Фармацевтическая упаковка
«Больной, вы принимали сегодня лекарства?» – спросила упаковка...

Новые разработки в области фармацевтической упаковки заинтересуют всех: от производителей лекарств до конечного потребителя. Как будут выглядеть лекарства будущего? Как, поспевая за нарастающими потребностями рынка, увеличить функциональность упаковки и при этом не превратить ее в сложный электронный ребус? Найдет ли свое место в фармацевтике RFID-технология или она уступит место другой?

Анна Зеля,
редактор

Фармацевтические упаковки IPP. На первый взгляд простые и знакомые, а внутри самые что не на есть «интеллектуальные»
Разработок в области производства упаковки для медицинских средств появляется все больше. При этом, в первую очередь думают о людях преклонного возраста и маленьких детях. Упаковка для медикаментов должна оставаться понятной пожилому человеку и не вызывать сложностей в момент, когда пора принимать лекарство. С другой стороны, если это лекарство случайно окажется в руках у ребенка, то его детским пальчикам должно быть непросто вскрыть опасную коробочку. Соблюдение этих двух, казалось бы, простых условий представляет для производителей упаковки существенные затруднения. Ведь кроме этого необходимо еще позаботиться о защите продукта от подделки, да и возрастающие требования рынка вынуждают специалистов ломать голову над новыми вариантами упаковки для лекарств.

Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что больше половины медикаментов с длительным сроком действия больные употребляют, нарушая предписания. Пренебрежительное отношение к правилам приема лекарств и стремление сэкономить на здоровье (и покупке медикаментов) приводят к ухудшению физического состояния человека, снижению качества жизни и понижению средней ее продолжительности.

Одним из наиболее интересных путей решения этой задачи является технология вживления в стандартную упаковку мини-компьютеров, осуществляющих контроль за каждым приемом лекарства, систематизирующих информацию по состоянию здоровья пациентов и проводящих необходимую диагностику. Возможно, это звучит как научная фантастика, но такие «умные» фармацевтические упаковки уже появились и обрели своих первых пациентов.

Радиочастотная идентификация и права человека

Мощным толчком развитию «умных» упаковок для лекарств, несомненно, послужило появление системы радиочастотной идентификации (RFID), широко применяющейся во многих сферах упаковочной отрасли. Отчасти RFID, представляющая собой микрочип с антенной, является альтернативой знакомых всем штрих-кодов, но помимо этого несет в себе еще ряд уникальных возможностей. В отличие от штрихкодирования, для считывания информации с радиоидентификационных меток непосредственного контакта со сканером не требуется, поэтому вместо ручного сканирования товаров, появилась возможность сканировать сотни меток в секунду. Кроме того, каждая метка несет в себе информацию о продукте и позволяет отслеживать его, к примеру, на складе или в торговом зале, в диапазоне нескольких метров. Технология RFID разрабатывалась, в первую очередь, для сокращения финансовых расходов, времени доставки товара и его складирования, а также как эффективный метод борьбы с фальсификаторами. Возможности RFID позволяют не только нести в себе информацию, но и перезаписывать ее, открывают для этой технологии новые области применения.

Микрочип - мозг IPP

Для большинства производителей упаковки фармацевтических средств внедрение системы, позволяющей сохранять в памяти данные о каждом обращении пациента к лекарству, в совокупности с надежной защитой от подделки и упрощением процедуры доставки и складирования, то есть отвечающей всем современным требованиям, стало бы настоящей сенсацией. Если бы не одно «но». Возможности сканирования на расстоянии могут рассматриваться (и, надо признать, небеспочвенно) как угроза нарушения конфиденциальности пациента и его демократических прав. Уже известно несколько скандальных случаев, подогреваемых ассоциациями, борющимися за невмешательство супермаркетов в частную жизнь граждан, вызвавших бурю среди покупателей и тем самым принудивших некоторых производителей отказаться от применения радиочастотных меток до их усовершенствования. В сфере торговли эту проблему устранили достаточно быстро: метка отключается в тот момент, когда продукт проходит через расчетную кассу. Что же касается упаковки для медицинских препаратов, то пока использовать новую технологию представляется возможным только для отслеживания перемещения групповых упаковок лекарств и при их складировании, но рассчитывать на то, что упаковка с внедренной RFID-меткой продолжит функционировать после приобретения в таком виде, в каком она сейчас существует, пока не приходится.

Время приема пилюли фиксируется каждый раз,
когда нарушается целостность ее оболочки

Упаковка запомнит, когда вы приняли лекарство, напомнит об очередном приеме таблеток, спросит о самочувствии. Фармацевты считают одной из главных проблем лекарственных препаратов их различное воздействие на людей. Это приводит к тому, что больные зачастую не видят улучшений от тех или иных медикаментов. Поэтому системе здравоохранения нужно стремиться выжать максимальную пользу из фармацевтических средств.

В прошлом году на выставке CeBIT было представлено множество новинок IT-технологий, в том числе и разработка шведской компании Cypak, позволяющая наделять упаковку «интеллектуальными» способностями. Это первый в мире одноразовый компьютер, основными составляющими которого являются микроэлектроника и картон. Система представляет собой электронный модуль с 32 кБ памяти в совокупности с датчиками, напечатанными на бумаге специальными проводящими красками. Новая технология обещает быть дешевле и надежнее системы радиочастотной идентификации и тестируется сейчас в нескольких различных приложениях, одно из которых - упаковка лекарственных средств.

Интеллектуальная Фармацевтическая Упаковка (IPP - Intelligent Pharmaceutical Packaging) выглядит как обычная блистерная упаковка в картонной «рубашке», но обладает уникальной возможностью регистрировать время приема пилюль, каждый раз когда нарушается целостность оболочки. Данные сохраняются при помощи микроэлектронного сенсора, интегрированного в картон, и могут быть считаны лечащим врачом больного при помощи сканера, подключенного к ПК.

Помимо этого, микроэлектроника в упаковке имеет пьезоэлектрический датчик, генерирующий напоминания о времени приема очередной дозы. Технология, базирующаяся на проводящих красках, позволяет внедрить в упаковку опросный лист пациента. В него включаются вопросы, например: «хорошо ли вы спали сегодня?», « чувствуете ли вы улучшения?», «присутствуют ли побочные эффекты?», на которые пациент должен выбрать однозначные варианты ответов. Опросный лист активизируется после приема каждой таблетки, ответы совершаются нажатием соответствующих кнопок.

В упаковку вживлен и датчик температуры, оповещающий о возможных ухудшениях действия препарата, условия по хранению которого не выполняются. В будущем это может быть особенно полезно для тех препаратов, сохранение полезных свойств которых возможно только в холодильнике. IPP может быть адаптирована к любым стандартным блистерным упаковками для таблеток, ампул, шприцов и т. п.

Испытания интеллекта

Пример опросного листа пациента:
«Есть ли эффект после приема препарата за последние
24 часа? Плохой, слабый, средний, хороший?»
Первоначальные испытания IPP для получения надежных результатов проводились в клинических условиях. На сегодняшний день Cypak уже поставил 1200 упаковок IPP для испытаний по их соответствию препаратам, снижающим уровень холестерина. Большой интерес к IPP проявила фирма, разрабатывающая лекарственные средства, не допускающие отторжения трансплантированных органов. Здесь упаковка должна работать при таких условиях, когда невыполнение указаний врача может привести к необратимым последствиям.

В сотрудничестве с компанией Teleca разработаны уникальные упаковки для больных диабетом. Уже более тысячи таких изделий протестировано на пациентах в одной из клиник Великобритании. Концепция препарата состоит в том, что больной диабетом на ранних стадиях болезни, когда еще есть время принять предупредительные меры, сам сможет провести диагностику, а упакованный в картон биосенсор собирает, анализирует и сохраняет информацию о составе крови. В упаковке содержится также электронная анкета: все данные пациента и его ответы сохраняются в защищенной части упаковки, которая отрывается и посылается в больницу на анализ.

Упаковка как стимул для фармацевтов

После прохождения курса лечения сохраненные ответы считываются лечащим врачом при помощи сканера, подключенного к ПК
Как уже было сказано, основной альтернативой технологии IPP является RFID. Стина Иренсвард, директор по маркетингу компании Cypak, отмечает, что они не против этой технологии, но есть серьезная причина отказаться от ее применения в приложении к фармацевтическим препаратам. В силу самой своей природы RFID может использоваться для чтения данных на расстоянии, а при использовании в медицине это может привести к нарушению конфиденциальности пациента. Напротив, чтобы считывать данные с IPP, упаковка медикамента должна быть расположена рядом со сканером.

Немаловажным фактором является и то, что система IPP дешевле в изготовлении, поскольку она получается путем нанесения проводимых красок на графитовой базе в сочетании с красками на медной и серебряной основах (используемых в RFID) при помощи простого трафаретного станка. Стоимость изготовления считывателя для такой упаковки ниже в 10–20 раз.

Стина Иренсвард полагает, что со временем технология расширит свое влияние и на товары народного потребления, хотя расходы на такую упаковку (1–2 долл. на схему и 10 долл. - считыватель) пока ограничивают ее распространение.

Практически все крупные фармацевтические компании пристально следят за развитием технологий RFID и IPP, не обращая внимания на то, что их внедрение требует больших вложений, а в некоторых случаях они особенно сложны в осуществлении. Не угасает интерес и к другим новым защитным нововведениям, например, к использованию различных специальных красок, в частности, к краскам, невидимым в обычных условиях и проявляющимся только под воздействием критических для препаратов температур.

Эксперты фармацевтической отрасли указывают на то, что новые достижения в упаковочной сфере должны стать мощным стимулирующим импульсом для производителей медикаментов. А для пациентов - большим удобством и защитой от ошибок, включая случайную передозировку.

Редакция благодарит директора по маркетингу компании Cypak
Стину Иренсвард за предоставленную информацию.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»