Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (1), апрель 1996


Требования к монитору для издательских систем Cтраница 3

Цветовые координаты. Чтобы обозначить точку белого цифрами, применяют стандарт CIE и описанную в нем цветовую диаграмму CIExy (рис. 6). В этом стандарте цвет обозначается двумя координатами X и Y во всем цветовом пространстве, воспринимаемом человеческим глазом. Для примера стандартные источники света имеют следующие координаты цвета:

D50 (x=0.34, y=0.35),
D65 (x=0.31, y=0.33).

Рис.6 Стандартные источники света D50 и D65

С цифровым измерением цветовых координат рядовой пользователь практически никогда не встречается, подобная необходимость возникает лишь при желании решить задачу калибровки в общем виде. (Например, при установке цветовой температуры вручную в программе Adobe Photoshop).

Для того, чтобы осознать соотношение между этими тремя способами представления точки белого, можно обратится к рис. 7. На общей диаграмме показаны все три способа представления точки белого*.

Рис.7 Соотношение стандартных источников света, цветовой температуры и координат цветности

Из всего сказанного о точке белого самым важным является то, что при работе с монитором требуется правильная установка этого параметра, соответствующая цвету бумаги и привязке к освещению. Существует даже специальная маркетинговая теория, которая описывает необходимость установки различных значений цветовой температуры источников света при цветоделении в зависимости от типа продукции. Например, если издание предназначено для чтения при стандартном освещении лампами накаливания, устанавливаются одни значения, при чтении на открытом воздухе—другие значения, при люминесцентном освещении третьи и т.д. Учет особенностей этой теории на практике достаточно сложен, поэтому обычно ограничиваются использованием какого-либо стандарта (обычно 5000К). Ниже промоделировано представление одного и того же объекта на экране монитора при разных точках белого. Разница, как можно заметить, налицо. Аналогичную разницу в изображении можно получить, рассматривая одну и ту же иллюстрацию при разных условиях освещения.

Приведенные ниже иллюстрации имитируют процесс просмотра иллюстраций при разных режимах освещения. Цветовые температуры источников света для каждого случая указаны. Кроме того, приложен «образец», в котором при цветоделении дополнительная обработка для имитации условий просмотра не проводилась.С ним можно сравнивать остальные.

Цветовые температуры 3500К и 10000К использованы только для того, чтобы наиболее наглядно показать тенденцию изменения цветопередачи.

Кроме того, существует и обратная зависимость: если обработка изображения проводится при некорректно установленной цветовой температуре монитора, то при печати получается существенный сдвиг в цветопередаче.

Образец

3500 K

5000 K

6500 K

9500 K

10000 K

Итак, каким же образом можно изменять значение точки белого? Это реализуется изменением интенсивности излучения по трем цветовым каналам (красным, синим и зеленым). Физическая реализация может быть различной: от управления графическим адаптером до изменения параметров управляющего сигнала непосредственно внутри монитора. При гамма-функции, равной 1, у большинства мониторов значение цветовой температуры составляет ориентировочно 9300К, за счет этого белый цвет на экране выгладят голубоватым. На рис. 8 схематично показано обеспечение цветовой температуры 5000К за счет существенного уменьшения интенсивности по синему каналу и частично по зеленому. Однако такое уменьшение интенсивности приводит к существенному уменьшению диапазона воспроизводимых цветов.

Рис.8 Установка цветовой температуры монитора

Выходом из этого может быть использование специализированных (причем весьма дорогих) ЭЛТ, изначально ориентированных на цветовую температуру 5000К, или просто смириться с потерей диапазона воспроизводимых цветов, утешаясь тем, что цветовой охват офсетной печати существенно ниже, чем цветовой охват монитора. Пренебрегать же установкой точки белого ни в коем случае нельзя, поскольку в этом случае говорить о какой-либо калибровке монитора вообще бессмысленно.


* Хотя на диаграмме некоторые точки практически совпадают на общей кривой, однако между некоторыми точками есть разница. Например, точное значение цветности источника света D65 на самом деле составляет 6504 К.

Требования к монитору для издательских систем Cтраница 3