Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №7 (27), февраль 2001


Владимир Ефимов,
арт-директор фирмы «ПараТайп»

Анна Шмелева,
независимый журналист

Сколько шрифтов нужно для счастья?
Часть 2

(Продолжение. Начало см. в «Курсиве №5-00»)




...Oй, как много здесь
всяких разных...

Дискоспектакль по мотивам сказки
Льюиса Кэрролла
«Алиса в Стране Чудес»

Продолжаем печатать заметки опытных орнитологов.
В них читатель найдет классификацию шрифтовой фауны и советы по приручению латинских шрифтов, а также советы по уходу и разведению кириллических экземпляров

В каменных джунглях тихо догорал костер из типографского сушняка. У костра сидели два егеря — Дизайнер и его Ученик (Дизайнер — это не фамилия). Наши герои занимались определением и учетом дичи, прежде всего — текстовых шрифтов. Ученик достал полевой блокнот и погрузился в какие-то подсчеты, беззвучно шевеля губами.

«Пора в дорогу! — сказал Дизайнер. — Места обитания антиквы мы уже осмотрели. Старостильной антиквы мало, при этом голландской и английской почти совсем нет, с переходной антиквой дела обстоят чуть лучше и с бодонеобразными тоже. Но в целом негусто… Посмотрим теперь, как размножаются брусковые, латинские и рубленые. Да и к декоративным и рукописным стоило бы сегодня заглянуть. Если не будем медлить, до темноты успеем».

Ученик Дизайнера залил костер, и егеря отправились в путь.

Брусковые шрифты

Эти шрифты появились в Англии в начале XIX в. и применялись сначала как титульные, но в ХХ в. они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. Обычно в этих шрифтах контраст между основными и дополнительными штрихами небольшой (или его визуально вовсе нет) и мощные прямоугольные засечки. Брусковые шрифты без контраста называются также египетскими, шрифты с небольшим прямым контрастом и засечками, скругленными в месте примыкания, — шрифтами типа Кларендон, шрифты с обратным контрастом — итальянскими. Итальянские шрифты практически не применяются для набора текста, поэтому мы их здесь рассматривать не будем.

Неконтрастные и малоконтрастные
брусковые шрифты

Египетские шрифты (рис. 1) можно разделить на две основные подгруппы: на шрифты, произошедшие от антиквы нового стиля, одноширинные, с эллиптическими овалами (Глифа, Серифа, Хельсериф), и на шрифты, произошедшие от геометрических гротесков, разноширинные, с овалами, близкими к окружности (Бетон, ITC Лубалин Граф, Мемфис, Рокуэлл, Стайми). Правда, в последнее время стали появляться брусковые шрифты на основе антиквы старого стиля или гуманистических гротесков (ITC Официна Сериф, Сесилиа, Силика, Тезис Сериф). Кроме того, сюда же могут быть отнесены малоконтрастные шрифты без скругления засечек: Кандида, Ижиптьен и Штемпель Шэдоу, а также квадратные геометрические шрифты типа Сити.

Рис. 1. Неконтрастные брусковые шрифты (египетские) могут быть одноширинными и разноширинными в зависимости от композиционной основы

Все перечисленное великолепие — это, конечно, латиница. У нас же имеется давно известный советский шрифт Балтика, который представляет собой кириллический вариант шрифта Кандида. Еще есть хорошие кириллические версии гарнитур ITC Официна Сериф и Рокуэлл под псевдонимом Геометрик Слабсериф 712 (рис. 2), кириллическая версия квадратного брускового шрифта Сити под названием Колизеум да версия шрифта ITC Лубалин Граф под названием Луга, выполненная довольно неудачно. Вот и все для текстовых шрифтов.

Рис. 2. Геометрик Слабсериф 712 (Rockwell). Классический египетский шрифт. Дизайнер Ф. Пирпонт (1934), дизайнеры кириллической версии И. Слуцкер, М. Шмавонян (2000)

Больше всего хотелось бы дополнить эту подгруппу качественными кириллическими версиями шрифтов типа Серифа. Впрочем, и остальные виды брусковых шрифтов могли бы быть представлены в кириллице полнее.

Контрастные брусковые шрифты
со скругленными засечками
(типа Кларендон)

Первый шрифт такого типа под названием Кларендон был создан в Англии в середине XIX в. как акцидентный. Он представлял собой антикву нового стиля с усиленными засечками и соединительными штрихами. После изобретения машинного набора подобными шрифтами стали набирать тексты газет, потому что они обеспечивали хорошую читаемость в мелком кегле на плохой газетной бумаге. Позднее на основе шрифтов типа Кларендон специально для газетного набора была разработана группа удобочитаемых шрифтов — Айоник № 5, Корона, Сенчури, Эксцельсиор и др. (рис. 3), а для набора школьных учебников — гарнитура Сенчури Скулбук. В латинице есть и другие подобные шрифты, например, Вольта, Иридиум, Кларион, Конкорд, Эгицио.

Рис. 3. Контрастные брусковые шрифты улучшенной читаемости (Legibility Types) были спроектированы в США в 20-х гг. для набора газет

В кириллической библиотеке есть несколько вариантов Кларендона различного качества. Известные с советских времен гарнитуры Журнальная и Школьная (рис. 4) также относятся к этой подгруппе, являясь переработанными версиями шрифтов Эксцельсиор и Нью Сенчури Скулбук. Кириллическую часть имеют также Эксцельсиор и Сенчури Скулбук фирмы «Линотайп», но они менее удачны. Кроме того, в подгруппу Кларендонов попадают цифровая версия дореволюционной гарнитуры Академическая (кириллический вариант шрифта Сорбонна, который, в свою очередь, был версией шрифта Челтенхэм) и кириллическая версия шрифта ITC Букман.

Рис. 4. Гарнитура Школьная, кириллизированный вариант шрифта Century Schoolbook. Дизайнер М. Бентон (1915–23), кириллическая версия — Е. Царегородцева и др. (1940–61)

Можно сказать, что перед нами первая шрифтовая подгруппа, дела с которой обстоят более или менее благополучно, хотя справедливости ради отметим, что еще несколько приличных вариантов шрифтов Сенчури и Кларендон вовсе не были бы здесь лишними.

Сколько шрифтов нужно для счастья? Cтраница 1