на главную
о журнале
содержание
архив номеров
старый архив
подписка
поиск по сайту
наш адрес

Флексо плюс №6
декабрь, 2002

Некоторые статьи из журнала Флексо Плюс №6-2002

Д. Тараненко Новое поколение контрольно-измерительных
приборов для флексографии и глубокой печати

Д. Белкин Методика тестирования и профилирования
флексографского печатного процесса. Часть 3

Н. Шапинова Могут ли аналоговые формы
быть лучше цифровых?

авторам реклама перепечатка
Флексографская печать

Могут ли аналоговые формы
быть лучше цифровых?

Цифровые формы становятся все более распространенными. Их высокое качество вне всяких сомнений. Надо ли срочно менять свой вполне еще работоспособный фотонаборный автомат на весьма недешевую систему лазерной записи изображения - или есть способы повысить качество аналоговых форм и продлить жизнь имеющегося допечатного комплекса?

Н. В. Шапинова,
издательство «Курсив»

Проблема повышения качества флексографских форм сегодня стоит практически перед каждым производителем. Причина - в общем повышении требований к качеству печати на упаковке и этикетках, которое очень явно прослеживается в последнее время. Наша отечественная упаковка и этикетки по качеству уже почти не уступают зарубежным. Отечественные производители борются за право печатать упаковку для всемирных брэндов. Только за последний год в России было установлено несколько десятков флексографских машин.

Имея современное печатное оборудование, типографии не могут не повышать требования к качеству изготовления форм. Специалисты формных участков типографий и в особенности сотрудники предприятий, специализированных на допечатной подготовке и изготовлении форм, почувствовали это в первую очередь. Перед многими из них все острее встает вопрос о модернизации своего производства

Оснащение

«Среднестатистическое» допечатное производство на флексографском предприятии обычно включает дизайн-бюро, оснащенное несколькими компьютерами «Макинтош» с более или менее специализированным программным обеспечением, участок фотовывода с фотонаборным автоматом, приобретенным, как правило, 5–6 лет назад, и формный участок с копировальной рамой, вымывным и сушильным оборудованием.


Уменьшение растровой точки при
переэкспонировании по методу FlexoCal

Системами лазерной записи изображения (или как иногда говорят, гравирования) на маскированных флексографских пластинах (как их называют в западной прессе, Computer-to-Flexo plate, или сокращенно CtFlex - аналогично известным системам CtP) в нашей стране располагают всего менее двух десятков предприятий. Насколько известно автору, в России имеется две системы CDI от Barco-DuPont, остальное - продукция российской фирмы «Альфа» - популярные аппараты «ЛазерГравер».

Конечно, любой руководитель «аналогового» формного производства, думая о повышении качества своей продукции, «примеряет» систему CtFlex. Удовольствие недешевое, даже если оборудование отечественного производства. Капитальные затраты усугубляются еще и тем, что приобретение CtFlex, даже не слишком дорогого, означает необходимость ликвидации имеющегося (и тоже недешевого!), как правило, еще вполне работоспособного оборудования. Самая дорогостоящая единица оборудования - это, безусловно, фотонаборный автомат. Можно, конечно, его продать, но сегодня это довольно проблематично - обрудование дешевеет, конкуренция среди поставщиков велика, и сумма, которую можно выручить за свою «рабочую лошадку», скорее всего, будет очень невысокой.

Технологическая революция?

Есть еще один аспект, который заставляет поразмыслить, верно ли выбран путь модернизации. Многие специалисты считают, что на смену маскированным полимерам и CtFlex вскоре придет новая технология - не снятие черной маски с поверхности фотополимера, а реальное гравирование обычного, не светочувствительного полимера - по типу резиновых форм. Над этим проектом уже несколько лет работает компания BASF Drucksysteme, а недавно к ее разработке присоединилась фирма Stork Screens. По сведениям, которые удалось получить автору, несколько других компаний в разных странах мира также работают над решением этой проблемы. По сути она состоит в увеличении мощности лазера при одновременном уменьшении площади пятна, то есть разрешающей способности. Пока информации о положительных результатах применения таких систем на производстве нет, но при нынешнем развитии технологий следует ожидать эффективного решения проблемы в ближайшие годы.

Поведение растровой точки при увеличении экспозиции.
Слева - обычное экспонирование,
справа - переэкспонирование по методу FlexoCal

Есть и еще один вариант развития - экспонирование немаскированных фотополимерных форм особыми УФ-источниками света (не лазерами) без фотоформы, то есть нанесение «рисунка» УФ-лучами прямо на фотополимер - так же, как на фотопленку. Опытный образец такой системы показала на выставке Drupa 2000 французская фирма Global Graphics. Правда, с тех пор никаких сведений о доработке системы и ее применении на практике нет. Может быть, готовится сюрприз к следующей Drupa?


Уменьшенные растровые точки на обычном
негативе (слева) и изготовленном по
способу FlexoCal (справа)

Означает ли вышесказанное приближение новой технологической революции во флексографских формных процессах - покажет время, но если она состоится, то лазерная аблация маскированных фотополимеров может потерять титул «самой современной технологии». Да и с экономической точки зрения они, скорее всего, будут вынуждены уступить: полимеры для прямого гравирования не требуют световой обработки и вымывания, не содержат инициаторов фотополимеризации, и уже благодаря этому должны быть существенно дешевле. Что касается второго пути с УФ-экспонированием фотополимера как фотопленки, то он может быть еще првлекательнее: вы просто заменяете фотонабоный автомат новой УФ-установкой, перестаете приобретать дорогие цифровые пластины и переходите на обычный фотополимер.


Обычные цифровые методы компенсации
растискивания (справа) могут привести к полному
исчезновению участков изображения.
С помощью переэкспонирования по технологии
Flexocal (слева) проблема решается успешнее

В любом из трех рассмотренных случаев речь идет о приобретении нового дорогостоящего обрудования и частичной ликвидации (или вывода из режима интенсивной эксплуатации) имеющегося фотонаборного автомата и копировальной рамы.

Но революции революциями, а работать надо сегодня - в обстановке все ужесточающейся конкуренции. Заказчик требует качества, качества и еще раз качества - при как можно более низкой цене и кратчайших сроках.

Если есть возможность оснаститься мощными лазерными установками CtFlex - замечательно, вопрос решен на годы вперед. Но гораздо чаще российским флексографам приходится выбирать такие пути, которые позволят остаться «на плаву» без больших капиталовложений. Продержаться, не теряя заказчиков, до появления на рынке систем нового поколения или до накопления средств для инвестиций в CtFlex высокого класса. По нашим сведениям, такие пути есть. О них говорят и пишут не так громко, как о цифровых новинках.


Калибровочные кривые для способа FlexoCal:
растискивание от 0 (А) до 50% (К)

Можно ли повысить качество аналоговых форм?

В последние пять-шесть лет мировая полиграфическая пресса дружно поет дифирамбы исключительно цифровым формам. Действительно, они имеют массу преимуществ, которые много раз описаны (в том числе и в нашем журнале) и известны всем флексографам. Создается впечатление, что время аналоговых форм и вообще фотоформ прошло. Так ли это?


Тест экспозиции по способу FlexoCal

По мнению многих специалистов, качество аналоговых форм можно повысить настолько, что они не только не будут уступать цифровым, но по многим параметрам, включая разрешение, будут превосходить их. Это специальная калибровка ФНА. Рассмотрим подробнее это способ.

Фотовывод «под флексо»: могут только умельцы?

Опытные, да и не очень, флексографы знают, что «вывод под флексо» имеет ряд особенностей, которые известны и применяются далеко не каждым предприятием или участком фотовывода. И даже если выводить флексографские фотоформы у опытных специалистов, далеко не всегда результат будет оптимальным. Одна из причин в том, что пока отсутствует стандартизация не только в печатных, но в допечатных процессах для флексографии. Не стандартизованы формные материалы, нет четких технологических инструкций почти на все процессы. Нет конкретных рекомендаций, как учесть растискивание и скольжение при печати и массу других параметров. Приходится полагаться на «магов и кудесников» от флексографского негатива.

Оптимизация параметров фотовывода

Над улучшением результатов фотовывода для флексографии во всем мире работают всего несколько производителей: Agfa, Artwork Systems, Barco (Esko-Graphics), Creo. Одни из них разработали новые системы растрирования, другие изменили форму растровой точки или совершенствуют способы введения коррекции в параметры фотовывода. На взгляд многих специалистов, самого пристального внимания заслуживает способ оптимизации параметров фотовывода FlexoCal, разработанный бельгийской компанией Artwork Systems. Она известна как производитель одного из самых мощных на сегодняшний день пакета программ для производства упаковки, этикеток и флексографского пре-пресса ArtPro. Многие российские специалисты с ней знакомы, а некоторые (по нашим сведениям, более 20) уже пользуются ею - несмотря на немалую стоимость.

Что такое FlexoCal

Несмотря на не совсем красиво звучащее по-русски название, способ FlexoCal (от слов flexo и calculation), по мнению его разработчиков, позволяет получить ранее недостижимые результаты в фотовыводе для флексографии. По сути FlexoCal является опцией к растровому процессору NexusRIP и должен обеспечить как хорошую проработку высоких светов, так и насыщенные цвета на плашках и тенях. Цель технологии FlexoCal - поднять качество обычных флексографских форм до уровня цифровых, оставаясь при этом в «аналоговом» рабочем потоке.


Результаты тестов, проведенных компанией
Asahi Photoproducts для сравнения цифровых
форм и изготовленных по способу FlexoCal

FlexoCal интересен тем, что осуществляет компенсацию растискивания прямо при фотовыводе, то есть модифицирует печатные элементы. Оптимизация фотовывода по этому способу осуществляется по трем взаимосвязанным переменным: лазерной экспозиции, нелинейной калибровке и растрированию.

При обычном режиме фотовывода 1-процентная точка на негативе формируется тремя пятнами (вспышками) лазера. Точки зачастую получаются неоднородными и иногда после вымывания плохо удерживаются на форме, что ведет к грязи на оттиске и потере деталей в высоких светах. Способ FlexoCal основан на том, что специальные фотопленки Hard-Dot при переэкспонировании увеличивают границы засвеченной области при сглаживании ее границы. Поскольку во флексографии используют негативные пленки, это приводит к уменьшению растровой точки. При этом ее форма становится более правильной: исчезают «зубчики» и рваные края.

При переэкспонировании, или особом режиме экспонирования, та же 1-процентная точка формируется 13 пятнами лазерного луча. В результате точки получаются более округлыми и однородными, лучше закрепляются на форме, а оттиск получается более чистым. Возможно, скорость фотовывода при переэкспонировании снижается. Однако объемы фотовывода для флексографии, как правило, невелики - собенно если это работы для печати на узкорулонной машине. Поэтому время, затрачиваемое на фотовывод, в производстве упаковки и этикеток не столь критично, как, например, в газетном или журнальном производстве.

Нелинейная калибровка


Вверху - оттиск с аналоговой
формы, внизу - с цифровой

Поскольку более длительное экспонирование дает точки меньшего, чем обычно, размера, калибровка ФНА становится нелинейной. Однако целью калибровки является достижение отнюдь не линейности фотовывода, а качество оттиска. ФНА калибруется по кривой так же, как это делается по прямой при обычной линейной калибровке.

Рассмотрим пример. При линейной калибровке пятое поле серого клина соответствует 2-процентной точке, и, таким образом, для пяти полей клина диапазон растра - от 0 до 2%. Когда же эта 2-процентная точка растискивается в печатной машине до 15%, света от 0 до 15% покрывают пять или меньше ступеней серого клина. При нелинейной калибровке FlexoCal пятая ступень серого клина соответствует 0,4% (это не простое соотношение 5/255, а нелинейное извлечение). 20-я ступень серого клина соответствует 2%, или участки от 0 до 2% на фотоформе будут покрывать 20 ступеней серого клина.

Нелинейная калибровка при растрировании

Когда выполняется компенсация растискивания программными средствами, форма растровой точки не меняется, но меняется уровень серого. Если 50-процентная точка компенсируется до 35-процентной, уровень серого меняется от 128 до 89, что и соответствует 35%. 8-процентная точка (20-я ступень серого клина) компенсируется до 2-процентной (5-я ступень), значит, потеряно 15 из 20 полей серого клина в промежутке между 0 и 8%.

В способе FlexoCal калибровочная кривая применяется в процессе растрирования - в противоположность обычному методу установки уровней серого на нерастрированных участках. Это означает, что 50-процентная точка будет соотвествовать 128-й ступени серого клина, а 8-процентная останется на 20-й. После записи на пленке они превратятся в 35- и 8-процентную точки соотвественно. Ни одна из ступеней серого клина не будет потеряна.

Как сообщает разработчик FlexoCal, нелинейная калибровка позволяет получать прочно закрепленные на форме точки менее 0,5%.

Практические эксперименты

Конечно, все вышесказанное нуждается в подтверждении на практике, то есть в печати. В этом плане интерес представляют тесты, проведенные компанией Asahi Photoproducts (APP). Эта компания производит фотополимерные формы - как аналоговые, так и цифровые, поэтому «особой заинтересованности» в результатах эксперимента у нее быть не может.

Суть эксперимента состояла в следующем: одинаковые тестовые изображения были отпечатаны с цифровых маскированных форм DHD, экспонированных на лазерном устройстве, и с обычных аналоговых форм AFP через негативы, изготовленные по способу FlexoCal. Тесты были отпечатаны с тех и других форм в совершенно одинаковых условиях. Результаты в виде оттисков на самоклеящейся бумаге предоставлены редакции.


Слева - оттиск с аналоговой формы, справа - с цифровой

В качестве тест-объектов, показывающих возможности фотовывода, изготовления форм и печати, выбраны четыре изображения: два - с относительно светлыми тонами и два с темными, два с высоким контрастом и два - с низким. Рассмотрим полученные результаты.

Тарелка с едой: белый фарфор, белая скатерть, светлое мясо и насыщенный красный цвет. Для того, чтобы света оставались чистыми и яркими, нужно минимальное количество растровых точек. В то же время насыщенная часть изображения не должна сливаться и давать слишком темный зеленый цвет. Чистый и аппетитный розовый цвет мяса должен обеспечиваться верной долей голубой краски для предотвращения «сырого» вида. На этом изображении критичны расположение точек и краскоперенос.

Солонка и перечница: насыщенные цвета в тенях резко переходят в совсем светлые участки Человек в каске. Темная картинка с серией разных деталей и оттенков. Отметим четкость проработки деталей на брюках человека, фактуры стены на аоттиске с налоговой формы.

Маленькая девочка. Изображения этого типа на экране монитора в RGB выглядят привлекательно светлыми, четкими и яркими, однако теряют всю свою насыщенность при переводе в CMYK. Такие картинки - идеальный объект для «Гексахрома» и стохастики. Тщательное репродуцирование для минимизации «загрязнения» цветов, хорошо закрепленные точки на форме в высоких светах и возможность печатать чисто и четко - условия для получения ярких и чистых цветов на оттиске.

Отличия между двумя оттисками - с цифровой и аналоговой форм минимальны. Можно отметить одинаково хорошую проработку высоких светов, а вот проработка глубоких теней у аналоговой формы оказалась лучше (брюки человека в каске, фактура стены). Мелкие детали воспроизвелись практически одинаково, а телесные цвета гораздо лучше получились на аналоговой форме. Еда на цифровой форме чуть более яркая, памятные цвета чуть ближе к естественным.

Печать еще одного теста компания АРР осуществила на базе одного из своих крупных клиентов. Цель этого эксперимента - установить наилучшие варианты использования для разных типов флексографских форм: традиционных HD, тех же форм HD, экспонированных по методу FlexoCal, и цифровых форм. Эксперимент показал, что обычные аналоговые формы, полученные с применением способа FlexoCal, могут успешно конкурировать с цифровыми формами.

В эксперименте использовались три различных комплекта форм, с которых в одинаковых условиях были сделаны отпечатки на плоском листовом картоне.

Первый комплект: аналоговые пластины AFP 1,70 HD; обычные негативные фотоформы; экспонирование в копировальной раме с двойной экспозицией.

Второй комплект: аналоговые пластины AFP 1,70 HD; негативные фотоформы FlexoCal; экспонирование в односторонней копировальной раме.

Третий комплект: цифровые фотополимерные формы одного из ведущих производителей.

Оттиски с форм сделаны на скорости 400 м/мин красками фирмы Sicpa с использованием анилоксового вала 260 лин/см. Линиатура растра на печатаемом изображении - 120 лин/дюйм.

Результаты, полученные при изготовлении формы, показали, что увеличение растровых точек на форме, изготовленной с негатива FlexoCal ниже, чем с обычного негатива. Результаты печати: кривые растискивания для форм FlexoCal и цифровых - почти одинаковые. Они очень близки к прямой, а растискивание в среднем на 10% ниже, чем у форм, полученных с обычного негатива. В плане насыщенности цветов оттиски с форм FlexoCal показали весьма хороший результат. Правда, в высоких светах (до 10%) цифровые формы показали несколько лучший результат, но размеры точек на формах FlexoCal более правильные и стабильные. Это означает, что результаты будут более предсказуемыми. Кроме диапазона высоких светов, по выводам специалистов АРР, цифровые формы не показали никаких преимуществ перед аналоговыми, изготовленными с негативов FlexoCal.

Мы рассмотрели один из способов совершенствования обычного, «нецифрового» процесса изготовления флексографских форм. Безусловно, есть и другие способы улучшения качества аналоговых форм. Мы остановились на способе FlexoCal потому, что информационно он проработан гораздо лучше других.

При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные П. П. Мойсоном (P. P. Moyson), специалистом фирмы Asahi Photoproducts, и И. Де Милде (I. De Milde) из компании Artworks Systems, за что автор выражает им свою признательность.

Автор будет благодарен всем, кто имеет какой-либо опыт применения технологии FlexoCal или других способов оптимизации изготовления флексографских форм, за любые сведения и мнения по этому вопросу.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.flexoplus.ru
E-mail:
© 1997-2019 Издательство «Курсив»