ТЕХНОЛОГИЯ
Упаковка и печать - неразлучны!

Цвет, краска, упаковка


Ни одна из традиционных отраслей экономики не подвержена таким молниеносным изменениям, как полиграфия. Образ печатника в голубом комбинезоне, с черными от краски пальцами, стоящего около машины и борющегося за качество печати, давно отошел в прошлое. Сегодня полиграфисты должны предлагать, помимо печати и облагораживания продукции, всеобъемлющий пакет услуг.

Изабелла Квятковска

Имитация золота и серебра - одна из технологий,
позволяющих облагородить упаковку
Новые, технически передовые методы, например, цифровая печать, дают возможность производить минимальные партии упаковок по привлекательной цене. Флексография, традиционно применяемая для печати упаковки большими тиражами, совершила очередной качественный скачок, найдя изящное решение для небольших тиражей POS-материалов. Никогда прежде производители так остро не сталкивались с проблемой подделки своей продукции. По этой причине сегодня ведется постоянный поиск стандартов защиты и способов охраны от пиратства и опасных подделок. В частности, разрабатываются специальные краски.

Печать как интегрированная часть упаковки

Упаковка и печать - на первый взгляд, это сочетание кажется нетипичным. В действительности они очень тесно связаны между собой. Девиз, которым руководствуются в равной мере и полиграфисты и упаковочные предприятия, звучит так: «Как можно больше и как можно скорее!»

За последние годы в упаковочном сегменте произошло много изменений, и все они наложили свой отпечаток и на полиграфические технологии, применяемые при изготовлении упаковки. Теперь уже не только фармацевтическая отрасль все чаще требует от полиграфистов небольших партий упаковки и оперативных поставок. Удовлетворить это призвана специальная программа для печати, которую можно полностью интегрировать с цифровым процессом разработки. Растущее количество цветовых оттенков и дорогостоящая техника и технология облагораживания печатной продукции приводят к необходимости сокращения времени приладки при смене печатных форм. Для производства высококачественных картонных коробок сегодня одновременно применяют несколько способов печати (подобная техника возможна, например, на «гибридных» машинах, так называемых печатно-отделочных линиях). Важную роль в таких случаях играет флексография, которая в ближайшие годы может опередить офсет и стать лидером в производстве упаковки.

Полиграфист как поставщик информационных услуг

Упаковка без печати не несет никакой информации, а запечатанная - представляет содержимое потребителю
Безусловно, сейчас ни одна отрасль промышленности не подвержена таким глубоким структурным и качественным преобразованиям, как полиграфическая. Избыток производственных мощностей и стагнация спроса в сочетании с одновременной глобализацией приводят ко все большему падению цен и снижению прибыли. К тому же конкуренты из других стран, таких как Китай и Индия, либо из смежных отраслей также проникают на ключевые рынки полиграфии.

Технологические находки поддерживают развитие системы электронной обработки информации и технологии типа Computer-to-.... Новейшим лозунгом современности является «интермедиа». Речь идет об обработке данных, вне зависимости от устройств вывода и печати, с целью обработки текста и иллюстраций для публикации в самых разнообразнейших формах и применениях: печатной продукции, CD-ROM, в интернете либо системах on-line, а также специфической для данной среды преобразований и конверсии. Цифровые телекомуникационные технологии сетей ISDN дают также возможность точного согласования концепций и распределения взаимоотношений между клиентом, агентством, исполняющим проект, и экспертом-полиграфистом, позволяя утвердить заказ к печати буквально за несколько секунд.

Типографии превратились из поставщиков печатной продукции в поставщиков информационных услуг практически любого вида – печатных либо электронных. Специалист по упаковке не является полиграфистом, он не обязан вникать во все технологические особенности и детали, необходимые для реализации печати. Однако он должен знать, какого результата можно достичь при использовании данной конкретной технологии, независимо от того, будет это офсет, флексо-, тампо-, глубокая, трафаретная или прямая цифровая печать, - все эти процессы реализуются путем переноса информации с помощью краски на разные запечатываемые поверхности.

«Красный», как Coca-Cola или Marlboro

Золотая краска, имитирующая фольгу

Печатные краски делают возможным достижение в печати специальных эффектов
Применение золотых и серебряных пигментов как элементов графического дизайна в области упаковок стало насущным хлебом полиграфиста. И если раньше для этой цели использовалось бронзование металлическим порошком, а позднее – готовые лаки и краски с металлическим пигментом, то теперь стандартом считаются современные краски с сильным блеском на основе алюминиевых пластинчатых кристалликов с оттенком соответствующих металлов.

Картон, тисненый фольгой с напылением алюминием, квалифицируется утилизирующими предприятиями Европы как «специальные отходы», а с имитацией такой фольги - подлежит вторичной переработке на все 100%. Алюминий на одной, отдельно взятой пигментной «пластинке» составляет самое большее 10-15% от общего веса покрытия. Это покрытие не представляет собой сплошного слоя на микроуровне, а имеет вид «чешуек», поэтому нет никаких проблем во время рециклинга.

Для получения оптимальной имитации фольги для тиснения в процессе печати обязательными являются два этапа. Рассмотрим, например, нанесение краски с «серебряным» пигментом в два слоя. Первый слой имеет относительно большую толщину. На этом этапе используется более дешевая краска, которая является своего рода грунтовкой. Она должна равномерно покрыть поверхность картона. Вслед за тем на этот «подкладочный» слой наносится высококачественная краска с «серебряным» пигментом. В результате достигается имитация традиционной фольги для тиснения. По второму слою печатается «золотой» лак.

Дополнительный цвет

Благодаря печати упаковка, кроме защитной функции, выполняет также информационную и рекламную
Для создания особого оттенка, который невозможно получить, используя традиционную систему цветоделения CMYK, либо в случае, когда рисунок содержит только один или два цвета, в производстве упаковок используют дополнительный цвет. Это типографская краска, полученная в результате фабричного смешивания определенных цветов, при повторном тираже она дает тот же результат - свой «фирменный» цвет. Каждый из них имеет свое название и номер (их называют по названию фирмы, разработавшей стандарт для таких красок - PANTONE). Любопытным примером могут служить красные цвета для этикеток Coca-Cola или сигарет Marlboro. Предприятие, печатающее продукцию для этих клиентов, обязано гарантировать сохранение цвета на протяжении всего тиража. Это важно потому, что имеется специфический оттенок красного, характерный исключительно для этих торговых марок. Этого можно добиться только применением специального «пантона».

«Гексахром» и другие

В стандартном случае цветовая палитра печати традиционно состоит из четырех цветов (CMYK). Некоторые клиенты, независимо от стоимости конечной продукции, хотят иметь «супер-результат». В таких случаях часто применяется технология печати «гексахром».* По этой технологии, с целью расширения цветового охвата оттиска производится цветоделение и печать не четырьмя, а шестью красками: CMYK+оранжевый+зеленый. Этот процесс действительно дает «умопомрачительный» эффект в виде очень ярких, живых цветов и оттенков, однако является очень дорогостоящим. Поэтому не каждый производитель упаковки или заказчик могут себе это позволить, а потому прибегают к другим, более дешевым способам.

Для реализации печати по этой технологии потребуется соответствующая печатная машина (минимум с шестью печатными секциями, если нет лака или дополнительного цвета), необходимо провести цветоделение на все эти цвета, а также изготовить дополнительные фото– и печатные формы, что также увеличивает стоимость проекта.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»