на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №9
ноябрь-декабрь, 2005

Статьи из журнала Формат №9-2005

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД: ЗАПОЛНЯЕМ ПОЛЕ ПЕЧАТИ
Реальная возможность сэкономить на производстве полиграфической
продукции - использовать по максимуму площадь печатной машины

НЕПРИВЫЧНОЕ РАСТРИРОВАНИЕ, или
ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПЕЧАТИ

Есть разные способы растрирования. Какой из них выбрать и для каких целей?
ЧТО ЛУЧШЕ: CtP ИЛИ СtF? ИЛИ КУДА ИДТИ СДАВАТЬСЯ?
В какую типографию лучше отдавать заказ:
работающую по традиционной технологии и по CtP?

ЗА CTP БУДУЩЕЕ!

ПЕРСПЕКТИВЫ - В КООПЕРАЦИИ!

авторам реклама перепечатка english version
Технология
ЧТО ЛУЧШЕ: CtP ИЛИ СtF? ИЛИ КУДА ИДТИ СДАВАТЬСЯ?

В какую типографию лучше отдавать заказ:
работающую по традиционной технологии и по CtP?

В какую типографию отдавать заказ: пользующуюся пленками или перешедшую на новые технологии допечатного процесса?

Раньше, сдавая заказ в типографию, никому не приходило в голову интересоваться, какие технологии допечатного процесса там используются. Сейчас же такой вопрос вполне уместен. Дело в том, что в моду все больше входит технология CtP. На этот счет есть много разных мнений: одни говорят, что если использовать CtP, получается лучше, быстрее и качественнее, другие - что технология пока еще не отлажена и лучше пользоваться старыми проверенными методами, третьи вообще не обращают внимания, какая технология применяется. Кто же прав? Попытаемся в этом разобраться.

Причины популярности CtP

Без сомнения, шумихой вокруг CtP мы в первую очередь обязаны производителям и поставщикам таких устройств и активности специализированной прессы, часто и много пишущей и говорящей об этой технологии. Якобы CtP решает все те проблемы, которые заказчик ставит перед типографией. Это и ускорение процесса, и улучшение качества, и стабильность печати, и многое другое. Долгое время все эти заявления всерьез на руководителей типографий не действовали, но в последние два-три года технология стала внедряться активно на многих предприятиях нашей страны. То ли они, наконец, поверили поставщикам оборудования, то ли стали богаче, то ли продавцы предлагают хорошие финансовые условия покупки и т. д. Может, стал наглядным успех тех компаний, кто был пионером внедрения этой технологии в России еще пять-семь лет назад. Но, скорее, все вместе. В сущности, это и не важно. Главное, что «процесс пошел».

[ Замечание ]

Для начала разберемся с сокращениями. С CtP все понятно, это Computer-to-Plate (в вольном переводе «компьютер–печатная форма». А вот с CtF (Computer-to-Film) может возникнуть путаница. Этот термин был введен в Америке сразу после появления CtP, чтобы «отделить» привычную пленочную технологию от новой «беспленочной». Впрочем, наступление CtP оказалось столь быстрым, что о значении термина CtF стали забывать, и когда появились первые опыты цифрового экспонирования флексографских форм, некоторые стали называть эту технологию CtF - Computer-to-Flexo. Хотя правильное (и принятое большинством мировых «флексоизданий») название - CtFP, то есть Computer-to-Flexo-Plate.

А значит, сейчас у заказчика появился выбор, в какую типографию сдавать свой заказ: пользующуюся CtP или CtF? Однако есть предприятия, которые и без CtP делают высококачественную продукцию, а есть те, кому и CtP не очень-то помогает. Впрочем, последнее встречается нечасто. Мы же на все это можем сказать одно: технология допечатных процессов на выбор типографии влиять не должна. Наличие того или иного устройства на предприятии - всего лишь потенциал компании, дающий ей возможность добиться чего-то большего, а вот добилась ли она - решать заказчику.

Возможности и ограничения CtF

Для начала попытаемся разобраться, как работает эта технология. Вкратце это выглядит так: сначала из подготовленного спуска полос на фотовыводном устройстве получают фотоформы (можно экспонировать как пополосно, так и спуском). Затем фотоформы в копировальной раме совмещают с офсетной пластиной и экспонируют уже пластины. После проявления пластин получается готовая печатная форма, которую можно устанавливать на печатную машину.

[ Справка ]

Что такое CtP и CtF?

Об этих терминах стали говорить не так давно, около 10 лет назад, хотя технология CtF существует намного больше. Означают эти аббревиатуры следующее.

CtP - Computer-to-Plate (компьютер–печатная форма) - технология изготовления печатных форм, при которой данные из компьютера передаются непосредственно в устройство, которое изготавливает печатную форму из какой-либо заготовки: предварительно очувствленной алюминиевой пластины, специального полимера или даже определенным образом подготовленной бумаги. В результате получают уже готовые формы, которые сразу можно устанавливать на печатную машину. В настоящее время CtP считается самой перспективной технологией изготовления печатных форм.

CtF - Computer-to-Film (компьютер–фотоформа) - технология изготовления печатных форм, при которой данные из компьютера передаются в устройство, которое фотографическим образом наносит изображение на специальную фотопленку, которая в дальнейшем используется для изготовления печатных форм привычным методом копирования в копировальной раме. Эта технология уже около 35–40 лет используется в полиграфии и кем-то считается устаревшей, хотя за это время она значительно преобразилась.

Часто технологию CtF называют традиционной, а CtP - перспективной. А еще первую - аналоговой, вторую - цифровой. Но это не совсем верно, поскольку оба способа по сути идентичны друг другу, просто при технологии CtF сначала экспонирование осуществляется на промежуточный носитель (пленку) и лишь после этого изображение переносится на платину аналоговым способом. Но собственно экспонирование в обоих случаях цифровое. А потому называть одну технологию цифровой, а другую - аналоговой некорректно.

[ Справка ]

Уточнения

Под аббревиатурой CtP понимают много разных технологий изготовления печатных форм, и здесь важно не ошибиться в выборе. Перечислим их вкратце.

Использование принтера в качестве CtP-устройства. Обычный лазерный принтер может быть устройством для прямого экспонирования печатных форм. Для этого существуют специальные материалы (бумаги или пленки), которые, будучи заряженными в принтер после нанесения на них тонера, становятся печатными пластинами, с которых можно печатать тиражи. Это простейший способ изготовления форм по технологии CtP со всеми вытекающими отсюда проблемами - невысокой тиражестойкости, низкого качества и т. д. Впрочем, такая технология вполне приемлема для несложной черно-белой продукции, и на Западе активно используется. Главные ее достоинства - доступность и дешевизна.

В последнее время появились технологии использования струйных принтеров для изготовления печатных форм, в том числе и алюминиевых. Для этого специально подготовленные алюминиевые пластины загружают в струйный принтер со специальными чернилами (обычно используется широкоформатный, чтобы получить форму большого размера), и печатают на них то, что должно впоследствии стать печатными элементами. Такая технология позволяет получить неплохие по качеству пластины для печати коротких тиражей. Главный недостаток этой системы - низкая производительность. Одна пластина формата 50х70 см будет «рисоваться» на таком устройстве CtP минут 20–30, а весь комплект удастся сделать часа за полтора. Ну и использовать такие пластины для критичных к цвету работ все же нежелательно.

Получение печатных форм на ФНА. Еще одна технология, позволяющая получить печатные формы цифровым способом. Существуют специальные материалы, которые после экспонирования в обычном фотонаборном автомате и проявления, становятся печатными пластинами, с которых можно печатать тираж. При этом качество печати довольно приличное. Единственное серьезное ограничение - формат. Поскольку материалы полимерные, заряжать их в печатную машину большого формата, работающую на большой скорости, нельзя. Пластина довольно быстро втягивается больше допустимого, и добиться после этого хорошей приводки просто невозможно. Но для малоформатных печатных машин, даже высокого класса, это хорошее решение.

CtP в традиционном понимании. Здесь имеется в виду использование специальных устройств, которые предназначены для экспонирования алюминиевых, предварительно очувствленных пластин, разработанных для этой цели. На самом деле, когда идет разговор о «системах CtP», в большинстве случаев подразумевают именно такие устройства, хотя все, что описано выше, тоже CtP. Системы в традиционном понимании (точнее не сами системы, а материалы для них) также бывают разные: термальные, фиолетовые, серебросодержащие, обычные аналоговые и т. д. И у каждой есть свои преимущества и недостатки, о которых сегодня много говорят. Заказчику необязательно вдаваться во все эти подробности. Главное, что эти системы обеспечивают наилучшее качество изготовления печатных форм. И если уж специально идти в типографию, где используется технология CtP, то идти нужно в ту, в которой установлена «настоящая» система. А вот какая она конкретно будет: термальная, фиолетовая или другая - не так важно. В хороших руках любая машина работает хорошо.

[ Справка ]

Фотоформы полным спуском

Многие современные фотонаборные автоматы могут осуществлять не только вывод полос или спусков, но и пробивку нужных штифтовых отверстий в комплекте пленок. В некоторых типографиях такие устройства установлены. Это решает многие проблемы: не требуется ручной монтаж фотоформ; сразу после вывода получается полностью готовый к копированию комплект спусков, с уже пробитыми в нем штифтовыми отверстиями, всеми необходимыми шкалами, крестами и т. д; комплект сразу можно отправлять на копирование.

Впрочем, и здесь есть нюансы. Такую операцию, скорее всего, может выполнить только сама типография, и то, если у нее есть необходимый для этого выводной автомат формата, равного (а лучше большего) формату печатной машины, и при этом он может выполнять пробивку штифтовых отверстий нужного типа в нужном месте. Правильно рассчитать все необходимые отступы, положение страниц, положение вспомогательных элементов, места пробивки отверстий не могут ни заказчики, ни сторонние компании, выводящие формы. Не то чтобы это было совсем не возможно, просто это не имеет смысла. На отладку спуска уйдет слишком много времени. Проще заплатить типографии: дешевле выйдет.

[ Справка ]

Психологические аспекты

Появление на полиграфическом рынке технологии CtP сильно его изменило. Дело здесь не столько в качественно новом уровне предоставляемых услуг (это еще не так заметно), сколько в изменении рыночной конъюнктуры и отношения заказчиков к этому рынку, их психологии. Например, некоторые клиенты уверяют, что будут размещать заказы только в тех типографиях, где уже установлено CtP. Ведь считается, что эта технология более прогрессивная, модная и дает лучшие результаты. А любой «продвинутый» заказчик хотел бы пользоваться «продвинутыми» технологиями. Но чаще всего до конца разобраться во всех тонкостях клиент не может. Бывали случаи, когда типография, где установлено CtP, изготавливала заказ по традиционной технологии (потому что так было надежнее и выгоднее), и это всех устраивало. При этом само наличие системы CtP было решающим при принятии решения разместить заказ. И это не лишено здравого смысла. Так уж получается, что многие типографии, приобретая CtP, начинают всерьез оптимизировать весь технологический процесс, чтобы полностью ощутить эффект от ее внедрения (в том числе и традиционный способ изготовления форм). А это положительно сказывается на работе в целом. Так что с точки зрения психологии мнение заказчиков, что типографии, имеющие CtP, потенциально могут дать лучший результат, не лишено основания.

Рассмотрим проблему с другой стороны. Типографии, установив у себя CtP, начинают ощущать себя на рынке более весомо, «вступившими в клуб избранных». И так будет до тех пор, пока эта технология не станет массовой (впрочем, судя по темпам внедрения устройств CtP, это будет недолго). А значит, «члены клуба избранных» могут позиционировать себя на рынке дороже остальных. И некоторые заказчики резонно полагают, что предприятия, оснащенные CtP, заведомо дороже, чем те, у кого этой технологии нет. Устройство CtP ведь нужно окупать, а стоит оно недешево. Иногда это похоже на правду, а иногда нет. Наиболее грамотные руководители типографий, внедрив у себя CtP, не только не подняли цены, но и в ряде случаев несколько снизили их. Но это не значит, что они не умеют считать деньги, наоборот, они сумели грамотно организовать работу. В частности, при внедрении CtP производительность печатной машины (количество выполненных в смену заказов) заметно увеличивается. А значит, и доходность ее тоже растет. Для того, чтобы получить дополнительные заказы, можно и пожертвовать небольшой частью прибыли.

Пока еще четкого понимания рыночной позиции предприятий на рынке полиграфических услуг пока нет. Работа по изменению отношения заказчиков к той или иной проблеме предстоит большая.

Достоинства CtF:

  • Технология существует уже много лет и хорошо отлажена. Материалы для нее уже проверены годами, а значит, типография в большинстве случаев может иметь гарантированный результат. Правда, лучше все же использовать зарекомендовавшие себя материалы, тогда результат будет еще надежнее.

  • Главный плюс технологии - «разорванность» собственно вывода и процесса изготовления форм. Это дает возможность проверить результат перед изготовлением форм и печатью. Можно, например, ввести в технологический процесс корректуру пленок и просмотреть их на предмет ошибок, «слетевших» шрифтов, проблемных иллюстраций (например, попаданий экранных образов вместо полноценных изображений на вывод). Это немаловажно. Ведь несмотря на то, что все выводные устройства поддерживают один и тот же язык (PostScript), различия в них все же есть, и если на «домашнем» принтере все печаталось нормально, то на фотовыводе не исключены какие-то сбои, которые приведут к проблемам. Благодаря пленкам можно убедиться в их наличии или отсутствии до того, как начали изготавливать печатные формы.

  • Возможность получить реальные сертифицированные цветопробы с тиражных пленок. С цветоделенных пленок можно изготовить комплект цветопробных отпечатков с использованием специальных аналоговых цветопробных устройств. Полученные пробы будут очень близки к реальным тиражным оттискам, в случае если типография обеспечивает печать по стандарту. Но даже если она и не использует, все равно цветопроба окажет большую помощь печатнику, поскольку будет для него ориентиром, к чему нужно стремиться. Более того, аналоговая цветопроба позволяет заказчику заранее понять, как будет выглядеть задуманное издание в тираже, и если окажется «не очень», можно еще успеть внести коррективы до начала печати (даже до изготовления форм). Можно, конечно, и снять заказ с печатной машины (вариант с CtP), если обнаружится, что что-то не так, как хотелось бы, но вряд ли это порадует типографию, и существенно отразится на цене. А так придется только переделать пленки и цветопробу, что не очень дорого.

  • Возможность редактирования уже после вывода. Даже если на пленках обнаружилась ошибка, ее нетрудно исправить. Достаточно перевывести пленки одной страницы издания (а иногда даже части полосы или вообще одного слова), и затем на монтаже ее вмонтировать по месту. Такая работа денег стоит немного, и сам перевывод одной полосы окажется дешевле перевывода всего спуска, даже если в нем всего две полосы. Так же поступают, если какая-либо полоса не «прошла цветопробный контроль». Нужные изображения редактируют, после чего перевыводят весь спуск или какую-то его часть.

  • Отсутствие четкой зависимости места вывода от типографии. Пленки для будущего издания можно выводить практически в любом месте, где предоставляют подобные услуги. Таких фирм много, и всегда можно подобрать подходящую по формату, цене, удобству расположения. Во многих случаях пленки выводит и сама типография, у которой для этого есть свой вывод, либо заключена договоренность с каким-то сервис-бюро. Возможность выбрать место вывода пленок может быть очень полезной, в том числе и при оптимизации бюджета. Правда, не всегда можно выяснить в типографии, сколько же будет стоить собственно изготовление пленок (обычно называют стоимость изготовления издания), но, тем не менее, в ряде случаев это возможно. Так что если предполагается печатать большое издание (десятки и сотни полос), разница в пару долларов на полосе может оказаться заметной.

  • Экономичность процесса. В настоящее время считается, что «пленочная» технология несколько дешевле, чем технология CtP. Но это вопрос спорный. Чисто теоретически это так. Однако на каждом предприятии ситуация разная. Важно различать себестоимость и продажную цену.

Впрочем, несмотря на все плюсы, у технологии CtF есть и минусы. И хотя все они преодолимы, тем не менее для многих предприятий это оказывается непросто, а значит, выше вероятность получить некачественный результат.

  • Много технологических операций. Это приводит к тому, что становится больше «мест, где можно сделать ошибку», и вероятность их появления выше. Можно вывести некачественные пленки, повредить их при транспортировке, неправильно смонтировать, некорректно отэкспонировать пластины, пропустить пыль на стекле рамы или «подсадку» какого-либо из проявляющих растворов. В общем, может быть много всего. Разнообразие доступных материалов в данном случае - и достоинство, и недостаток. Поменяв, например, поставщика пластин, можно вовремя не заметить изменений в качестве форм. Впрочем, у серьезных компаний таких проблем не бывает.

  • Вывод пленок на стороне. Как и в предыдущем случае, возможность выводить пленки в одном месте, а печататься в другом - и хорошо, и плохо. Самое плохое здесь то, что трудно будет определить виновника проблем: типография может ссылаться на «плохие пленки», а сервис-бюро утверждать, что они идеальные. А на самом деле окажется, что причина и в типографии, и в пленках.

  • Необходимость ручного монтажа. Почти всегда при работе с пленками требуется их ручной монтаж, даже если вывод сделан полным спуском. К такому спуску все равно необходимо приклеить «уши» (специальные полоски астралона с пробитыми в них требуемыми штифтовыми отверстиями, чтобы при экспонировании пластин в раме можно было точно совмещать фотоформы с пластинами). Даже такой простой монтаж сопровождается микроскопическими сдвигами и неточностями, которые приводят к усложнению приводки при печати. А если же спуск монтируется вручную из отдельных страниц, то эта проблема многократно увеличивается. Можно, конечно, избежать всех этих трудностей, но это в силах сделать только сама типографии, и то - не всегда.

  • Временной фактор. Тут уж ничего не поделаешь, но придется смириться с тем, что процесс изготовления форм при пленочной технологии достаточно длительный. И если требуется «работа на скорость», как, например, при выпуске газет, то это становится главным сдерживающим фактором. Именно поэтому перспективы CtP по сравнению с CtF в первую очередь ощутили именно газетные предприятия. Если при изготовлении продукции важна оперативность, то первое предпочтительнее. Это чисто теоретически. На практике бывает, что типографии «с пленками» могут оказаться более оперативными, чем их коллеги с CtP. Многое зависит от внутренней организации.

[ Справка ]

Оценочные рассчеты

Попробуем посчитать, выгодно или невыгодно использование CtP клиентам. Разобраться в этом будет непросто, к тому же многие цифры зависят от конкретной типографии. Например, если стоимость вывода пленок в нашей стране уже более-менее стабильна, то точная стоимость вывода пластин никому не известна - у каждой типографии она своя. Поэтому прикинуть выгоду от использования технологии можно только методом оценки себестоимости. То есть можно попытаться разобраться, какая себестоимость будет у типографии в том или другом случае, и на основании этого делать предположения о цене. Указанные здесь цифры весьма относительны и могут отличаться от реальных. Они приведены лишь для того, чтобы показать, как понять, какая из технологий выгоднее.

Введем некоторые условные параметры. Стоимость одного квадратного метра фототехнической пленки - 6 долл., аналоговой предварительно очувcтвленной пластины - 8 долл., пластины для CtP - 13 долл. (допустим, эта цена включает необходимые химикаты). Объем работ, который необходимо выполнить, примем равным для обеих технологий.

Нам нужно изготовить комплект печатных форм для 16-страничного буклета, который мы будем печатать на машине полулистного формата (а значит, понадобится четыре комплекта печатных форм формата примерно 50х70=3500 см2 = 0,35 м2). Стоимость «по материалам» получится такая: примерно 5 долл. за печатную форму при технологии CtF и 4,5 долл. при CtP. Разница должна быть даже больше, поскольку пленки обычно тратится больше, чем сама площадь вывода (примерно на 10%). Да и процент перевывода или переделки пластин у пленочной технологии выше. Так что примем следующие цифры: 6 долл. для пленки и 4,8 долл. для CtP.

При этом срок окупаемости у системы CtP и системы фотовывода с копировальной рамой одинаковый (например, три года). А за рабочий день оба устройства должны изготовить одинаковое количество комплектов форм. Это не совсем корректное допущение, поскольку производительность комплексов очень разная, но мы принимаем, что оба устройства работают не на полную мощность (часто так и бывает) и выполняют только те заказы, которые есть у типографии на текущий день. Пусть в типографии будет две четырехкрасочные печатные машины формата 50х70 см, и они вместе выполняют в день 20 приладок. За рабочий день (например, две рабочих смены - 16 часов) обе системы должны изготовить 80 печатных форм, или 5 пластин в час. Примем также условно, что система фотовывода вместе с копировальной рамой обойдется типографии в 60 тыс. долл., а система CtP - в 120 тыс. долл. Эта стоимость увеличится еще на условные 15% из-за необходимых отчислений на плановые ремонты, обслуживание, запчасти и т. д. (не будем считать отчисления по кредитам и лизингам). За три года эксплуатации (780 рабочих дней) при расчетной нагрузке они должны изготовить 62400 пластин. Это означает, что для того, чтобы полностью окупиться, система CtP должна добавлять к себестоимости одной пластины примерно 2,2 долл., а система CtF - 1,1 долл.

Для работы обеих систем нужен персонал. Для обслуживания фотонаборного автомата понадобится в каждой смене один оператор (700 долл.), один оператор копировальной рамы (500 долл.) и два монтажиста (2х350 долл.) Для работы комплекса CtP в каждой смене должен быть один оператор, но более квалифицированный, (1000 долл.) и два специалиста по электронному монтажу (2х1000 долл.) Оклады взяты условно, в реальной жизни они, конечно, другие, но здесь важно соотношение. Впрочем, при работе с пленками также может понадобиться электронный монтаж полос, тогда ручные монтажисты заменяются двумя более квалифицированными (2х700 долл.) Таким образом, общие затраты на зарплату в этом случае для системы CtF составят 3800 долл. в месяц в первом случае и 5200 долл. во втором. Для дальнейших расчетов будем брать некую среднюю величину, поскольку обычно всех ручных монтажистов все равно не увольняют и всю работу на полнополосный спуск не переводят. Пусть общая сумма будет равна 4500 долл. Для работы с CtP придется потратить 6 тыс. долл. Общие затраты на зарплату операторов обеих технологий за три года для технологии CtF составят 162 тыс. долл., а для CtP - 216 тыс. долл. Естественно, все они должны быть окуплены через пластины, которые были произведены. Значит, затраты на персонал тоже добавят к стоимости одной пластины 2,5 долл. при технологии CtF и 3,5 долл. при CtP.

Уточнять расчеты можно и дальше, например посчитать еще затраты на элетроэнергию (у CtF она выше) или затраты на производственные площади, и т. д. и т. п. Грубый же подсчет показывает следующее: одна пластина, изготовленная на CtF, будет стоить примерно 9,6 долл., а пластины с CtP - 10,5 долл.

Для нашего буклета разница в себестоимости пластин, изготовленных по двум разным технологиям, составит примерно 16 долл. в пользу пленочного способа. Казалось бы, выгода налицо, но она довольно призрачна, ведь общая стоимость работ по изготовлению такого буклета составит 600–800 долл.

А значит можно сделать вывод, что использование той или иной технологии существенно на стоимость изготовления заказа влиять не должна. Но это не совсем так. Если, к примеру, загрузка типографии намного выше или ниже той, которую мы приняли, то ситуация сильно изменится. Допустим, типография будет изготавливать только 10 комплектов пластин в день, тогда доля амортизации оборудования и зарплаты увеличится вдвое и разница составит уже 25 долл. в пользу пленочной технологии. С другой стороны, если загрузка будет повышаться, то в какой-то момент пленочная технология перестанет справляться с объемом работы и придется докупать вторую копировальную раму, нанимать еще людей, а это радикально изменит ситуацию. Так, на Западе одним из главных экономических преимуществ технологии CtP считают тот факт, что можно использовать меньше сотрудников, которые там стоят очень дорого. У нас же ситуация пока такова, что большой разницы в стоимости заказов, выполненных по той или иной технологии, быть не должно. А если она есть, то чаще объясняется не экономическими, а маркетинговыми соображениями.

[ Замечание ]

Еще одна альтернатива

В статье мы рассматриваем только две основные технологии: вывод пленок и вывод пластин, и все это делается в самой типографии.

Впрочем, недавно появилась еще одна услуга - вывод печатных форм сторонним заказчикам. А то странно получается: выводить пленки «на сторону» можно, и делается сегодня это сплошь и рядом, а выводить печатные формы для себя должна сама типография. Если же у нее не установлено CtP-устройство, то вся печать на предприятии должна вестись обязательно с пленок заказчика.

Теперь же ситуация меняется. В России уже сейчас работают несколько компаний, которые предлагают такую услугу, как вывод печатных форм «на сторону». Правда, клиентами таких фирм являются типографии, поскольку только они могут грамотно объяснить, что им нужно. Но, с другой стороны, никто не мешает и самим заказчикам обращаться за помощью к таким компаниям.


Возможности и ограничения технологии CtP

Теперь попытаемся разобраться, а что же дает заказчику использование технологии прямого экспонирования пластин и так ли она привлекательна, как это преподносится. Процесс изготовления пластин на CtP-устройсте очень прост. С компьютера данные передаются непосредственно на устройство, которое и осуществляет экспонирование пластин. После экспонирования их нужно проявить, и они готовы к использованию. Некоторые устройства делают проявку автоматически, а значит, сразу после того, как пластина будет извлечена из устройства, ее можно ставить на машину и печатать. Преимущества этой технологии:

  • Временной фактор. Пластины на CtP сделать быстрее, чем по традиционной технологии. Так что для срочных заказов преимущества этого способа очевидны.

  • Короткий технологический процесс. Фактически мы имеем только одну операцию, а значит, мест, где могут возникнуть ошибки, существенно меньше. И следовательно, технология более надежна. Если устройство CtP хорошо отлажено и настроено, то стабильное получение качественных пластин гарантировано.

  • Потенциально более высокое качество. Раз мы имеем только одну технологическую операцию, то есть все основания полагать, что качество полученных пластин должно быть выше, чем при использовании пленок. Сами пластины, отэкспонированные в одном устройстве, должны обладать высокой точностью (и повторяемостью), а значит, не будет проблем с приводкой. Отсутствие ручного монтажа только способствует этому. Более того, никаких проблем с «пылью на стекле рамы» и «следами от монтажного скотча» нет по определению. Многие системы CtP позволяют проводить калибровку экспонирования. Получается, что при использовании этой технологии мы получаем «идеальные печатные формы». Но повторим, это лишь теоретически. На практике бывает всякое. Можно и с пленками работать на очень высоком уровне, а можно и CtP-пластины загубить.

    Несмотря на все эти преимущества, технология CtP тоже имеет ограничения, которые в ряде случаев могут создавать определенные трудности и для типографии, и для заказчика.

  • Нельзя внести коррективы. Если пластины уже сделаны, то никакие изменения уже невозможны. Если обнаружена какая-то ошибка, то ее можно исправить, только переделав пластину (или даже весь комплект). А это недешево, особенно если пластины большого формата.

  • «Проблемы с цветопробой». Поскольку нет никаких пленок, то не с чего изготовить и аналоговые пробы. Проба в этом случае может быть только цифровой. Можно ли ее использовать для оценки результата печати, вопрос непростой. На современном этапе при определенном умении настраивать цифровую пробу на соответствие печатному процессу - допустимо, однако тут много нюансов. Далеко не все и не всегда могут похвастаться тем, что их цифровая проба соответствует печатному процессу. Более того, даже если она не соответствует, то ее, в отличие от аналоговой пробы, сложно (а в ряде случаев невозможно) использовать в качестве эталона, к которому должен стремиться печатник при настройке печатного процесса. То есть заказчик узнает, как все будет выглядеть, только в процессе печати. И если потребуется вносить коррективы, то это будет очень дорого.

  • Сложный электронный монтаж. Из отдельных страниц для любой печати требуется собрать спуск полос. При работе с пленками его могут собрать вручную специально обученные монтажисты. При работе с файлами нужен специалист довольно высокого уровня, который ту же операцию проделает с цифровыми данными. Ничего добавить или изменить на готовой пластине уже нельзя. А значит, нужно все отладить «на стадии электронного монтажа». Все это не страшно, но порой именно такая задача может замедлить весь процесс: это может занимать существенно больше времени, чем само экспонирование пластин. Впрочем, если продукция типовая, то монтаж надо сделать один раз, а затем только использовать готовый шаблон.

  • «Замкнутость» на типографию. Делать пластины «на вынос» довольно сложно. Хотя такая услуга сегодня уже предоставляется. Здесь есть немало трудностей. Заказчик вряд ли сможет грамотно объяснить компании, которая такие услуги оказывает, как же правильно смонтировать полосы, чтобы полученная пластина успешно «встала» на печатную машину. Пластины может заказать и сама типография, но насколько это оправдано - трудно сказать. Так что сейчас заказчик, который хочет работать на платинах CtP, вынужден пользоваться тем устройством, которое есть в типографии, либо менять типографию. Но даже если получится сделать пластины на стороне, еще не факт, что качество печати от этого сразу улучшится. Ведь на качество влияет множество разных факторов: краска, реактивы и добавки увлажняющего раствора, смывочные вещества, пасты и сиккативы и т. д. В хорошей типографии все это согласовано между собой. Замена пластин может привести к необходимости замены других материалов (увлажняющих, смывочных растворов и т. д.) В результате процесс сильно усложнится.

  • Дороговизна технологии. Об этом мы уже говорили. Для клиента в данном случае важно, не во сколько эта технология обходится типографии, а какова конечная цена того или иного заказа. А это, как правило, больше зависит от рыночной позиции типографии и от ряда психологических факторов. Порой наличие или отсутствие CtP на это вообще никак не влияет.

Выводы

Можно и дальше продолжать сравнение двух технологий. Поговорить об экологии, об объемах капиталовложений и окупаемости, о надежности и стабильности и т. д. Но пора делать выводы.

А главный вывод прост. Теоретически технология CtP имеет определенные преимущества перед CtF. Насколько же ее потенциал будет раскрыт той или иной типографией - неизвестно, ведь каждый случай индивидуален. В хороших руках и «аналоговая» технология дает гарантированный и стабильный результат. Так что менять типографию только потому, что у нее нет CtP, неразумно. Скорее всего, оно у нее в обозримом будущем появится. Также не стоит выбирать новую типографию только на том основании, что у нее установлено устройство CtP. И уж совсем абсурдно переплачивать за заказ только потому, что его будут делать с использованием технологии CtP.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»