на главную
о журнале
содержание
архив номеров
старый архив
подписка
поиск по сайту
наш адрес

Пакет №1
февраль, 2005

Некоторые статьи из журнала Пакет №1-2005

Любовь Карелина Прочное реноме,
или Как не уронить себя в глазах потребителя

Евгения Любешкина Бесплатный - в мышеловке,
а остальной?

Упаковка сыров

Дмитрий Данилов Порядок - двигатель торговли
Современные технологии маркировки продукции

перепечатка
Дизайн и маркетинг
ПРОЧНОЕ РЕНОМЕ,

или Как не уронить себя в глазах потребителя


Даже самый крепкий алкоголь разливается, как правило, в хрупкую стеклянную тару. И производителю приходится решать вопрос бережной транспортировки и удобной переноски своего товара с такой же тщательностью, как и проблему создания адекватного имиджа торговой марки.

Любовь Карелина,
компания «Радиуспак»

Традиционно бумажный пакет служит удобной и красивой упаковкой качественных товаров - парфюмерии и косметики, одежды, обуви, аксессуаров, алкоголя и др. Кроме того, бумажный пакет востребован практически любой компанией, независимо от сферы деятельности, как элемент корпоративного стиля: он становится достойным завершением презентационного набора, полезным раздаточным сувениром на выставке.

Сравнивая бумажный пакет с полиэтиленовым, нужно отметить, что один не уступает по прочности другому, но при этом предоставляет гораздо больше возможностей для оригинальных дизайнерских решений. Прежде всего, это обусловлено выбором материалов. Как уже писалось (см. «Пакет» №5–2004), наиболее распространенный вариант - мелованная бумага или картон с ламинацией. Кроме того, очень популярны пакеты из переплетных материалов, окрашенных в массе (имитлин, эфалин и др.) Возможно также использование крафта - беленого или коричневого - и дизайнерских бумаг.

Пакеты для элитного брэнда «Кауффман», варианты золотой и
серебряный (26,5537,5520,5 см). В оформлении использованы
тиснение фольгой и матовая ламинация

Различные методы нанесения изображения позволяют выбрать оптимальный вариант технологии изготовления пакета в зависимости от дизайна, материала и тиража. Наиболее технологичный метод при средних и крупных тиражах (от 500 шт.) - офсетная печать. С его помощью можно воспроизводить изображения практически любой сложности - растр и тонкие линии, CMYK, заливки фона конкретным цветом. Метод трафаретной печати (ее еще называют шелкографией) оптимален на небольших тиражах (до 500 шт.) и незаменим при работе с цветными материалами. Кроме того, возможно тиснение фольгой, конгрев и выборочное УФ-лакирование.

Так выпьем же за...

Одна из наиболее перспективных областей использования бумажных пакетов сегодня - рынок алкогольной продукции. Они, причем как фирменные, так и для отдельных брэндов, интересны и производителям, и дистрибуторам, и магазинам. Бумажный пакет в данном случае является достойной альтернативой традиционной коробке - он также эстетичен, но при этом более функционален - в нем удобно нести содержимое.

Имея солидный вес в обществе, необходимо постоянно
заботиться о своей репутации, чтобы случайно или по
неосторожности она вдруг не затрещала по швам
Презентационный пакет (50535512 см) для продукции завода
«Балтика» оформлен по принципу минимализма: отсутствует
даже логотип - только элементы фирменного стиля, подчеркнутые
выборочным УФ-лакиро-ванием и конгревом

В бумажном пакете можно предложить покупателю и бочонок пива, и традиционный подарочный набор - бутылка вина плюс коробка конфет. Наиболее распространенные размеры корпоративных пакетов (длина 5 высота 5 ширина) - 24,553559  см, 30540512 см, 45535510 см (то есть больше формата А4). Если пакет служит упаковкой для одной или нескольких бутылок, то в зависимости от их формы и габаритов его размеры могут быть самыми разными. Наиболее стандартные - 8,553658 см, 1054059 см для одной бутылки, 1954059 см для двух и 27540591 см для трех бутылок. В качестве ручек обычно используется шнур, реже делается прорубное отверстие.

Проблемные места бумажного пакета

Вместе с тем, именно алкогольная продукция предъявляет наиболее высокие требования к качеству пакета. Ведь он должен быть не только внешне привлекательным, чтобы выделять продукт, но еще и очень прочным. Нагрузка на дно пакета с алкогольной продукцией будет, конечно, существенно выше, чем, например, с одеждой, а последствия брака скорее всего окажутся необратимыми - причем не только для бутылки хорошего напитка, но и для репутации производителя.

Для оформления этих пакетов использовались фотоизображения и, соответственно, полноцветная печать (CMYK), дополненная глянцевой (а, б) и матовой (в) ламинацией
Серии пакетов, исполненные примерно в одном стиле: используется матовая ламинация и тиснение фольгой, у пакета «Исток» - выборочный УФ-лак. Ручки укреплены люверсами

Проверка на прочность

ЛВЗ «Чебоксарский» предпочел
нестандартное решение -
пакет с вырубной ручкой

Отметим основные проблемы, возникающие при недостаточной прочности бумажного пакета:

  • Прорыв дна. Разрыв в верхней части пакета. Места наибольшей нагрузки в пакетах - верхняя часть и дно. Они требуют обязательного укрепления картоном. В зависимости от веса содержимого плотность картона может быть различной. Картонный подручник располагается по всему верхнему краю пакета и проклеивается по всей длине. Донный вкладыш должен соответствовать размеру пакета и также подклеивается.
    Наибольшие нагрузки возникают в пакетах для одной бутылки, когда вся ее масса приходится на небольшую площадь дна. В этом случае используется специальный крой с дополнительным укрепляющим клапаном.


    Проблемы возникают в результате непрочности конструкции и некачественной склейки. Люверсы (колечки, обрамляющие отверстия для ручек) практически не добавляют прочности, так как они закрепляют материал в направлении, перпендикулярном вектору основной нагрузки. Можно сказать, что это скорей декоративный элемент.

  • Разрыв в средней части пакета случается из-за недостаточной прочности материала на разрыв (см. табл. 1). Очень высокая прочность на разрыв у переплетных материалов (сурбалин, имитлин, эфалин), достаточна она и у крафт-бумаг. Мелованная бумага требует дополнительной ламинации, которая кроме прочности добавит пакету влагостойкости. Ламинация используется и при работе с дизайнерскими бумагами, если это необходимо, но уже с внутренней стороны листа.

  • Образование отверстия на торце пакета. Отверстия на торцах могут возникнуть при недостаточной прочности материала к многократным сгибам. Переплетные материалы и крафт обладают и этим свойством. Мелованная бумага с внешней стороны будет закреплена ламинирующей пленкой и сквозного отверстия не возникнет, однако внутри в этом месте возможны надрывы материала. Если пакет высокий, этот небольшой дефект практически незаметен, а в горизонтальных пакетах с широким торцом может уже расцениваться как брак. В этом случае нужно либо ламинировать мелованную бумагу с двух сторон, либо использовать другой материал.

  • Расклеивание швов. Главная причина проблемы - это, конечно, качество склейки, подразумевающее и выбор оптимальных средств, и профессионализм персонала. По нашим требованиям, клеевые швы должны быть сплошными, без складок и иметь ширину от 5 до
    30 мм. Кроме того, нежелательно использование материала плотностью выше 200 г/м2. В этом случае возможно отслоение верхнего листа в месте пересечения шва склейки с линией сгиба.

  • Выскальзывание шнура из отверстий. Для того чтобы не было проблем с укреплением шнура, его диаметр должен соответствовать пробиваемым отверстиям. В узких пакетах под одну бутылку шнур можно вставить вкруговую, тогда проблем вообще не возникнет.
Пакет (18530518 см) предназначен для целого бочонка пива, поэтому нуждается в особой прочности: подручник и дно укреплены картоном 300 г/м2 и 400 г/м2 соответственно
Пакеты для различных брэндов изготовлены из мелованой бумаги с офсетной печатью: а) - 3,553159,5 см, печать в одну краску, матовая ламинация, люверсы; б) - 11,553057,5 см, заливка фона+две краски, глянцевая ламинация; в) - 1954059 см, печать CMYK, матовая ламинация; г) - 8,553658 см, печать CMYK, глянцевая ламинация, шнур вкруговую; д) - 753557 см, заливка фона+две краски, глянцевая ламинация, шнур вкруговую

В поисках совершенства

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что наиболее серьезные проблемы прочности обусловлены несовершенством конструкций и некачественной склейкой. Прочность готовых изделий из мелованных бумаг и картона с ламинацией, переплетных материалов, крафт-бумаг достаточна для того, чтобы выдержать вес порядка 5 кг. Дополнительное увеличение прочности достигается за счет более плотного картонного подручника и донного вкладыша. Выбирать материалы для пакета следует исходя из дизайна, предполагаемых методов нанесения изображения, тиража и желательной стоимости готового изделия.

Пакеты из крафт-бумаг и переплетных материалов:
а) - имитлин, печать в две краски; б) -коричневый крафт, печать в одну краску;
в) - коричневый крафт, печать CMYK; г) - белый крафт, печать CMYK;
д) - имитлин, тиснение фольгой; е) - эфалин, печать в одну краску

Склейка пакетов осуществляется вручную. Поэтому компания-производитель кроме оборудования для офсетной и трафаретной печати, тиснения, ламинации и вырубки должна иметь штат специально обученных склейщиков. Подтверждением профессионализма является желательное наличие у производителя собственных зарегистрированных ТУ, гарантирующих прочность изделия, и сертификатов - соответствия и гигиенического.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»