на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №1
февраль, 2005

Некоторые статьи из журнала Курсив №1-2005
А. Шмелева Отчет в каталоге, или Парад шрифтов
Шрифтовые каталоги вчера и сегодня
В. Румянцев От перемены мест слагаемых
производительность меняется

Варианты построения рулонных печатных машин одинарной ширины
Компания CREO: взгляд изнутри
Путешествие полиграфистов в Канаду
авторам реклама перепечатка  english version
Что день грядущий нам готовит
Отчет в каталоге, или Парад шрифтов

Шрифтовые каталоги вчера и сегодня


К сожалению, литературы, посвященной шрифтам и типографике, в нашей стране по-прежнему мало. Поэтому на разработчиков каталогов шрифтов ложится особая ответственность: не только перечислить шрифты, но и показать удачные примеры их применения, дать практические рекомендации. Читайте о том, как создаются современные шрифтовые каталоги, в частности, компании ParaType.


Анна ШМЕЛЕВА,
независимый автор

Я думал уж о форме плана,
И как героя назову,
Покамест моего романа
Я кончил первую главу.
Пересмотрел все это строго:
Противуречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу,
И журналистам на съеденье
Плоды трудов своих отдам.
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

А. С. Пушкин,
«Евгений Онегин»
Шрифтовой каталог - традиция, восходящая к началу европейского книгопечатания. Первый известный нам лист образцов шрифта напечатал немецкий типограф Эрхард Ратдольт еще в 1486 г. А первые сборники шрифтов в форме книги появились в XVII в. Прототипами современных каталогов можно назвать альбомы шрифтов знаменитого парижского словолитчика Пьера-Симона Фурнье (середина XVIII в.) и его же двухтомный труд Manuel Typographique (в переводе - «Типографическое руководство») 1766 г. Под таким же названием увидело свет собрание шрифтов Джамбаттиста Бодони, изданное в 1818 г. Альбом был подготовлен к печати вдовой мастера и фактически содержал итог всей его жизни.

В России первый шрифтовой каталог выпустила в 1748 г. типография Академии наук С.-Петербурга. В 1761 г. появился сборник шрифтов типографии Московского университета, а позднее - каталог шрифтов Императорской типографии в С.-Петербурге. Все эти типографии имели свои словолитни и снабжали шрифтами более мелкие заведения. С конца XVIII в. число российских типографий и специализированных словолитен увеличилось, так что в XIX в. ими было выпущено более 40 образцов шрифтов и шрифтовых каталогов. И в наши дни, если повезет, можно найти у букинистов каталоги шрифтов типографий С. Селивановского, А. Семена, словолитен Ж. Ревильона, О. Лемана, М. Вольфа; словолитного заведения Бертгольда, основанного в 1895 г. в С.-Петербурге. Их внешний вид вначале озадачивает, но надо помнить, что шрифт в те времена был металлическим, заказывался не только рисунок, но и кегль и величина очка, отсюда и весьма непривычные для нас подзаголовки: «Корпус на кегель 10», «Цицеро на кегель 12», «Корпус на кегель 12» и т. д.

«При заказахъ убедительно просимъ дать четким почерком *точный номеръ* заказываемого, причемъ, во избежание ошибокъ и недоразумений, следуетъ приписывать кегль и названiе, какъ напримеръ: Петит, гарн.2, плотный“, Идеалъ №1355 к. 16“.

Точное обозначениiе номера, кегля и названiя заказываемаго вполне достаточно, такъ что вырезки изъ книги образцовъ являются *совершенно лишнимъ трудомъ*. Делая вырезки из книги, таковая лишь становится негодной для дальнейшаго употребленiя. Поэтому мы убедительно просимъ всехъ нашихъ уважаемыхъ клiентов не портить настоящую книгу какими бы то ни было вырезками» (из каталога словолитни О. Лемана).

Современные дизайнеры не зря охотятся за старыми каталогами. Это они послужили исходным материалом, к примеру, для гарнитур «Этьен» и «Леман», которые можно увидеть среди акцидентных шрифтов библиотеки ParaType (дизайнер Т. Сафаев). Само собой, рисунок был несколько скорректирован при разработке цифровой версии, но, на взгляд пользователя, это едва ли заметно. От шрифтов так и веет стариной.

У каталогов нашего времени совсем другой облик. Причем относится это не только к бумаге, краскам, формату и скреплению или к многократно выросшему разнообразию гарнитур. Поскольку в старые времена каждый кегль был гарнитурой и представлялся отдельно, те каталоги выглядят ничуть не менее объемными, чем современные. Дело, скорее, в ином - в новой идее, связанной с максимально удобным, быстрым, наглядным, доходчивым представлением информации. Достижения нашего времени - универсальные классификации шрифтов, индекс, ясный алфавитный порядок. Это диктует новые требования и, стало быть, пораждает новые трудности.

Каталоги ParaType

Сегодня шрифтовая библиотека российской фирмы ParaType является крупнейшей в мире коллекцией не только кириллических шрифтов, но и шрифтов для большинства европейских языков. Шрифтовой каталог же - всегда отчет перед собой и потребителем. Это повод оглянуться назад, подумать о будущем.

Сначала у ParaType были лишь подобия каталогов шрифтов, они назывались ParaFont и были отпечатаны на принтере в 1990 г. в формате А5. В первый вошло всего восемь гарнитур, во второй - 18. В 1991 г. сборник был переиздан брошюрой в формате А4, и количество шрифтов в нем увеличилось до 21 гарнитуры. А в 1992 г. увидел свет первый настоящий каталог компании ParaType - в фирменном узком формате с 30 гарнитурами. Через год он был переиздан, «потолстел» почти вдвое, а сама шрифтовая библиотека выросла до 35 гарнитур.

авторская справка

Про «рыбу»

То, что опечатки в шрифтовом каталоге смерти подобны, очевидно. Но, казалось бы, откуда им взяться, если вся книга процентов на 70 состоит из одного и того же повторяющегося отрывка? Например, такого:

«Изобретение книгопечатания вовсе не столь ново, как это обыкновенно полагают. В Китае табельное печатание уже более тысячи шестисот лет в употреблении; Грекам и Римлянам известны были сигла или движимые литеры, и картинные книги, изданные в начале пятнадцатого века, служили образцами для опытов, совершенных Гутенбергом в Майнце, тысяча четыреста пятидесятого года, на недвижимых деревянных досках...»

Это текст, называемый «рыбой», который, в общем-то, и читать не надо. Его задача - продемонстрировать емкость, равномерность цвета, удобочитаемость и общее впечатление от шрифта в наборе. Но людям свойственно читать написанное и замечать, например, то, что данный текст из каталога Государственного Треста ВСНХ (1927 г., издание Ленинградского Гублита) слово в слово совпадает с соответствующим текстом в дореволюционном каталоге Лемана. Изменена только орфография.

В более поздних советских каталогах образцы набора зачастую несли идеологическую нагрузку. Например, в каталоге шрифтов Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского производственного объединения «Техническая книга» им. Е. Соколовой (1989 г.) можно узнать отрывок из творчества М. Горького:

«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человеком на пути его к счастью и могуществу будущего».

Сам же каталог - серенький и довольно невыразительный.

Выбрать «рыбу» не так просто, как кажется. От текста требуется приятность, ненавязчивость, нейтральность; при тысячекратном повторении он не должен раздражать. Часто для того, чтобы содержание не мешало воспринимать форму, используют бессмысленный текст. Его несложно сгенерировать даже программно. Интересна в этом отношении и так называемая «заумь» - результаты литературных экспериментов 1920-х гг. «Заумники» отрицали в литературе русский язык как средство общения и декларировали поэтический «язык, не имеющий определенного значения». Сегодня их литературные поиски полузабыты - но, наверное, тем заманчивее было бы поместить в шрифтовой каталог что-нибудь вроде этого отрывка из стихотворения В. Хлебникова:

«Лельга, оньга, эхамчи/Ричи чичи чичичи/Лени нули эли али/Бочикако никако/Никакоко кукаке!/Кукарики кикику!/Папа пупи пигиги!/Мород, мород, миучали/Капа, капа, кап!/Эмч, амч, умч!/Думчи, дальчи, дольчи!»

Для названия выставки шрифтов ParaType в 2003 г. в палатах Аптекарского приказа использовался стих футуриста А. Крученых («Дыр бул щыл»). При подготовке каталога рассматривались несколько аналогичных текстов. Впрочем, возможно было и еще одно решение - текст на каком-либо из малоизвестных у нас языков, использующих кириллицу.

Но в итоге от всех вариантов бессмыслицы отказались по разным причинам. Не последней из них было то, что человек психологически не приспособлен к восприятию слов без значения. Он подсознательно ищет смысл, и, что удивительно, часто находит, причем, скорее всего, какой-нибудь странный и неуместный. Кроме того, у некоторых заядлых читателей бессмыслица сама по себе вызывает дискомфорт. С учетом этого, в новом каталоге ParaType было решено остановиться на скромном отрывке из книги Р. Бринхерста «Основы стиля в типографике», прямо относящемся к теме шрифтового каталога. Дополнительным достоинством было наличие текста на двух языках - русском и английском, что позволяет демонстрировать параллельно кириллицу и латиницу:

«Идеализированное письмо - вот что такое типографика. Сейчас писатели редко обладают каллиграфическими талантами средневековых переписчиков, но они создают бесчисленные вариации идеального текста своими изменчивыми голосами и литературными стилями. Для этих неясных...»

«Typography is just that: idealized writing. Writers themselves now rarely have the calligraphic skill of earlier scribers, but they evoke countless versions of ideal script by their varying voices and literary styles. To these blind and often... »

Недостаток этого текста стал виден только на пробных распечатках. Было хорошо заметно, как различается емкость разных шрифтов: в первой строке оставалось то два первых слова отрывка, то меньше - и все прочли:

«Идеализированное пи...»
«Идеализированное пис...»
«Идеализированное пись...»

Читатели наверняка заметят, что в крупных кеглях этот отрывок начинается не с первого предложения, а со второго... Так что даже много раз выверенный и самый благонадежный текст иногда может преподнести «сюрпризы».

Первые каталоги Para-Type содержат удачные справочно-теоретические разделы. Хотя до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра третьего каталога 1995 г., который бы не рассыпался на отдельные листы. Говорили, что всему виной не вполне качественный клей ПВА, и даже намекали на причину плохого качества - замораживание и оттаивание (ПВА становится хрупким после такого). На наш взгляд, каталог и при самом лучшем клее рассыпался бы: бесшвейное клеевое скрепление - не лучший выбор для 170-страничной книги, которую серьезный дизайнер постоянно использует в работе. 1995 - год третьего издания. В нем уже 80 гарнитур и около 220 шрифтовых начертаний. Шрифты знакомые: здесь и «ITC Нью Баскервиль», и «ITC Гарамон», без которых трудно теперь представить работу дизайнеров. Именно тогда эти шрифты пришли в типографическую действительность.

В четвертом каталоге прежние ошибки брошюровки были учтены: он на спирали. Что же касается объема, то каталог превратился уже в трехтомник. В 1997 г. вышла в свет первая часть - «черный каталог», ParaType Originals (135 гарнитур, 428 начертаний), в 2000 г. - вторая часть - «красный каталог», ParaType Addendum, куда вошли шрифты других производителей, лицензированные компанией ParaType (168 гарнитур, 477 начертаний). В 2003 г. снова появился каталог ParaType Originals («серый каталог»), но это было не пятое издание, а продолжение четвертого - все наработанное в области кириллицы, латиницы и неалфавитного шрифта за 1998–2002 гг. (66 гарнитур, 286 начертаний).

Постепенно росло и содержание: если первый том 1997 г. кажется сборником банальностей, второй, 2000 г. - коллекцией диковинок, то в последней книге много новых и действительно полезных вещей. Гарнитур немного, зато множество начертаний, что очень ценно для профессионалов. Некоторые шрифты оттуда (например, «ITC Чартер») сразу стали популярными. Но и в «сером каталоге» 2003 г., тем не менее, можно отыскать оригинальные, «незатертые» решения - гарнитуры, которые до сих пор используются мало. Качество этих шрифтов высокое, но вот мода пока на них не пришла. Сегодня можно смело сказать, что дизайнерская мечта перестроечной эпохи сбылась: появился выбор шрифтов, рынок не пуст.

Недавно вышел в свет новый каталог шрифтов компании ParaType, в который вошли все шрифты, выпущенные фирмой за 1989–2004 гг.

Новый каталог ParaType в 508 с. имеет твердый
переплет и шитый нитками блок

Считается, что хорошую книгу можно издать, пользуясь двумя-тремя развитыми гарнитурами; иногда эстеты обходятся одной, а авангардисты порой совмещают десятки шрифтов разных видов и форм. Но немного найдется изданий, где одновременно применялось бы несколько сотен шрифтовых файлов. Новый каталог ParaType стал техническим испытанием для 792 шрифтов. Завершая работу, авторы-составители каталога подсчитали, что в него вошло: шрифтов с засечками - 48 гарнитур, 216 начертаний; шрифтов без засечек - 37 гарнитур, 235 начертаний; декоративных - 67 гарнитур; рукописных - 30 гарнитур; неалфавитных, или символьных - 16 гарнитур; а также 10 арабских, 6 армянских, 7 грузинских, столько же греческих, 3 еврейских шрифта, каждый - в нескольких начертаниях.

Примерно пятую часть нового каталога занимает «сборник полезностей» - справочный раздел, в который вложено немало трудов и внимания. Его наличие традиционно - нечто подобное есть в каталогах всех ведущих разработчиков шрифтов в мире. Нетрадиционна, скорее, ситуация в нашей стране: литературы, посвященной шрифту, в том числе и справочной, по-прежнему мало, а та, что есть, не всегда современна, полна и авторитетна. При подготовке каталога специалисты ParaType стремились, во-первых, несколько восполнить этот пробел, во-вторых, представить информацию в максимально краткой и удобной форме.

В результате справочный раздел включает: 29 кодировок для 145 языков, словарь шрифтовых терминов, материалы по эволюции и классификации шрифтов, так называемый словарь шрифтов-синонимов, краткие биографии дизайнеров и англо-русский алфавитный указатель, облегчающий поиск шрифтов в каталоге. Составители каталога посчитали, что некоторые вещи лучше один раз показать, нежели долго о них рассказывать, и в итоге получился очень емкий справочник, в котором «картинки» нередко говорят даже больше текста. Если вам интересно, к примеру, что такое амперсанд, диэрезис, демотическое письмо или ломбардские версалы - вот они, пожалуйста, перед вами, часто с примерами и вариантами. Вот венецианская антиква и каролингский минускул...

Заметно стремление составителей справочника к максимальной его полноте. Временами это оставляет впечатление избыточности: скажем, все о тех же гротесках, антиквах, готических, старославянских, декоративных шрифтах речь идет и в подразделах об эволюции и классификации шрифтов, и в словаре шрифтовых терминов. Это повторение нелишне. Предмет рассматривается всесторонне с присущей всем типографам дотошностью, так, чтобы у читателя не осталось вопросов. Определение, наряду с характеристикой места, которое данная группа шрифтов занимает в истории шрифта и в современной его классификации, создает стереоскопическую картину. Отрывочные сведения о шрифте, по возможности, собраны здесь воедино, пробелы заполнены.

Словарь шрифтовых терминов содержит более 400 словарных статей. Разумеется, он слегка затрагивает смежные области - полиграфические и компьютерные технологии, грамматику, историю письма и книги. Но основная часть словаря - шрифтовые термины. Много интереснейших определений относятся к историческим стилям и к структуре («анатомии») знака - их желательно знать каждому образованному человеку. Немаловажно, что для каждого термина приводятся все его русские, английские, иногда также немецкие и французские варианты.

авторская справка

За рубежом

Каждая уважающая себя словолитня обязана периодически выпускать каталог шрифтов. Так, каталог Linotype Library выходит с периодичностью 3–5 лет; последнее действующее издание датируется 2001 г. и также содержит около 200 с. Наиболее внушительны каталоги компаний, распространяющих шрифты не только собственной разработки. Например, в «шрифтовой энциклопедии» фирмы FontShop International (1998 г.) насчитывается 25 тыс. шрифтов, предлагаемых 65 независимыми шрифтовыми компаниями. Двухтомный каталог фирмы Berthold 1985 г. содержит 1547 с. (нумерация сквозная). Очевидно, что на подготовку подобных издательских «монстров» даже очень богатая фирма затрачивает не один год. В перерывах между появлениями каталогов-гигантов выпускаются брошюры, плакаты, листовки, открытки, посвященные иногда одному-единственному шрифту.

Шрифтовые каталоги способны очень удачно маскироваться под журналы. Примеры: журнал x-height, издаваемый фирмой FontHaus, или журнал Font&Function, обязанный существованием фирме Adobe Systems. В некоторых случаях рекламное предназначение издания очевидно: шрифтовой ассортимент компании занимает почти весь его объем. Но иногда журнал может публиковать только новинки или даже вовсе не заниматься демонстрацией шрифтов в явном виде. Задача здесь иная - показать шрифты в работе, профессионально и ненавязчиво давая потенциальным покупателям высококлассные примеры их применения. Страницы заполняются очерками из истории шрифта и типографики, интервью с ведущими шрифтовыми дизайнерами, профессиональными новостями. По такому принципу был устроен знаменитый журнал U&lc («Прописные и строчные»), издававшийся компанией ITC и бывший в течение 25 лет самым авторитетным изданием по шрифту и типографике. Сейчас, к сожалению, он выходит только в электронном виде. Такие журналы бывают настолько интересны и самодостаточны, что
могут со временем «уйти» от шрифтовой компании в самостоятельную жизнь, как, например, журнал Baseline, основанный фирмой Letraset. Увы, в России создать устойчивое периодическое издание подобного типа пока не удалось.

Прототипами данного словаря послужили отчасти интернет-словари по шрифтам и издательскому делу Н. Дубины и С. Новикова; был также использован «Издательский словарь-справочник» А. Мильчина, книги А. Шицгала, Л. Владимирова и других отечественных и зарубежных авторов. Однако все источники подверглись значительному пересмотру, многие статьи были добавлены, другие переписаны заново.

В таблицы (словарь шрифтов-синонимов) сведены шрифты, имеющие у нас хождение под разными названиями, но при этом очень близкие или даже идентичные по рисунку. Не стоит думать, что шрифтовая синонимия характерна лишь для нашей страны. Отчасти это получалось тогда, когда художники шрифта независимо друг от друга создавали версии классических исторических образцов, например, «Гарамона», «Бодони». В других же случаях клонирование шрифтов связано с тем, что в некоторых странах правовой охране подлежит только название шрифта, но не его рисунок. Эти явления наблюдались во всем мире, хотя, конечно, российские шрифтовые пираты внесли собственный немалый вклад в тиражирование старых шрифтов под новыми именами.

В словаре более тысячи наименований шрифтов-синонимов, происходящих примерно от 270 шрифтов-прототипов. Провести учет всех существующих клонов, вероятнее всего, невозможно, тем не менее эта работа проводится специалистами ParaType почти десять лет. Интерес представляют шрифтовые клоны, имеющие кириллическую часть; в остальном же шрифты учитывались и вносились в таблицу независимо от их источника и происхождения. Таблица создана в интересах потребителя: ее задача - помочь дизайнерам ориентироваться в ситуации и содержать в порядке собственные шрифтовые библиотеки.

Фирмы-участники мирового типографического сообщества сейчас выпускают в основном аннотированные (то есть с указанием авторства шрифта и года разработки) каталоги. В новой книге, в специальном разделе, приводятся краткие биографии авторов всех вошедших в нее шрифтов - 33 человек. Список получился полноценный: в нем соседствуют и классики шрифта, и наши молодые современники. Кто-то (например, В. Ефимов, Л. Кузнецова, Т. Сафаев) определяет сегодня лицо отечественной типографики, создав большинство представленных в новом каталоге шрифтов. Кто-то нарисовал пока единственный, но также вошедший в каталог шрифт. При публикации сведений об авторах на это решили не обращать внимания. Порядок представления дизайнеров - равный для всех, строго алфавитный.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»