на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №7
сентябрь, 2005

Статьи из журнала Формат №7-2005

ИГРА В ДВЕ КРАСКИ
Печать в два цвета приобретает все большую
популярность за рубежом. А что у нас?

ПОДАРОК НА ГОД
Календарь - излюбленный подарок к Новому году среди многих компаний
ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ В ИЗДАНИИ
Журналы с разнообразными вложениями
пользуются популярностью у читателей

СКОЛЬКО СТОИТ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ?
Многие компании предлагают разработку фирменного стиля.
Как не ошибиться с выбором. Мы приводим несколько рекомендаций

НОВОСТИ

«ДИЗАЙН И ПОЛИГРАФИЯ-2005»

авторам реклама перепечатка english version
Взгляд
СКОЛЬКО СТОИТ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ?

Многие компании предлагают разработку фирменного стиля.
Как не ошибиться с выбором. Мы приводим несколько рекомендаций

Многие дизайн-студии и рекламные агентства предлагают разработку фирменного стиля. Как не ошибиться с выбором?

О важности корпоративного дизайна говорится много и часто. На российском рынке сегодня множество компаний, оказывающих услуги по дизайну, в частности, по разработке фирменного стиля. Однако, как и во всякой другой отрасли, в этой не обходится без соперничества. Причем не только по уровню исполнения, но и по содержанию самой услуги, и, разумеется, по ценам. Так сколько же стоит фирменный стиль? Обратиться за ответом мы решили к Андрею Пуртову, генеральному директору студии ArtGraphics.ru (Москва) и главному редактору журнала Identity.

Дизайн-проект фирменного стиля может состоять из сколь угодно большого количества элементов, но базовыми для каждой компании являются следующие: логотип, корпоративная и персональная визитные карточки, фирменный бланк, упрощенный фирменный бланк для использования в электронном виде, различные типы конвертов (Е65, С4, С5), бланк факсимильного сообщения, фирменная папка для бумаг, фирменные шрифты и правила по типографике, фирменные цвета, фирменная верстка (модульная сетка для рекламной и полиграфической продукции), правила по оформлению изображений, руководство по использованию логотипа и элементов фирменного стиля (brand book). Все созданные и готовые к использованию элементы фирменного стиля следует сохранить в виде файлов: записать на диск или другой цифровой носитель. В дальнейшем эти файлы понадобятся компании-заказчику для производства фирменной полиграфической, рекламной или сувенирной продукции, для использования во внутреннем документообороте компании и в интернете.

ЭЛЕМЕНТарные частицы

Андрей Пуртов,
генеральный директор,
студия ArtGraphics.ru (Москва), главный редактор,
журнал Identity (Москва)
Фирменный стиль может включать множество дополнительных элементов: от системы внутренних указателей и дизайна офисных интерьеров до униформы сотрудников и внешнего вида автотранспорта. Когда необходимо выполнить очень большой и абсолютно разноплановый проект, имеет смысл разделить отдельные виды работ между несколькими фирмами-исполнителями, специализирующимися, например, на графическом дизайне, архитектуре, мультимедиа и веб-девелопменте. Грамотно созданный дизайн-проект фирменного стиля обладает следующими отличительными признаками: дифференцирует компанию в глазах потребителей, помогает достичь желаемого позиционирования компании на рынке, является гибким и расширяемым, сохраняет свою привлекательность долгое время, несмотря на частые смены модных тенденций.

Кого предпочесть?

Выбирая разработчика, следует обратить внимание на ряд факторов. Во-первых, исполнитель должен представлять собой профессиональную дизайн-студию или креативное рекламное агентство и специализироваться на разработке фирменного стиля. Во-вторых, обратите внимание на клиентов: в портфолио исполнителя должно быть не менее десяти разработанных дизайн-проектов фирменного стиля, причем названия хотя бы некоторых компаний должны быть вам знакомы.

К показателям профессиональности можно отнести участие исполнителя в специализированных выставках, конкурсах и каталогах, наличие западных и крупных российских клиентов. То, как дизайн-студия себя преподносит, тоже немаловажно: как и у любой серьезной фирмы, у нее должен быть свой веб-сайт, где можно ознакомиться с услугами и посмотреть работы, а также офис, куда можно приехать для обсуждения дизайн-проекта. Ну и, разумеется, профессионалы никогда не пользуются для саморекламы «спамом» и прочими сомнительными методами.

[ СПРАВКА ]

Что такое «фирменный стиль»?

Термин «фирменный стиль» является русским синонимом западного определения corporate identity. Существуют и альтернативные варианты «русификации» этого термина - «айдентика» и «корпоративная идентичность», но все же подавляющее большинство профессионалов на российском рынке рекламы и дизайна используют определение «фирменный стиль». Соответственно, значение этого термина полностью соответствует общепринятому на Западе значению термина «corporate identity».

Веб-сайт мирового лидера в области бренд-консалтинга Landor Associates приводит две возможные трактовки термина «identity»:

  • сумма ощутимых и неощутимых характеристик, делающих предложение компании уникальным;

  • элементы идентификации компании или бренда (название, слоган, логотип, фирменные цвета, верстка и т. д.)

В англо-русском словаре Мюллера слово «identity» переводится следующим образом: идентичность, тождественность, личность, индивидуальность, подлинность.

Резюмируя, можно сказать, что фирменный стиль - комплексная система идентификации компании, представляющая ее как уникальную личность для всего окружающего мира (существующих и потенциальных клиентов, партнеров, СМИ и даже собственных сотрудников).

[ МНЕНИЕ ]

С точки зрения одного из ведущих специалистов Германии в области corporate identity Роберта Паулманна, «идеальный» процесс создания фирменного стиля должен включать в себя следующие этапы:

  • анализ фактических и запланированных показателей деятельности компании;

  • определение индивидуальности компании;

  • создание коммуникационной стратегии;

  • разработка корпоративной дизайн-системы;

  • внедрение и документирование;

  • мониторинг достигнутых результатов и внесение необходимых изменений

Не последнюю роль играют цены. Качественная работа не может стоить ниже среднего уровня. Профессиональное агентство не обещает разработать фирменный стиль за две недели и не требует полной предоплаты, но и не соглашается работать вовсе без нее.

Если исполнитель скрывает стоимость своих услуг и не позволяет ознакомиться c договором на разработку фирменного стиля - у вас есть серьезный повод усомниться не только в его порядочности, но и в качестве предоставляемых услуг.

Выбирая агентство, убедитесь, что его сотрудники способны разобраться в специфике бизнеса вашей компании: это упростит совместную работу. О высоком уровне дизайн-студии говорят положительные отзывы не только клиентов, но и конкурентов.

И наконец, пообщайтесь с представителями агентства лично и составьте собственное мнение об уровне их профессионализма.

Ищем таланты

Мы разобрались с портретом идеального исполнителя, встает вопрос: а где его найти?

Сначала следует подумать, кем он будет. В одной лишь Москве несколько тысяч компаний, предлагающих свои услуги по разработке фирменного стиля, однако реальных профессионалов, способных выполнить ваш заказ на высоком уровне, намного меньше. Прежде всего, следует исключить из рассмотрения все компании, нацеленные на производство - типографии, мастерские по изготовлению наружной рекламы и фирмы, специализирующиеся на производстве сувенирной продукции. Затем, как непрофильных специалистов, нужно отбросить все медийные рекламные агентства (занимающиеся размещением рекламы в СМИ), студии веб-дизайна, PR-агентства, BTL-агентства, студии видеомонтажа, архитектурные бюро и рекламные агентства полного цикла (которые часто декларируют, что умеют делать все). Оставшиеся компании - это дизайн-студии и креативные рекламные агентства. Этих исполнителей можно найти на специализированных выставках и конкурсах («Дизайн и реклама», «ЗНАК», «Графит», «TAMGA», «Профи», «ММФР», «Дизайн и Полиграфия» и пр.); в профессиональных каталогах по графическому дизайну, например, «Индекс», «Креатив»; в журналах, освещающих работы в области брендинга и дизайна, таких как «Identity», «Просто дизайн» и т. д. Издательство «Индекс Дизайн» один раз в два года выпускает специальный каталог «Фирменный стиль», где представлены лучшие разработки в области corporate identity, выполненные сильнейшими российскими дизайн-студиями и креативными агентствами. Для решения очень серьезных задач национального или международного масштаба, подкрепленных не менее серьезным бюджетом, можно напрямую обратиться к одному из мировых лидеров в области брендинга и коммерческого дизайна: Landor Associates, Interbrand, Enterprise IG, Identica, Pentagram, Chermayeff&Geismar, MetaDesign, Lippincott Mercer, Wolff Olins, Fitch, FutureBrand.

Заказчик - компания «Шербург», дистрибутор шерсти, пряжи, нитей при шерстопрядильной фабрике, выпускающей пряжу уже 175 лет. Продукция производится на импортном оборудовании с использованием современных технологий. Необходимо было создать образ надежного поставщика и партнера, поставляющего пряжу высокого качества. Созданное нами название «Шербург» рождает образ целого города шерсти. При этом часть слова «бург» (город) придает названию немецкое звучание и такие свойства, как немецкая практичность, надежность, пунктуальность. Логотип представляет собой герб этого города. В знаке присутствуют овца и баран (символы плодовитости, изобилия), держащие щит с изображением предметов, необходимых для прядения: гребень, веретено и клубок шерсти. В фирменном стиле задействованы стилизованные старинные немецкие орнаменты. В оформлении используется фирменная бумага с содержанием шерсти и волокон.
Заказчик - компания «Инсталсайт», занимающаяся проектированием, монтажом и обслуживанием систем радиотелефонной и оптоволоконной связи. Мы ставили целью подчеркнуть современность компании и предоставляемых ею услуг. Логотип «Инсталсайт» показывает широкую территорию деятельности компании, работу с цифровыми технологиями, а также визуально описывает область деятельности: треугольная форма знака выражает нацеленность на успех и отражает динамизм и высокую скорость работы компании. Скругленные края и ассиметричная форма знака говорят о нестандартных решениях и гибком подходе к клиентам. Соединение трех звезд, уходящих в перспективу демонстрирует масштаб компании и основной вид ее деятельности: соединение отдельных объектов в систему телекоммуникаций. Цвета фирменного стиля - широкая гамма цветов от синего до пурпурного. В логотипе и фирменном стиле используются пикселизованные изображения, которые ассоциируются с современностью и цифровыми технологиями.

Вопрос цены

Так сколько же стоит фирменный стиль? Все зависит от объема заказа, сроков его исполнения, а самое главное - от исполнителя. Ориентировочные цены на разработку базового пакета фирменного стиля в российских дизайн-студиях следующие: около 2-5 тыс. долл. в студиях и РА начального уровня (сами компании при этом могут быть большими и известными, но их портфолио именно в области разработки логотипов и фирменного стиля будет небольшое и/или слабое); 5-15 тыс. долл. в дизайн-студиях, имеющих значительный опыт работы с проектами в этой области (приличное портфолио, серьезные клиенты, победы в профессиональных конкурсах, свой собственный «почерк»); и от 15 до 50 тыс. долл. в наиболее «раскрученных» российских дизайн-студиях. Размещение заказа у западных коллег будет стоить 50–100 тыс. долл. в студии среднего уровня и более 1 млн долл. в «топовых» студиях и брендинговых агентствах. Цены ниже 2 тыс. долл. даже в России не стоит воспринимать всерьез: на хорошую работу при таких условиях вряд ли стоит рассчитывать. Хотя из каждого правила бывают исключения, но редко.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»