Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №5 (31), октябрь 2001

«ГРАДИЕНТЫ ДЛЯ ТИПОГРАФИКИ»

Часть1: Использование готовых заливок



«И видел я как бы стеклянное море,
смешанное с огнем…»


Откр.15,2

 

Мы открываем серию статей, посвященных работе в графических программах. В этот раз речь пойдет о пакете Adobe Illustrator, подробнее - о градиентных заливках применительно к шрифтам. Градиентные заливки и их использование не рассматривались сколько-нибудь подробно в отечественной периодике. К сожалению, обстоятельства сложились так, что в опубликованных монографических источниках, в том числе и в переводных, материал по этим заливкам применительно к типографическим объектам также не нашел своего отражения. Автор данной статьи делает попытку восполнить этот пробел.

С чисто формальной точки зрения применение градиентных методов к типографическим объектам таким, например, как заголовочные элементы, буквицы, политипажи могут быть связаны с периодом, когда издательские процессы стали основываться на компьютерных технологиях. На самом деле полутоновые приемы отделки, например, инициальных элементов, как вполне сформировавшийся приём декорирования может быть найден еще и в рукописных книжных памятниках догутенберговской эпохи. Разумеется эти приемы в той или иной степени продолжали использоваться и в эпоху наборного книгопечатания с тем отличием, что, пришедшие на смену чисто ручным приёмам раскраски, новые «металлические» технологии не могли ни привести к определенной аскетизации применяемых декоративных приемов.

Необходимо тем не менее отметить, что серьёзные технико-экономические предпосылки по действительно широкому применению полного арсенала средств полутонового декорирования в цветной печати возникли по-видимому только в конце 80-х годов. Одним из простейших и вместе с тем пластически очень мощным средством полутонового декорирования являются градиентные заливки.

В настоящее время практически невозможно найти среди средств компьютерной графики программный продукт, с помощью которого было бы невозможно применить создать градиентную заливку на любом типографическом объекте. Однако, всё рассмотрение в настоящей статье будет вестись применительно к программе Adobe Illustrator. Следует также отметить, что несмотря на то, что значительная часть приведенных ниже результатов может быть получена с помощью других средств векторной графики, используемый программный продукт фирмы Adobe был выбран не на основе личных пристрастий автора, а как средство, дающее самые широкие возможности для решения поставленной задачи. Уточним, что почти все примеры статьи получены на базе самой распространенной восьмой версии этого пакета, хотя они могут быть реализованы, разумеется и в последующих версиях.

Автор не считает возможным умолчать о том, что у некоторой части его коллег бытует мнение, что градиентные заливки это слишком элементарное средство, которое более годится для начинающих дизайнеров, и что настоящие результаты можно получить только на базе применения различных методик связанных Blend-переходами. Такого рода мнения по мнению автора не могут быть основанием для полемики, поскольку на речь идет только об инструментальном средстве. В самом деле никому не приходит в голову обсуждать принципиальные недостатки и ограничения такого плотницкого инструмента как топор на том основании, что с его помощью можно дров наломать, поскольку известно, что тем же топором построен например знаменитый на весь мир храм в Кижах. В этой связи абстрагировавшись от дискуссионных аспектов вопроса, тем не менее приходится констатировать, что градиентные заливки и их применение сколь-нибудь подробно не рассматривались в отечественной периодике. К сожалению обстоятельства сложились так, что в опубликованных монографических источниках, в том числе и в переводных, материал по этим заливкам применительно к типографическим объектам также не нашел по существу своего отражения. Автор данной статьей делает попытку восполнить это пробел.

Для того, чтобы объективизировать приведенное в этой статье рассмотрение, именно здесь во вступительной её части, полезно принципиально определиться в вопросах использования градиентных методов и блендинг-переходов. Ни в коем случае не пытаясь полемизировать с приверженцами блендинга, необходимо указать на то, что очень часто применение градиентных методов оказывается более предпочтительным в первую очередь по технико-экономическим причинам, поскольку позволяет получить пластически выразительные результаты на много быстрее, чем при использовании переходов. Вполне уместно также напомнить, что по большому счету данные подходы являются родственными и взаимно дополняют друг друга. Более того, в Adobe Illustrator эти технологии функционально связаны, поскольку градиентные заливки могут быть конвертированы в переходы (при выборе опции Expand из позиции Objects главного меню).

Графический материал, который будет приведен в этой статье не следует рассматривать, как демонстрацию личных пристрастий автора. Эти результаты могут рассматриваться не только как доказательства и так достаточно очевидных технико-экономических достоинств градиентных методов, но должны послужить демонстраций весьма мощных пластических возможностей этих технологий, которые пока еще не полностью востребованы отечественными дизайнерами.

Необходимо отметить, что ограниченный объем журнальной публикации сделал практически невозможным детальное описание и тем более обоснование тех или иных инструментальных действий. К сожалению, ограниченный объем журнальной публикации сделал практически невозможным детальное описание и тем более обоснование тех или иных инструментальных действий.

1. Базовые инструментальные средства

На главной инструментальной панели Adobe Illustrator находятся два основных средства для реализации градиентных заливок (эта панель находится в левой части рисунка)

В восьмом ряду правой колонки находится функциональная кнопка Gradient Tool. С помощью этой кнопки пользователь может самостоя- тельно создать простой градиентный переход в выбранной области.

В нижней части этой же, панели в блоке раскраски находится кнопка фиксации «библиотечного» варианта градиентной заливки для выбранного объекта, которая называется Gradient.

Для конкретного выбора стандартного варианта градиентной заливки мы будем прибегать к каталогу образцов заливки Swatches.

Палитра с помощью которой реализуется выбор нужной заливки помещена в правом нижнем углу приведенного рисунка. Как известно, в стандартную поставку Adobe Illustrator 8/9 входит весьма небольшое число вариантов градиентных заливок. Воспользовавшись тем, что сам этот каталог заливок является пополняемым и это пополнение реализуется достаточно просто, автор ввел туда дополнительные варианты заливок. Уточним здесь, что списочный режим индикации образцов заливки выбран из чисто методических соображений.

Из представленного рисунка видно, что для градиентной заливки выбрана стандартная заливка типа «Радуга» (Rainbow). Характерно, что эта заливка индицируется внутри кнопки Gradient и внутри пиктограммы, которая индицирует выбранный вариант раскраски Fill. Кроме того эта заливка индицируется и в палитре управления градиентом, которая расположена над каталогом заливок. С помощью этого управляющего средства может быть выбран режим заливки: радиальный (Radial) или линейный (Linear). Кроме того эта палитра позволяет реализовать при необходимости установку угла заливки, а также скорректировать сам градиентный переход. Для этого служит специальная линейка управления градиентным переходом, которая расположена в нижней части этой панели.

Подчеркнем, что несмотря на то, что существуют другие более сложные варианты градиентных заливок, охватить этот круг вопросов в одной публикации не представляется возможным. Поэтому результаты данной статьи будут базироваться на использовании заливок именно из этого списка.

2. Градиентное декорирование на типографических объектах

Сначала одно замечание. Типографическая специфика практически всех приводимых далее примеров базируется на достаточно хорошо известном, едва ли не с античных времен, принципе согласно которому пластические эффекты лучше работают на достаточно протяженных пространственных структурах. Из этого, в частности, следует, что любые пластические приёмы декорирования (в том числе и градиентные технологии) могут дать больший акцидентный эффект при их применении к сравнительно протяженным типографическим объектам, естественно, что классический газетный шрифт Times, к такого рода объектам отнести нельзя.

2.1. Некоторые простые примеры применения градиентных заливок.

В качестве задач начального уровня, соответствующих непосредственному применению градиентных заливок к текстовым объектам, рассмотрим три примера. Отметим здесь, что определенное влияние на выбор варианта заливки оказали и выбранные шрифты, и сама семантика набранных текстов.

Первый пример соответствует применению многоцветной радиальной градиентной заливки.

Во втором примере применена многоцветная линейная заливка.

В третьем примере применена несколько более скромная линейная заливка.

Комментируя приведенные иллюстрации необходимо отметить, что хотя все эти примеры выглядят достаточно эффектно для их реализации потребовались всего три простых операции: набор текста, перевод в кривые (Create Outlines) и применение градиентной заливки.

Несмотря на то, что трудоемкость создания этих образцов измеряется в минутах, строго говоря, ни один из них непригоден для сколь-нибудь ответственных рекламных публикаций. Все эти примеры, пусть в разной степени, но требуют работ по их доводке, главная часть из которых сводится к повышению резкости граничных контуров (особенно это касается последнего примера). Несмотря на то, что сейчас почти в каждом pre-press бюро есть сотрудник, который с помощью пакета Adobe Photoshop может справиться с этой задачей, нельзя не признать, что все эти работы обладают реальной трудоёмкостью, а значит могут потребовать от Заказчика определенных расходов. К счастью все эти проблемы достаточно легко снимаются непосредственно в пакете Adobe Illustrator. Большинство практиков прекрасно знает, что для этого применяется достаточно простая операция оконтуривания или, как её еще называют, обводки.

Приведем три примера, каждый из которых без обводки трудно было бы использовать не только в рекламной полиграфии, но даже для оформления Интернет-контента.

Для того чтобы выполнить обводку, в пакете Adobe Illustrator 8 необходимо, зафиксировав позицию Object главного меню, далее последовательно выбрать сначала опцию Path (Контур), а затем развернув меню следующего уровня, выбором опции Offset Path непосредственно установить в одноименном диалоговом окне величину отступа (в пунктах) для обводки. Естественно, что полученный таким образом расширенный контур обводки необходимо убрать с фронтальной позиции с помощью опции Arrange из этого же меню, а затем, выбрав нужный контрастирующий цвет, закрасить.

Необходимо отметить, что в третьем примере обводка делалась неоднократно для полу- чения эффекта дополнительного декорирования.

Продемонстрируем эффективность обводки для более сложных шрифтовых конструкций.

Рассмотрим вначале варианты применения линейных градиентов.

В первом из приведенных примеров применена линейная многоцветная градиентная за- ливка в цветах заливки доминируют «агитационные» оттенки красного цвета, дополнен- ные оттенками бронзы. Направление заливки строго горизонтальное.

Во втором примере применена также многоцветная заливка с радужными оттенками, причем для того, чтобы лучше предать тропическое многоцветье заливка сделана под уг- лом порядка шестидесяти градусов.

Принятое в третьем примере направление заливки привязано к углу наклона шрифта. Эта заливки выбрана для имитации неоновой рекламы с подложкой. Графические осо- бенности выбранного для этого примера шрифтового материала обусловили необходи- мость применения незначительной, едва уловимой (0.2 пункта) обводки.

В следующих трех примерах применены только радиальные градиенты.

В первом примере применена малозаметная обводки. В том случае, если обводка была более энергичной, эффект ярко горящих трубок неоновой рекламы был бы менее выра- женным. Шрифты примененные во втором и третьем примерах сами по себе предназна- чены для создания образов ассоциирующихся с пламенем. Использованные в этих при- мерах радиальные градиентные заливки были применены для того, чтобы акцентировать эти эффекты. Поскольку графика последнего примера имеет более экспрессивный харак- тер, в нем оказалось возможным применить более жесткий вариант обводки.

Обводка может быть применена совместно с другими приёмами, простейшим из которых может считаться так называемая «малая тень». На малых кеглях, с учетом возможного растискивания, такая тень может создать подобие экструзионного эффекта. Данный при- ём достаточно часто применяется, например, в практике малоформатной рекламы, по- скольку имеет минимальную трудоёмкость в реализации.

«ГРАДИЕНТЫ ДЛЯ ТИПОГРАФИКИ» Cтраница 1