Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №4 (24), август 2000


Допечатные процессы Cтраница 5

«Кстати, о птичках». Нас давно интересовал вопрос, как осуществляется штифтовая приводка в аппаратах, где пластина СНАЧАЛА экспонируется, а ЗАТЕМ перфорируется (большинство автоматизированных систем CtP) — ведь в традиционных формных процессах почти всегда делалось наоборот, и это выглядело вполне логично. Применяется ли в системах CtP механизм равнения пластины по верному углу, подобный механизму равнения бумажного листа на самонакладе печатной машины, да еще в двух экземплярах — один перед экспонированием, второй — перед перфорацией?

Рис. 18. Позиционирование заранее перфорированной пластины по штифтам — последняя ручная операция перед экспонированием в пооперационной системе CtP

Такой вопрос был задан одному из специалистов фирмы Krause, и он пояснил, что это не совсем так. В пооперационных CtP такой проблемы вообще не существует — там можно заранее пробить штифтовые отверстия и позиционировать пластину в экспонирующем устройстве уже по штифтам (рис. 18). В автоматическом же CtP наличие штифтов лишь усложняет подачу пластин и последующие манипуляции механизма с ними, и потому перфорация производится после экспонирования (рис. 19). Естественно, никакие сложные механизмы выравнивания пластины по верному углу в CtP не применяются: просто видеокамеры внутри устройства считывают положение специальных приводочных меток, экспонированных вне рабочего поля формы, и по этой информации осуществляется точное позиционирование пластины на перфораторе. Все очень похоже на ручной стенд для совмещения пластин при перфорации, демонстрировавшийся во время выставки «ПолиграфИнтер-99» на стенде фирмы «Нисса» — только перемещение пластин осуществляет не человек, а механизм.

Рис. 19. Устройство для перфорации и загиба края формы — последняя часть автоматизированной системы CtP

И в завершение разговора на тему CtP — опять-таки курьез. Известны проблемы малоформатных устройств прямого экспонирования печатных форм: алюминиевая форма — это не пленка, гнется она гораздо хуже, и потому небольшой диаметр барабана малоформатного устройства затрудняет прилегание формы к барабану и ее фиксацию. Для преодоления этого недостатка изготовители используют разные методы: ECRM в своем TigerCat делает внутренний барабан большим, но использует лишь часть его (рис. 20), другие фирмы применяют схемы развертки изображения на плоскость, подобные используемым в рулонных фотонаборах (рис. 21).

Рис. 20. ECRM в своем TigerCat применяет внутренний барабан большого диаметра, но изготавливает и использует лишь часть его (технология Curved Imaging Bed)

Рис. 21. Малоформатная модель Platinum 2218 фирмы HighWater — пример устройства CtP с разверткой изображения на плоскость

Но самое радикальное, хотя и самое небесспорное решение предложила фирма Luscher в своей модели-прототипе 4Page! (рис. 22). Пластина устанавливается на плоском столе на штифтах и фиксируется вакуумом. В процессе экспонирования стол вращается, а источник света движется по радиусу от центра стола к его краю, записывая изображение по спирали, подобно записи звука на граммофонной пластинке. О работе этого устройство мало что известно: разрешение 2400 dpi (непонятно, что под этим подразумевается), 32 диода мощностью по 1 Вт с длиной волны 830 нм, диаметр точки — 10 мкм, скорость экспонирования — 100 мм/мин (вообще загадочная характеристика при спиральной развертке). А вот вопросов много: насколько эффективно растровый процессор будет строить бинарный образ исходного PostScript-файла в полярных координатах,* насколько качественным будет участок изображения вблизи центра вращения, с какой скоростью может вращаться стол (или хотя бы с переменной или постоянной скоростью) и т. д. В общем, вопросов пока больше, чем ответов — но какова идея!

Рис. 22. Модель-прототип 4Page! фирмы Luscher со спиральной разверткой изображения на формную пластину

Широкоформатная печать

До недавнего времени широкоформатная печать имела к полиграфии очень отдаленное отношение. Давно существовали поставщики оборудования для сверхширокоформатной наружной рекламы (типа оборудования фирмы NUR), были поставщики широкоформатных печатающих устройств разных технологий — главным образом струйных, но встречались и твердочернильные (DisplayMaker Express от LaserMaster/ColorSpan), и даже электрография (RasterGraphics, Xerox). Есть решения для печати на текстиле (DisplayMaker FabriJet XII от того же ColorSpan), на негибких материалах и т. д. Однако по мере развития концепции цифрового изготовления форм для широкоформатной печати стало находиться и чисто полиграфическое применение. Недорогие плоттеры, прежде всего производства HP, стали использовать для контроля правильности спуска полос перед экспонированием пластин в системах CtP. Фирма Somitrack AG предлагает широкоформатные струйные плоттеры Preproofer 1050 и 3000 на базе HP 1050/1055 и 3000/3500 соответственно, оснащенные приспособлением для автоматического переворота листа с гарантированной точностью приводки лица и оборота 1 мм, что позволяет изготавливать пробы многостраничных тетрадей (16 и 32 полосы А4) на бумаге, близкой к тиражной.

Все же появление плоттеров с высоким (1440x720 dpi) разрешением (сначала Roland HiFi Color, а сейчас главным образом EPSON) открыло еще одну область применения широкоформатной печати — изготовление цветопробных оттисков целого печатного листа (при этом контроль спуска полос получается в качестве бесплатного приложения). Впрочем, эта тема подробно обсуждалась в разделе «Цветопроба», и повторяться мы не станем, а лишь отметим специфические потенциальные возможности таких цветопроб: это и цветопроба стандарта Hexachrome, и печать цветопроб с дополнительными цветами для упаковочно-этикеточного производства, в том числе с имитацией растровой структуры дополнительных цветов.

Еще одно применение широкоформатной печати в полиграфии — изготовление образцов упаковки. Идея сама по себе не нова, но ранее для этого на плоттере запечатывалась бумага, которая затем приклеивалась на коробочный материал. На выставке Drupa компания GlobalGraphics представила новый подход (рис. 23) — струйная цветопробная печать непосредственно на картоне (гофрокартоне). Основная трудность здесь — большая, да еще и переменная толщина запечатываемого материала; сама же идея кажется очень плодотворной.

Рис. 23. Устройство для струйной цветопробной печати непосредственно на картоне (гофрокартоне) на стенде GlobalGraphics

О применении широкоформатных плоттеров для изготовления фотоформ и для прямого изготовления форм для трафаретной печати мы уже писали в наших журналах. Интересно отметить, что у устройства прямого изготовления трафаретных форм JetScreen (фирма Luscher) появился младший брат mini-JetScreen со сравнительно малым размером рабочего поля (1800x2500 мм).

И снова «на закуску» — курьез. Фирма Matan Digital Printing Ltd (MDP) представила устройство широкоформатной (до 90 см) скоростной (60 м2/ч) цифровой печати с разрешением 400 полутоновых (до 18 млн оттенков) точек на дюйм. Печать производится триадными и дополнительными цветами на бумаге, виниле и многих других материалах, устойчивость к погодным условиям — не менее трех лет, в общем, чудо-устройство. Одна беда — работает оно по принципу термопереноса с рулонных пигментов, а это означает, что стоимость оттиска не зависит от его заполнения и всегда максимальна. Отпечатки получаются золотыми в прямом и переносном смысле (среди дополнительных цветов присутствует и золото).


* При спиральной развертке положение точки на форме характеризуется не сдвигом относительно базового угла по осям X и Y, а расстоянием точки от центра пластины r и углом поворота относительно исходного положения пластины j — радиусом и углом азимута.