на главную
о журнале
содержание
архив номеров
старый архив
подписка
поиск по сайту
наш адрес

Пакет №6
декабрь, 2002

Некоторые статьи из журнала Пакет №6-2002
Ольга Гулинкина
Специфика российского рынка гофрокартона
Сергей Кляповский, Галина Блидарева
Малыми шагами к большим победам
«Дой-пак» как способ завоевания сердец потребителей
Александр Николаев, Сергей Одиноков.
Радужная преградa
Голограмма как элемент защиты упаковки продуктов питания
перепечатка
Ярлыки и наклейки
Радужная преграда

Голограмма как элемент защиты упаковки продуктов питания


Статья рассказывает о существующих системах защиты от подделок упаковок продуктов питания, и в частности, технологии радужной голографии.


Сегодня поддельщики так технически
вооружены, что кажется, любой
самый замысловатый дизайн
сумеют скопировать. Однако
далеко не все нюансы, доступные
человеческому глазу, может
передать техника

Александр Николаев,
компания «Голография-Сервис»,
Сергей Одиноков,
МГТУ им. Н. Э. Баумана

По данным Группы по защите фирменных товаров (Brand Protection Group - BPG), в которую входят такие компании, как Gillette, Procter and Gamble и др., за период с ноября 2000 г. по октябрь 2001 г. 50% жалоб на подделки приходилось на продукты питания. На втором месте оказались средства бытовой химии и личной гигиены (примерно 12%), на третьем - лекарства и биологически активные добавки (10%). По обобщенным статистическим данным интернет-сайта aferizm.ru, в числе самых подделываемых в России лидирующие позиции занимают тоже продукты питания:

  • сливочное масло;

  • минеральная вода;

  • кофе;

  • чай.

Существующие системы защиты (наиболее распространенные указаны в таблице на с. 57) в основе своей можно разделить на две большие группы: первая базируется на создании эксклюзивного дизайна упаковки продукта, вторая - на введении дополнительных (полиграфических) элементов защиты в этикетку. К сожалению, при низкой стоимости современного копировального оборудования и высокой технической оснащенности поддельщиков этого может быть недостаточно.

И хотя сегодня в арсенале производителей - порядка двухсот различных методов и технологий защиты от подделок, (о способах защиты продукции и борьбе с подделками см. статьи «Играем в войну» М. Богдановой, «Краски против кражи» - «Пакет» №4-2002, «И Вас посчитают» В. Коростелева - «Пакет» №5-2002), совершенно очевидно, что нельзя обеспечить высокую защищенность продукта применением только одного из методов.

Оптическая правда

Вот уже более десяти лет в России активно развиваются оптические системы защиты упаковки от подделок с помощью технологии радужной голографии (голограммы). Ее эффективность обусловлена тем, что голограмма включает в себя целый комплекс элементов, способных обеспечить защиту продукции и в то же время максимально удовлетворить требования производителей и потребителей (см. авторскую справку). С помощью этой технологии можно получить:

  • переливающееся всеми цветами радуги голографическое изображение, выполненное по индивидуальному дизайну;

  • визуальный эффект «объемности», то есть «глубины» изображения, что делает этот элемент упаковки/этикетки еще и мощным средством привлечения внимания потребителя к продукту на прилавке;
  • оптические микротесты с высотой букв от 30 до 200 мкм, читаемые только с помощью специальной оптики.

Кроме того, появляется возможность:

  • ввести внутрь структуры голограммы различные микрооптические элементы, например, микролинзы и микропризмы, которые обеспечивают не только высокую защищенность продукта и позволяют контролировать подлинность на уровне экспертов, но и создают любопытный визуальный эффект для потребителя;

  • создания «скрытых» кодированных изображений, благодаря которым подделка голограммы становится невозможной, поскольку такое изображение нельзя увидеть без специальной аппаратуры.

Эта «Золотая чаша» подлинная, о чем
свидетельствует «комбинированая»
марка на упаковке

В целом оптические методы производства голограмм в силу их сверхвысокой разрешающей способности делают невозможным любое оптическое копирование изображения. Мало того, создание голограммы на «разрушаемом» материале - это отличный способ контроля несанкционированного доступа к содержимому упаковки, поскольку голографическое изображение будет разрушено при попытке переклеивания этикетки. А ввод в изображение буквенно-цифрового кода позволяет производить дополнительный учет продукции, а также организовывать различные рекламные и промоушн-акции с призовой лотереей.

Сегодня термин «голограмма» и «защищенное качество» звучат как синонимы, что лишний раз подтверждает успех практического использования этой технологии. Однако необходимо оговориться, что голограмма - это средство визуальной защиты продукции конкретного производителя, призванное наглядно демонстрировать потребителю, что перед ним не подделка. Вопрос о качестве самого продукта следует относить непосредственно к производителю.

Вместе - лучше

Сегодняшние тенденции развития рынка защитных технологий в России говорят о том, что голографические технологии могут применяться не только сами по себе, но и в комплексе с полиграфическими - так называемая «комбинированная марка» - благодаря чему продукция приобретает более высокий уровень защищенности. Типичным примером может служить региональная специальная марка на алкогольную продукцию, выпускаемая в соответствии с постановлениями Правительства России, которая помимо защитной голографической полосы содержит такие элементы, как буквенно-цифровая маркировка, двумерный штрих-код, различные полиграфические защитные элементы (гильоширные сетки, ирисные раскаты, магнитные и УФ-краски и т. д.) Однако и сама бутылочная этикетка с голограммой может стать своего рода «комбинированной маркой» - ее фальсификация будет на порядок сложнее.


На упаковках чая от «Орими–трейд» -
полиграфическая защитная пломба
Полный набор защитных элементов содер-
жит региональная специальная марка

В настоящее время некоторые российские производители чая уже применяют голографические технологии для маркировки своей продукции. При этом достигается тройной эффект: привлечение потребителей дизайном упаковки, защита упаковки от несанкционированного доступа к содержимому, защита упаковки (а значит, и продукта) от подделки и копирования.

Те же принципы защиты можно применить и к упаковке других продуктов. Уже ни для кого не секрет, что колоссальный объем фальсифицированной продукции в России, и в первую очередь, продуктов питания, подчас наносит вред не только имиджу добросовестных производителей и экономический интересам государства, но и здоровью потребителей. Поэтому проблема создания хорошо защищенной от подделок продукции должна иметь первостепенное значение для продвижения новых брэндов на российский рынок.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»