Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №4 (24), август 2000


DRUPA-2000:
завтрашние технологии уже сегодня

Допечатные процессы

В прошлом номере читатель имел возможность познакомиться с общими впечатлениями редакции о выставке Drupa-2000. Сейчас, когда прошло больше месяца с ее закрытия, и увиденное понемногу улеглось, можно попытаться проанализировать, что показала эта выставка и кому она это сделала. Хотя основной целью статьи является анализ состояния допечатных процессов, мы считаем все-таки необходимым сначала отметить…

Общие тенденции

Собственно, тенденция одна (давно замеченная), хотя и многоликая — стремление снизить трудоемкость изготовления печатной продукции, сократить производственный цикл, уменьшить процент брака (как вызванного ошибками персонала, так и чисто технологического). Борьба за снижение издержек и повышение эффективной загрузки оборудования (прежде всего дорогого) — вот ответ большинства поставщиков на падение средних тиражей и увеличение номенклатуры заказов, наблюдаемое во всем полиграфическом мире.

Отсюда изобилие всевозможных средств автоматизации производственных процессов и огромное число средств контроля промежуточных результатов (от «настольных» цветопроб до автоматического контроля каждого (!!!) оттиска в процессе печати), и CtP (плавно переходящий в Computer-to-Press), и цифровая печать как крайняя степень автоматизации печатных процессов.

И еще одна тенденция, специфическая именно для допечатных процессов и тоже давно ожидаемая — все большее влияние электронных публикаций. Налицо попытки единой подготовки «традиционного» и «электронного» вариантов изданий, для обозначения которых введен новый термин premedia (очевидно, как синтез prepress и multimedia). В принципе, идея тривиальная, но очень интересно посмотреть, как она будет развиваться, насколько авторитетными и жизнеспособными окажутся сформировавшиеся традиции и правила подготовки «бумажных» изданий, не будут ли они сметены и растоптаны грядущим валом изданий электронных, как на рубеже 90-х традиционные системы допечатной подготовки были практически уничтожены «настольными» системами, причем вместе с традиционными погибли очень многие хорошие традиции.

На этом завершим изложение своего видения глобальных тенденций и перейдем к анализу тенденций локальных.

Ввод изображений

«Птичку жалко…» Видимо, эпоха традиционных цветоделителей-цветокорректоров (CMYK-сканеров) осталась позади — на выставке не было представлено ни одной единицы оборудования этого класса. Об этом можно сожалеть, как сожалеют некоторые автомобилисты о «Победах» и ЗИСах. На ранее установленных цветокорректорах можно будет еще долго работать и достигать великолепных результатов, но это будет что-то вроде парада ретро-автомобилей, но никак не основное движение в час пик. Любителям антиквариата есть смысл уже сейчас поинтересоваться адресами владельцев такой техники.

«Коготок увяз — всей птичке пропасть». Если уж кончается эпоха «больших» барабанных сканеров, то настольным барабанным устройствам, скорее всего, и подавно не выжить. Не имея перед ПЗС-конкурентами такого преимущества в качестве, как цветоделители-цветокорректоры, настольные устройства вряд ли смогут долго противостоять прогрессу ПЗС-технологий и сойдут со сцены подобно тому, как это сделала ламповая бытовая техника под натиском транзисторной. Есть и будут исключения, но они имеют очень специфическое применение и лишь подтверждают правила.

На прошедшей выставке по-настоящему настольные барабанные сканеры представляли лишь Purup-Eskofot (купивший известную фирму ScanView) и Dunvegan с особо малоформатным (рабочее поле 140x310 мм) трехпроходным (!!!) сканером далеко не первой свежести по цене очень приличного ПЗС-сканера формата А3.* ICG, Heidelberg и Screen представили настольные сканеры в напольном исполнении (рис. 1): добротный «тяжелый» механизм при «настольных» функциях (RGB-сканирование, все управление с компьютера, причем вполне серийного, а не специального).

Рис. 1. Барабанный сканер Primescan D8400 с автоматической сменой барабанов.
Несмотря на свой грозный вид, это все-таки устройство «настольного» класса

«Двое из ларца, одинаковы с лица». В секторе профессиональных ПЗС-сканеров стали появляться модельные ряды — сканеры одного конструктива, совершенно (или почти) не отличающиеся внешне, но имеющие разную «начинку» и, соответственно, отличающиеся возможностями и ценой. Конечно, новые модели на базе старых выпускались всегда, но они были призваны заменить собой эти старые; новизна же нынешней ситуации в том, что разные модели одного конструктива должны продвигаться на рынок одновременно, занимая разные его сегменты.

Наверное, «пионером» здесь выступил Scitex (тогда еще без Creo) с модельным рядом сканеров EverSmart (две модели). Теперь CreoScitex выпускает два подобных семейства: одно состоит из EverSmart Pro II и EverSmart Supreme (более навороченная модель), другое, хотя и похожее, — из Jazz и Jazz+ (кажется, отличаются лишь линзами в оптическом тракте). По тому же пути пошла и компания FujiFilm, создавшая два новых сканера семейства Lanovia (рис. 2), и Heidelberg с семейством Nexscan.

Рис. 2. Модельный ряд сканеров Lanovia от FujiFilm.
Попробуйте угадать, это Quattro или Twin?

«И совсем уже была наша победа…» Казалось бы, полиграфическим ПЗС-сканерам впору праздновать полную победу, однако победителей начали активно теснить новые противники — цифровые фотоаппараты (ЦФА). Безусловно, это наиболее активно развивающийся сегмент рынка устройств ввода изображений.

Мы не можем оценить ту долю рынка, которую уже захватили эти устройства, однако выставка показала, что их применение уже далеко не ограничивается картинками для Интернета: появились недорогие ЦФА класса «продвинутых мыльниц», приличные репортажные камеры и студийные ЦФА (рис. 3), причем их поставляют как фотографические фирмы (Nikon, Phase One, Sinar и т. д.), так и чисто полиграфические (CreoScitex, Heidelberg), не говоря уже о крупных фирмах с интересами в обеих областях (Agfa, FujiFilm, Kodak).

Рис. 3. Цифровая студия Heidelberg на базе студийного фотоаппарата с «цифровой крышкой» Colorсam — первая разработка Heidelberg в области цифровой фотографии

И совершенно неважно, что многие модели представляют собой не более чем OEM-версии других фирм — важно, что крупные поставщики полиграфического оборудования увидели реальный потенциал этого рынка и приняли решение продвигать на нем свои торговые марки.

Что интересно, до сих пор жива идея ЦФА с подвижной ПЗС-линейкой, впервые реализованная как фотоаппарат в модели StudioScan фирмы Agfa. На этот раз такой проекционный сканер материализовался в модели Scando Dyn A+ фирмы Kaiser Fototechnik (рис. 4), демонстрировавшейся на нескольких стендах под разными названиями.

Рис. 4. Проекционный сканер Scando Dyn A+ фирмы Kaiser Fototechnik

В качестве курьеза в секторе ввода изображений можно отметить дивный экспонат на стенде уже упоминавшейся фирмы Dunvegan — нечто среднее между конструкцией начинающего радиолюбителя и элементом стойки самолетной аппаратуры 60-х гг. Почему-то это «изделие» (так и хочется добавить — «номер два») носило гордое имя сканер, а по характеристикам это было нечто сногсшибательное. Конечно, автору приходилось разбирать серийные сканеры, и он знает, что многие из них изнутри (без декоративных крышек) никак не могут быть отнесены к шедеврам дизайна, но нормальные изготовители хотя бы щадят психику покупателей и предусмотрительно прячут все это под разными крышками, чтобы клиент не пугался платить за ТАКОЙ сканер ТАКУЮ цену. Здесь же все это буйство конструкторской мысли было представлено во всей красе, и есть большие сомнения, что кто-нибудь из посетителей выставки когда-нибудь отважится хоть что-то купить у этой фирмы.

«Вместо строчки — только точки». Эпидемия CtP, которая охватила Drupa-2000 и о которой мы еще поговорим, имела несколько осложнений. Одно из них — развитие CopyDot-сканеров. И неважно, нравится кому-то идея восстановления изображения по фотоформам или нет — ведь в случае перехода к технологии CtP другого просто дано не будет. Поэтому все поставщики систем прямого экспонирования форм стараются предложить хоть какие-то решения в этом направлении. Как правило, это универсальные сканеры, имеющие достаточно высокое разрешение по протяженному полю, — барабанные (например, Primescan от Heidelberg) или планшетные с технологией «сшивки» фрагментов изображения (все сканеры Scitex, Screen Sezanne и т. д.) Либо специальные модификации универсальных сканеров, включающие в себя дополнительную ПЗС-линейку сверхвысокого разрешения, можно даже с не самым широким динамическим диапазоном, поскольку при CopyDot-сканировании разбирать детали в тенях не требуется (например, Nexscan 4200 от Heidelberg или один из сканеров семейства Lanovia от Fujifilm). Были и специальные CopyDot-сканеры, как у TECSA (рис. 5) или Purup-Eskofot.

Рис. 5. CopyDot-сканер фирмы TECSA как часть рабочего потока CtP, представленного на стенде basysPrint

Однако сердцем технологии CopyDot является не сканер как таковой, а специальное программное обеспечение — даже очень небольшой опыт автора в CopyDot-сканировании убеждает в этом. Из всех подобных программ выделим Seurat фирмы TECSA — в отличие от других, она не привязана к конкретной модели и даже к конкретному производителю, ее можно использовать практически с любым сканером подходящего формата, имеющим достаточное разрешение. Нам удалось увидеть ее возможности, и на наш субъективный взгляд, те узкие места, которые ему были известны, в этой программе учтены, хотя и не самым удачным образом.


* У фирмы есть и другие модели — и однопроходные, и чуть большего размера, но сути это не меняет.

Допечатные процессы Cтраница 1