на главную
о журнале
содержание
архив номеров
старый архив
подписка
поиск по сайту
наш адрес

Пакет №4
август, 2003

Некоторые статьи из журнала Пакет №4-2003
Александр Амангельдыев Золотой ключик все
двери открывает,

или Тайны упаковки класса «люкс»
Дмитрий Костюхин Деревянный парадокс
Немассовая упаковка
перепечатка
По одежке встречают
Деревянный парадокс

Немассовая упаковка


После эпохи ширпотреба приходит мода на эксклюзив. Каждому хочется иметь, носить, получать в подарок нечто особенное, ни на что не похожее. Но даже самые простые вещи будут выглядеть «супер» в оригинальной, необычной упаковке. А упаковка, в создание которой вложен и ручной труд, становится произведением искусства.

Дерево - уникальный материал, обладающий
не только особой фактурой, но и своим
настроением. Декоративные изделия из дерева
ценились всегда. Теперь оно «нашло себя»
в оригинальной упаковке

Дмитрий Костюхин,
компания «Успех»

Упаковка - это область больших и сверхбольших тиражей. Отрасль-гигант производит в месяц миллионы экземпляров, метров, килограммов... Мы привыкли к определению, что упаковка - это «лицо» товара, но как-то не связываем с ней понятие «индивидуальность». Однако в последнее время в среде упаковщиков все чаще звучит тема элитной, эксклюзивной упаковки, задаются вопросы: нужна ли товару оригинальная упаковка, имеет ли смысл ее производителям тратить время, а заказчикам - деньги? Сегодня уже далеко не все мыслят стереотипами «чем больше я продам, тем больше заработаю» и «как бы поменьше вложить и побольше получить». Продать, как известно, можно меньше, но дороже, а в ином деле отдача и результат бывают такие, ради которых стоит раскошелиться.

Здесь напрашивается сравнение с одеждой - массовой и «от кутюр». Первая - это простота линий и функциональность, последняя - необычная форма, оригинальная отделка, часто ручной труд. В первом случае ставка делается на добротность, во втором - на эмоции.

Оригинальная, нетрадиционная упаковка непременно вызовет положительные эмоции у потребителя. Подарок в такой упаковке поднимет настроение. Она может оказать неоценимую услугу в создании имиджа компании: если подарок партнерам по бизнесу вызовет у них восторг - считайте, что «контракт подписан».

Эксклюзивный материал

Такие материалы, как дерево или фанера сегодня практически перестали использоваться в повседневной массовой упаковке - деревянного ящика, пожалуй, уже нигде и не встретишь. Дорогое в производстве, трудоемкое в обработке дерево заменили более удобные для промышленного изготовления упаковки картон и гофрокартон, пластик. Был момент, когда тара из фанеры и дерева вообще исчезла из поля зрения. Теперь дерево, можно сказать, обретает новую жизнь в упаковке презентационной, элитной. И ценится как раз за редкость и вложенный труд. Идея такой упаковки способна, опираясь на физические свойства материала и технологию, воплотиться в настоящее произведение искусства.

Дерево имеет особую фактуру, которая уже создает декоративный эффект. С деревом можно сделать то, чего не сделаешь ни с каким другим материалом. Это относится и к способам оформления: другому материалу вряд ли подойдет, например, выжигание. Дерево ассоциируется у нас с прочностью, основательностью, солидностью, усиливает ощущение избранности, индивидуальности, изделие становится одухотворенным. Материал этот экологичен и от «прелестей» цивилизованного городского мира возвращает нас к природе.

К шару

В нашем производстве частью технологического цикла является роспись вручную. Мы начинали работать как предприятие народного промысла, изготавливали сувениры в стиле лаковой миниатюры. Но в определенный момент это стало неинтересно - традиционные сувениры продавались на каждом углу. Поиски новых форм вернули нас буквально к колесу. То есть к шару.

Была деревянная елочная игрушка с традиционной, как положено, росписью (Городец, Хохлома, Гжель и др.) А решили сделать шар полым внутри, открывающимся и закрывающимся, чтобы туда можно было положить конфеты или маленький сувенир (сувениры) - диаметр шара, правда, был всего 70 мм. Потом попробовали диаметр увеличить, он стал 130 мм, и теперь в такой шар помещается до 250 г конфет. Хотелось еще увеличить объем, но 130 мм - это максимум, что может позволить толщина липы, которую мы заготавливаем для своих изделий. Сюжеты росписи стали разнообразнее: праздники, народные гуляния.

Новый год и Рождество - традиционно самые почитаемые в нашей стране да и в мире праздники. Нет ничего лучше елки, подарков, домашнего уюта и тепла. Представьте, как уместны в эти дни елочные шары с конфетками и мандаринчиками внутри, при том, что каждый шар - неповторим, он может быть хоть именным, а в каждый пусть Дед Мороз положит индивидуальный подарок или письмо-пожелание лично ребенку. Надежность конструкции (дерево не бьется) гарантирует безопасность, даже если украшать елку шарами возьмутся дети самого младшего возраста.

Однако упаковка-шар не является «сезонным продуктом». В последнее время разрабатывается еще и презентационная тематика: в канву росписи включается логотип компании-заказчика, отражается специфика ее деятельности. Или просто рисуется «композиция на заданную тему». Так, для церемонии чествования команд-победителей одного из детских футбольных турниров были сделаны шары-медали. Их окрасили в цвета трех призовых мест: «золото», «серебро» и «бронзу». Сюжеты с участием всеми любимых героев мультфильмов приобрели еще и футбольные атрибуты. На «золотом» шаре Карлсон в форме судьи вручал Фрекен Бок футбольный мяч, а Малыш готовился играть в одной команде со своей любимой собакой. На шаре, олицетворяющим «серебро», разворачивалась борьба между командами Дяди Федора и Почтальона Печкина. На «бронзовом» - Кот в сапогах с усердием тренировал королевскую команду. Радость, которую такие награды доставили детям, неоценима.

Совсем недавно шар приобрел циферблат, часовой механизм и все атрибуты озорного детского будильника, при этом не утратив функции упаковки. И то ли еще можно придумать, ведь шар - форма уникальная, а фантазии нет предела.

Завертелась карусель

Но ходить по замкнутому кругу нам, конечно, не хотелось. Как раз дело близилось к Новому году, и специально к празднику мы создали подарочный домик-теремок - маленький и большой - из фанеры, расписанной вручную. «Малый домик» вмещает в себя примерно 250 г конфет, «большой» - до 1,5 кг и еще хватит места для небольшой мягкой игрушки. Вроде бы конструкция простая, казалось даже, не слишком оригинальная, но наш теремок, видимо, покорил своей самобытностью. Неожиданно эта упаковка стала очень популярна. О том, что мы не «промахнулись», говорит и победа в конкурсах «Упаковка - Звезда России 2002» и World Star Packaging 2002, на которых домик-теремок удостоился золотых медалей.

Теремок делается из фанеры толщиной 6 мм. Именно такой толщины материал мы стали использовать и в дальнейшем, потому что этот вариант оказался оптимальным по техническим характеристикам и соответствию нагрузкам. А если брать материал большей толщины, изделие будет выглядеть тяжело и громоздко.

Из той же фанеры к следующему Новому году родилась упаковка «Веселая карусель». В соответствии с дизайнерской идеей, данная конструкция должна была объединить в себе праздничную упаковку и забавную игрушку для ребенка. Мы разработали несколько вариантов цветового решения и сюжетной тематики.

Идея понравилась многим, и к нам стали поступать специальные заказы. Для детского спортивного турнира под названием «Лукоморье» была разработана и изготовлена эксклюзивная партия каруселей. Задача состояла в том, чтобы расписать карусель в сказочном стиле, а на месте фигурок расположить героев пушкинского стихотворения «Лукоморье», при этом не забыв разместить логотипы генерального спонсора и устроителей турнира. Мастерам пришлось потрудиться, пытаясь объединить тему бессмертного стихотворения и корпоративную символику, но в итоге получилась очень красочная упаковка, к которой слово «изделие» как-то даже не подходит.

Форма - парадная

Создавая подарочную упаковку, мы вдруг поняли, насколько важно «уловить» форму. Ведь традиционной русской росписью сегодня уже мало кого удивишь, разве только иностранцев. А вот придумать что-нибудь специфическое, необычное и оригинальное для некоего предмета (предметов), предназначенного в подарок, это заманчиво и интересно для обеих сторон - «приходящей» и «принимающей».

Чаще всего в роли подарка выступают кондитерские изделия или алкогольные напитки. Совсем недавно мы разработали подарочную упаковку (также из фанеры) для трех бутылок вина. Оригинальную форму дополняет особенная конструкция, благодаря которой упаковка собирается без единой склейки. Это легко можно сделать непосредственно перед фасовкой бутылок на заводе или же в торговом зале. Транспортируется она в разобранном виде, экономя место в машине.

Такого рода конструкцию можно изготавливать в различных вариантах, в зависимости от формы и количества бутылок. В этом смысле изготовление вручную хорошо тем, что можно «многое себе позволить»: «подправить» конструкцию, изменить форму или размеры отдельных ее элементов, предложить множество вариантов росписи. Получается, что невыполнимых задач практически нет - решение всегда найдется, потому что все возможности в собственных руках и голове. Конечно, работа с фанерой и деревом - процесс трудоемкий и требует времени. Все это не может стоить дешево, но такова особенность эксклюзивной упаковки. Зато эффект, который она производит, рядовым отнюдь не назовешь. Форма упаковки, о которой шла речь, оказалась интересной и без росписи. Но если понадобится оформить - будет и роспись.

Кстати, одно из направлений нашей работы в оформлении тары для алкогольных напитков - это роспись по стеклу. На стеклянной бутылке изображается этикетка или что-то вроде поздравительной открытки, пишутся даже портреты виновников торжества.

Срок «службы» таких изделий увеличивается во много раз. Это уже не столько упаковка, сколько художественное произведение, к тому же эксклюзивное - из рук мастера. Увеличивается и рекламный эффект от такой продукции. Бутылку с рисованной этикеткой в стиле лаковой миниатюры, скорее всего, сразу не выбросят. Она либо будет красоваться под стеклом серванта, либо выполнять функции штофа, украшая праздничный стол. И каждый раз взгляд хозяев и гостей так или иначе скользнет по логотипу завода-изготовителя.

Возвращение

Вообще, интересное явление - в наш век «матриц» и «терминаторов», когда кругом железо, пластмасса и мода на промышленный дизайн, вдруг «срабатывает» обращение к индивидуальности, возвращение к истокам. Людей привлекает неповторимость деревянных изделий, самобытность сюжета.

Такая упаковка несет особое настроение, передает тепло рук мастера-художника. Безусловно, в этой упаковке подкупает еще и тема детства, ведь все мы из него родом. Но не только ребенку она способна доставить радость. «Веселая карусель», врученная на презентации генеральному директору одной из крупнейших нефтяных компаний, вызвала у него настоящий, по-детски искренний восторг.

Согласитесь, оригинальный, стильный, неповторимый подарок, единственный в своем роде не может не выглядеть эффектно на многоликом современном рынке. Упаковка с дополнительными функциями может оказаться полезной в быту или превратиться в занимательную игрушку. А некоторые образцы достойны стать украшением офисного или домашнего интерьера.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»