Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №7 (27), февраль 2001


Сколько шрифтов нужно для счастья? Cтраница 2

Шрифты типа «латинских»

Этот термин обозначает шрифты типа антиквы с увеличенными засечками треугольной формы, изобретенные в XIX в. и распространенные в акцидентном наборе в начале ХХ в. Кроме того, к той же подгруппе можно отнести текстовые шрифты псевдоклассической формы, созданные на рубеже XIX–ХХ вв. и почти вышедшие из употребления на Западе. Однако в России до недавнего времени одна из таких гарнитур — Литературная (рис. 6), бывшая Латинская — была самым распространенным текстовым шрифтом. Сюда же стоит включить современные шрифты с треугольными засечками на основе антиквы старого или переходного стилей, например, Вандом, Меридиан, Свифт, Трумп Медиеваль, ITC Чартер (рис. 5).

Рис. 5. Современные шрифты с засечками треугольной формы («латинского» типа) основаны на рисунках антиквы старого и переходного стиля

Рис. 6. Гарнитура Литературная. Разработана в конце 30-х гг. на основе шрифта Латинский Словолитного заведения Бертгольд (С.-Петербург, 1901) кириллизованной версии шрифта Lateinisch фирмы H. Berthold (Berlin, 1899)

В подгруппе «латинских» шрифтов у нас имеется неплохое наследие: гарнитуры Литературная, Квант Антиква (вариант Литературной) и Новая Журнальная —оригинальный шрифт с треугольными засечками. Однако при этом, к сожалению, мы совершенно отстали от моды, не имея ни одной кириллической версии современных шрифтов данного типа.

Рубленые шрифты (гротески)

В англоязычной литературе под словом Grotesque подразумеваются так называемые старые гротески, то есть шрифты без засечек, разработанные в XIX в. Все прочие шрифты без засечек называются Sans Serif (в Англии) и Gothic (в Америке). У нас же под термином «гротески» понимаются любые рубленые, то есть без засечек, шрифты. Это разветвленная классификационная группа, куда кроме старых гротесков входят геометрические гротески, гуманистические гротески, закрытые неогротески периода 60-х гг. XX в., шрифты с едва наметившимися засечками, но все же больше напоминающие гротески (так называемые Glyphic), и разнородная группа шрифтов без засечек современной разработки, которые не входят в основные подгруппы гротесков.

Казалось бы, разработать рубленый шрифт проще, чем антикву, поскольку совокупная длина контура всех знаков шрифта для гротеска меньше, чем для антиквы, из-за отсутствия засечек. Однако как раз благодаря своей ясности и лаконичности гротеск требует повышенного внимания со стороны проектировщика. Любые неправильности формы в гротеске гораздо виднее, чем в антикве, поскольку из-за отсутствия засечек, капель и других дополнительных элементов знаки легче воспринимаются глазом.

Старые гротески

Это одноширинные закрытые или полузакрытые шрифты без засечек с эллиптическими овалами, впервые появившиеся в Англии в 1816 г. Их знаки отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Первоначально эти гротески применялись лишь для акцидентного набора и рубрикации, но на рубеже XIX–ХХ вв. их стали использовать для набора текстов. Примеры таких шрифтов — Акциденц-Гротеск, Белл Готик, Гермес, Гротеск 216, Ньюс Готик, Франклин Готик и так далее (рис. 7).

Рис. 7. Старые гротески обычно малоконтрастны, одноширинны и имеют полузакрытую структуру

Кириллические версии разработаны для гротесков Белл Готик, ITC Франклин Готик (рис. 8), Ньюс Готик (его кириллическая разновидность называется НьюсПейпер). Есть также дореволюционный гротеск Гермес и шрифты советского периода — Кудряшевская энциклопедическая рубленая и Букварная. Вместе с тем в подгруппе явно не хватает кириллических версий такого важного шрифта, как Акциденц-Гротеск, и шрифтов на основе текстовых гротесков XIX в.

Рис. 8. Гарнитура ITC Франклин Готик, дизайнер В. Карузо (1980). Разработка, на основе рисунков шрифта Franklin Gothic дизайнера М. Бентона (1904–13). Дизайнеры кириллической версии И. Слуцкер, Т. Лыскова (1995)

Геометрические гротески

Авангард Готик, Кабель, Футура представляют у нас геометрические гротески. Их характерные упрощенные формы на основе квадрата, окружности и равностороннего треугольника — достижение германского конструктивизма 30-х гг. ХХ в., получившее затем широчайшее распространение в мире. Геометрические гротески — рубленые неконтрастные шрифты; их знаки могут быть как открытыми, так и закрытыми, но как правило, они разноширинные. В качестве примеров шрифтов этой подгруппы следует также назвать Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан («Линотайп»), Эрбар-Гротеск (рис. 9). Кроме того, в подгруппу геометрических гротесков можно включить так называемые квадратные гротески, в которых овалы стремятся к форме квадрата или прямоугольника, например, Банк Готик, Евростайл и Микрограмма, а также имитации рисованных шрифтов русских конструктивистов 20–30 гг. ХХ в., например, Родченко и ITC Машин. Впрочем, последние применяются, главным образом, не для текстов, а для акциденции.

Рис. 9. Геометрические гротески основаны на простых геометрических формах квадрата, круга и треугольника. Это неконтрастные разноширинные шрифты

В кириллической библиотеке существуют четыре начертания шрифта ITC Авангард Готик, хорошие версии гарнитур Банк Готик, ITC Баухауз, ITC Кабель, Футура и ее вариант Футурис (рис. 10); приличные варианты шрифтов Евростайл (Европа) и Микрограмма (Микра), а также еще советский вариант шрифта Эрбар-Гротеск — Журнальная рубленая. Есть также кириллические: Родченко, ITC Машин и ITC Стенберг. Ситуация с геометрическими гротесками в целом неплохая.

Рис. 10. Самый известный геометрический гротеск Футура. Дизайнер П. Реннер (1927), дизайнер кириллической версии В. Ефимов (1991–95)

Тем не менее, кое-чего не хватает и здесь. Нет кириллических версий настоящего (исторического) шрифта Кабель и других латинских геометрических гротесков, например, Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан.

Сколько шрифтов нужно для счастья? Cтраница 2