Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №7 (27), февраль 2001


Сколько шрифтов нужно для счастья? Cтраница 4

Рукописные и каллиграфические шрифты

Иногда недлинные тексты, особенно если это адрес, приглашение или колонка главного редактора — можно набирать и такими шрифтами. Родовым признаком рукописных и каллиграфических шрифтов является то, что они имитируют начертания, сделанные ширококонечным или остроконечным пером, кистью, шариковой ручкой, фломастером (рис. 18). Строго говоря, это не текстовые шрифты. Однако среди примерно четырех десятков подобных кириллических шрифтов лучше других подходят для использования в качестве текстовых шрифты ITC Цапф Чансери (рис. 19), ITC Флора, гарнитуры Информ и Жихаревская. Нельзя не отметить, что в этой компании явно не хватает каллиграфических шрифтов, имитирующих письмо ширококонечным и остроконечным пером.

Рис. 18. Каллиграфические шрифты (Scripts), имитирующие письмо остроконечным пером. В зависимости от степени нажима можно получить более жирные начертания

Рис. 19. Шрифт ITC Цапф Чансери восходит к каллиграфии ширококонечным пером мастеров итальянского Возрождения XVI в. Дизайнер Г. Цапф (1979), дизайнер кириллической версии В. Ефимов (1993) при участии Г. Барышникова

Подведем итоги

В каменных джунглях наступал вечер. В сгущавшихся сумерках голоса ручных, полудиких и совершенно одичавших шрифтов, подсвеченных неоновыми огнями, звучали особенно явственно. На большом рекламном щите тщетно старались перекричать друг друга ЭдверГотик и Академическая. На вывеске китайского ресторана красовался Проун (рис. 20), а рядом, на сверкающей золотом табличке, кокетливо перебирал свои перья Бенгали. Загадочный гротеск-мутант возвещал: «Машины не ставить!» (рис. 21). Шрифты были всюду, они виднелись в витринах, выстраивались в заголовки вечерних газет, светились в ночном небе.

Рис. 20. Шрифт Проун часто символизирует загадочный Дальний Восток. Разработан по мотивам рисунков шрифта Choose One/Ten. Дизайнер Б. Тэтчер, дизайнер кириллической версии Т. Сафаев (1993)

Рис. 21. Запрещения на парковку обычно пишутся видимым издали гротеском. Очевидно, так кажется страшнее…

— Учитель, я подсчитал, скольких шрифтов не хватает в нашей фауне. Если считать не только виды (гарнитуры), но и подвиды (начертания), то ты перечислил около пятисот текстовых разновидностей! А ведь акцидентных шрифтов должно быть еще больше…

— Подожди, Ученик, это не все. Прежде всего, классификация шрифтов — еще не Истина в последней инстанции. Классификация условна, как любая попытка применить теорию к жизни; она всего лишь помогает соориентироваться в бескрайнем океане шрифтовых форм. Пока теоретики искусства совершенствуют классификацию, художники так и норовят сотворить что-то такое, что в данную классификацию не укладывается. Время от времени им это удается. Образно говоря, шрифты формируют непрерывное пространство, в каждой точке которого может быть построен свой шрифт, в том числе совершенно новый. А это значит, что клиента могут ждать сюрпризы.

Кроме того, латинский шрифтовой дизайн не стоит на месте. Например, в последнее время на Западе принято разрабатывать супергарнитуры, то есть сразу несколько развитых по начертаниям гарнитур, относящихся к различным группам классификации, но согласованных между собой по стилю, размерам, цвету, что позволяет применять их вместе, в одном издании. Среди таких работ можно назвать гарнитуры Демос (антиква) и Праксис (гротеск), ITC Стоун Сериф (антиква) и ITC Стоун Санс (гротеск) (рис. 22), ITC Официна Сериф (брусковый) и ITC Официна Санс (гротеск), многочисленных представителей семейств Тезис, Скала, Ротис, Ле Монд и многих других. В кириллической типографике к этому направлению можно отнести только гарнитуру Кудряшевская энциклопедическая с рубленым начертанием, созданную еще в советские времена, и хорошие кириллические версии шрифтов ITC Официна Сериф и ITC Официна Санс.

Рис. 22. Супергарнитура ITC Stone включает сбалансированные по цвету, пропорциям и стилю гротеск (Sans), антикву (Serif), а также экспериментальный вариант (Informal), каждый в 6 начертаниях. Кроме того, к антикве и гротеску разработаны комплекты фонетических знаков

Мы уже говорили о том, что кириллические гарнитуры часто гораздо менее развиты по начертаниям, чем их латинские двоюродные сестры. На Западе приличная текстовая гарнитура сейчас имеет не менее шести начертаний, которые, как правило, включают несколько вариантов цифр, капитель и альтернативные формы алфавитных знаков. Кроме того, основные начертания гарнитуры теперь часто дополняются специальными титульными версиями. Развитие шрифтового формата OpenType позволяет достаточно просто применять все это в наборе. А у нас только две гарнитуры — Лазурского и ITC Нью Баскервиль — имеют варианты с минускульными цифрами, а капительные знаки есть пока только в одном ITC Нью Баскервиле (рис. 23). В чем причина? У нас одно время считалось, что в кириллическом наборе капитель не нужна, потому что из-за особенностей нашей письменности она слишком похожа на строчные буквы. Тем не менее, выяснилось, что при более развитой типографической культуре капительные знаки все-таки нужны (как и минускульные цифры), хотя, конечно, в кириллице они менее отличаются от строчных, чем в латинице.

Рис. 23. ITC Нью Баскервиль. Классическая переходная антиква на основе рисунков шрифтов Дж. Баскервиля (1757). Дизайнеры Дж. Кваранта, М. Картер (1982), дизайнер кириллической версии Тагир Сафаев (1993). Кириллическая капитель добавлена в 1997 г.

На Западе шрифтовым дизайном более ста лет занимается множество высококвалифицированных (и высокооплачиваемых) художников из десятка самых развитых стран. Поэтому у них так много шрифтов. У нас же история шрифтового дизайна носит, как говорят математики, «кусочно-непрерывный» характер. Она продолжалась лет 15 до революции, лет 30 после войны, затем постепенно стала угасать, почти совсем замерла и оживилась только лет десять назад, на новом компьютерном уровне. При этом, в каждый конкретный момент этой истории, включая и сегодняшний день, число художников, непосредственно занимающихся разработкой кириллических шрифтов, едва ли превышало двадцать человек, а чаще было гораздо меньше. Не говоря уже о прерванных традициях, идеологическом прессе и безумии экономики, что тоже не благоприятствует процессу шрифтового дизайна.

— Так насколько же мы теперь близки к цели?

— Ты увидишь это сам, если учтешь, что у каждого работающего со шрифтами дизайнера должен быть выбор. Пока что он ограничен шрифтом, который отсвечивает на каждом углу, и шрифтом, который использует ближайший конкурент.

— Наверное, было бы бестактно называть «выбором» необходимость выбирать между одним текстовым и одним заголовочным шрифтом. Выбор между одним шрифтом с засечками и одним шрифтом без засечек — тоже скорее насмешка. Мало того, выбор между двумя образцами одного типа — также несерьезно, поскольку, отвергая одного кандидата, мы вынуждены автоматически принять другого, и наоборот. А значит, настоящая свобода выбора начинается с четырех–шести равноценных вариантов, то есть шрифтов примерно одинакового качества — и так для каждой классификационной подгруппы.

— Да, но только не забудь, что число таких потребителей шрифтов, как периодические издания, составляет сотни и тысячи, и каждое из них хотело бы быть непохожим на другие.

— Учитель, о таком количестве шрифтов даже страшно подумать! Сколько же времени нам потребуется?

— Качественная разработка одной гарнитуры с развитым семейством начертаний занимает от двух–трех месяцев до нескольких лет. Например, за последний год фирма «ПараТайп» выпустила 15 новых кириллических гарнитур (44 начертания); 7 гарнитур (29 начертаний) из них являются текстовыми. При таких темпах работы каждый желающий может подсчитать, сколько времени потребуется на пополнение нашей общей шрифтовой библиотеки. Правда, положение может измениться, если потребители начнут относиться к художникам шрифта более благосклонно, станут чаще покупать качественные шрифты и реже обращаться к услугам пиратов. Тогда, может быть, профессия дизайнера шрифта станет более востребованной обществом, больше художников займутся разработкой кириллических шрифтов, и со временем наша шрифтовая ситуация улучшится.

Хотя внутренний голос подсказывает, что даже тогда шрифтов кому-то не будет хватать.