на главную
о журнале
содержание
архив номеров
старый архив
подписка
поиск по сайту
наш адрес

Пакет №5
октябрь, 2003

Некоторые статьи из журнала Пакет №5-2003
С ПАКЕТом по магазинам
Максим Мурадьян, Анатолий Бочинский
Оболочки по полочкам
Классификация колбасных оболочек
Людмила Кириллова Красота требует жертв...
от изготовителя

Порядок нанесения информации на упаковку
парфюмерно-косметических изделий
Эркен Кагаров Чайные церемонии
перепечатка
Учет и контроль
Красота требует жертв... от изготовителя

Порядок нанесения информации на упаковку
парфюмерно - косметических изделий


Мы продолжаем разговор о достоверности информации для потребителя, представленной на упаковке, и государственном регулировании данного вопроса. Предмет внимания данной статьи - парфюмерия и косметика. Предыдущий материал см. «Пакет» №2–2003.

Людмила Кириллова,
ведущий специалист отдела информации и PR,
ФГУ «Тест-С.-Петербург»

По данным службы госнадзора ФГУ «Тест-С.-Петербург» примерно половина всех нарушений, выявляемых при инспекционных проверках продукции на производстве и в торговой сети С.-Петербурга и Ленинградской области, составляют несоответствия маркировки продукции законодательно установленным требованиям. Значительная часть нарушений такого рода приходится на парфюмерно-косметические изделия (ПКИ).

Извечное и неистребимое стремление к молодости и красоте, присущее, разумеется, в большей степени прекрасной половине человечества, в наши дни наконец-то получило возможность полной и быстрой реализации. Многочисленные и разнообразные косметические средства: кремы, маски, бальзамы и эмульсии - всего и не перечислишь, обещают нам свежесть, красоту и индивидуальность. Во всяком случае, именно это можно прочесть на тюбиках, баночках и бутылочках, теснящихся на прилавках парфюмерных магазинов.

Нормы и правила

Отметим, что до недавнего времени производители ПКИ, размещая информацию о своем продукте, руководствовались в основном существовавшими нормативными документами на отдельные виды этой продукции. Введение с 1 декабря 2000 г. специального государственного стандарта на парфюмерно-косметические изделия (ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования») способствовало выработке единого, общего подхода к вопросам маркировки ПКИ, обеспечив однозначное понимание правил и терминов всеми участниками рынка: изготовителями, продавцами, контролирующими органами и потребителями. Стандарт распространяется на ПКИ отечественного и зарубежного производства, реализуемые в России как в розничной, так и в оптовой торговле, в системе прямых продаж или распространяемые бесплатно, скажем, на презентациях, при проведении рекламных акций.

Его требования также обязательны для ПКИ, поставляемых в парикмахерские, косметические салоны, другие предприятия, предоставляющие такого рода услуги потребителям. Важно также, что нормы данного государственного стандарта соответствуют «Руководству по косметической продукции», утвержденному Европейским сообществом (ЕС), что в значительной степени способствовало защите российского рынка от наплыва некачественной импортной продукции.

Рис. 1. Пример грамотного оформления упаковки - представлена вся необходимая информация в
соответствии со стандартом: а) отечественная продукция; б) товар зарубежного производства

Документ несколько охладил рекламный пыл производителей и торгующих организаций, обязав их декларировать реальные потребительские свойства и эффективность парфюмерно-косметической продукции. Единообразие в терминологии существенно облегчает работу специалистов по идентификации ПКИ и оценке их качества. А это, учитывая количество фальсифицированных изделий на рынке (по статистике каждое второе - подделка) и уровень фальсификации (известны случаи, когда подделка по своим потребительским свойствам превосходила «легальное» изделие) - сегодня задача наиважнейшая.

Термины и определения

И в самом деле, уже в определении ПКИ, содержащемся в стандарте, заложены некоторые разумные ограничения, позволяющие, например, определить границу между рекламируемыми косметическими и лечебными свойствами данной продукции. По ГОСТ Р 51391-99, парфюмерно-косметическим изделием считается препарат или средство, предназначенное для нанесения на различные части тела с единственной и главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела, и/или защиты или сохранения в хорошем состоянии. Как видите, ни о каком лечении речь не идет (рис. 2).

Определены в стандарте и другие термины и понятия:

  • «наименование» ПКИ - обозначение вида изделия, входящего в группу однородной продукции (зубная паста, духи, лосьон и т. п.);

  • «название» же ПКИ - это словесное обозначение изделия, присвоенного ему изготовителем (например, зубная паста «Новый жемчуг», крем «Леда» и т. п.).
Рис. 2. ПКИ не является лекарством. Если
производитель декларирует лечебные
свойства продукта, это должно
подтверждаться Минздравом

Наименование ПКИ должно конкретно и достоверно характеризовать изделие, позволяя отличать его от других. При наличии отличительных свойств их включают в основное наименование, например: «гель для душа», «тени для век», «пенка для укладки волос» и т. п. Не допускается в наименовании ПКИ указывать, что оно является продукцией типа другой, например, «шампунь типа «Fa», имитация духов «Клима».

Изготовитель несет ответственность за использование в наименовании ПКИ таких терминов как «от перхоти», «увлажняющий», «солнцезащитный», «от морщин», «противокариесная», «изготовлен только из природного сырья» и других, характеризующих потребительские свойства и эффективность изделий. Все указанные свойства и соответствующая эффективность изделия должны быть подтверждены испытаниями, результаты которых позволяют оценить наличие (или отсутствие) заявленных изготовителем свойств и эффективности.

Назначение ПКИ можно не указывать в том случае, если это очевидно: например, мыло туалетное, паста зубная.

Говорите по-русски

В соответствии с общими требованиями ГОСТа, на каждом ПКИ, либо непосредственно рядом с ним, любым из способов: на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше, - должна быть нанесена информация для потребителя на русском языке. По желанию изготовителя, русский текст может быть продублирован текстом на иностранном языке. При этом обязательными условиями являются: достоверность, недвусмысленность, доступность, полнота, наглядность, а также своевременность этой информации.

Рис. 3. Это два различных продукта, но отличить «близнецов» весьма
затруднительно. Тем более, что прочитать что-либо по-русски на
этикетках с обратной стороны невозможно

Информация должна быть однозначно понимаемой, с тем чтобы потребитель не мог:

  • быть введен этими сведениями в заблуждение, а тем более обманут относительно происхождения, свойств, состава, способа применения ПКИ, мер предосторожности и других данных и параметров, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность изделия;

  • принять данное изделие за другое, близкое с ним по внешнему виду или органолептическим показателям (рис. 3).

Состав

Важнейшей частью информации на упаковке являются сведения о составе ПКИ, включая полный перечень ингредиентов, в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия, а также парфюмерных (ароматических) композиций. При этом композицию указывают как единый ингредиент, без раскрытия состава. Весьма распространенное нарушение - несоответствие количественного значения заявленного показателя, например в PH-нейтральном шампуне (по информации на флаконе) концентрация ионов водорода на самом деле соответствует щелочной среде. Или количество вложенного в зубную пасту фтора не только не соответствует указанному на упаковке значению, но и не является достаточным для обеспечения декларируемого производителем противокариесного эффекта.

Как и сколько хранить

Условия хранения приводятся в перечне сведений об изделии, если они требуют специальных условий (пониженной температуры, определенной влажности и т. д.)

Рис. 4. Производитель этого крема
обещает панацею от всех болезней
на веки вечные и недорого. Но
потребитель нынче подкованный,
и чрезмерная реклама может
стать скорее антирекламой

Одним из главных и очевидных показателей для потребителей являются данные о дате изготовления и сроке хранения. Эту информацию читают на упаковке даже самые нетребовательные покупатели. Срок годности ПКИ исчисляется с даты его изготовления. Он может быть указан следующим образом: «Годен до ...(месяц, год)» или «Срок годности ...(месяцев, лет)». В последнем случае обязательно следует указывать «Дату изготовления (месяц, год)».

Важно, что срок годности для конкретного наименования изделия устанавливает сам изготовитель. Отметим, что информация о сроке годности действительно очень важна и часто определяется составом ПКИ. Например, очень распространенные сейчас кремы, содержащие биодобавки, не могут храниться более 6 месяцев, кремы без биодобавок - 1 года.

Расширение ассортимента используемых в арсенале производителей консервантов позволяет увеличить срок хранения изделия до 24 месяцев (рис. 4). Но консерванты снижают питательную ценность крема, и сведения об их наличии потребитель обязательно должен получить, для того чтобы сознательно выбрать крем либо с более длительным сроком хранения, либо более эффективный.

Подтверждения и предостережения

Информация для потребителя на упаковке ПКИ должна также содержать сведения о сертификации (рис. 5). Большая часть этих изделий и сейчас подлежит обязательному подтверждению соответствия. Отсутствие значка соответствия на упаковке, как говорят специалисты госнадзора, чаще всего указывает на то, что изделие фальсифицированное, то есть неэффективное, а в некоторых случаях просто опасное.

Информацию о правильном использовании изделия обязательно следует наносить на упаковку в случае, если у потребителя могут возникнуть затруднения, связанные с тем, как использовать средство по назначению.

Рис. 5. В оформлении данной упаковки
придраться, в общем-то, не к чему, но куда
же подевался знак сертификации?

Предостережения же обязательны в случае, если применение продукта без этой информации (полученной, кстати своевременно) может нанести вред здоровью потребителя или его имуществу или же привести к порче изделия.

Не только об изделии, но и изготовителе

Информация на упаковке ПКИ должна в обязательном порядке содержать сведения о массе, объеме, количестве изделия в упаковке. Это требование необязательно для бесплатных образцов и в случае, если масса менее 5 г или объем менее 5 мл.

На упаковке любой парфюмерно-косметической продукции должен быть указан не только юридический адрес изготовителя, но и местонахождение (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя. Если производитель сам принимает претензии, то указывается только его адрес.

В заключение хочется напомнить читателям журнала, что в соответствии со вступившим в силу 1 июля с. г. Федеральным законом «О техническом регулировании» требования, содержащиеся в государственных стандартах, приобретающих теперь статус национальных, не являются обязательными для исполнения. Исключение составляют требования, обеспечивающие безопасность самого потребителя, его имущества и т. д., а также предотвращающие действия, которые могут вводить потребителя в заблуждение - а это как раз и есть информация для потребителя.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»