Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №5 (31), октябрь 2001


«ГРАДИЕНТЫ ДЛЯ ТИПОГРАФИКИ» Cтраница 3

Рассмотрим несколько применений такого подхода.

Первый пример самый простой. Основная трудоёмкость при его реализации состояла в горизонтальной подгонке размеров геометрических фигур использованных для перекрытия, которые помещались в отдельный слой. После завершения подгонки были выполнены градиентная заливка и обводка. Работа с находящейся в верхнем слое буквенной компонентой при этом могла быть сведена к закраске букв непрозрачным белым цветом и их обводке.

Несмотря на то, что второй пример выглядит довольно эффектно, на него ушло существенно меньше времени, так как все перекрывающие геометрические фигуры одинаковы.

Примерно такие же действия реализовывались и в третьем примере, с той лишь разницей, что заливка делалась не только в перекрывающем ромбе, но и в самих буквах.

В четвертом примере не вполне стандартные действия состояли только в том, чтобы из букв, заключенных в своеобразную рамку из двух концентрических колец сделать подобие кнопок. Дальнейшие действия свелись к подбору градиентной заливки и последующей обводке.

Необходимо отметить, что сами перекрывающие элементы могут вообще говоря не полностью охватывать буквы, а, например, пересекать их. При этом могут быть получены весьма неординарные акцидентные эффекты. Проиллюстрируем этот тезис конкретным примером.

Из представленного рисунка непосредственно следует, что наибольшая трудоёмкость в данном примере приходится на то, чтобы средствами Adobe Illustrator изготовить один концевой элемент и состыковать его контур с горизонтальными направляющими. После того, как с помощью командной кнопки Unit из панели Pathfinder все фрагменты заголовка объединены, реализуются заливка и легкая обводка.

Завершая раздел рассмотрим приёмы основанные на применении различных приёмов фрагментирования букв или камео-панелей в сочетании с градиентными заливками. Простейшим из этих приёмов могут быть полосовые вырезы-просечки: вертикальные, горизонтальные и угловые. Рассмотрим два примера применения этого подхода.

Данный пример, где полые буквы помещены на прямоугольные панели тематически примыкает к предшествующему рассмотрению, а его отличие только в том, что в этих панелях сделаны прорези-просечки. Отметим, что общий подход к созданию таких просечек описывается в любом серьезном учебнике по Adobe Illustrator, и его идея базируется на вычитании контуров. Естественно, что в том случае, если такие операциям приходится прибегать часто, то подыскивается необходимое средство расширения (Plug-In) или разрабатывается соответствующее авторское средство.

В том случае, если дизайнер не упорствует в своей привязанности к гарнитуре Times, а применяет более протяженный шрифтовой материал, то он, как это следует их следующих примеров может добиться достаточно примечательных результатов даже без использования буквенных структур типа Cameo.

Комментируя первый пример поясним, что после того, как в буквах были сделаны просечки ко всем им была применена стандартная линейная заливка Chrome (Хром) в угловом варианте, а затем произведено легкое оконтуривание. Второй пример не имеет принципиальных отличий от первого. Вся разница состоит только в том, что фрагменты рассеченных по горизонтали букв были распределены по слоям, так, что в первый слой попали четные фрагменты, а во второй нечетные. Затем в каждом слое реализовывались заливка и оконтуривание.

Третий пример более сложен. В нем демонстрируется случай применения радиального варианта градиентной заливки. Комментируя этот пример, необходимо признать, что автор не знает с помощью какого из дополнительных модулей (Plug-Ins) может быть достигнут такой эффект. Поэтому в данном примере плоскости букв пришлось дробить вне пакета Adobe Illustrator.

Необходимо отметить, что многие из полученных результатов могли бы быть получены также, при применении стандартного для Adobe Illustrator подхода, связанного с использованием маскирования.

Следует отметить, что ничуть не менее впечатляющие результаты могут быть получены, если использовать более скромные средства. Это может быть проиллюстрировано с помощью следующих двух примеров, последних в этом подразделе.

После рассмотрения предыдущих примеров, связанных с просечкой контуров, есть все основания для того, чтобы, что графику, приведенную в верхней строке не комментировать. Последний из приведенных примеров отличается от своего предшественника фактически только тем, что создавался с использованием двух слоев. При этом в одном слое делались горизонтальные просечки в контурах букв и выполнялись уже хорошо известные действия: заливка, обводка, тень влево. Соответственно второй слой использовался для формирования вставной рамки.

2.3. Панельные заливки и некоторые типографические приёмы

Современные компьютерные технологии могут, реализуя известные мысли о типографическом идеале, высказывавшиеся (уже в зрелом возрасте) Яном Чихольдом, способны дать жизнь многим, подчас полузабытым, типографическим методам и методикам в новое время в новом качестве. В этой секции будет сделана попытка рассмотрения подходов, связанных с применением типографических приёмов, берущих своё начало еще от тех времен, когда тиражируемый текст вырезался на доске, камне (Китай IX-XI века). В последние три века подобные подходы применялись, например, в титульной акциденции. Естественно, что после изобретения строкоотливных машин и распространения связанных с ними и порожденных ими технологий, применение такого рода подходов существенно сократилось.

Рассмотрим в контексте данной статьи ряд возможностей возрождения некоторых методик «старой типографики». Для того, чтобы не провоцировать терминологические споры, далее в этой статье будет использоваться внутренний термин «панельная заливка», в первую очередь для того, чтобы не применять более совремменого но громоздкого понятия, такого как «локализованная фоновая градиентная структура» Самый простой способ пояснить смысл используемого понятия — рассмотреть один конкретный пример.

Этот пример создавался достаточно простыми средствами: была построена панель с внутренней рамкой, внутри которой и была сделана декоративная градиентная заливка. Затем на эту панель был помещен текст.

Специально отметим, что целью предпринятых действий было с одной стороны реализовать пластические эффекты связанные с применением градиентных заливок, а с другой стороны надо было так выбрать шрифт, чтобы вызвать ассоциации с другим пластическим действием — с гравировкой по металлу. Совокупность использованных приемов, несмотря на простоту использованных средств, весьма эффектна, поскольку текст как бы выводится в другую плоскость. Конечно, в данном демонстрационном примере был использован шрифт специальной фреймовой структуры, такой что внутреннюю рамку рисовать не пришлось. Тем не менее сходный, хотя возможно чуточку менее выразительный эффект, мог быть получен, например с применением шрифта типа Palatino.

Не прибегая к подробному анализу исторических корней тех или иных типографических приёмов, нетрудно видеть, что рассматривавшиеся в предыдущей секции примеры связанные с применением камео-подобных букв и только приведенный пример имеют достаточно много общего. Более того камео-подобные типографические структуры фактически можно трактовать как панель с одной буквой. Предоставляемые панельным походом возможности тем не менее имеют свои специфические особенности, а поэтому целесообразно вновь конкретизировать рассмотрение и перейти к обсуждению следующих примеров.

На правой панели набрано слово «Гжель». Для имитации ручного росчерка были подставлены альтернативные начертания заглавной буквы «Г», а также строчных букв «ж» и «ь». Очевидно, что непосредственно к шрифту из-за его малой насыщенности градиентную заливку применять было нецелесообразно, тем не менее желаемый акцидентный эффект достигается, так как заливка сделана по поверхности панели. На правой панели совершенно аналогичным образом также были применены альтернативные начертания. Однако, поскольку в этом случае использован более насыщенный шрифт, то градиентную заливку «под золото» оказалось возможным применить также и к буквам расположенным на панели, а для самой панели использовать другую заливку.

Рассмотрим панели более сложной графической структуры.

Приведенный рисунок содержит два варианта панелей с так называемым классическим «зеркальным» фасетом. Для усиления пластической выразительности на фасочных гранях применены угловые варианты линейной заливки. Все панели различаются не только заливками, то также и тем, что на них применялась обводка разной жирности.

Для повышения декоративного эффекта на панелях могут быть размещены дополнительные элементы.

Последняя панель на которую с использованием заливки «под золото» нанесено слово цирк может служить также и примером того, что панельные дизайнерские приёмы вполне согласуются и с постмодернистским шрифтовым дизайном. Нижеследующая иллюстрация может быть примером того, что рассматриваемый подход совершенно не противоречит также и стилистике «ТЕХНО».

Необходимо отметить, что даже в рубежный период, при переходе от плоской печати к печати ротационной, рудименты панельного декора были сохранены в производных технологиях таких, например, как рамки и декоративные линейки (см., например каталог 1911 года — Г.Бертольд: Словолитня и фабрика медных линеек). Современные компьютерные технологии способны не только дать новую жизнь многим приёмам старой типографики, но позволяют использовать их в новом качестве.

Отталкиваясь от цитировавшегося первоисточника построим соответствующий иллюстративный пример (необходимо подчеркнуть, что автор совершенно сознательно не использовал в нем никаких объемных эффектов).

Несмотря на то, что, как технологии эпохи «hot metall» печати, так и впоследствии конструктивистская эстетика много сделали для примитивизации дизайна линеек, достаточно даже одного, только что приведенного примера для того, чтобы показать что декоративный потенциал этого подхода не исчерпан и безусловно будет еще востребован.

Возвращаясь вновь к вопросу о генезисе отдельных приемов современного дизайна рассмотрим так называемый «баннерный» подход. Как это уже делалось здесь неоднократно, приведем вначале несколько поясняющих примеров.

«ГРАДИЕНТЫ ДЛЯ ТИПОГРАФИКИ» Cтраница 3