Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №4 (24), август 2000


Допечатные процессы Cтраница 3

«Ничего святого». Разрешение современных струйных принтеров (1440x720 dpi уже сейчас и полные 1440 — не за горами) вполне сравнимо с тем разрешением экспонирующих устройств CtP и даже фотонаборов, которое применяется при выводе массовой продукции). Теоретически это позволяет воспроизводить на цветопробном оттиске растровую структуру, более или менее соответствующую тиражным оттискам, если применять для цветного принтера и выводного устройства одинаковые алгоритмы растрирования (рис. 10). И на выставке были представлены два таких решения — пока для низких линиатур либо при выводе с увеличением, но это совершенно неважно: Рубикон перейден, «настольные» системы в очередной раз бросили вызов своим более профессиональным конкурентам, и в конечных результатах этого противоборства сомневаться не приходиться. У поставщиков же струйных принтеров появился дополнительный стимул к дальнейшему улучшению характеристик своей продукции, и автор совершенно не удивится, если в ближайшее время появятся струйные принтеры с разрешением более 2000 dpi.

Рис. 10. Схема работы RIP для имитации на струйном принтере растровой структуры тиражного оттиска

Наиболее технологически законченное решение показала фирма PixelProof на стенде Luescher — цветопроба PixelProof обеспечивает реализацию технологии ROOM в чистом виде, в том числе воспроизведение растровой структуры и тонких элементов треппинга (рис. 11). В ней исходными данными является именно та информация, которая будет непосредственно выводиться на CtP или ФНА, — бинарное представление каждого цвета. Изготовитель утверждает, что эту информацию он может получить абсолютно из любого RIP’а, однако нам не удалось выяснить подробности.

Рис. 11. Схема работы цветопробы PixelProof — реализация технологии ROOM «в чистом виде»

Восстановление композитного цветного файла по бинарным представлениям каждой краски синтеза — «изюминка» этой технологии; в известном смысле можно сказать, что это электронная эмуляция аналоговой цветопробы, поскольку информация о топологии печатающих элементов для конкретной краски берется из самого достоверного источника (в аналоговой пробе — с фотоформы, в PixelProof — с цифрового образа фотоформы, причем именно в том виде, в каком последняя будет выводиться в конкретной комбинации RIP’а и выводного устройства). Помимо 100-процентной адекватности информации на цветопробном оттиске, PixelProof обеспечивает еще одну, совершенно уникальную для настольных цифровых цветопроб, возможность — полноценное воспроизведение участков, полученных CopyDot-сканированием (массовые ROOM-принтеры перед этой задачей пасуют).

Поскольку на вход цветопробы фактически подается микроструктура оттиска, то эмуляция этой микроструктуры средствами цветного плоттера не должна вызывать особых затруднений. Однако при таких исходных данных не может быть и речи ни о каком управлении цветом с помощью ICC-профилей, поэтому система содержит собственные средства настройки цветов, чем-то напоминающие настройки Iris Realist от Scitex. В принципе, нам такие средства настройки гораздо больше по душе, были бы они только эффективны, а вот оценить это во время краткой демонстрации на стенде было невозможно. Другая вероятная проблема — скорость работы с информацией (четыре фотоформы формата А3 с разрешением 2540 dpi в несжатом виде занимают около 600 Мб), но как раз с этим разработчикам удалось справиться неплохо — раздражающих задержек при просмотре на экране замечено не было независимо от масштаба.

Другое решение, позволяющее воспроизводить растровую структуру тиражного оттиска, было представлено фирмой Alan Graphics Systems и называлось PanDot. Реализуется оно на выбор: либо как самостоятельный RIP, либо как добавка к «обычному» RIP’у этой фирмы alanRIP (на базе ядра интерпретатора Adobe). Цветопроба PanDot обладает всеми возможностями цифровых цветопроб высокого уровня (во всяком случае, если судить по ее описанию), однако она, строго говоря, не следует принципу ROOM вовсе — для получения цветопробного оттиска нужно отправить «на принтер» PostScript-файл, который совсем не обязательно будет полностью соответствовать тому PostScript-файлу, с которого выводятся формы или пленки.

Серьезная проблема, связанная с воспроизведением на цветном принтере растровой структуры полиграфического оттиска, — а как быть с дополнительными цветами? Эмулировать их влияние на цвет если не научились, то быстро учатся почти все «настольные» цветопробы, а вот как построить для них растровую структуру? В рекламных материалах PanDot есть фраза о том, что система способна воспроизводить растровую структуру для дополнительных цветов, что автора этих строк крайне озадачило и заинтересовало. Однако плотная, в несколько подходов попытка получить какие-нибудь пояснения по этому поводу имела неожиданный результат: технические специалисты сообщили, что такое возможно лишь для некоторых дополнительных цветов, не уточнив, для каких именно (на рис. 12 приведен фрагмент оттиска, иллюстрирующий такую возможность), и вместе с тем подтвердили, что в общем виде этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Рис. 12. Фрагмент цветопробного оттиска с имитацией растровой структуры тиражного оттиска, полученного по технологии PanDot фирмы Alan Graphics. Отдельно выделен фрагмент, в котором сделана попытка сымитировать растровую структуру дополнительных красок

«Никогда не говори «никогда». Хотя «никогда» ли? Существует двенадцатицветный струйный плоттер DisplayMaker Series XII фирмы ColorSpan (рис. 13), шестицветные Epson и другие. Если кто-то начнет выпускать для них сменные картриджи с чернилами по каталогу Pantone, пусть даже не полный набор, а лишь наиболее употребительные цвета (цветовой тон всегда можно немного подкорректировать чернилами другого цвета), то с воспроизведением растровой структуры дополнительных цветов все вполне может оказаться хорошо и даже лучше.

Рис. 13. Печатная головка двенадцатицветного струйного плоттера DisplayMaker Series XII фирмы ColorSpan теоретически вполне может воспроизводить растровую структуру дополнительных красок — если для него будут чернила соответствующих цветов

И в завершение разговора о цветопробах — опять пример из области курьезов. На стенде фирмы Toppan демонстрировались возможности систем управления цветом этой фирмы в области создания цифровых цветопроб на базе разных выводных устройств. Возле каждого такого устройства лежал полученный на нем оттиск, который считался цветопробным, а весь стенд освещался нормированным светом. По замыслу экспонентов, все это должно было продемонстрировать возможности их программных средств — и, в общем-то, продемонстрировало. Цветопробные оттиски не только не соответствовали тиражным, но даже друг другу. Различия не то чтобы бросались в глаза, однако они были заметны при сколько-нибудь длительном наблюдении — и это при более чем скромной оценке автором собственной наблюдательности. Конечно, в глубине души все осознают, что любая цветопроба — вещь сомнительная, но зачем же демонстрировать это публично?

Допечатные процессы Cтраница 3