на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №7
сентябрь, 2005

Статьи из журнала Формат №7-2005

ИГРА В ДВЕ КРАСКИ
Печать в два цвета приобретает все большую
популярность за рубежом. А что у нас?

ПОДАРОК НА ГОД
Календарь - излюбленный подарок к Новому году среди многих компаний
ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ В ИЗДАНИИ
Журналы с разнообразными вложениями
пользуются популярностью у читателей

СКОЛЬКО СТОИТ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ?
Многие компании предлагают разработку фирменного стиля.
Как не ошибиться с выбором. Мы приводим несколько рекомендаций

НОВОСТИ

«ДИЗАЙН И ПОЛИГРАФИЯ-2005»

авторам реклама перепечатка english version
Практика
ИГРА В ДВЕ КРАСКИ

Печать в два цвета приобретает все большую популярность за рубежом. А что у нас?

Две краски, так ли уж это мало? Можно ли получить интересный, современный результат в столь ограниченных, на первый взгляд, условиях? Опыт показывает что подчас результат бывает даже интереснее, чем у привычной четырехкрасочной печати.

Когда речь идет о рекламной продукции, практически всегда подразумевается полноцветная печать. С другой стороны, говоря о дешевой печати (типа листовок, которые бросают в почтовый ящик или раздают у станций метро), имеется в виду исключительно черно-белая продукция, или, как ее часто называют, «чернушка».

Промежуточных вариантов мало кто замечает. Однако они есть. Более того, при грамотном дизайне они позволяют получить результаты, по качеству не уступающие полноцветной печати и даже превосходящие ее визуально. При этом в производстве такие издания будут стоить заметно дешевле полноцветных.

Речь идет о двухцветной печати. Вообще, подобная продукция бывает нескольких видов.

  • Простейшая продукция с выделяющим цветным текстом. Типичный пример - черно-белая газета, выходящая к празднику с поздравлением на первой полосе, отпечатанным другим цветом (обычно красным или синим). Встречается и множество рекламных листовок такого же типа, причем зачастую она печатается на рулонных газетных машинах и по качеству исполнения от газеты не отличаются. Особенность подобной продукции в том, что у нее нет серьезных требований по приводке, и площадь печати дополнительным цветом невелика (чтобы избежать взаимоперехода краски).

  • Двухцветная продукция с минимальными требованиями к наложению второй (в данном случае красной) краски. Подобное изделие следует отнести к штриховой двухцветной продукции
    Штриховая двухцветная продукция.
    Часто встречается в рекламных материалах, предназначенных для массовой раздачи, а также в недорогих книгах, отпечатанных на рулонных машинах. В этом случае второй краской печатаются не только текстовые выделения, но и графики, схемы, плашки. Единственное серьезное ограничение состоит в воспроизведении градационных переходов этих двух цветов.

  • Полутоновая двухцветная продукция. По качеству печати она выше. Здесь используются любые выделения вторым цветом, а также градационные переходы как первого, так и второго цвета. Как правило, печатается такая продукция уже на высококачественных листовых машинах (двухкрасочных журнальных машин высокого качества выпускается мало, а в нашей стране их, видимо, и вовсе нет). Требования по качеству воспроизведения в полутоновой двухцветной печати близки к тем, что предъявляются к традиционной полноцветной продукции.

  • Двухтоновая продукция. Этот вид отличается от описанного в предыдущем пункте: градационные переходы каждого из цветов не только используются по отдельности, но и синтезируют новые оттенки! Применение двух цветов в растровом изображении дает интересный результат, визуально более выигрышный, чем печать в одну краску. Подробнее об этом читайте в справке

Производство двухцветной продукции может быть вызвано несколькими причинами. Первая, бесспорно, бюджет. Такие отпечатки при прочих равных условиях стоит существенно дешевле полноцветных. При этом они не намного дороже однокрасочных, а смотрятся выигрышнее. Вторая причина - ограниченные возможности типографии, в которой этот заказ планируется изготавливать. Если на предприятии стоит двукрасочная машина и сроки производства поджимают, то «двухцветка» - наиболее удачный вариант. Ну и третья причина - замысел дизайнера. В последнее время «двухтоновая» печать становится модной, особенно в странах, где полиграфия достигла высокого уровня развития, и полноцветной печатью уже никого не удивишь. В этом случае изготовление фирменного каталога в две краски может оказаться особым «шиком». Впрочем, делать это нужно очень аккуратно.

На приведенных примерах показаны три способа полиграфического воспроизведения иллюстрации. Слева направо: привычной цветное изображение, привычное черно-белое изображаение, двухтоновое изображение образованное наложением двух цветов: черной и коричневой. Можно заметить, что двухтоновое изображение выглядит намного «убедительнее» черно-белого.

[ СПРАВКА ]

Как печатать двухцветную продукцию

Наиболее оптимальным образом двухцветная продукция может быть напечатана на двухкрасочной машине, или на четырехкрасочной с устройством переворота листа посередине. Более того, связываться с двухцветной печатью имеет смысл в том случае, когда в типографии установлены именно описанные выше печатные машины. В противном случае существенной экономии при печати двухцветной продукции вместо полноцветной уже не будет.

Отдельно следует обдумать вопрос об использовании однокрасочной машины для печати двухцветной продукции в два прогона. Этот вариант, бесспорно, лучше и экономичнее, чем вариант с четырехкрасочной машиной. Но все же, если в типографии есть однокрасочная машина, то выгоднее изготавливать однокрасочную продукцию.

А вообще, при выборе типографии целесообразно придерживаться «золотого» правила: количество красок планируемой печатной продукции должно соответствовать красочности печатной машины. Печатать на четырехкрасочной или однокрасочной машине двухкрасочную продукцию невыгодно для типографии, и, вероятно, она постарается компенсировать это ценой продукции. Поэтому в некоторых случаях печать на однокрасочной машине может оказаться дороже, чем на двухкрасочной.

Немного экономики

Попробуем посчитать, во что обойдется производство одного и того же рекламного буклета в черно-белом, двухцветном и полноцветном исполнении. Для работы возьмем двухкрасочную машину (однокрасочную - для черно-белой печати) половинного формата 50х70 см. Продукция будет представлять собой четырехстраничный буклет формата А4, тиражом 1000 экз. на мелованной бумаге веса 150 г/м2.

Если бумага приобретается в листах размера 62х94 см, то из одного листа «выкраивается» два готовых изделия. Напомним, что нормы отхода при цветной печати составляют 15-20% на малых тиражах, 7-8% - при черно-белой печати, 10-12% - для двухцветной печати. Таким образом в первом случае нам понадобится примерно 580 листов бумаги (93 долл.), во втором - 540 (86 долл.), и в третьем - 560 листов (90 долл.)

С печатью все несколько сложнее. Допустим, что приладка на двухкрасочной машине обойдется в 50 долл., на однокрасочной 35 долл., а один листопрогон стоит 0,015 и 0,01 долл. соответственно. Тогда исходя из этого получим, что печать цветного тиража нам обойдется в 230 долл., черно-белого - 80 долл., а двухкрасочного - 115 долл.

Если теперь к стоимости бумаги прибавить стоимость печати, то получится следующее:

  • черно-белая продукция
    80+86 = 166 долл.

  • цветная продукция
    230+93 = 323 долл.

  • двухцветная продукция
    115+ 90 = 205 долл.

Как видно, печать в две краски оказываться всего лишь на 25% дороже черно-белой, но при этом визуальный эффект от нее намного больше. Цветная продукция получается более чем в полтора раза дороже двухцветной и в два раза дороже черно-белой.

Конечно, взятые для расчета цифры во многом условны, но их вполне можно использовать для общей оценки затрат на производство, тем более, что в условиях реального производства ценовая тенденция сохранится.


Подготовка к печати

Фрагмент календаря, в котором «дуотоны» используются
по прямому назначению: «улучшить» черно-белые изображения.
Из всех вышеперечисленных видов двухкрасочной продукции определенные трудности при подготовке может вызвать только двухтоновая. С остальными видами все просто. В программе верстки заводят два цвета, которыми и «красят» нужные объекты полосы. При выводе пленок или пластин на печать отправляются только две «рабочие» краски.

При работе с двухтоновой продукцией все, в принципе, делается точно так же, за исключением работы с самими изображениями. О том, как готовить «дуотоновые» иллюстрации рассказано в справке.

Хотя никто не мешает делать и другое оформление с использованием переходов двух цветов. Можно, например, построить градиентную заливку из одного цвета в другой, или составить плашку из двух цветов, или, наоборот, использовать проценты от основных цветов в сочетании. На самом деле, подобный подход может дать достаточно большой цветовой охват, особенно в случае удачного выбора двух базовых цветов.

Для того, чтобы понять, каким цветовым охватом можно оперировать, целесообразно построить простую шкалу цветовых охватов для выбранных цветов и посмотреть, что из всего этого может получиться. Подробнее об этом в справке.

К сожалению, сделать цветопробу для «дуотоновой» продукции традиционная полиграфическая технология не позволяет. Можно получить разве что цифровую цветопробу на обычном принтере, которая приблизительно покажет, что получится в результате.

Поскольку описанная выше подготовка требует определенного мастерства от исполнителя, то и отдавать заказ на «дуотоновую» продукцию следует в типографию, которая специализируется на цветной печати и имеет двухкрасочную печатную машину высокого класса. Несмотря на то, что речь идет о печати двумя красками и, на первый взгляд, продукция кажется несложной, для получения хорошего результата в печати необходимо соблюдать все требования, предъявляемые высококачественной цветной печати - накат краски, растискивание, равномерность печати, линиатура растра и т. д.

Некоторые области применения

Ранее уже указывались некоторые типичные области применения двухцветной печати. Однако наиболее эффектно она выглядит в «высокохудожественных» изделиях.

Приходилось видеть дорогие настенные календари, выполненные в технике «дуотон». Фотографии в нем были стилизованы под старинные (выгоревшие и слегка пожелтевшие) и воспроизведены черной и коричневой красками. Получился очень достоверный эффект. Остальная часть календаря (надписи, календарная сетка) была выполнена этими же цветами и их оттенками. Данный пример «дуотона» стоит рассматривать не как экономичный вариант печати, а, скорее, как чисто дизайнерский прием, но сам факт остается фактом.

[ СПРАВКА ]

Строим цветовой охват

Для того, чтобы приблизительно оценить набор цветов, воспроизводимых при двухкрасочном синтезе, имеет смысл построит простейшую шкалу цветового охвата, в частности, как в приведенном ниже примере.

В данном случае используются два цвета: Pantone 072 и Pantone 1405. Конечно, цвета могут быть любыми. Наиболее корректно построить такую шкалу можно в программе Illustrator, наложив друг на друга две матрицы из квадратиков выбранных двух цветов. Каждый ряд или столбец в этих матрицах отличается от другого на 10% насыщенности того или иного цвета. Обоим цветам необходимо включить атрибут Over-print и использовать режим Over-print Preview для просмотра на экране. Иначе цветовых переходов не будет видно.

Полученный цветовой охват можно распечатать на цветопробном устройстве, поддерживающем работу с цветами Pantone (в нашем случае использовался принтер Epson с растровым процессором Best). В случае, если растровый процессор принтера не поддерживает работы с цветами Pantone, результат виден не будет.

Впрочем, есть и обходной путь. По нему мы и пошли, разместив этот рисунок в нашем издании, при печати которого цвета Pantone не используются. Для этого полученное нами изображение необходимо послойно (!) перенести в программу Adobe Photo-shop и склеить слои с использованием атрибута Multiply. Точность воспроизведения цветов существенно пострадает, но для общего представления результата этого достаточно.

Как можно заметить, используя всего два цвета можно, получить довольно большой набор оттенков для издания, и все они добросовестно воспроизведутся.

Готовим Duotone и двухканальные изображения

Ничего сложного в подготовке duotone-иллюстраций нет. В программе Adobe Photoshop для этого есть все необходимое. Сначала изображение, которое планируется превратить в дуотон, необходимо перевести в Grayscale, то есть сделать его монохромным (серым), убрав всю информацию о цвете. Дальнейший перевод в дуотон осуществляется простым выбором цветовой модели с соответствующим названием из списка. Программа откроет меню, в котором можно выбрать цвета для использования в изображении.

Согласно документации на программу Adobe Photoshop, этот режим предназначен для улучшения воспроизведения черно-белых изображений. Их можно сделать более контрастными, добавить им какой-либо цветовой тон. Однако, согласно рекомендациям, изображения должны оставаться черно-белыми. Поэтому обычно основным, первым, цветом у Duotone берется черный, а другой лишь слегка добавляет ему тот или иной оттенок.

Впрочем, данный режим позволяет работать с любыми произвольными цветами для получения желаемого визуального эффекта. Важно только понимать, что именно этими цветами потом и придется печатать само изделие. А значит, если в нем несколько иллюстраций в режиме дуотон, все они должны содержать в себе одни и те же основные цвета. Напомним, что при печати используется только две краски, а регулируя градационные переходы цветов в каждом отдельном изображении, можно получить разные оттенки для каждой иллюстрации. Примеры на рисунках.

Для дальнейшего использования полученных изображений их нужно сохранить в формате, который «понимается» большинством типовых издательских программ, тем же QuarkXpress. Для этого duotone-изображения следует превратить в multichannel, тогда в списке каналов появятся цвета, из которых он состоит. При желании можно провести «цветокоррекцию» по каждому каналу, после чего сохранить иллюстрации в формате DCS. Это наиболее универсальный формат, который понимают все программы верстки.

Различные варианты «цветового окраса» двухтонового изображения, синтезированные двумя красками: Pantone 072 и Pantone 1405. Вариантов цветовых переходов может быть много (рис. а-г). На рис. д - вариант многоканального изображения, синтезированного желтой (используется номерной Pantone, а не триадный цвет) и синей краской. Визуальный эффект очень интересный, несмотря на то, что портрет отпечатан всего лишь двумя красками.

При загрузке иллюстрации в программу верстки в списке цветов программы появятся цвета, указанные в файле. Соответственно, при выводе пленок для двухцветной печати следует выводить только те цвета, которыми предполагается печатать. Поэтому при верстке не должно образоваться никаких объектов, цвета которых отличались бы от двух указанных или синтезированных ими оттенков. В противном случае они не попадут на печать.

В дополнение можно сказать несколько слов о двухканальных изображениях. При их использовании так же возможны любопытные решения. Можно, к примеру, взять обычное цветное четырехканальное (CMYK) изображение, перевести его в multichannel, после чего два цвета в нем переопределить на те, которыми мы собираемся печатать. Остальные цвета можно просто удалить. Получится интересный вариант цветного изображения, который можно использовать (см. рисунок). В ряде случаев это выглядит даже интереснее чем «дуотоны», но требует определенного количества экспериментов. Кроме того, для получения интересных эффектов придется использовать цвета, которые не очень подходят для других объектов издания (например, текста). Впрочем, все зависит задумки и проработки оформления.

Этот буклет кажется цветным, хотя на
самом деле отпечатан в две краски
Довольно часто дуотоны используются для создания художественных графических произведений, в первую очередь офорта или гравюры. Как правило, в оригинале такие произведения печатаются красками, несколько отличными по тону от обычной черной, потому для достоверности воспроизведения лучше использовать дуотон. Любопытно, что даже полноцветная (четырехкрасочная) печать может дать худший результат. Дело в том, что в гравюре или офорте рисунок создается из отдельных (зачастую очень тонких) штрихов. В оригинале и то, и другое воспроизводится темными красками (близкими к черной, но не соответствующими ей). В результате цветоделения таких сюжетов для традиционной полноцветной печати каждый штрих оказывается во всех четырех базовых цветах (желтый, пурпурный, голубой, черный). И при наложении на одном тонком штрихе оказывается толстый красочный слой. Это, с одной стороны, усложняет приводку и требует внимания к растискиванию (чтобы «не потерять отдельные штрихи») - с другой. Сильное растискивание приведет к тому, что некоторые штрихи могут слиться в одну плашку и существенно исказить изображение.

Так что использование дуотона для таких работ предпочтительнее.

Фрагмент буклета, отпечатанного в две краски: серую и коричневую. Умелое сочетание этих красок дает большой диапазон воспроизводимых цветов, и изображение смотрится почти как полноцветное
Приходилось также видеть использование дуотона в печатной рекламе, размещенной в средствах массовой информации. Однако тут есть существенная проблема. Корректно отпечатать дуотон внутри журнала непросто. Если в качестве основных цветов выбраны цвета, не используемые в триадном синтезе, то напечатать это можно только дополнительными красками. То есть журнал будет печататься в шесть красок, а стоит это недешево. В таком случае есть два выхода: либо разместить рекламу на вкладке (печатаемой отдельно от журнала), либо превратить дуотон в обычный CMYK. Делается это одним движением в программе Adobe Photoshop. Как правило, внешне изображение не меняется, правда если в нем присутствуют графические объекты, описанные выше, то некоторые трудности с печатью могут возникнуть.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: даже две краски способны сделать печатную продукцию, не уступающей по уровню визуального воздействия привычной четырехкрасочной. Более того, в некоторых случаях это придает отпечаткам некоторый шарм. При этом стоимость ее производства будет ниже. То есть дуотон - способне только сэкономить, но еще и выделиться.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»