Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №4 (24), август 2000


Допечатные процессы Cтраница 4

Прямое экспонирование форм

Системы прямого экспонирования форм для офсетной печати стали, безусловно, главными экспонатами выставки в разделе допечатных процессов. Все производители выводных устройств представили свои модели CtP той или иной разновидности. ФНА же оказались на заднем плане — насколько обоснованно, покажет время.

«Любое дело нужно доводить до конца». На наш взгляд, если уж экспонировать формы непосредственно, так логично это делать прямо на печатной машине, и CtP не следовало бы рассматривать как самостоятельное решение, позволяющее избавиться от фотоформ, — это просто шаг в направлении Computer-to-Press (или в терминологии фирмы Heidelberg — Direct Imaging, и именно аббревиатуру DI мы будем использовать ниже для обозначения технологии экспонирования вещественных печатных форм непосредственно в печатной машине). Помимо QuickMaster DI, давшему путевку в жизнь сокращению DI, по таким же принципам работают и Speedmaster 74DI от Heidelberg, и 74 Karat от KBA и Scitex, и Project D от Komori, и TruePress у Screen (во всяком случае, внешне — на самом деле Screen просто агрегатировал печатную машину и отдельное устройство CtP). Ну а апофеозом DI стал DICOweb от MAN Roland, в котором хотя и присутствует вещественная печатная форма, изготавливаемая внутри печатной машины (основной признак технологии DI), не требуется даже смены формных пластин при переходе к другому заказу. Однако оставим в покое DI и печатные машины в целом (это тема отдельного материала), а сами вернемся к CtP.

«Дома новы, да предрассудки стары». Изготовление фирмой Hope проявочной машины с пятью ваннами, образующими два независимых тракта обработки фотоматериала, привело к появлению полностью автоматизированных устройств, совмещающих в себе функции обычного ФНА и устройства прямого экспонирования полиэстровых форм (рис. 14). На наш взгляд, это идеальное решение для типографий, работающих с малыми и средними тиражами печатной продукции бизнес-класса, поскольку тем самым обеспечивается сколь угодно долгое параллельное существование традиционной технологии изготовления форм и технологии CtP. Если внедрение CtP в массы и начнется, то скорее всего, именно с таких устройств.

Рис. 14. ФНА Katana фирмы Screen с пятиванновой online-проявкой фирмы Art Colenta — полностью автоматизированное устройство, совмещающее в себе функции обычного ФНА и устройства прямого экспонирования полиэстровых форм

Собственно, экспонирование печатных форм в ФНА — технология давно известная, однако против нее в нашей стране наблюдается стойкое предубеждение. На то были причины объективные: необходимость иметь вторую проявку, которая не могла быть подключена «в линию»; разные толщины полиэстровых и металлических форм и разная печатная «химия» создавали сложности при необходимости перехода с одного типа форм на другие; а были и субъективные: завышенная цена полиэстровых форм, непонятно на чем основанная уверенность в их низкой тиражестойкости и неспособности сохранять геометрические размеры, и т. д.

К настоящему времени объективные сложности почти преодолены, а субъективные предубеждения, безусловно, пройдут по мере распространения печатных машин, целенаправленно работающих на таких формах. Если Quickmaster DI или TruePress работают с такими (или аналогичными) формами и печатают более чем конкурентоспособную продукцию, причем не от случая к случаю, не на отдельных заказах, а систематически, изо дня в день, то просто не видно причин, почему полиэстр нельзя использовать при печати подобной продукции на других машинах. Единственная действительно серьезная проблема — монополия производителя таких форм Mitsubishi Paper Mill (Agfa и Kodak давно свернули свои аналогичные проекты), однако никакая монополия не может длиться вечно.

Здоровый консерватизм. Говоря о CtP на металлических формах, прежде всего нужно отметить фирму basysPrint, представившую серию устройств UV-Setter для экспонирования «обычных» предварительно очувствленных монометаллических пластин (рис. 15), что, безусловно, является прорывом в технологии CtP. Конечно, термальные пластины, не требующие никакой обработки после экспонирования, — вещь хорошая, но полиграфист-практик понимает, что типография какое-то, возможно довольно продолжительное, время должна держать у себя параллельно с CtP традиционную технологию изготовления форм: ведь заказчику, который хочет принести работу в пленках, «глубоко по барабану» все технологические изыски типографии в области CtP — не берете пленки, уйдем в другое место. И в такой ситуации возможность использовать одни и те же пластины, формный процессор и «химию» как для работы с пленками, так и для CtP — огромное преимущество. Да к тому же в копировальной раме можно доэкспонировать на припуски дополнительный заказ с пленок.

Рис. 15. Устройство прямого экспонирования «обычных» предварительно очувствленных монометаллических пластин UV-Setter57 фирмы basysPrint

Однако на этом преимущества серии UV-Setter не заканчиваются. В этих устройствах можно изготавливать контрактную цветопробу, причем опять-таки на вполне традиционных материалах (типа MatchPrint или Cromalin).

«Два мира — две морали». Говоря в целом о системах прямого экспонирования на металлические формы, можно выделить два основных направления их развития, которые условно назовем пооперационное и автоматическое. Четкой границы между ними, конечно, нет, но они объективно существуют.

В системах CtP пооперационного направления основная задача устройства — экспонирование пластины. Удаление защитного бумажного листа, загрузка пластины, ее позиционирование, выгрузка, проявка, перфорация и все остальные вспомогательные операции остаются (простите за каламбур) за оператором, благо с современными пластинами для CtP не нужно работать в темноте. Преимущества такого подхода очевидны: высокая надежность и низкая (сравнительно) стоимость оборудования. Еще один, не столь бросающийся в глаза, но существенный плюс — высокая универсальность: можно легко использовать разные форматы пластин, стандарты для штифтовых отверстий, разные загибы краев формы и т. д.

Рис. 16. «Внутренности» пооперационной системы CtP на примере устройства фирмы Krause

Яркими примерами таких систем могут служить устройства ViKing фирмы Barco и Platinum 2218 фирмы HighWater. К тому же направлению тяготеют базовые модели многих производителей.

Задача CtP автоматизированного направления совершенно иная — они должны обеспечить своевременное (не раньше и не позже, чем понадобится) поступление форм к печатнику, полностью готовых к установке на машину (отперфорированных и загнутых соответствующим образом). Системы этого направления все делают сами, оставляя оператору лишь загружать и выгружать формы. Такие системы рассчитаны на длительную (по крайней мере, одну полную смену) работу без непосредственного вмешательства человека: с участка допечатной подготовки приходят и обрабатываются задания на вывод, которые затем экспонируются в соответствии с графиком печати заказов, а в приемное устройство поступают полностью готовые формы для выполнения конкретного заказа. Печатник должен их взять, установить и запустить машину.

Типичными примерами таких устройств могут служить модели LaserStar N и LaserStar Jet фирмы Krause и XPose! PHS фирмы Luscher (рис. 17). К этому же направлению относятся полностью укомплектованные варианты модульных систем CtP от самых известных в области допечатной подготовки фирм: Agfa, Barco, CreoScitex, FuijFilm, Heidelberg, Screen. Для подобных законченных систем осталось сделать последний шаг — заряжать алюминиевый формный материал прямо в рулоне и производить нарезку форм прямо в устройстве экспонирования.

Рис. 17. XPose! PHS фирмы Luscher — пример автоматизированной системы CtP

Безусловно, установка автоматизированной системы CtP подразумевает полный отказ от старых методов организации работы типографии. Если на такое устройство «валить» все задания подряд, то у него сначала забьется выводное устройство ненужными в данный момент формами, а если поставить специального мальчика его разгружать, то потом уже нельзя будет найти формы конкретного заказа, который нужно печатать, а для того заказа, к которому нашлись формы, оказывается, не подвезли бумагу. Очевидно, что здесь уже не обойтись без автоматизированной системы управления типографией (речь при этом не идет о модных нынче workflow-системах или, по крайней мере, не столько о них), которая позволяла бы организовать процесс на достаточно формальном уровне, пусть не самым эффективным образом, но без сбоев и грубых ошибок.

За неимением места мы не станем подробно разбирать вопрос о типах металлических формных пластин и источниках света, пригодных для засветки каждого из этих типов — этому уделялось достаточно внимания в других изданиях. Отметим лишь три общие тенденции:

  • снижение мощности источника света, очень благотворно сказывающееся на его ресурсе и скорости модуляции (то есть времени экспонирования);
  • сдвиг спектра источников света в высокочастотную область (зеленый, синий и даже фиолетовый диапазон), позволяющий работать с пластинами если не при дневном освещении, то уж, по крайней мере, при желтом свете;
  • появление формных пластин, не требующих обработки после экспонирования (хотя это и пижонство, поскольку все равно нужно гнуть формы и бить дырки под штифты).

Допечатные процессы Cтраница 4