на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №8
октябрь, 2005

Статьи из журнала Формат №8-2005

БУДУТ ЛИ ЖУРНАЛЫ В HI-FI ИСПОЛНЕНИИ?
Стремление улучшить полиграфическое качество периодических изданий
может вызвать интерес к печати с широким цветовым охватом

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА: «СВОЙ» ИЛИ «ЧУЖОЙ»
Печать со «своим» оборотом - головная боль для типографии
или все же реальный способ сэкономить?
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ К ПЕРСОНЕ
Виды, цели и задачи персонализированной продукции,
способы изготовления, примеры из жизни

МЭТРОВ СТАЛО БОЛЬШЕ
Подведены итоги ежегодного полиграфического конкурса «Мэтр Полиграфии».
Представляем список победителей и фотографии некоторых работ

авторам реклама перепечатка english version
Технология
БУДУТ ЛИ ЖУРНАЛЫ В HI-FI ИСПОЛНЕНИИ?

Стремление улучшить полиграфическое качество периодических изданий
может вызвать интерес к печати с широким цветовым охватом

Вопрос улучшения качества печати актуален всегда. Однако сейчас стало понятно, что дальнейшее его улучшение возможно только при смене технологии производства. Готов ли к этому рынок?

Конкуренция на рынке журнальной продукции все ожесточается. Достаточно сказать, что в нашей стране ежегодно появляются сотни новых периодических печатных изданий, в первую очередь журналов. Заметная их часть - переводные адаптированные (иногда не очень адаптированные) зарубежные издания, чаще всего европейские. Впрочем, несмотря на это, зарубежные эксперты считают, что журналов в России пока еще намного меньше, чем в развитых странах, и их число будет расти. А значит, и конкуренция между ними станет еще жестче.

Цветовой охват традиционной триадной печати (ISO) сравнительно с двумя технологиями Hi-Fi-печати

Как известно, существует два типа изданий: для которых главный источник дохода - реализация, и те, для которых главный источник дохода - реклама. Соответственно идет нешуточная борьба как за читателя, так и за рекламодателя.

Ранее мы уже писали о различных способах повышения рекламной эффективности журнала (это и сложные обложки, и рекламные вкладки, и многое другое). Писали также о том, как сделать привлекательнее обложку (при помощи лакирования, тиснения, дополнительных и флуоресцентных красок и т. д.) Все это уже используется многими ведущими издательствами и, скорее всего, дальше будет использоваться еще активнее. Без сомнений, любые новые технологии, которые позволят как-то улучшить внешний вид продукции или выделить тот или иной рекламный модуль, будут востребованы. Впрочем, уже сегодня есть одна интересная технология, но ее почему-то при работе с периодикой практически не используют, причем не только в России, но и за рубежом. Это печать с расширенным цветовым охватом. Попытаемся разобраться, почему так происходит и можно ли эту ситуацию изменить.

Какие они бывают?

Разговоров о разных способах получения широкого цветового охвата среди полиграфистов много. Все технологии можно условно разделить на три большое группы:

Печать многокрасочным синтезом. Принцип довольно прост: если синтез из четырех красок (голубой, пурпурной, желтой и черной) не дает достаточного цветового охвата, то нужно использовать больше красок. Например, три дополнительные, которые труднее всего получить синтезом. Если попарно накладывать друг на друга голубую, пурпурную и желтую краску, то теоретически мы должны получить насыщенные красный, синий и зеленый цвета. К сожалению, они получаются совсем не такими, как ожидается. Причины этого сейчас рассматривать не будем: их много, но все они связаны с несовершенством пигментов, красок, бумаги, печати и т. д. А раз вместо ожидаемого насыщенного синего мы получаем неяркий серо-синий, то, естественно, ни о каком идеальном цветовоспроизведении речь идти не может. Отсюда простой вывод: раз не получаются красный, синий и зеленый цвета со всеми своими оттенками, так давайте ими и печатать те фрагменты изображения, где они есть. По такой схеме работают многие технологии многокрасочного синтеза: Opaltone, HiColor, Eder и др. Все они так или иначе решают часть проблем, но при этом создают и новые: печать в семь красок - это очень сложно, долго и дорого. Применяются такие способы очень ограниченно, в основном для печати упаковки на многосекционных печатных машинах большими тиражами.

Отдельно следует отметить разработку компании Pantone - технологию многокрасочного синтеза Hexachrome. Она решает те же задачи, но с использованием не семи, а шести красок. Это проще и дешевле, но все же не настолько, чтобы система стала массовой.

[ СПРАВКА ]

Изучая вопрос использования Hi-Fi-печати в производстве журналов, нам удалось поговорить со специалистами отрасли, в частности из издательств и типографий. На базе этих мнений построена часть материала, в которой речь идет о сдерживающих факторах и перспективах этой технологии.

Некоторые, наиболее интересные мнения мы публикуем в виде отдельных справок.

[ Замечание ]

Иллюстрации, приведенные в статье, - отсканированные оттиски, напечатанные разными технологиями расширения цветового охвата. Сравнивая их с фото оттисков, напечатанными традиционным способом, можно легко увидеть различия.

[ СПРАВКА ]

Как это было раньше?

Ни для кого не секрет, что цветная печать всегда была процессом сложным и во многом творческим. Даже сейчас сплошь и рядом можно услышать, что один печатник «цвет дает», а другой нет, хотя пользуются они одной и той же печатной машиной, теми же материалами и режимами. Это лишь подтверждает то, что в печати есть элемент творчества. И хотя от этого все время хотят избавится, внедряя аппаратный контроль и стандартизацию, тем не менее, ситуация пока радикальным образом не изменилась.

Раньше все было еще сложнее. Вся цветная полиграфия была многокрасочной. И хотя субтрактивный синтез цвета изобрели в начале прошлого века, в нашей стране и в 70-е гг. некоторые цветные работы печатали в семь-восемь красок. Причины были в несовершенстве самих красок, процессов цветоделения, печатных машин, печатных форм и т. д. Критичные заказы (например, портреты членов политбюро) печатали по очень сложной технологии с применением большого количества ручной ретуши и множества красок. Только так можно было достичь приемлемого качества воспроизведения.

Если проследить хронологию развития технологии, то можно заметить следующее: при изобретении субтрактивного синтеза стало понятно, что для синтеза любого цвета теоретически достаточно трех красок (голубой, пурпурной и желтой). Но эксперименты показали, что у имеющихся на ту пору красок цветовой насыщенности не хватает не только для получения ярких цветов, но и для простого формирования темных цветов (они получались бледными и малоконтрастными). Поэтому вскоре придумали добавлять к трем краскам еще и черную - для улучшения печати темных цветов.

Борьба за технологичность идет постоянно, и уже лет 20 можно печатать четырьмя триадными красками с качеством, которое в 70-е гг. достигалось огромными усилиями и использованием большого количества цветов. Дальнейшее развитие показало, что для улучшения качества нужно добавлять и другие краски. Потом стало понятно, что хороших результатов можно достичь с применением семи красок. Затем их число сократилось до шести. И лишь недавно найден новый путь - с использованием четырех красок можно получить такой же цветовой охват, как семь-восемь лет назад с семью. Технология продолжает развиваться.

[ СПРАВКА ]

Офисный струйный принтер - печать завтрашнего дня?

В настоящее время простейший струйный принтер для домашнего использования по качеству печати даст 100 очков «любой современной полиграфии». Подобные разговоры приходилось слышать не раз: «Я дома на принтере напечатаю в сто раз лучше, чем все ваши дорогущие печатные машины». И на самом деле в этом есть свой резон.

Судите сами: обычный современный офисный принтер печатает как минимум в шесть, а обычно в семь и более красок (чернил). Кроме того, струйные принтеры используют стохастические алгоритмы записи изображений, лишенные муара и розеточной структуры. Плюс к этому - встроенные системы автоматической настройки изображений с системами управления цветом позволяют получить качество печати на приличном уровне.

Если добавить еще и то, что у принтера нет проблем с растискиванием, двоением, отмарыванием и другими «полиграфическими» неприятностями, то вывод напрашивается сам собой. Простейшая домашняя печатная система намного совершеннее современной полиграфии, где только сейчас начинают задумываться о том, как увеличить цветовой охват, как избавиться от муара и розетки, как решить другие проблемы печати. Поэтому неудивительно, что некоторые люди, пользующиеся дома или в офисе обычной офисной техникой, сильно удивляются, когда им говорят, что получить такой же оттиск, как на их недорогом струйном принтере, в типографии вообще нельзя! И это даже в том случае, если печатная машина стоит в тысячи раз больше. Не получится. Полиграфия пока этого не может, она только идет к этому.

Все это, конечно, утрированно, но тем не менее определенный смысл в этом есть. Клиент вправе требовать от типографии такое же качество оттиска (или даже существенно лучше), какое он получает на домашнем принтере. И объяснять ему, что «полиграфия пока не может», даже неудобно как-то.

Печать с использованием дополнительной краски. Представим себе ситуацию, когда нам нужно отпечатать рекламу, например, автомобиля яркого, но плохо воспроизводимого в полиграфии цвета, допустим, ярко-синего. При всех стараниях привычным четырехкрасочным синтезом получить точно такой цвет невозможно, он все равно будет заметно отличаться. Выход довольно оригинален: использовать дополнительную краску нужного нам яркого-синего цвета. Результаты получаются весьма неплохие, при этом такая технология печати намного проще, чем в шесть-семь красок. Но и ограничений у нее немало. Ее невозможно использовать для печати периодики в принципе, поскольку для «улучшения» одной иллюстрации требуется одна краска, а для следующей - другая. Технология получается зависимой от сюжетов и может применяться для печати плакатов, отдельных рекламных буклетов или вкладок в журналы, а в некоторых случаях - для печати журнальных обложек.

Печать с использованием высокоинтенсивных красок. Самый перспективный способ печати с расширенным цветовым охватом пока еще довольно молод. Он появился на рынке где-то в середине 2000 г. Представила его небольшая красочная компания Epple, а сама система называется Aniva. Принцип довольно прост: обычная печать в четыре краски, но результат при этом совсем другой. Цветовой охват реально расширяется на 20–25%! Хитрость - в красках. В них содержится специальный мелкодисперсный пигмент, который при той же толщине красочного слоя обеспечивает существенно более высокую оптическую плотность. Это и позволяет получать расширенный цветовой охват. При печати обычными красками увеличение толщины красочного слоя приводит к быстрому увеличению растискивания и, как следствие, к радикальному снижению качества оттиска.

Новинка оказалась настолько интересной, что очень скоро подобные системы появились у многих производителей красок. Наиболее интересные - Novaspace производства K+E (сейчас входит в компанию XSYS) и HICOS от Huber Group. В частности, при работе с Novaspace в лаборатории журнала «Курсив» (№2–2004) было получено увеличение цветового охвата почти на 30%!

В общем, разработки в этом направлении ведутся постоянно, и получение широкого цветового охвата становится все реальнее. Тем не менее, печать по этой технологии встречается пока еще редко, если только при производстве отдельных видов продукции. А в периодике, насколько нам известно, в единичных случаях.

Сдерживающие факторы

Эти иллюстрации - хороший пример того, как «оживает» натюрморт, отпечатанный с широким цветовым охватом. Любопытно, что эффектнее выглядят даже те предметы, для которых увеличение цветового охвата не так актуально (например, сыр или пицца)

Попытаемся разобраться, почему на эти технологии обращают так мало внимания. Из бесед со специалистами типографий и издательств становится понятно, что одним из существенных сдерживающих факторов является стоимость их использования. Причем, чем серьезнее издание и чем больше у него тираж, тем критичнее вопрос цены. Порой важен каждый цент себестоимости. Представьте себе, у издания тиражом, скажем, 200 тыс. экз. себестоимость экземпляра увеличится на один цент. Прямой убыток составит 2 тыс. долл., что вряд ли порадует руководство. А посчитать косвенную выгоду от того, что более красивый журнал купит больше читателей и из-за этого увеличится объем рекламы, в настоящее время пока проблематично.

Все перечисленные выше способы увеличения цветового охвата изображений пока еще дороже привычной четырехкрасочной печати. Относительно близка по себестоимости только печать с использованием высокоинтенсивных красок, но и она все же дороже за счет того, что цены самих красок выше, чем традиционных.

Впрочем, ситуация с малотиражными изданиями, особенно отраслевыми и особенно корпоративными, намного проще. И там увеличение себестоимости печати на 10–15%, конечно, заметно, но не столь критично. По словам менеджеров некоторых типографий, издатели иногда готовы идти на подобное удорожание в случае, если у них появляется шанс получить «что-то этакое». Но здесь есть другой сдерживающий фактор: типографии не могут предложить своим заказчикам того, что они хотят, в первую очередь по причине того, что у них просто не отработана технология печати изображений с расширенным цветовым охватом. Проводить же эксперименты на заказчике - занятие рискованное. По крайней мере, серьезные типографии на это не идут.

Воспроизведение живописных работ - всегда непростое занятие, но и тут печать с широким цветовым охватом может оказать реальную помощь, хотя эффект заметен и не так сильно
Есть и еще несколько сдерживающих факторов. Это отсутствие международных стандартов на печать с широким цветовым охватом. Нет нормативной базы для «разбора полетов» между типографией и заказчиком. При стандартной печати эти нормы существуют, и в большинстве случаев всегда можно понять, кто виноват в том, что заказчика не устраивает качество продукции. Это очень усложняет и печать международной рекламы. Многие крупные сетевые рекламные агентства готовят рекламные модули, исходя из значений каких-либо международных стандартов, и требуют, чтобы издание было отпечатано с их учетом. И никого не интересует, что при использовании Hi-Fi-печати эффект будет интереснее. Здесь руководствуются принципом: «Не надо, как лучше, надо, как положено». Так что, видимо, до появления новых стандартов в полиграфии ситуация с «международной рекламой» вряд ли изменится. Хотя, возможно, есть варианты.

Есть и еще один аспект - отсутствие предложения. Насколько нам известно, в настоящее время, ни одна типография не предлагает своим клиентам печать с использованием Hi-Fi-технологий и не готова их отлаживать у себя из чисто «спортивного» интереса. Действует принцип: «Не спрашивают, мы и не предлагаем». Но, с другой стороны: как можно просить то, о чем не знаешь? Вот и появляется «Сделайте что-нибудь этакое».

Что в будущем?

Как кажется, новые технологии все же «прокладывают себе дорогу» на рынок, особенно это касается печати высокоинтенсивными красками. В ближайшее десятилетие ее начнут активно использовать. Появятся соответствующие стандарты (или хотя бы технические условия), по которым можно будет работать. И на новую технологию печати постепенно перейдут все типографии, причем многие из них этого даже и не заметят. Вспомните, за последние 15 лет в нашей стране качество печати улучшилось радикально. И то, что в 1990 г. считалось чуть ли не образцом печати, сейчас, скорее всего, примут за брак или за очень плохую, непрофессионально выполненную работу. А то, что считалось образцом лет 30 назад, сейчас воспринимается просто с улыбкой (и с поправкой на время). Так что ждать осталось недолго, и очередной шаг в улучшении качества печати будет сделан.

[ МНЕНИЕ ]

Время, похоже, подходит...

Петр Бондаренко,
ведущий менеджер
по работе с заказчиками,
типография
«Вива-Стар» (Москва)

Мы печатаем постоянно более 50 разных журналов с периодичностью раз в месяц/раз в квартал и тиражом от 500 до 15 тыс. экз. Иногда бывают и разовые тиражи. В основном это отраслевые, корпоративные, представительские издания, хотя есть такие, которые можно купить на лотках в городе или в регионах. Главной своей задачей мы видим стабильность производства, соблюдение сроков изготовления при постоянстве качества. И в целом, общую тенденцию рынка печати журналов можно охарактеризовать следующим образом: для нашего заказчика главным аргументом является цена изделия, естественно, если сроки и качество соблюдены.

Время от времени наши клиенты просят нас «сделать что-нибудь этакое, например, с обложкой или даже с блоком». Но когда заказчик понимает, что любое изменение может повлиять и на цену, и на сроки изготовления, он, как правило, отказывается от своих идей и возвращается к привычной технологии.

Впрочем, исключения тоже бывают. В последнее время желающих «поэкспериментировать» становится больше, и они готовы за это платить. Мы стараемся идти на встречу клиенту, и подобными экспериментами занимается, хотя очень обдуманно и осторожно. Заказчик должен понимать, что любой выход из отлаженной технологии - риск не только для него, но и для типографии, поскольку в результате ей сложнее гарантировать заявленные сроки и качество.

Что касается непосредственно HI-FI-печати, то таких заказов у нас пока нет, но, скорее всего, это связано с тем, что клиенты просто не очень хорошо знают, что это такое. Вполне возможно, что они подразумевают как раз эту технологию под просьбой «сделайте что-нибудь этакое».

Но определенный опыт изготовления подобной продукции у нас есть, и мы такой заказ выполнить сможем. Но будем пытаться делать его технологично, то есть так, чтобы это не сильно меняло наш отлаженный процесс. Например, мы достаточно легко можем добавить к привычной четырехкрасочной печати дополнительную пятую краску (у нас пятикрасочная печатная машина), в том числе и ввести ее в изображение.

В последнее время число подобных просьб увеличивается, и некоторые из них уже начинают воплощаться в жизнь. Например, один достаточно известный спортивный журнал хочет к своему юбилею сделать что-то уникальное с обложкой. Вот думаем...

[ СПРАВКА ]

Обходной путь

Хоть как-то решить проблему печати одновременно и по стандарту, и с использованием технологий расширенного цветового охвата могут помочь современные системы управления цветом (Color management system). Многие высокоинтенсивные краски позволяют печатать и в соответствии с какими-либо стандартом, например евростандартом. Но для этого оптические плотности должны быть заметно меньше, чем те, которые необходимы для получения широкого охвата. Но печатать одновременно и с большими, и с малыми плотностями невозможно.

Если использовать правильные профили для разных страниц издания, то система управления цветом позволит пересчитать процентные значения растровых точек в тех местах, где оптическая плотность должна быть меньше оптической плотности контрольных полей. В результате удастся уменьшить цветовой охват для тех полос, для которых это требуется, и довести его до требований Евростандарта. Таким образом, можно добиться печати части полос по привычному стандарту, а оставшихся - по новой технологии расширенного цветового охвата. Впрочем, этот путь довольно сложен и требует от типографии немалых усилий по отладке процесса.

Есть, впрочем, отдельные изображения, которые печатать с расширенным цветовым охватом особого смысла не имеет, например телесные цвета. Здесь лица слишком яркие и насыщенные, с неестественным оттенком. Хотя, может, кому-то и такое понравится

[ СПРАВКА ]

О цветоделении

Для работы с широким цветовым охватом используются специальные алгоритмы цветоделения, уменьшающие черную составляющую и увеличивающию до предела основные цвета. Возврат к трехцветной печати? По сути да, но на новом этапе. Хотите более красочное изображение? Кладите больше цветных красок!

Но на самом деле не все так просто. Одним уменьшением количества черной краски проблему не решить, даже если использовать высоконасыщенные краски. Нужны специальные профили, которые будут учитывать изменение баланса серого из-за изменения насыщенности базовых красок.

На рисунках показаны каналы цветоделения для обычного процесса (слева) и для печати с широким цветовым охватом (справа).



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2022 Издательство «Курсив»