на главную
о журнале
содержание
архив номеров
старый архив
подписка
поиск по сайту
наш адрес

Флексо плюс №2
апрель, 2006

Некоторые статьи из журнала Флексо Плюс №2-2006
Андрей Малкин Радикальные УФ-краски для термоусадки:
бета-тестирование в России
УФ-флексография: печать на пленках с самым высоким качеством
Производственным опытом делится типография «Бородино»
В. В. Шибанов, В. Б. Репета Устройства, генерирующие УФ-излучение
авторам реклама перепечатка
новые технологии

Радикальные УФ-краски для термоусадки:
бета-тестирование в России

Андрей Малкин,
технический специалист по краскам для узкорулонной печати,
XSYS Print Solutions
В течение последних пяти лет наблюдается стремительный рост популярности термоусадочной этикетки во всем мире. Наша страна - не исключение. Сегодня термоусадочная этикетка используется в оформлении алкогольных и безалкогольных напитков, пищевой, парфюмерно-косметической и гигиенической продукции, бытовой химии и др.

По сравнению с другими способами этикетирования термоусадка имеет ряд преимуществ. «Обтягивая» продукт или упаковку, такая этикетка очень привлекательна с декоративной точки зрения. Кроме того, она дает возможность разместить изображение на всей поверхности упаковки. Подчеркнем, что такой вид этикетки является практически единственным при этикетировании упаковки и продуктов сложной формы, например, шарообразной.

С экономической точки зрения «обтянуть» термоусадочной этикеткой бутылку или флакон гораздо более экономично, чем наносить изображение способами прямой трафаретной или тампонной печати. Благодаря печати с оборота (или контр-печати) изображение защищено от химических и механических воздействий самой термоусадочной пленкой.

Печать по термоусадке

Традиционно термоусадочная этикетка печаталась флексографской и глубокой печатью красками на основе растворителей. Но благодаря созданию так называемых «холодных» УФ-сушек появилась возможность печатать УФ-красками по термочувствительным материалам и, в частности, по термоусадочным пленкам.

Сегодня в производстве термоусадочной этикетки используются и краски на основе растворителей, и УФ-краски. Разница только в том, что в зависимости от тиража экономически более выгодно печатать продукцию на широкоформатных машинах флексо- или глубокой печати (красками на основе растворителей) или на средне- и узкорулонных флексографских машинах (в основном УФ-красками).

«Мы готовы к росту рынка термоусадки»

Мы увлеклись идеей УФ-флексографии в 1998 г. - с тех пор, как впервые увидели эту технологию на Labelexpo в Брюсселе. Тогда это казалось почти чудом - краски, которые высыхают только там, где необходимо - на материале, причем сразу и навсегда. В том же году мы купили нашу первую печатную машину с УФ-сушками - легендарную Arsoma EM280. Теперь этим никого не удивишь, а тогда, восемь лет назад, это было смелое решение: мы были одними из первых, кто перешел с «воды» на УФ. Скептики говорили о высокой стоимости красок, о специальных материалах, УФ-ламах, которых тогда было днем с огнем не сыскать, о неготовности российского рынка платить за высококачественные этикетки. Время все расставило по местам, а мы сохранили стремление к новому и передовому во всех областях, старались первыми попробовать в деле все новации, будь то краски, оснастка, материалы или технологии.

Улавливая тенденции рынка ко все более широкому использованию термоусадочной рукавной этикетки, мы в 2004 г. закупили всю линейку оборудования для их производства, и вскоре, как раз вовремя, наши партнеры, XSYS Print Solutions, выпустили новую серию красок, предназначенную для печати по термоусадочным пленкам.

Нам предложили стать одной из типографий, на базе которых во всем мире пройдет так называемое бета-тестирование нового продукта. Не скрою, что мы были польщены: до этого ни одна российская типография не включалась в подобные испытания.

Совместно со специалистами XSYS Print Solutions была разработана программа испытаний, интересная в первую очередь именно для нас. Мы провели печать на тех материалах, на которых собирались работать, проверили качество усадки на реальном оборудовании нашего заказчика.

Да, конечно, сегодня рынок термоусадочной этикетки в России еще находится в начальной стадии развития, и подавляющее количество термоусадки печатается за рубежом. Основные заказчики только присматриваются к возможностям российских типографий в этой области, но рынок будет расти, и приятно сознавать, что мы к этому процессу уже готовы.

Андрей Жуйков,
директор ЗАО «Тафлекс»

Требования к краскам для термоусадки

Рассмотрим в целом, какой должна быть краска для термоусадочной этикетки. Вот основные требования, которым она должна соответствовать:

    Термоусадочные этикетки, отпечатанные Flexocure XS (слева), сохраняют четкость и яркость рисунка после усадки в отличие от других красок (справа)
  • высокая эластичность,

  • стойкость к царапанью и истиранию,

  • укрывистость (для белой кроющей),

  • высокая адгезия к материалу.

Понятно, что краска на термоусадочной этикетке не должна препятствовать усадке пленки под действием температуры. При усадке краска не должна трескаться и сохранять хорошее качество поверхности. Высокая стойкость к царапанью и истиранию очень важны при формировании рукава и этикетировании. Укрывистость также очень важна: зачастую флаконы с продукцией прозрачные либо цветные, и для создания непрозрачного белого фона краска должна быть максимально непрозрачной при относительно тонком слое.

Новая серия

В связи этим компания XSYS Print Solutions разработала специализированную серию красок для термоусадочных пленок. Она получила название Flexocure XS - это краски УФ-отверждения с радикальным механизмом полимеризации.

Напомним, что УФ-краски для печати термоусадочных этикеток уже существуют.

В целом краски для термоусадки можно разделить по эластичности. Усадку до 40% выдерживают стандартные УФ- и водные краски, от 40 до 60% неплохо работают уже существующие УФ-радикальные краски (такие серии есть в ассортименте многих производителей), а там, где нужна усадка более 60%, до недавнего времени нужно было использовать УФ-краски с катионным механизмом отверждения.

Не будем в рамках этой статьи сравнивать катионные и радикальные УФ-краски. При всей «капризности» в печати и высокой цене первых это была единственная альтернатива для производства термоусадочных этикеток с высокой степенью усадки.

Создавая новую серию красок, компания XSYS Print Solutions поставила задачу создать серию радикальных УФ-красок, сопоставимую по эластичности с катионными. Такой серией стала Flexocure XS. Помимо того, что эти краски отвечают всем требованиям для термоусадочных пленок, они обладают прекрасными печатными характеристиками.

Flexocure XS имеет оптимальную реологию, хорошо растекается на таких традиционно «сложных» для печати УФ-красками материалах, как ПЭТ и ПВХ. Хороший баланс фотоинициаторов позволяет печатать на высоких скоростях. Цветовые показатели триадной серии Flexocure XS тоже очень высокие - такие же, как у стандартных этикеточных серий красок.

Бета-тестирование в России

Недавно серия Flexocure XS прошла успешное бета-тестирование в типографии «Тафлекс» (Казань).

Основной целью испытания было изучить возможность использования данной серии красок в рамках реального полиграфического производства, протестировать полученную термоусадочную этикетку на действующей упаковочной линии ликероводочного завода.

Печать производилась на узкорулонной флексографской машине Gallus EM280 с охлаждаемыми УФ-сушками. В качестве тестового дизайна была взята некая этикетка для йогурта, CMYK+белый кроющий. В качестве запечатываемых материалов использовались ПЭТ- и ПВХ-пленки.

Во время печати контролировалось поведение краски и стойкость к царапанью. Однозначно можно сказать, что Flexocure XS имеет превосходные печатные характеристики и большой цветовой охват.

В рамках тестирования запечатываемый материал сразу же передавался на участок склейки и формирования рукава. Как мы уже говорили, это предъявляет очень большие требования к механической стойкости краски. Здесь полотно трется о проводящие ролики и формирующие рукав направляющие. Тем не менее, не было замечено никаких повреждений красочной пленки. Причем максимальная стойкость к царапанью достигается практически моментально, нет необходимости давать отпечатанным роликам «вылеживаться» - ждать какое-то время, чтобы краска приобрела все максимальные стойкостные характеристики.

Отметим, что образцы выдержали и скотч-тест: адгезия краски к материалу очень хорошая.

Через день после печати был проведен тест на термоусаживаемость. Компания «Тафлекс» предоставила возможность провести испытания на промышленной линии. Образцы проходили через туннель с горячим паром, длина туннеля примерно 1,5–2 м, время в туннеле 13 с. Для оценки усадки использовались болванки с процентом усадки от 10 до 70% размера рукава этикетки.

После термоусаживания видно, что образцы, напечатанные Flexocure XS, имеют хороший глянец и качество поверхности. Однако отличия не являются существенными и можно сказать, что при усадке 10–70% все образцы показали хороший результат. В рамках тестирования используемые материалы сами по себе имели предел по усадке 75%. Но при дальнейшем тестировании краски с использованием материалов, дающих большую усадку, удалось получить образцы, усаженные на 80%, при этом краска лежала ровно и не потрескалась.

Достаточно интересные результаты показали измерения укрывистости белой кроющей краски. Она более укрывистая по сравнению с традиционными. Очень важно, что при большой толщине слоя нанесенной краски и, естественно, более высокой укрывистости эластичность красочной пленки сохраняется.

Краска показывает независимо хорошие показатели по адгезии, царапанью и истиранию как на дорогих и качественных материалах, так и на более дешевых. Нет необходимости использовать дополнительно праймеры и покрывные лаки.

Надеемся, что данная серия красок будет хорошим подспорьем в развитии технологии производства термоусадочной этикетки и позволит российским типографиям значительно расширить ассортимент своей продукции.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.flexoplus.ru
E-mail:
© 1997-2019 Издательство «Курсив»