 
                                        для российской промышленности. В условиях 
                                        повсеместной автоматизации производственных 
                                        процессов подобные случайности нарушают 
                                        последовательность операций и сдвигают 
                                        сроки изготовления тиражей. Помимо этого, 
                                        передавая услугу «на сторону», типография 
                                        теряет контроль над качеством продукции. 
                                       
                                      На российском рынке эффективность кооперации 
                                        часто определяется степенью партнерских 
                                        и доверительных отношений между типографиями. 
                                        Такая схема сотрудничества типична для 
                                        крупных предприятий, которые стремятся 
                                        обеспечить прозрачность коммуникаций и 
                                        соблюдать взаимные интересы. 
                                      Обозначенные выше проблемы в сфере кооперации, 
                                        а также рост заказов, требующих выполнения 
                                        специализированных операций, вынуждают 
                                        руководство типографии задумываться о 
                                        расширении собственного производства и 
                                        приобретении нового оборудования. Определенное 
                                        значение здесь имеет правильный расчет 
                                        нормы рентабельности и срока окупаемости 
                                        оборудования.  
                                      В большинстве случаев инвестиции оправдывают 
                                        себя, если новое оборудование может быть 
                                        интегрировано в технологическую цепочку 
                                        предприятия. 
                                      Например, в нашей типографии перед покупкой 
                                        новой шестикрасочной печатной машины КБА 
                                        Rapida 74-6+L UV был проведен тщательный 
                                        анализ производственных возможностей оборудования 
                                        и его функциональной совместимости с уже 
                                        имеющимся парком машин. Во-первых, был 
                                        учтен тот факт, что две печатные машины 
                                        типографии Rapida 74-4 и 74-5+ALV загружены 
                                        полностью, и поэтому имеется потенциал 
                                        для дальнейшего расширения производства 
                                        — запуска новой машины. Во-вторых, мы 
                                        получаем дополнительное преимущество для 
                                        реализации сложных заказов за счет использования 
                                        гибридной технологии, которая открывает 
                                        широкие возможности для печати УФ-красками 
                                        на различных материалах, в том числе на 
                                        бумаге плотностью от 65 г/м2 до 300 г/м2, 
                                        картоне толщиной до 1 мм, а также на всевозможных 
                                        невпитывающих материалах. В-третьих, высокая 
                                        производительность машины (до 18 тыс. 
                                        отт/ч), наличие трех УФ-сушек, а также 
                                        возможность выборочного УФ-лакирования 
                                        в один проход с печатью позволяют оперативно 
                                        выполнять услуги УФ-печати для рекламных 
                                        агентств и типографий. 
                                      Таким образом, в результате грамотного 
                                        подхода к инвестированию нам удалось функционально 
                                        расширить и дополнить линейку печатных 
                                        машин Rapida, а также обеспечить автоматизацию 
                                        сплошного и выборочного УФ-лакирования. 
                                      Если типография выбрала стратегию специализации 
                                        и выпускает строго определенную продукцию 
                                        или предоставляет отдельные полиграфические 
                                        услуги, то единственный вариант дальнейшего 
                                        роста — приобретение высокотехнологичного 
                                        специализированного оборудования, способного 
                                        обеспечить конкурентное преимущество в 
                                        выбранном направлении. А для предприятия, 
                                        которое располагает значительным производственным 
                                        и кадровым потенциалом и имеет возможность 
                                        сконцентрировать усилия на широком ассортименте 
                                        услуг, большое значение имеет универсальность 
                                        оборудования.  
                                      Еще один пример. В декабре прошлого года 
                                        в нашей типографии была установлена новая 
                                        машина КБС Wohlenberg Quickbinder с опцией 
                                        PUR-клея. Машина является универсальной 
                                        по многим параметрам. Во-первых, благодаря 
                                        технологии PUR-клея она позволяет работать 
                                        с блоками из бумаг различной плотности 
                                        и фактуры, при этом толщина блока может 
                                        варьироваться от 3 до 70 мм. Во-вторых, 
                                        в Quickbinder предусмотрены клеевые секции 
                                        для холодного и горячего клея, при этом 
                                        узел одного типа легко перемещается на 
                                        транспортных колесах и меняется на узел 
                                        другого типа. В-третьих, на машине можно 
                                        изготавливать до 10 различных видов переплета, 
                                        в том числе распространенную на Западе 
                                        «швейцарскую» брошюру. 
                                      В результате мы получили определенный 
                                        объем заказов на книжно-журнальные изделия, 
                                        которые до этого времени скреплялись нитками. 
                                        По мере роста осведомленности наших клиентов 
                                        о преимуществах PUR-технологии доля таких 
                                        заказов постоянно растет. 
                                      В заключение можно отметить, что, несмотря 
                                        на постепенное проникновение западной 
                                        культуры в российскую экономику, говорить 
                                        о специализации отечественного рынка полиграфии 
                                        пока рано. Для этого необходима налаженная 
                                        инфраструктура, а также набор правил, 
                                        которые будут регламентировать взаимоотношения 
                                        между типографиями.  
                                      До тех пор оптимальной стратегией будет 
                                        являться создание простой и удобной схемы 
                                        прохождения заказа внутри собственного 
                                        производства за счет повышения автоматизации 
                                        технологического процесса, а также ориентация 
                                        на высокий уровень сервиса для клиентов 
                                        типографии.  
                                         
                                         
                                        |