Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (1), апрель 1996


Требования к монитору для издательских систем Cтраница 2

Точка белого. Этот параметр описывает так называемый «цвет белого». На первый взгляд, это полный бред: белый он и есть белый. Однако это далеко не так. Белый в данном случае величина относительная и во многом субъективная. По теории аддитивного синтеза цвета1 при смешении 100% базовых цветов получается белый цвет. Однако за счет того, что у каждого монитора имеются свои собственные характеристики (большая нелинейность, отклонения в яркости и контрастности, особенности цветности люминофоров и т.д.), каждый монитор обеспечивает некоторый цвет, который должен считаться белым, но на самом деле этот цвет имеет определенную окраску (чаще всего голубую, иногда розовую или желтоватую). Поскольку тема данной статьи—это использование мониторов для издательских систем, то нас в первую очередь должно интересовать обеспечение монитором такого белого, который принят в полиграфии. В традиционной офсетной печати белым цветом является цвет мелованной бумаги. Следует иметь ввиду, что смотреть на эту бумагу нужно при вполне определенном освещении2.

Причина наиболее типичной ошибки при настройке мониторов состоит в следующем. Когда сравниваются изображения на экране и на полиграфическом оттиске, то их в реальности всегда рассматривают при различном цвете белого. Для обеспечения более или менее сносного совпадения результатов, требуется, с одной стороны, учитывать цветность бумаги при обработке изображений (как это проделать, будет описано далее), а, с другой стороны, рассматривать полиграфический оттиск при нормированном освещении.

Итак, как же количественно описать точку белого для монитора? Существует три метода и, как это ни странно, на практике применяются все три, что порой создает некоторое недопонимание. На самом деле это описание одних и тех же значений различными методами.

Цветовая температура. Этот параметр описывает точку белого как цвет излучения, которое обеспечивает абсолютно черное тело3, нагретое до определенной температуры. Температура нагревания измеряется в Кельвинах (обозначается «К»)4.

При нагревании до определенной температуры абсолютно черное тело порождает излучение определенного цвета, причем для абсолютно черного тела цветность излучения определяется только температурой. Это и позволяет измерять цвет излучения в единицах температуры.

Применительно к цветам монитора существуют следующие средние значения цветовой температуры: 3500К — красновато-розовый, 4100К — желтый, 6500К — нейтральный, 9500К — голубой. Причем последняя цифра ориентировочно обозначает цветовое значение точки белого большинства серийных мониторов.

Стандартный источник света. Цветовые значения монитора иногда определяют в термине «стандартный источник света». Для измерения используется стандарт CIE, в котором описаны источники света D50 и D65. Для монитора это означает такой цвет излучения, который обеспечивают стандартные источники света D50 и D65.

Авторская справка
Стандартизованные источники света

В различной специальной литературе встречается достаточно много упоминаний о стандартных источниках света. При этом зачастую упоминается только их название или обозначение. И далеко не во всей литературе приводится описание этих источников. Поскольку в статье о мониторах существует несколько ссылок на типы источников света, кажется естественным дать краткое описание каждого из них и даже некоторые рекомендации по их применению.

3500К—Люминесцентный источник света

    Этот источник света описывает характеристики «теплой белой» люминесцентной лампы. В нашей стране в быту подобные лампы применяются редко, по цветовой характеристике они аналогичны ярким желтым лампам уличного освещения (последние несколько лет активно используются в Москве при освещении автомагистралей). Оттиски при воздействии подобного излучения выглядят желто-зелеными. Использование для просмотра оттисков таких источников света абсолютно неприемлемо, и соответственно калибровать монитор на такую цветовую температуру имеет смысл только для каких-либо специальных задач.

4100К—Холодный белый

    Этот источник света определяется стандартными люминесцентными лампами. На момент своего появления эти лампы обеспечивали существенно лучшие режимы просмотра оттисков и были гораздо ближе по спектральному составу к дневному свету, чем применявшиеся ранее лампы накаливания. В связи с этим они стали активно применяться в просмотровых устройствах. Со временем были вытеснены более совершенными источниками света. Однако этот стандарт имеет смысл и сейчас и может использоваться. Возможна, например, калибровка монитора на эту цветовую температуру, если подготавливаемое издание предназначено для чтения и просмотра при люминесцентных лампах.

D50—Стандартный белый

    Наиболее часто применяемый источник света для просмотра оттисков в полиграфии. Эти источники света используются в большинстве серийных просмотровых устройств. Источник света очень близок к цветовой температуре 5000К, однако не совпадает полностью.

5500К—«Солнце и небо»

    Промежуточное значение между двумя стандартными белыми (D50 и D65). Название получил из-за того, что его характеристики близки к яркому солнечному свету. Имеет специфическое значение. Иногда может применяться в качестве просмотрового света, особенно если объект каким то образом должен отвечать обоим стандартам белого. Достаточно часто используется как стандарт калибровки монитора.

D65—Стандартный белый

    Это еще один стандарт на источник света с характеристиками «дневного света». Стандартно используется очень часто в отраслях, отличных от полиграфии, в первую очередь в кино и телевидении, в отраслях, так-же очень серьезно работающих с цветом. Калибровать монитор на этот стандарт целесообразно, если обрабатываемые изображения в дальнейшем будут использоваться для просмотра на телевизоре (например, бытовой PhotoCD), или использоваться в видеомонтаже.

7500К—«Северное небо»

    Этот стандарт описывает белый источник света с некотором преобладанием голубого. Такой свет создается при снежной погоде, ясном голубом небе и ярком солнце (отсюда и название). Особого практического смысла этот источник света не имеет, однако его характеристиками обладают некоторые специальные лампы, используемые при фотосъемке, или перекальные лампы сканеров.

9300К—Стандарт монитора Apple 13'' RGB

    Этот стандарт также дань истории. Первый компьютерный монитор, который был стандартизован по параметрам цветовой температуры для работы с графикой, был Apple 13'' RGB. Его цветовая температура (9500К) и стала стандартом для большинства некалиброванных мониторов. Подобная цветовая температура совершенно неприемлема для использования в полиграфии из-за слишком большого преобладания синих тонов. Этим мониторам требуется калибровка. Однако подобная цветовая температура используется при обработке изображений, если это изображение в дальнейшем планируется использовать для просмотра на некалиброванном мониторе.

Некорректировано

    Это значение белого означает неопределенность. Хотя у большинства мониторов некорректированное значение составляет 9300К, это только приблизительная величина, и в реальной жизни она может сильно отличаться от реального значения. Кроме того, некоторые новые модели ЭЛТ, специально ориентированные для работы в полиграфии, имеют совсем другие значения цветовой температуры.


1 Все ЭЛТ используют аддитивный синтез цвета, при котором заданный цвет образуется за счет смешения излучений трех цветов: красного, зеленого и синего.

2 Лучше всего для этого использовать естественный комнатный свет при солнечной погоде или специальные просмотровые устройства с нормированным источником света. Ни в коем случае нельзя использовать лампы накаливания и серийные люминесцентные лампы, поскольку их свет очень далек от нормального естественного.

3 Условная величина, принятая в физике и означающая такое нереальное тело, которое полностью поглощает любое падающее на него световое излучение. Спектр излучения абсолютно черного тела определяется только его температурой.

4 Уильям Томсон (1824–1907) – выдающийся английский физик, президент Лондонского Королевского общества. В 1892 году за научные достижения получил титул барона и фамилию Кельвин (Kelvin).

Требования к монитору для издательских систем Cтраница 2