КАРТОН
Идея или материя

Упаковка - цепочка взаимодействий


Как создать эффектную, привлекающую внимание и в то же время технологичную в производстве упаковку из картона? От качества работы и знаний специалистов, связанных с дизайном, производством и материаловедением, зависит насколько гармонично будет развиваться этот сложный процесс. Чем четче работа отдельных звеньев, тем лучшего результата можно ожидать, однако, многое зависит и от умения сотрудничать, передавать полную информацию, соблюдать оптимальную последовательность как при возникновении концепции упаковки, так и при ее воплощении.

Магдалена Михальска

Желание создать новый, неповторимый образ является толчком, способствующим рождению новаторских эффектов, притягивающих взгляд. Так было в случае картонной упаковки для косметической линии Body Art фирмы Dr Irena Eris, производимой в одной из польских типографий, где в процеcсе печати на пленке был получен особый эффект искрящихся частиц пигмента
Независимо от того, заинтересованы ли мы в производстве упаковки для продукта больших или малых габаритов, сложной или простой конструкции, из обычных материалов или новаторских и нестандартных, мы всегда имеем дело с клиентом, который выступает инициатором создания продукта, с группой дизайнеров, которые разрабатывают концепцию упаковки, а также с производителем, задачей которого является воплощение замысла в материальную реальность. Обычно превращению идеи в материю сопутствуют недоразумения и разочарования, которые чаще всего касаются заказчика. Его представления, подкрепляемые визуальной демонстрацией проекта и параллельными достижениями конкурентов, подвергаются болезненным изменениям в процессе создания продукта. Многие из возникающих ситуаций становятся анекдотами, циркулирующими в среде дизайнеров и производственников. Чтобы избежать повторения чужих ошибок, рассмотрим модель всех зве-ньев производственного процесса.

Встреча

Ключом к эффективному сотрудничеству является активное участие всех заинтересованных сторон на каждом этапе создания продукта, а также обмен информацией, связанной с перспективами и возможными опасностями. Необходимо создать коллектив из специалистов в различных областях: дизайна, трехмерного проектирования, материаловедения, колориметрии, а также полиграфических технологий. Чем разнообразнее опыт коллектива, тем интереснее будут результаты его работы и тем меньше неожиданностей появится в процессе производства. Если предположить, что маркетинговая информация о продукте известна в полном объеме, то начальным этапом, инициирующим разработку упаковки, следует считать встречу заказчика с группой дизайнеров. Именно тогда определяются все ожидания, связанные с новым продуктом. Обычно такая встреча завершается кратким отчетом, составляемым проектирующей стороной для представления и утверждения заказчиком. На этом этапе еще возможны видоизменения основных предпосылок и восполнение недостающих сведений. Здесь важна активная роль заказчика в формулировании и передаче всех своих представлений относительно продукта. Роль дизайнера заключается в анализе этих представлений и подготовке проектов, которые должны быть тщательно разработаны не только с визуальной точки зрения, но и с конструктивной, материаловедческой и технологической. Помочь в этом могут специальные программы для проектирования объемных форм (прим. ред.- далее речь идет только о картонной упаковке), а также плоттеры, вырезающие спроектированные модели из материалов, используемых в производстве. Благодаря их использованию еще на этапе макетирования можно обнаружить и исправить недостатки, связанные как с конструкцией упаковки, так и с неправильно выбранной грамматурой картона для нее.

Креативный процесс

Существенную роль в процессе проектирования играют как воображение и навыки проектировщика, так и его постоянно пополняемые знания в области технологий, применяемых в производстве упаковки. Такие знания позволяют объединить творческий подход с решениями, доступными технологии производства. Без творческого подхода и поиска среди уже реализованных решений трудно представить себе некоторые эффекты. Поэтому стоит присматриваться к упаковкам, применяемым в различных отраслях и ценовых диапазонах, чтобы приспосабливать и трансформировать эти решения. Важно применять различные способы и технические приемы по облагораживанию упаковки, сознавая, что они являются одним из элементов рыночной игры, адресованной конкретному потребителю. Это, безусловно, необходимо принимать во внимание, и прежде всего, при оценке проектов заказчика, который обычно рассматривает предложения сквозь призму собственных убеждений и привычек. Тестирование проектов на группах потребителей дает неоценимые рекомендации по модификации продукта, одновременно освобождая дизайнера и заказчика от соб-ственных, часто ошибочных убеждений. Именно у потребителей, чаще всего, следует искать ответы, касающиеся восприятия проекта, полезности применяемых конструктивных решений, ассоциаций, связанных с подбором цвета и фактуры.

Консультации с производителем

На этапе планирования решения, связанного с технологией и материалами, необходимо проконсультироваться с производителем данного вида упаковки. Его знания и опыт должны поддержать создание упаковки еще на стадии проектирования. Это по-зволит оптимально выбрать или проверить технику изготовления упаковки, сопоставить предполагаемый бюджет с реальными затратами на изготовление. Благодаря этому, появится возможность принять альтернативное решение или гибко подойти к применяемым технологиям. Контакты и консультации проектировщиков с производственниками должны основываться на личных встречах, во время которых обсуждается общая концепция вместе с предложениями, относящимися к материалам и облагораживанию упаковки. В ходе дискуссии устанавливаются границы, в рамках которых могут действовать дизайнеры и производители. Оговариваются характеристики используемых материалов, красок, лаков, техники и технологий облагораживания, а также других элементов, тесно связанных с изготовлением упаковки. Во время таких консультаций целесообразно присутствие заказчика, чтобы вопросы, вызывающие сомнения или требующие принятия существенных решений, могли быть улажены как можно быстрее. Необходимо детально обсудить возможные проблемы воспроизведения цветов на материалах разного типа, их качестве и процессов, связанных с облагораживанием упаковки, а также с ее финишной обработкой. Итогом этого может стать не только подбор соответствующих материалов и технических приемов изготовления, но и ряд идей, относящихся к созданию специальных эффектов. Это один из важнейших моментов создания новой упаковки. Чем больше детальной информации заинтересованные стороны передадут друг другу, тем эффективнее будет результат их коллективного труда.

Выбор картона

Элементами, которые чаще всего подвергаются изменениям во время работы по внедрению новой упаковки, являются запечатываемый материал (картон, бумага) и краски. Главные причины таких решений - экономические соображения и различия в восприятии цвета. Опыт показывает, что очень часто моментом, вызывающим больше всего спорных вопросов, является выбор картона для производства упаковки. Обычно заказчик соглашается на использование картона более низкого класса, не осознавая связанных с этим решением опасностей. К сожалению, между качеством картона и качеством упаковки имеется прямая связь: нельзя ожидать великолепного эффекта от применения картона экономичного класса, зато можно ожидать более низкой стоимости за единицу упаковки. Очень важно осознать эту зависимость еще на этапе консультаций, а не во время печати тиража. Существенной проблемой является воспроизведение и правильная передача цветов, которая является тем более трудной, что восприятие цвета есть чисто субъективное ощущение. Следует всегда помнить о том, что краски колористических стандартов (например, Pantone Matching System) отпечатанные на двух различных материалах, могут служить лишь приблизительной отправной точкой при подборе и окончательном выборе красок. На разных материалах одна и та же краска будет выглядеть по-разному, более того: одни и те же номера Pantone отличаются между собой в зависимости от изготовителя краски. Необходимо помнить о соответствующем освещении, при котором производится оценка пробных оттисков и отпечатанных листов тиража. «Контрольный» оттиск, который служит образцом для печати тиража, должен быть откалиброван под конкретную печатную машину и определенный материал - не существует такого понятия, как «универсальный образец». После изготовления пробного оттиска, спроектированного по Еврошкале, дизайнеры, представляя его заказчику на утверждение, должны предупреждать о необходимости подгонки файлов под конкретную печатную машину и определенный материал на этапе допечатной подготовки. К сожалению, часто они сами об этом не знают. Большое количество настроек требует от специалистов определенных знаний и опыта. Важным факторм является правильное использование источников информации и осознание существования многих взаимосвязей. Поэтому следует помнить о необходимости сопоставления своих ожиданий с реальностью и об искусстве задавать правильные вопросы людям, которые могут их решить.

Испытание и тестирование

Важно выделить самые трудные этапы, связанные с производством продукции, особо важные с точки зрения заказчика и дизайнера. Большое значение имеет определение способов контроля и приемки печати. В случае изделий, отличающихся сложной технологией производства или новизной, хорошо оправдывает себя проведение технологических проб на машинах при использовании материалов, красок и процессов, которые запланированы для окончательного тиражного производства. Такая проба часто дает ответы на ряд вопросов, касающихся особенностей применяемой технологии. Результат пробной печати можно использовать для создания макета упаковки и его дополнительного тестирования на группе потребителей.

Во время производства основной партии упаковок ключевая роль принадлежит работнику, совершающему формальную приемку тиража, независимо от того, представляет ли он дизайнера или заказчика. Его компетенция должна охватывать проблемы, связанные как с проектированием, так и с производством упаковки. Чем более обширны его знания, тем легче сотрудничество и возможность достижения компромиссных решений, которые часто неизбежны в промышленном производстве.

Все вышеупомянутые этапы создания новой упаковки базируются, прежде всего, на коллективном труде специалистов разных областей. Качество работы и взаимосвязь каждого звена в цепи процессов чрезвычайно важны. Требуется ясно осознавать необходимость подключения к работе многочисленной группы хорошо подготовленных профессионалов в соответствующей очередности. Это гарантирует качество всех элементов системы, из которых, в конце концов, возникает готовая упаковка.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»