на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №2
июль, 2004

Статьи из журнала Формат №2-2004
Новости
В своем ФОРМАТЕ
Заказывая печатную продукцию, необходимо заранее знать ее тираж,
красочность и объем. Но существует еще один чрезвычайно
важный параметр печатного издания - формат.
«КОНВЕРТИРУЕМ»
Что лучше: воспользоваться готовыми конвертами или заказать
их в типографии? Для каждого случая есть оптимальное решение.
ТИПОГРАФИЯ И ЗАКАЗЧИК: ВЫЯСНЯЕМ ОТНОШЕНИЯ
Парадоксальная ситуация: полиграфия совершенствуется,
конкуренция среди типографий по-прежнему острая, а число
недовольных клиентов не уменьшается. В чем причина?
авторам реклама перепечатка english version
ВЗГЛЯД
ТИПОГРАФИЯ И ЗАКАЗЧИК: выясняем отношения

Парадоксальная ситуация: полиграфия совершенствуется, конкуренция среди типографий по-прежнему острая, а число недовольных клиентов не уменьшается. В чем причина?

Сотрудничество между типографией и заказчиком не всегда безоблачно. Бывают, конечно, идеальные случаи, когда обе стороны довольны результатом и работают вместе долгое время. А чаще происходит иначе: приходится слышать обвинения, что, дескать, типографии у нас печатать не умеют. Типографии же в свою очередь говорят, что заказчик нынче избалованный, с большими амбициями и отсутствием здравого смысла. Парадокс состоит еще и в том, что технология печати совершенствуется, а число недовольных не убывает. Так как же решить проблемы в отношениях «типография - заказчик»? Вопрос нелегкий, но мы взяли на себя смелость найти путь к решению, и с этого номера начинаем серию публикаций, посвященных столь злободневной теме. Итак, приступим.

Какие претензии к типографиям возникают чаще всего? Разумеется, по качеству печати, срокам и сервису. Причем под качеством каждый заказчик понимает свое: бледные иллюстрации, неестественные цвета, грязь на бумажных листах, размытое изображение, нечеткий текст - вот обычные жалобы, которые можно услышать (некоторые явные дефекты печати мы приводим в отдельной справке). Что касается сроков и сервиса, то бывает так: типография не выполнила заказ к обещанному сроку, да еще и отказалась от каких-либо объяснений с заказчиком - согласитесь, знакомая ситуация. Однако зачастую проблема намного сложнее: явный брак печати отсуствует, а заказчик все равно считает, что его тираж «испорчен». Здесь правельнее сказать, что он ошибся в своих ожиданиях, и здесь вопрос «кто виноват?» уже не так прост. И разбираться в проблеме нужно сообща. Обычно в таких случаях бывает банальная ситуация: не виновт никто, или виноваты оба. Причина этого и проста и сложна одновременно: между заказчиком и типографией не сложился диалог.
Типография не смогла (или не захотела) донести до заказчика свои требования по размещению заказов, не потрудилась согласовать цветопробы или корректурные оттиски, а заказчик в свою очередь не пожлал вникать в особеннсоти конкретного производства.

Поэтому не следуеть впадать в крайности и во всем винить типографии или, наоборот, перекладывать ответственность на плечи заказчика. Ведь отношения «типография - заказчик» всегда двусторонние. Для того чтобы результат сотрудничества был положительным, нужны не только опыт и профессионализм, но и взаимоуважение, способность пойти на компромисс. Это во-первых. В некоторых конфликтных ситуациях типографии проще заплатить штраф, чем перепечатывать заказ. Вторая причина разногласий кроется в непонимании или недопонимании особенностей тот или иной полиграфической технологии, и здесь возникают своеобразные «трудности перевода». Вот и попытаемся разрушить языковой барьер. Что требуется от заказчика и что должна сделать типография, чтобы их сотрудничество не превратилось в кошмар? Представители нескольких российских типографий согласились прокомментировать существующую проблему.

В полиграфии свои стандарты

Ольга Алейникова,
руководитель отдела продаж
[типография «Уральский рабочий»,
Екатеринбург]

С какими проблемами нам приходится сталкиваться в производстве? Естественно, это плохая допечатная подготовка. Заказчик склонен думать о своем макете лучше, чем он есть на самом деле.

В макете может быть низкое качество иллюстраций, плохо сделанные фотографии, на которых при печати лицо человека посинеет. Неграмотно выполненная цветокоррекция может привести к избыточному количеству краски на оттиске; если печатать в полном соответствии с таким оригиналом-макетом, листы испачкаются или слипнутся, - а это уже и вовсе катастрофа для любой типографии. Бывает, что в макете не предусмотрены припуски на обрезку.

Типография во избежание подобных проблем составляет список требований к принесенным заказам, и делается это отнюдь не для того, чтобы усложнить жизнь заказчику. В полиграфии, как и на любом производстве, есть свои стандарты. И если мы говорим о качестве продукции, то необходимость соблюдения определенных правил очевидна. Многие типографии, в том числе и наша, принимают макет в электронном формате, но обязательно с распечаткой макета на бумаге, по которой мы можем сразу увидеть какие-то ошибки и не допустить их при печати. И, конечно, надо терпеливо и корректно повышать профессиональный уровень заказчика: это позволит добиться лучшего взаимопонимания и избежать некоторых проблем.

Различия будут всегда

Бытует мнение, что отпечатать можно все что угодно, было бы желание. В действительности это далеко не так. Периодически появляются заказчики, желающие получить книгу, например, размером со стол - а это физически невозможно, потому что лист превышает формат печатного оборудования, установленного в типографии. Ведь что-то можно напечатать, а что-то нельзя, и это во многом зависит от оборудования конкретной типографии.

Периодически приходится проводить переговоры с заказчиком из-за того, что цветовой охват любой печатной машины не безграничен. Например, типография «А» отпечатала брошюру с использованием фирменных цветов для некой компании. Через год эта компания поручила печатать ту же самую брошюру типографии «Б». Цвета отличаются - заказчик недоволен. В этой ситуации клиенту надо было предоставить экземпляр брошюры, отпечатанной в первой типографии в качестве образца для повторного тиража.

Воспроизвести абсолютно идентичные оттиски на разных печатных машинах невозможно, так же как невозможно написать две одинаковые картины: они всегда будут хоть немного, но отличаться друг от друга.

Печать - сложный процесс. Здесь важную роль играют бумага, краска, оборудование, условия печати (влажность в печатном цехе, температура и даже время суток). Они практически никогда не бывают одинаковыми. Поэтому различия будут всегда. Единственное, чего можно добиться - это минимизировать их. Например, подобрать оттенок, близкий к исходному, с едва заметными глазу отличиями, но это требует дополнительных средств и времени. И если клиент хочет получить заказ, аналогичный сделанному в предыдущей типографии, он должен быть готов потратить и то, и другое. Если заказ выполнен некачественно по вине типографии, это можно заметить сразу: несовмещение красок на оттиске, двоение и дробление деталей, а также неряшливость изображения.

Грамотный заказчик - праздник для типографии

Неочевидный брак типографии связан с цветопередачей. Но и здесь вся проблема может быть в качестве предоставленных макетов. Если заказчику принципиально важен цвет оттисков тиража, стоит сделать цветопробу, а еще лучше пробный оттиск, который делается прямо на тиражной машине.

Естественно, если тиражные экземпляры абсолютно не похожи на пробные - это откровенный брак, вина за который полностью на типографии. Чтобы таких проблем не возникало, заказчик сам должен быть достаточно компетентен: оценить стабильность технологического процесса типографии, отследить качество печати заказов, которые типография уже выполнила. Грамотный заказчик знает, чего нужно избегать при подготовке оригиналов-макетов, интересуется параметрами. И такие клиенты - праздник для типографии!

Корень всех бед - в препрессе!

Олег Лобанов, директор
[типография MC-Print, Москва]

Основные проблемы, возникающие в производстве, связаны, во-первых, с некачественной допечатной подготовкой, во-вторых - со сроками, которые определяет заказчик. Что подразумевается под допечатной подготовкой? Дизайн, верстка, спуск полос, цветоделение, цветокоррекция, вывод фотоформ (пленок). Если на одном из этих этапов допустить ошибку, то она обязательно проявится при печати, причем исправить что-либо уже будет невозможно. Качество печати на 90% зависит от препресса. Поэтому заказчику нужно отнестись с полной ответственностью к подбору персонала для проведения допечатной подготовки. Даже если этим занимается препресс-центр или дизайн-бюро, стоит побольше узнать о данной фирме, посмотреть их предыдущие работы.

Тем, кто говорит мне, что «в Финляндии печатают хорошо: картинки, яркие, сочные, а у нас так не умеют», я советую подыскать грамотных цветокорректоров. В той же самой Финляндии существуют требования к предоставляемым в типографию макетам. Если вы, как заказчик, не следуете всем предписаниям, то ваш заказ попросту не поставят в печать без письменного согласования.

У нас же нередко случается так: студент освоил пару-тройку графических программ и делает макеты для печатных изданий. Но этих знаний недостаточно - для того чтобы создать макет грамотно, просто необходимо знать технологию полиграфии, ведь ее возможности не безграничны: иногда воспроизвести дизайнерские фантазии невозможно по абсолютно объективным технологическим причинам.

Всегда должен быть выбор

[ Словарик ]

Препресс (от англ. pre-press - допечатные процессы) - совокупность допечатных процессов, включающая обработку изображений, верстку, спуск полос, изготовление фотоформ (фотовывод) и печатных форм. В настоящее время под понятием «препресса» также подразумевается графический дизайн и изготовление макета.

Помимо препресса огромную роль в отношениях с клиентом играют сроки выполнения заказа. Даже не сроки как таковые, а желание получить за день то, на что потребуется гораздо больше времени. В результате - нарушение технологии производства, которое приводит к браку в тираже и взаимным обвинениям. А ведь предупреждали!

Кстати, по поводу предупреждений: обязанность типографии - проинформировать заказчика о возможных результатах. Это один из немаловажных аспектов культуры производства да и отношений между клиентом и типографией. И неважно, принес заказчик плохие фотоформы, поставил жесткие сроки или что-то еще - типографии обязательно следует предупредить о последствиях, а не замалчивать их до последнего и потом ставить перед фактом.

У клиента всегда должен быть выбор: оставить ли все как есть или вернуть заказ на доработку. Задача типографии - предоставить этот выбор. Поступая иначе, она теряет не только клиента, но и собственное лицо.

ЦВЕТОПРОБА

До появления компьютеров весь цикл производства осуществлялся в типографии. Теперь же допечатная подготовка происходит в издательствах, дизайн-студиях, а в некоторых случаях заказчики делают макет самостоятельно. В связи с этим возникли проблемы, связанные с качеством печати: типографии ссылаются на непрофессиональную «допечатку», а заказчик - на плохую работу типографии. В такой ситуации заказчику необходимо со всей ответственностью отнестись к допечатной подготовке, а таже предоставить в типографию распечатку макета. Еще лучше, если это будет не просто распечатка, а цветопроба.

Цветопроба позволяет предварить ожидаемый оттиск. Условно можно выделитьчетыре ее типа. Оценочная цветопроба позволяет приблизительно определить цвета. Получить ее можно на цветном принтере. Подписная цветопроба используется как утверждаемый документ, например, для передачи в типографию. Данный вид сложнее с точки зрения условий для цветовоспроизведения, здесь учитываются цветовые оттенки, поэтому для нее требуется специальное оборудование. В качестве подписной может использоваться аналоговая (или контактная) цветопроба. Для получения аналоговой цветопробы необходим комплект цветоделеных фотоформ (так называемые, пленки). Но даже несмотря на использование самого современного оборудования, нет стопроцентной гарантии, что результат печати в типографии будет выглядеть так же. Цифровая цветопроба возникла одновременно с цифровой печатью и получила стремительное развитие. Для ее получения необходимо профессиональное оборудование, поэтому не следует путать ее с распечаткой на принтере.

Наиболее точной можно назвать цветопробу, полученную на пробопечатном станке: печать производится на тиражной бумаге с тиражной печатной формы. Однако пробопечатные станки есть только у очень ограниченного числа типографий и в силу неудобства использования постепенно вытесняются цифровыми устройствами.

[ ДОПОЛНЕНИЕ ]

Монитор и Оттиск

Довольно часто от не очень опытных заказчиков после получения тиража приходится слышать фразу типа «...у меня на мониторе все выглядело совсем иначе!».

И проблема здесь совсем не в том, что типография не справилась с печатью тиража. Ошибка в подходе. Изображение на мониторе, по крайней мере в большинстве графических программ и программ верстки, довольно далеко от того, что может напечатать типография.

Причина в разнице способов воспроизведения цвета и, как следствие, совсем разных цветовых охватах. В телевизорах (и в мониторах в частности) изображение получается путем синтеза цвета по аддитивному методу, а в полиграфии - по субтрактивному. За этими «умными» названиями скрывается большая наука, которая назвается «теорией цвета и цветовоспроизведения». Изучать ее, скорее всего, большого резона нет (да и не так это легко), важно лишь понимать, что адекватно воспроизвести какой-либо цвет непросто (а иногда и вовсе невозможно). Причем следует усвоить, что чем ярче и насыщеннее цвет на мониторе, тем сложнее его будет воспроизводить на печатном оттиске. И дело здесь не в «умении печатать», а в законах физики и оптики, перешагнуть через которые не удастся.


Начинать работу нужно заранее

Роман Борисов,
менеджер проекта Prinance
[типография LiniaGrafic!, Москва]

Для получения качественного результата начинать работать с типографией следует задолго до того, как вы принесете свой заказ. Идеально, если первая встреча состоялась еще на этапе дизайна: это позволяет понять, какие возможные технологические ограничения могут помешать реализовать задуманное. Но этот вариант встречается нечасто: во-первых, мало кто из заказчиков на столь ранней стадии представляет, где будет печататься тираж, а во-вторых, большинство дизайнеров будут в явной или скрытой форме сопротивляться любым попыткам ограничить их креатив. Лишь некоторые рекламные агентства практикуют подобный подход. Для этого у них в штате имеется полиграфист-технолог, который работает в связке с дизайнером и верстальщиком.

Поэтому, получив от дизайнера продукт его творчества, по-хорошему, надо с ним бежать не в типографию, а в сервис-бюро (препресс-центр - прим. ред.), которое специализируется на допечатной подготовке. Так бы поступил любой западный принт-менеджер, то есть профессионал, в должностные обязанности которого и входит обеспечение качественной подготовки материала и грамотное размещение заказа. В российской практике размещения заказов все происходит иначе: услуги принт-менеджера и сервис-бюро пока не играют заметной роли. Сразу оговорюсь, что речь идет о случаях, когда заказчик хочет работать с типографией сам, минуя рекламные агентства. Поэтому любая ориентированная на конечного заказчика типография имеет ряд рекомендаций по подготовке исходных материалов к печати. Конечно, проверка на соответствие рекомендациям - это работа для профессионала. И если вы сомневаетесь в своих силах, то закажите подобную услугу в самой типографии.

Но и стопроцентное выполнение рекомендаций не гарантирует полную удовлетворенность результатом. Даже если не рассматривать случаи явного брака при выполнении заказа. Почему? Дело в скрытом конфликте критериев: у типографии и клиента свои понятия о качестве продукции. В большинстве случаев для заказчика хороший результат - «чтобы было красиво». Для типографии качественное выполнение заказа - это прежде всего соблюдение отраслевых норм и стандартов (международных ISO, отечественных ГОСТов и ТУ).

Почему получилось так плохо

Большинство вопросов возникает по цвету: «а почему получилось так плохо, у меня на экране/принтере/фотографии все выглядело гораздо лучше?» Частично решить проблему цвета можно за счет предварительной цветопробы, но только частично. Дело в том, что классическая аналоговая цветопроба может имитировать лишь несколько усредненных вариантов печати. И если реальная печать отличается от имитации печати на белой глянцевой бумаге средней плотности - примем такую упрощенную формулировку для аналоговой цветопробы - то и цвета будут отличаться. И чем дальше от усредненных параметров, тем больше.

Кстати, по этой причине при наличии цветопробы менеджеры по приему заказов нередко задают вопрос: печатать будем по шкалам (то есть по стандарту) или по цветопробе? Но и здесь возможности печатного оборудования и мастерства печатников имеют предел - полное совпадения цвета оттиска с аналоговой цветопробой принципиально невозможно.

[ НАПРИМЕР ]

Типовой список требований типографии к макету при сдаче заказа

Публикации принимаются в программах для платформ PC или Mac: Quark Xpress, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Носители: дискеты 3,5 дюйма, CD, Zip.

Публикации, созданные в других программах, принимаются в виде PostScript-файлов, созданных под Linotronic 560 либо PDF-файлов, при этом они должны содержать все используемые шрифты.

Объекты, применяемые в макете, должны иметь CMYK-модель, изображения - разрешение не менее 300dpi. Все шрифты должны быть переведены в кривые.

Установки цветоделения:

Ink colors - Eurostandard (Coated); Dot gain - 18% при печати на мелованных бумагах; Separation type - GCR; Black ink limit - 88%; Total ink limit - 320%.

Все цвета, созданные в программах Adobe Illustrator, QuarkXPress, должны иметь составной (триадный) характер, кроме цветов, которые печатаются отдельным прогоном, у каждого из которых есть четкое название в соответствии с Pantone Formula Guide. При наличии двух и более Pantone-цветов углы поворота растра на них отличны друг от друга. Для иллюстраций, выходящих за края публикации, необходимы припуски на обрезку (2 мм).

При создании цветов во всех программах необходимо учитывать, что допуски при производстве диапозитивов составляют около 1,5-2%, а печатных форм - около 2-3%, то есть 4-5% плашки может быть потеряно. То же самое может произойти с линиями, толщина которых менее 0,2 пункта.

При сдаче в производство необходимо иметь распечатанный и склеенный макет публикации.

В производство принимаются цветоделенные диапозитивы, формат А3+ (максимальный размер 330х490 мм).

Позитивные диапозитивы для офсета с эмульсией с нечитаемой стороны и углами поворота растра (соответственно для CMYK) - 105, 75, 90, 45. Плотность на 100% плашке - 4,0. Для трафарета эмульсия с читаемой стороны, углы поворота растра (соответственно для CMYК) - 90, 75, 105, 45.

Линиатура растра для печати 4+4 на мелованных бумагах - 175 lpi, для печати 4+4 на офсетной бумаге - 150-175 lpi, для печати 4+4 на невпитывающих материалах - от 133 до 150 lpi.

Все диапозитивы должны иметь читаемое название цвета для печати (cyan, magenta, yellow, black или Pantone № и т. п.), номер полосы, наличие контрольных цветовых шкал, меток приводки (фальцовки, перфорации) и обреза (толщина меток 0,2 пункта, длина не менее 3 мм) и припусков на обрезку (5 мм), треппинг (0,2 пункта).

При наличии Pantone-цветов в остальных CMYK-элементах должны быть сохранены выворотки.

Приведенный в качестве примера фрагмент взят с сайта конкретной типографии. Если вам понятны все термины, можете смело приступать к допечатной подготовке своего заказа: дизайну и верстке.

Отметим, что приведенный список требований у другой типографии может быть совсем иным. Так что ориентироваться на данный не стоит, лучше получить аналогичные требования у той типографии, где собираетесь печатать заказ. Как правило, типография их легко предоставляет.

[ ДОПОЛНЕНИЕ ]

В полиграфии уже давно изобретен способ, как избежать или существенно снизить накал конфликта из-за качества полиграфического воспроизведения. Закзачику достаточно прибыть на печать своего заказа и собственноручно подписывать листы (или тетради) в печать.

Правда, у этой методики есть один подводный камень: например, получаемый оттиск заказчику не нравится и он будет требовать его улучшения. А это скорее всего может и не получиться. И конфликт разгорается с новой силой: « ...этот печатник ничего не умеет».

А если предусмотрена дальнейшая обработка, например, лакирование или ламинация, так и вовсе произойдет изменение цвета, которое никак не учтено в цветопробе. В этом случае не помогает даже присутствие заказчика на печати (кстати, это один из способов снять недоверие во взаимоотношениях).

Претензии по цвету - не единственный повод для недовольства. И чем сложнее заказ, тем больше параметров, которые могут не соответствовать ожидаемым. В этом случае наиболее правильным решением будет приезд заказчика в типографию. Это позволит выяснить все особенности производства не только с менеджером, принимающим у вас заказ, но и с технологом производства. Подобные разговоры «на троих» гораздо более эффективны, чем заочное общение по телефону. Менеджер хоть и владеет необходимыми знаниями о производстве, но не может постоянно держать в голове десятки и сотни нюансов относительно всей технологической цепочки.

Еще один совет

Обязательно передайте в производство два макета будущего изделия: дизайн-макет и технологический макет. Дизайн-макет - это черно-белые (а лучше цветные) распечатки вашего будущего изделия, скрепленные в правильной последовательности. Он служит контрольным образцом при изготовлении печатной продукции и разрабатывается дизайнером или верстальщиком после утверждения окончательного варианта. Перед передачей в производство не забудьте его еще раз проверить: если в нем есть ошибка, то велика вероятность, что она повторится при печати тиража, и тогда претензии будут только к самому себе. Технологический макет - это макет издания без содержательной части (обычно просто белые листы), выполненный из тиражного материала и сделанный по технологии, максимально близкой к реальной. Он служит неким идеальным технологическим образцом того, что может получиться в результате. Этот макет имеет смысл заказать в самой типографии. Имея на руках эти два макета и обсудив их с менеджером и технологом, можно избежать многих проблем, связанных с различными подходами к такому понятию, как качество печатной продукции».

РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР. Вопрос заказчика с комментариями исполнителей

Элина Моисеева, менеджер по развитию бизнеса
[компания «Аделит»]:

«Периодически заказываем бланки, папки, визитки и т. п. в одной и той же типографии больше двух лет - и каждый раз получаем новый фирменный цвет. Раза два переделывали бесплатно, но срочные заказы пришлось так и оставить - теперь у нас много оттенков фирменного цвета.Типография оправдывается тем, что меняли оборудование... неужели настолько часто?»

Ольга Геннадьевна Конева, главный технолог
[типография «Уральский рабочий», Екатеринбург]:

Скорее всего оборудование тут ни при чем. Достижение нужного оттенка - вопрос умения или неумения правильно выбрать краску. Это филигранная работа, цвета подбираются по каталогу Pantone (существует 14 базовых цветов, все остальные - составные). То есть если вы не попали со своим фирменным цветом в эти базовые, могут возникнуть проблемы при печати дополнительных тиражей. Для каждого составного цвета указан рецепт. Каждую составляющую необходимо отмерить на электронных весах, немного не угадал - и оттенок уже совершенно другой. Какие пути решения проблемы? Типографии лучше иметь собственную колористическую лабораторию, где краски будут смешиваться точно. Единственное, что может заказчик - приходить каждый раз с образцом фирменного цвета (с отпечатанным буклетом, например), и с самого начала предупреждать, что краска должна быть именно такой.

Без образца практически никому, даже самым виртуозным мастерам, не удается подобрать цвет точно. Особенно если времени уже прошло больше месяца. Почему еще может возникнуть такая накладка с цветом? Есть, конечно, вероятность, что на типографской машине остались следы другой краски или плохо смытые чистящие растворы дали такой эффект, но это уже говорит о полном отсутствии профессионализма типографии.

Олег Лобанов, директор
[типография MC-Print, Москва]:

На разных типах бумаги один и тот же цвет (с одним и тем же процентным содержанием CMYK-красок или Pantone-красок) выглядит совершенно по-разному. Отличия можно увидеть в пантонных веерах (по каталогам красок Pantone - прим. ред.). Скорее всего, для бланков используется офсетная бумага (веер Uncoated, пантоны с индексом U), для визиток, например, мелованная матовая бумага (веер Matt, пантоны с индексом M), а для папок какая нибудь коллекционная бумага - это вообще отдельный случай. Добиться абсолютой идентичности невозможно, так как свойства бумаг сильно отличаются. Если же отличия видны на одинаковой бумаге, то здесь вина типографии. Ни оборудование, ни расходники здесь ни при чем.

Различия должны быть практически неразличимы глазом. В противном случае - что-то не отлажено в процессе производства, может быть низкая квалиффикация печатника и пр. Причин может быть множество. Еще бывают ситуации, когда заказчик показывает образец, отпечатанный пару лет назад, и говорит, вот он, фирменный цвет, а у вас не то. Но краска-то со временем выгорает и тускнеет, цвет меняется - порой весьма заметно. Так что ориентироваться все равно надо на веера.

Роман Борисов,
[типография LiniaGrafic!, Москва]

Теоретически никакая смена типографского оборудования одного класса не приводит к изменению цвета. Если фирменный цвет печатается из каталога Pantone, то он может немного менять оттенок при смене типа бумаги. Если печатается триадными красками (cyan, magenta, yellow, black) на одной и той же бумаге - это проблема с контролем качества (то есть, в типографии нет приборного контроля цвета). Но если типография говорит правду, то частая смена оборудования возможна в случае использования промышленных цветных принтеров. Соответсвенно, появляются постоянные отклонения по цвету - этот класс устройств пока не может гарантировать одинаковый цвет на разных моделях. Но тогда это не типография, а печатный салон.


Подводим итоги

Ни типографии, ни заказчики не склонны принимать всю вину за брак на себя. Но если вам не безразлично качество печати, стоит прислушаться к некоторым рекомендациям специалистов: на что нужно обращать внимание в первую очередь, какую работу поручить профессионалам и что необходимо знать. На иллюстрациях приведено несколько примеров, которые наглядно демонстрируют ошибки, допущенные при печати в типографии.

Иногда заказчики предпочитают работать не с типографиями напрямую, а поручают ведение заказа рекламным агентствам. Кто-то считает такой подход неправильным и полагает, что можно обойтись без посредников и подготовить заказ для типографии самостоятельно. «...за печать и так много платить надо, а тут еще и посреднику приплачивать. Я и сам не дурак, справлюсь». Многие справляются, и все же в ряде случаев целесообразно воспользоваться услугами профессионалов из рекламных агентств. Об этом мы и поговорим в заключение нашей темы.

ПРИМЕРЫ. Некачественная печать в типографии

а)
б)
Избыточная подача краски особенно заметна при печати телесных оттенков:
а - изыточное количество пурпурной краски на оттиске, б - нормальная подача краски
а)
б)
Недостаточная подача одной из красок на оттиске приведет к искажению цвета изображения:
а - слишком мало пурпурной, поэтому вместо синего цвета (б) получается голубой.
Несовмещение красок при печати отчетливо видно при воспроизведении текста,
обычного и вывороткой (светлый текст на темном фоне)
Появление на оттиске таких серых следов вызвано избыточным количеством увлажняющего расвора, то есть при печати не был отрегулирован увлажняющий аппарат печатной машины
Недостаточное даление в полосе контакта между бумагой и офсетным полотном в печатной секции машины приводит к непропечатке изображения
 
Полосы и грязь на оттиске - результат избыточной подачи краски. Причиной этого является плохая настройка красочного аппарата, возможно, неотрегулирована подача краски по зонам
 

КЛИЕНТ ПЛАТИТ ЗА СЕРВИС

Александр Яшин,
генеральный директор
[рекламное агентство
«Технологии рекламы»,
Москва]

Существует мнение: работая с рекламным агентством, клиент переплачивает за работу, которую можно было просто отдать в типографию. Это мнение справедливо лишь отчасти. Дело в том, что при работе с типографией у клиента возникает целый ряд вопросов, и если их своевременно не решить, они перерастут в проблемы - с допечатной подготовкой, с качеством печати, сроками выполнения заказа и пр. Так вот, решением этих проблем и занимается рекламное агентство: доработка макета, допечатные работы, контроль качества и сроков исполнения заказа, его доставка - это лишь часть услуг, которые предоставляет агентство.

Для выполнения конкретного заказа агентство подбирает соответствующее производство, то есть типография, способная выполнить данную работу наиболее рентабельно и качественно. Например, для малых тиражей выгоднее использовать цифровую печать, следовательно, целесообразно обратиться в печатные салоны.

Клиент же органичен в действиях, ему приходится самостоятельно искать подрядчика, который при этом должен устраивать клиента по качеству печати и ценам. Сроки изготовления тиража - второе немаловажное условие, поскольку и в печатном деле есть определенные сезонные работы. Не факт, что выбранная типография сможет выполнить заказ к требуемому сроку, подвинув остальные заказы. И даже если клиент нашел типографию, удовлетворяющую всем поставленным условиям, нет стопроцентной гарантии, что он будет доволен результатом работы. Ведь типография занимается в первую очередь печатью, а в агентстве есть специалисты, которые полностью ведут заказ: проверяют макет или разрабатывают его с нуля, выполняют профессиональную допечатную подготовку, выбирают оптимальный способ печати и отделки для конкретной продукции. Кроме того, есть дизайнеры: они проконсультируют по поводу макета, объяснят как поведет себя выбранная бумага при печати, что следует изменить в дизайне продукции с учетом технологии печати и пр.

И если заказ выполнен некачественно, то это уже головная боль агентства, а не клиента. В этом случае агентство выявляет, что явилось причиной брака и утрясает все проблемы с типографией. Клиент платит и за сервис, и за гарантию качества, поэтому он может заниматься своими делами и не ломать себе голову, где выгоднее напечатать. В этом и заключается удобство работы с рекламным агентством.

За счет чего существует агентство?

Что касается вопроса цен: у каждого рекламного агентства своя ценовая политика. Стоимость конечной продукции при размещении заказа через рекламное агентство выше, чем при работе с типографией напрямую. Но при этом следует учесть, что постоянным клиентам предоставляются скидки, поэтому на каком-то этапе разница в стоимости становится незначительной. Тогда возникает вопрос: за счет чего живет агентство?

А дело вот в чем: при постоянном сотрудничестве с типографией агентству предоставляются скидки, поскольку оно обеспечивает постоянный поток заказов, что, в свою очередь, выгодно для производства - оно не простаивает.

Кроме того, типографии не нужно беспокоиться о качестве предоставляемых материалов, править макеты, а также держать специальный отдел продаж и дизайнеров, поскольку все эти функции выполняет агентство. По этим причинам многие типографии готовы предложить выгодные условия - это не те цены, которые выставляются конечным клиентам, а более низкие. На этой разнице и «живут» агентства. Отмечу, что здесь речь идет не об одной-единственной типографии. Ведь среди клиентов агентства могут быть и те, кому нужно отпечатать листовки тысячными тиражами, и те, кому нужно несколько приглашений на дизайнерской бумаге. Понятно, что это совершенно разные категории заказов. Кроме того, если в одной типографии возникли непредвиденные обстоятельства, серьезная поломка оборудования, например, агентство всегда может перенести заказ в другую типографию, и это не скажется на сроках сдачи заказа клиенту. Поэтому, как правило, любое агентство сотрудничает с несколькими типографиями. По каким критериям они отбираются - это вопрос для каждого агентства в отдельности.

Отношения с клиентом - тема отдельная. Немало трудностей возникает по дизайну: ведь зачастую клиент считает, что его макет самый лучший, и переубедить его что-то поменять почти невозможно. Но работа агентства в том и заключается, чтобы предложить несколько вариантов, из которых клиент сможет выбрать. С некоторыми приходится работать очень долго, предлагая не пять и не десять вариантов, а больше. Что касается экспериментов - все зависит от пожеланий заказчика. Мы всегда идем навстречу клиентам: многолетний опыт работы дает нам возможность выполнить заказ любой сложности. Вопрос только в том, готов ли клиент к финансовым затратам.

Цена хороших отношений

К вопросу ценообразования: не секрет, что проводятся так называемые тендеры, когда различные фирмы предлагают отпечатать заказ быстро и буквально за копейки. Причем предлагаемые цены иногда даже ниже себестоимости. Для заказчика печатной продукции это заманчивое предложение, но тут следует быть осторожным. Зачастую это делается для привлечения новых клиентов, и вполне вероятно, что в последствии изменятся и цены, и само отношение к заказчику.

Кстати, по поводу отношений. Для рекламного агентства очень важно удержать клиента. Поэтому подход к клиенту у агентства более гибкий, чем у типографии. Бывают случаи, когда приходится жертвовать деньгами и перепечатывать заказ за свой счет, если клиент недоволен результатом.

Для сложных заказов может потребоваться присутствие заказчика на некоторых этапах, например, при выборе варианта дизайна или подписании цветопробы. На случай возникновения проблем составляются бланки заказов, заключается бриф - соглашение, в котором подробно описываются все работы и то, что клиент хочет видеть в результате. Если что-то получается не так, агентство всегда может отследить, на каком этапе была допущена ошибка: случилось ли это по вине типографии или агентство что-то упустило из виду. Поскольку с типографиями уже налажены партнерские отношения, всегда можно найти компромиссное решение. Ведь когда агентство потеряет клиента, это будет невыгодно и для типографии, поэтому, как правило, решение принимается в пользу клиента.

Разумеется, все вышесказанное относительно работы рекламного агентства справедливо для добросовестно работающих фирм, которые дорожат своими клиентами и собственной репутацией. Но ведь бывает и по-другому: тираж отпечатан плохо, агентство умыло руки и оставило клиента и типографию разбираться один на один. Как не попасть в такую ситуацию? Держаться подальше от подобных фирм. В этом помогут несколько правил. Обязательно попросите рекламное агентство предоставить рекомендации других клиентов, посмотрите аналогичные работы: например, если вы занимаетесь ювелирным делом и собираетесь заказать каталог, взгляните на предыдущие заказы, выполненные для этой отрасли. Что еще можно посоветовать? Прислушивайтесь к своей интуиции.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2021 Издательство «Курсив»