Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №5 (31), октябрь 2001


«ГРАДИЕНТЫ ДЛЯ ТИПОГРАФИКИ» Cтраница 4

Конечно, само понятие «баннерный метод» представляет собой достаточно благодатную почту для терминологических споров. Так у отечественных граверов до сих пор в ходу такой старый термин как «бантовка», а некоторые дизайнеры видимо по ассациации с древнекитайскими корнями этого подхода применяют для него не вполне терминологически точное название «да-дзы бао». Постараемся сосредоточиться на содержании данного подхода тем более, что сам плакатный элемент есть фактически не что иное как панель специальной формы.

Нетрудно видеть, что все представленные примеры получены с помощью уже рассматривавшихся действий таких как заливка и обводка. В первых двух строках на панелях напечатаны оконтуренные непрозрачные буквы. В третьем примере буквы заливались и оконтуривались в отдельном слое. Ограничения, связанные с масштабом второго рисунка, заставили для крепления плаката использовать вместо гвоздей шурупы.

Необходимо отметить, что по существу сами по себе приёмы связанные с имитацией надписей на плакатах и даже бантах никогда полностью не исчезали из практики, несмотря на то, что в какое-то время оказывались выведены едва ли не в разряд типографических раритетов и сведены подчас до уровня политипажей. Новую жизнь этим подходам дали компьютерные технология, а также влияние на типодизайн новой малопространственной эстетики связанной с Интернетом. В завершение подраздела приведем два примера, продуцированные такого рода влиянием.

Несмотря на то, что в данном примере для левого концевого элемента баннера использовано достаточно нетрадиционное графическое решение, ассоциации с плакатом остаются незыблемыми, несмотря на заливку, которая не несёт здесь ярко выраженной пластической нагрузки.

Следующий пример, в котором из принципиальных соображений были сохранены ранее использованные шрифт и близкая цветовая гамма, воспринимается уже по-другому.

2.4. Градиентные заливки на инициальных элементах и политипажах

Большинству практиков издательского дела не надо доказывать, что несмотря на всем известные успехи современной российской полиграфии существуют аспекты, рассмотрение которых обязывает к критике. Одним из таких аспектов является вопрос об использовании инициальных элементов (буквиц). Несмотря на то, что основные пожелания здесь могут быть отнесены к практике книжной печати, какого-либо благополучия в этом вопросе не наблюдается и в периодических изданиях. Характерной особенностью ситуации является то, что, с одной стороны, необходимость улучшения ситуации не оспаривает по существу никто, но с другой — никакого улучшения ситуации фактически не наблюдается. Чаще всего при этом в качестве главной причины указывается на стоимость разработки инициальных элементов.

Ссылка на стоимостные причины сама по себе не может считаться исчерпывающим объяснением, тем более, что существенная экономия может быть достигнута при разработке набора буквиц в рамках разработки единого стиля для таких например, издательских проектов, как книжная серия. Вполне уместно в этой связи принять во внимание и технологический фактор. В самом деле, при использовании традиционной технологической цепочки: рисунок на ватмане — сканирование — доводка в Adobe Photoshop, трудно рассчитывать на стоимости приемлемые для неэксклюзивных изданий.

В этой связи организация разработок изначально на базе векторной графики с использованием градиентных заливок могло бы стать средством, с помощью которого можно существенно улучшить декор инициальных элементов, при достаточно скромных затратах на разработку, тем более, что даже базируясь на возможностях традиционного книжного черно-белого растра можно получить весьма выразительные решения.

Приведем несколько примеров реализации такого подхода.

В дополнение к рассмотренным примерам, заметим, что в качестве инициальных элементов вполне могли быть использованы также и отдельные буквы, из примеров приведенных в разделах. 2.1-2.2.

Рассмотрим примеры несколько более сложных инициальных элементов, в дизайне которых также использованы градиентные заливки.

Перед рассмотрением примеров применения градиентных заливок к декоративным элементам набора, для которых последнее время стал применяться более краткий, собирательный термин — политипажи, необходимо сделать чисто замечание методологического характера. Указанная необходимость связана реально еще существующим стереотипом, согласно которому все элементы набора — это то, что печатают «чёрным по белому».

Современная типографика трактует этот вопрос более широко. Сейчас уже мало кого может удивить использование цвета непосредственно в наборе, например, для выделения текстовых элементов. Более того, такой подход реализуют не только дизайнерыноваторы, хотя сама история книжного дела дает примеры таких решений, как в рукописных книгах, так и в лучших книжных памятниках пост-гутенберговской эпохи.

Указанные обстоятельства позволяют считать, что в самом применении пластических приёмов и цвета для декоративных элементов набора, также нет ничего принципиально нового. В этом контексте не только вполне допустимым, но даже и весьма желательным может быть применение к таким элементам градиентных заливок. Естественно, что в этом случае применение градиентных заливок ни в коей степени не может быть самоцелью, а может быть лишь средством решения общей дизайнерской задачи.

С учетом только что высказанной оговорки, необходимо подчеркнуть, что все приведенные далее иллюстрации, ни в коем случае не должны рассматриваться в некоем концептуальном контексте — автор всего лишь пытался подобрать примеры применения заливок к различным декоративным элементам, вплоть до достаточно традиционных типографических образов.



3. Заключительные замечания

В качестве заключительных комментариев автор, базируясь на опыте своей консалтинговой деятельности хотел бы вначале остановиться на некоторых стереотипах негативного характера, связанных и с использованием Adobe Illustrator, и с применением градиентных методов. Следует отметить, что даже несмотря на то, что большинство опытных практиков никогда не солидаризовались с подобного рода критицизмом, представляется целесообразным кратко обсудить эти два тезиса.

Тезис первый чаще всего состоит в утверждении, что «…почти всё, что можно сделать в Adobe Illustrator можно быстрее и легче сделать в пакете Macromedia Free Hand и в Corel Draw…». В целом этот тезис оспаривать не имеет смысла, поскольку автору известно достаточное количество примеров, которые его подтверждают. Однако, невозможно согласиться с тем, что часто на базе таких частных примеров принимается решение в пользу применения только конкурирующих пакетов. Как известно, для того чтобы опровергнуть какое-либо утверждение общего характера, достаточно привести так называемый контрпример. В качестве таких контрпримеров может быть использована, в частности, большую часть графических иллюстраций из данной статьи. В этом можно убедиться на практике, поскольку при попытке воссоздать приведенные в статье примеры с помощью других программных средств нетрудно убедиться, что в целом, во всем круге обсуждавшихся вопросов Adobe Illustrator имеет решающие преимущества.

С только что высказанной мыслью связан и другой тезис. Этот тезис сводится к утверждению, что градиенты — это потенциальный источник проблем для pre-press, поскольку гладко залитая на экране плашка зачастую чревата сюрпризами на выводе в виде хорошо известных «ступенек». Как и в предыдущем случае, в целом этот тезис опровергать не можно, но и не нужно (тем более, что в статье говорилось о типографических объектах, а не о плашках в полосу шириной). Не снимая вполне резонного в этой связи вопроса по поводу того, какую именно плашку и какую конкретно заливку имеют в виду критики, автор пользуется случаем, чтобы в этой связи высказать простой практический совет. Этот совет сводится фактически к рекомендации по возможности не выводить из Adobe Illustrator графику с протяженными заливками, где применены градиенты «не от Adobe». Вместо этого целесообразно, убедившись, что уже подобраны и нужные размеры, и ориентация графики, импортировать эту графику в Adobe Photoshop, а затем уже либо отправлять ее на вывод, либо экспортировать в верстку.

Заканчивая статью, необходимо признать, что вполне естественные ограничения, непосредственно связанные со спецификой любых публикаций в периодике, оставили за рамками рассмотрения ряд достаточно важных и интересных вопросов. К их числу необходимо отнести уже упоминавшийся вопрос о mesh-градиентах. Не переоценивая потенциала методов, связанных с применением mesh-градиентов к типографическим объектам, автор тем не менее надеется вернуться к этому технологически очень важному вопросу в другой публикации. Там же предполагается рассмотреть и композитные варианты градиентных заливок.

Другим вынужденным упущением автора является вопрос о градиентном декорировании в более реалистичной графической ситуации, то есть тогда, когда объем не имитируется (см. п.п. 2.1), а создается, например, на базе имеющихся в 3-х мерной графике подходов. Безусловно, использование таких методик может дать пластически весьма выразительные результаты, однако поскольку сам круг этих вопросов является весьма обширным, то автор выражает в заключение надежду, что ему удастся коснуться этой темы в отдельной публикации.

«ГРАДИЕНТЫ ДЛЯ ТИПОГРАФИКИ» Cтраница 4