на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №1
февраль, 2005

Некоторые статьи из журнала Курсив №1-2005
А. Шмелева Отчет в каталоге, или Парад шрифтов
Шрифтовые каталоги вчера и сегодня
В. Румянцев От перемены мест слагаемых
производительность меняется

Варианты построения рулонных печатных машин одинарной ширины
Компания CREO: взгляд изнутри
Путешествие полиграфистов в Канаду
авторам реклама перепечатка  english version
Событие
Компания CREO: взгляд изнутри

Путешествие полиграфистов в Канаду

Делегация российских полиграфистов в Ванкувере
В середине января ГК «Нисса» (официальный дистрибутор фирмы Creo в России, Украине и Казахстане) организовала поездку около 30 руководителей типографий России, а также Украины и Казахстана в головной офис Creo в Ванкувере (Канада). Приглашены были как те, у кого есть интерес в приобретении оборудования, то есть потенциальные покупатели, так и несколько представителей компаний, уже имеющих опыт эксплуатации CtP Creo. В группу также вошли специалисты «Ниссы» и представитель издательства «Курсив». Поездка получилась очень интересной. Полиграфисты воочию увидели, как разрабатываются и выпускаются CtP-системы, как осуществляется контроль качества на производстве, и даже побывали в одной канадской типографии. Кроме того, программа посещения была очень насыщенной. Российские полиграфисты даже получили возможность побывать на крупнейшем в Северной Америке горнолыжном курорте.

Офис

Главный конструктор Creo Ден Гилберт демонстрирует принципы
термального экспонирования с помощью зажигалки

Офис Creo расположен в пригороде Ванкувера в оригинальном современном здании. Там же находится и демонстрационный зал, где представлен весь модельный ряд оборудования компании. Что интересно, это не просто выставка техники, а, скорее, лаборатория, в которой проводятся различные тесты и исследования - как по просьбе клиентов, так и по инициативе самой компании.

В офисе Creo перед российскими полиграфистами выступили генеральный директор Creo Амос Михельсон и главный конструктор - Ден Гилберт. Помимо стандартного отчета о деятельности компании за 2004 г. (его можно найти на сайте Creo), было рассказано немало интересного о деятельности компании.

В первую очередь, любопытно то, как быстро стартовал бизнес по продаже расходных материалов для прямого экспонирования пластин: собственно предварительно очувствленных пластин и химии для их обработки. Два предыдущих года компания вкладывала деньги в создание и развитие этого производства, а в 2004 г., когда материалы стали доступны на рынке, оборот только этого бизнеса компании составил около 80 млн долл. Кстати, именно большими затратами на подготовку производства этих материалов и объясняются невысокие финансовые показатели деятельности Creo в последние годы, породившие разговоры о бедственном положении компании и даже определенные спекулятивные высказывания по этому поводу. Невысокая прибыль привела к снижению стоимости акций компании Creo в 2003 г. Однако за 2004 г. ситуация улучшилась: акции возросли в цене более чем в два раза, и это во многом произошло благодаря выходу на новый для компании рынок и получению первых заметных дивидендов.

Головной офис компании Creo - современное здание
оригинальной архитектуры «из стекла и бетона»

Очень много Creo вкладывает в исследования и разработки - в этом отделе работает свыше 900 человек. Причем очень много сотрудников занято в разработке программных средств для допечатных процессов. В этом вопросе Creo считает себя безоговорочным лидером. Ситуация нетрадиционная: получается, что машиностроительная компания вкладывает огромные средства в разработку программных средств. А ведь обычно подобные компании сами программное обеспечение не разрабатывают, а пользуются уже готовыми ПО специализированных фирм.

Что касается технического развития - Creo активно продвигает экспонирующие устройства для разных способов печати. Начав с офсетного рынка и завоевав на нем прочные позиции, компания стала задумываться о новых рынках и через какое-то время вышла на рынок экспонирования фотополимерных форм для флексографии (см. «Флексо Плюс» №1-05 с. 48), а теперь - и для глубокой печати (см. «Флексо Плюс» №2-05).

На экране компьютера - система измерения абсолютных
геометрических погрешностей экспонирования

По словам главного конструктора, все это стало возможным благодаря уникальности экспонирующей системы. Напомним, что в ее основе лежит группа термальных (инфракрасных) лазерных диодов и многоканальный оптический ключ. По мнению специалистов Creo, именно термальная технология наилучшим образом подходит для экспонирования печатных форм, причем для разных способов печати. Главные разработчики утверждают, что на сегодняшний день термальная технология наиболее дешевая, удобная и дает лучшие по качеству результаты. Более того, в Creo считают ошибочными попытки других компаний использовать для экспонирования форм иные технологии.

Саму технологию термального экспонирования компания все время совершенствует. Был период, когда продукцию Creo критиковали за трудности с ремонтом и заменой источника лазерного излучения. Вернее, сама замена была несложной (с этим вполне справлялся один инженер за день), однако стоимость этой операции была, по маркетинговым причинам, очень высокой. Сейчас Creo существенно снижает и цену сервисного контракта и стоимость замены головки для клиентов, не заключивших такой контракт. Сегодня доступны два конструктива термальной головки. В одном варианте, с волоконной оптикой, есть возможность менять лазерные диоды по отдельности, но каждая замена требует юстировки головки. В другом варианте, с оптическим ключем, при выходе из строя нескольких лазерных диодов система сохраняет работоспособность, и можно не торопиться ее менять, не требуется и юстировка. Однако после выхода из строя достаточного большого числа диодов замене подлежит вся головка.

Завод

«Внешние» барабаны для устройств Trendsetter дорабатываются
на токарном станке собственной конструкции

Trendsetter на начальном этапе сборки...

CtP-устройства Magnus собираются в одном цеху с Trendsetter’ами

Завод Creo больше похож на инженерно-конструкторское бюро. Ведь сама компания производит только ключевые узлы - оптическую головку, барабан. Все остальные узлы устройства заказываются соответствующим профильным предприятиям. Благодаря этому, удается обеспечить высокое качество изделия и заметно снизить стоимость производства. Ванкувер - город промышленный, и в нем много заводов, где можно заказать самые разные узлы и детали. Этим неразумно не воспользоваться. Главное - грамотно сформулировать заказ и наладить надежный входной контроль. Кроме того, при этом нужно иметь хорошо разработанную конструкцию продукта с высокой степенью унификации узлов, что и представляют собой устройства Trendsetter. Фактически все модели по конструктиву идентичны на 70–75%, а значит, степень унификации узлов очень высока.

Для Creo использование профильных компаний - возможность иметь надежный продукт, не увеличивая до огромных масштабов собственное производство. Ведь с мощной производственной базой трудно удерживать на низком уровне себестоимость, особенно при производстве таких штучных товаров, как CtP.

Сам же завод Creo состоит из нескольких сборочных цехов, где из готовых узлов и деталей собирают устройства. Всего на сборке одновременно находится около 50 CtP разных классов. При этом система контроля качества на заводе - самого высокого уровня. Оборудование неоднократно тестируется на разных этапах сборки. Все выявленные дефекты (если таковые обнаруживаются) сразу устраняются. Интересна система контроля геометрических ошибок экспонирования. Для этого используется специальный комплекс, который измеряет микроскопические геометрические ошибки каждого устройства (а они все равно образуются, как бы точно не изготавливались узлы и детали). После измерения для каждого CtP формируется специальная таблица абсолютных погрешностей, которая записывается в память каждого устройства. Потом, в процессе эксплуатации, при каждом экспонировании эти данные используются для корректировки геометрических размеров изображения. Такой подход (компенсация искажений в абсолютных координатах) дает возможность получать одинаковые значения точности экспонирования у всех устройств Trendsetter. Что позволяет выводить пластины одного комплекта, например, на двух разных устройствах и экономить время. При этом в печати проблем с приводкой не возникнет.

Так, можно сказать, что организация работы на заводе Creo - наиболее оптимальный вариант для выпуска подобной продукции. Правда, во время поездки в Канаду выяснилось, что Creo приобрела корпорация Kodak (кстати, за весьма внушительную сумму - почти за 1 млрд долл.) Естественно, новый хозяин может организовать производство по-своему, но, как кажется, в этом нет необходимости. Впрочем, время покажет.

Общий вид типографии Hemlock Trendsetter в типографии Hemlock с опцией Spectrum
для изготовления растровой цветопробы

Типография

Trendsetter на завершающей стадии

Мы побывали и в одной канадской типографии, конечно, являющейся клиентом Creo. Hemlock оказалась типичной коммерческой типографией, специализирующейся на выпуске рекламной продукции, иногда она печатает альбомы по искусству и другую сложную продукцию. Возникает вопрос: что может дать коммерческой типографии CtP-устройство? Например, газетным и журнальным оно дает повышение качества и увеличение производительности. А вот для предприятий, которые специализируются на элитной продукции, фактор времени не так важен, а качество и без того на очень высоком уровне. Но общение с руководством типографии все прояснило.

По тамошним меркам, Hemlock считается типографией небольшой, а по российским - крупное предприятие листовой печати: в ней установлено шесть машин листового формата с красочностью больше четырех (есть пяти-, шести- и даже восьмикрасочные машины). Большинство машин установлено 5–15 лет назад, а недавно была приобретена полностью автоматизированная полулистная печатная машина. Хотя типография и работает в том сегменте, где современные тенденции проявляются не так активно, как на рынке массовой рекламной продукции (имеется в виду снижение тиражей и сокращение сроков их изготовления), все же не учитывать их нельзя, поэтому и было принято решение купить полулистную машину.

Что интересно, в типографии мало послепечатного оборудования, хотя рекламная продукция и требует разной отделки. Руководитель типографии объяснил, что всю необходимую технику у себя все равно не установишь, да и в этом случае большую часть времени многие машины будут простаивать. Так что гораздо проще работать с проверенными подрядчиками. А у себя иметь только самое необходимое. В общем-то, грамотный подход.

Creo Integris на базе плоттера Epson в качестве цветопробы Для высококачественных работ в типографии Hemlock
по-прежнему широко используются барабанные сканеры

Впрочем, нас интересовало в первую очередь CtP-устройство. Выяснилось, что Hemlock - одна из первых типографий, установивших у себя CtP компании Creo еще в 1996 г., когда устройства Trendsetter только начали выпускаться. На тот момент задача стояла одна: исключить этап монтажа пленок и поднять качество печати. С появлением CtP с этим справились, хотя, признались в типографии, технологические сложности все же возникали. Но тогда технология прямого экспонирования только начинала набирать обороты.

Вскоре купленное устройство дооснастили и появилась возможность изготавливать так необходимые цветопробы (напомним, что практически любой Trendsetter может использоваться для изготовления цветопробы с очень высокой точностью, поскольку изображения на пробе и форме совпадают с точностью до пикселя). Но самые большие преимущества типография получила, когда стала использовать стохастические растры. Для продукции элитного качества и альбомов искусства это оказалось просто необходимо. Со стохастикой первого поколения возникало немало трудностей, когда же на рынке появились стохастические растры второго поколения Staccato (торговая марка Creo), ситуация улучшилась. Сейчас более 90% всех работ в Hemlock печатается с использованием этой технологии. Как правило, применяется стохастический растр с величиной точки 20 мкм, и только в исключительных случаях - с «зерном» в 10 мкм. По мнению руководства, именно благодаря стохастике типография смогла прочно закрепиться на рынке элитной продукции и собрать внушительную коллекцию наград за лучшее полиграфическое исполнение.

Пластины после экспонирования попадают в специальное подразделение
(plate inspection), где проходят визуальный контроль качества

Сейчас предприятие работает на рынке Канады и США, иногда заказы поступают издалека (за несколько тысяч километров). В таких случаях предусмотрена возможность дистанционного контроля клиентом работы с его заказом (и, естественно, электронное получение заказа для исполнения). Много заказов поступает и на привычных вещественных носителях. Преимущество компании также дает установка системы управления рабочими потоками Prinergy. Она позволила сократить число людей, задействованных в допечатной подготовке (что для развитых стран очень значимо), и сократила число ошибок. При этом поступившие задания проверяются дважды: сначала оператором с помощью серийных средств проверки публикации (например, средством FlightChek от MarkzWare), затем автоматически системой Prinergy. Хотя проверку делали всегда, но при наличии системы workflow все заметно упростилось!

Любопытно и развитие технологии получения цветопробы, которую все чаще печатают в типографии на серийных плоттерах. Для спусковой пробы применяются плоттеры HP, для контрактной - Creo Integris, включающий Epson 9600. Попиксельную цветопробу на Trendsetter Spectrum используют реже: она дороже, и далеко не все заказчики готовы за нее платить. При этом цветопробе, сделанной на серийном плоттере, сейчас уже можно доверять.

Еще один важный факт: первое в типографии устройство Creo, установленное в 1996 г., было заменено на новое только в прошлом году! Причем, оно было в рабочем состоянии - просто увеличение парка печатных машин и работа с «быстрыми» тиражами потребовали более мощных систем. Можно было бы и дооснастить существующие CtР-системы, но для большей надежности решили купить новое, оснащенное автоматическим загрузчиком.

В общем, получается, что именно наличие CtP-устройства высокого класса и возможность работать со стохастикой как раз и определяет возможность типографии печатать продукцию высокого класса. Иначе это несколько проблематично...

Благодарим компанию «Нисса» за организацию поездки



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»