Событие
IPEX 2006: «цифровизация»

Cамое ожидаемое событие этого года в полиграфии - выставка Ipex 2006 - закончилось. Подведем ее итоги и сравним спредыдущими годами. Напомним, чтоIpex входит в четверку крупнейших полиграфических выставок мира, каждая из которыхпроходит раз в четыре года. А значит, сегодняименно по ней нам судить о состоянии мировойполиграфической индустрии.

Общие впечатления

Первое, что бросилось в глаза, - это несколькосократившиеся площади экспозиции. РаньшеIpex занимал практически все павильоны выставочного комплекса в Бирмингеме, теперь некоторые из них пустовали. Причин этому, на нашвзгляд, несколько. Первая - экономия. Она былавидна и по масштабам выставки, и по мероприятиям на стендах, и по уровню организации праздников и шоу: все совсем не так, как в прошлыегоды. Стало меньше оборудования, которое каждая компания готова была привезти на выставкуи демонстрировать в работе. Особенно это касается тяжелых и дорогих машин, например для рулонной печати. Ограничивались одной секцией,да и то - больше для наглядности: в действии ихпрактически не показывали. Вторая причина тоже связана с рынком. За последние годы произошло большое количество слияний и поглощенийкомпаний. В результате этого число участниковвыставки просто сократилось. Надо учесть и то,что слияния произошли среди крупных и оченькрупных фирм. Каждая из них на выставке занимала по отдельности площади намного большие,чем теперь объединенная компания.Еще одной причиной можно считать спад всейполиграфической отрасли в 2003–04 гг. Большинство компаний в то время отмечали заметное снижение объема продаж и, как следствие, теперьстараются экономить. Кроме того, сегодня в отрасли своего рода «технологическое затишье»: запоследние годы не появилось никаких революционных технологий, которые бы придали рынку динамику. В середине 90-х была цифровая печать, чутьпозже - CtP, в начале 2000-х - JDF и системы управления. Сейчас трудно выделить что-либо подобное.Все сказанное, конечно, не означает, что развитие остановилось. На выставке было много интересных экспонатов, по которым можно проследить изменения на рынке.

Широкоформатная
Sherpa от компании Agfa
Усовершенствованный
CtP Agfa Galileo
Обновленный Palladio II
c проявкой в линию
Новинка линейки CtP от
Agfa: Acento IIs

В первый день выставки нам показалось, что приехало мало посетителей. Павильоны были практически пустыми. Но на второй и третий дни ситуацияизменилась. Из разговоров с участниками выставкимы сделали вывод, что в целом они довольны мероприятием. Во всяком случае, те, кто работал с клиентами из России и стран СНГ. Кстати, прошедший Ipexстал поистине русским. Число посетителей из нашей страны было велико как никогда. Складывалось впечатление, что практически от каждой нашей типографии на эту выставку приехал представитель. И хотя официальных цифр нет, тем не менеенам кажется, что число посетителей из России существенно увеличилось по сравнению с прошлыми годами. Что касается самих посетителей, то у некоторых из них выставка оставила не очень приятныевпечатления, в первую очередь из-за количества икачества представленных экспонатов. Были даже иоткровенно разочарованные этой поездкой.Еще одним косвенным свидетельством некогокризиса отрасли можно считать появление на выставке финансовых и лизинговых компаний с «заманчивыми» предложениями. Раньше им это нетребовалось: полиграфические предприятия сами находили такие фирмы и пользовались их услугами. Теперь, ощутив некоторый спад в отрасли,финансовые компании потянулись к клиенту.Мы тоже готовы согласиться, что выставка былане такой интересной, как прошлый Ipex или drupa.Но здесь нет вины организаторов, наоборот, какнам кажется, они сделали все, что могли. По крайней мере, такого существенного спада, как на выставке Print в Америке, здесь не было.Впрочем, это общие впечатления. На выставкебыло немало интересного и заслуживающего нашего рассказа.Что касается состава экспонентов, то он для Европы вполне типичен: все ведущие мировые компании,естественно, участвовали. Кто сам, кто с помощьюанглийских партнеров. Существенно увеличилосьчисло компаний из Юго-Восточной Азии, в первуюочередь из Китая. В большинстве случаев китайскиекомпании показывали оборудование для отделкиили производства упаковки. Практически на всехмашинах стояли таблички «продано» и координатыевропейских компаний. Так что китайская техника вЕвропе уже востребована.

Допечатные процессы

Основа здесь - системы Computer-to-Plate. Этот рынок сейчас совершенствуется «вширь». Появляютсяновые модели, модификации в разных форматных рядах: «быстрые», бюджетные, высококачественные, автоматизированные, ручные и т. д. И так практически укаждого производителя. Agfa, FujiFilm, Heidelberg,Kodak, Screen - все они представили новые моделиили версии своих CtP. Это позволяет заказчикам подобрать для себя оптимальные устройства - и по качеству, и по производительности, и по цене. Появились и специальные устройства CtP для малоформатных печатных машин (с форматом 52?36 см). Все этоделает рынок зрелым. Сейчас уже очень трудно найтив Европе типографию, в которой бы не было такогоустройства.Разговоры о том, какая технология победит: термальная или фиолетовая, похоже, затихают. Видимо,все смирились с существованием обеих. Есть мнение, что для большого и сверхбольшого форматовприоритетным является термальное экспонирование, а для малого и среднего - фиолетовое. Но сэтим можно поспорить. Есть малоформатные термальные устройства и, наоборот, большие фиолетовые. Так что вопрос остается открытым.

На стенде компании FujiFilm было множество обновленных и полностью
новых систем CtP, а также новые пластины (в том числе беспроцессные)
Heidelberg также предлагает
несколько моделей CtP
Малоформатный CtP
Magnus 400 от Kodak

Появилась новая технология - УФ-экспонирование, илиэкспонирование традиционных аналоговых офсетныхпластин в специальном устройстве. И это совсем не так,как было раньше, когда устройства делались из плоскогодвухкоординатного станка, сподвижной «головой» с УФлампой и системой управляемых микрозеркал (системыBasys-Print). Новые устройствапредставляют собой привычный барабанный CtP, тольковместо термальных лазеров унего ультрафиолетовые. Такую систему представила навыставке швейцарская компания Luescher. Как мы узнали,для экспонирования в ней используются новые фиолетовые лазерные диоды, но у нихудвоена частота. На самом деле, если фиолетовому диоду сдлиной волны, скажем, 400 нмудвоить частоту, то получитсяисточник света с длиной волны 200 нм, что довольно близко к рабочему диапазону аналоговых офсетных пластин.Так что теоретически такое устройство построить не таксложно. По словам сотрудников компании Luescher, оноочень похоже на привычноевсем термальное, отличаетсясколько минут. Если это так, то технологияCtP может вернуться к привычным офсетным пластинам. Поживем - увидим.

Kodak верит в экранную
цветопробу
Автоматический CtP
формата VLF от Kodak
Новый большой CtP
компании Screen
Screen показывал
полностью переделанную
DI машину TruePress 344

Другим интересным сегментом рынкадопечатных процессов являются цветопробы, причем как цифровые на материале, так и «виртуальные» - на экране.Аналоговых проб уже, естественно, нет ив помине. Нишу цветопроб все активнеезанимают неполиграфические компании,например, Epson или Hewlett-Packard, которые выпускают большое количествосамых разных подобных устройств, какмалого, настольного, формата, так и широкого - для печати спусков полос. Качество этих цветопроб достигло промышленного уровня и большинство пользователей устраивает. Недаром ведущие производители допечатного оборудования(в частности Agfa) используют подобныеплоттеры в своей линейке оборудованияи под своей торговой маркой. Впрочем, ипроизводители более традиционных цветопробных устройств тоже продолжаютпредлагать новые улучшенные модели.Так поступили DuPont (Digital Cromalin) иKodak (Aproval). Немало было и виртуальных цветопроб с использованием специально откалиброванных мониторов. Дляних, кстати, предлагаются специальныекалибрующие устройства, которые меняют характеристики монитора в зависимости от внешнего освещения.Самый горячий, на наш взгляд, рынок —струйная широкоформатная печать, правда, не цветопробная, а промышленная. Этоустройства для производства наружнойрекламы и продукции для оформления точек продаж. Здесь новинки показали многие: Agfa, Hewlett-Packard, Luescher и т. д.Причем в большинстве случаев широкоформатная печать теперь используется сУФ-закреплением чернил, что позволяетпечатать на любых полимерных материалах с очень хорошим качеством.

CtP c УФ-экспонированием. Эта принципиальная новинка показана на выставке компанией Luscher Промышленная струйная печать от
компании Hewlett-Packard
Устройство УФ-экспонирования от basysPrint 10-красочная стеккерная Akiyama J-Print

Программное обеспечение

Почему-то этот раздел выставки был чуть лине самым неудачным. Создается впечатление, что в программном секторе полиграфии никакого развития не происходит. Разве что совершенствуются системы управления производством и системы workflow. Нотакой активности, как два года назад на выставке drupa, теперь нет. Даже созданныйспециальный раздел под названием «JDFпарк» получился скорее номинальным. Какнам показалось, особого интереса со стороны посетителей он не вызвал. Что касаетсятаких фирм, как Adobe, Quark и других компаний, которые производят массовые программные продукты для полиграфии, то им,похоже, выставки вообще не очень нужны,поскольку обо всех новых продуктах все заинтересованные люди уже знают и, возможно, даже уже пробовали свободно распространяемые демонстрационные версии. В эпоху интернета для таких компаний маркетинг существенно упрощается.

На стендах производителей MIS было пустовато Линейка CtP компании Escher-Grad
На выставку пришли «поставщики финансов» Компьютеры Apple – лучшая основа для workflow

Печатное оборудование

Без сомнения, это основа всей полиграфии. И в какой-то степени именно по развитию печатной техники можно судить отом, какие тенденции наметились в отрасли. Надо сказать, по выставке существенных изменений в этом сегменте не заметно. Главное направление - «удлинение» машин для проведения как можнобольшего количества технологическихопераций «в линию». Это вполне понятно,поскольку в развитых странах налицотенденция к усложнению продукции. Алюбое усложнение ведет к увеличениюее себестоимости, что недопустимо.Единственный выход - создание печатной техники, которая будет даже оченьсложную продукцию печатать за одинпрогон «в линию».Потому и появляются довольно интересные машины, содержащие нескольколакировальных и грунтовочных модулей(как в начале, так и в конце машины, аиногда и в середине), системы вырубкии высечки прямо на печатной машине имногое другое.Пожалуй, самым интересным решениемздесь следует считать секцию тисненияфольгой «в линию». Подобные устройствапредставили как минимум две компании(Heidelberg и MAN Roland), причем у последней - даже двусторонняя секция.Для установки на печатные машины применяются механизмы так называемого«холодного», тиснения в котором используется специальный быстроотверждаемый клей, наносимый на оттиск и приклеивающий фольгу в заданное место. Видимо,подобные машины будут массово поставляться. Для компаний, которые выпускаютпродукцию с тиснением, это находка.Постепенно исчезают одно- и двухкрасочные машины (это было заметноуже на drupa). Их на выставке было мало,а новинок, как нам кажется, не было вовсе. Даже такие специалисты по малыммашинам, как Ryobi или Hamada, показывали длинные машины, причем Ryobi начала активно заниматься увеличениемформата печати: если ранее для нее главным рынком были машины формата52?36 см, то теперь, похоже, ставку в компании делают на полулистный формат.Что касается длины машин, то конфигурация 5+5 стала уже практически стандартом. Что поделаешь, для очень большогочисла продукции на рынке теперь требуется именно такое оборудование.

Малоформатные машины теперь тоже длинные Вырубка и высечка в линию прямо на машине
Ролевые машины выставлялись посекционно,
исключительно для обозрения
Heidelberg представил интересные
новинки в послепечатной области
Komori показала много интересных моделей, как новых, так и усовершенствованных, среди которых новая
Spica 29P, SuperPerfector на базе Lithrone серии S, и обновленный 10-красочный полуформатный Lithrone
10-красочный полуформатный Lithrone 10-красочный Speedmaster CD105 уже представлялся
ранее, но теперь это серийный продукт

Помимо триадных красок часто необходимоиспользовать как минимум одну дополнительную (фирменный Pantone или серебро/золото). Печать подобной продукциидемонстрировали все основные игрокирынка (см. фотографии).Что касается рулонных машин, то, какуже было сказано, «вживую» их почти непоказывали. Из имеющейся информациии представленных секций можно сделатьвывод, что на таких машинах продолжается увеличение площади печати. Если ещена drupa самыми большими были 64-страничные рулонные машины, то сейчас можно приобрести 80-страничные и поговаривают о 96-страничных машинах. Это ипонятно - рынок толстых глянцевых журналов активно развивается, а значит, производителям оборудования надо на этоадекватно реагировать. Возможность заодин прогон печатать наибольшее числополос - наиболее эффективный способпроизводства таких изданий.Все совершеннее становятся печатныемашины, идут поиски решений, повышающих эффективность их использования.Растут скорости печати, ведется борьба засокращение объема макулатуры. Например, Heidelberg представил новый красочный аппарат, основанный на использовании анилоксового вала и не требующийсложной регулировки, которой отличаетсяприладка.

Секция «холодного» тиснения
печатной машин Speedmaster
Разработчики уверяют, что с новым красочным аппаратом время приладки заметно сокращается, а число листов,ушедших в макулатуру, сводится к минимуму. Впрочем, похожий аппарат уже используется компанией KБA в течение нескольких лет в машинах Genius и Rapida 74G.В общем, если подводить итоги по этому сектору рынка, можно сказать, что несмотря на кажущийся застой, работа кипит, и главная ее направленность - повышение эффективности изготовлениясложных видов продукции при одновременном снижении ее себестоимости.Что-то непонятное происходит с технологией прямого экспонирования печатных форм прямо в печатной машине. Одни компании объявляют о закрытии этогонаправления, другие, наоборот, начинаютего развивать. К последним следует отнести компанию Presstek, которая, собственно, была ее пионером еще 15 лет назад (на первой машине GTO DI стояли экспонирующие модули от Presstek, эта жефирма производила и материалы). Сейчас компания совместно с Ryobi разработала новую машину того же формата(52?36 см) c технологией прямого экспонирования печатных форм и считает, чтоу этих машин большие перспективы.

Цифровая печать

Именно в этом сегменте сейчас происходит очень бурное развитие. Это и понятно - в борьбу вступили гиганты: Canon,Hewlett-Packard, Kodak, Oce, Xerox, а также близкие к ним Ricoh, Konica-Minolta идр. Лидеры решили, что этот рынок дляних становится одним из самых значимых. По крайней мере, практически всевышеперечисленные компании об этомговорили. Это не могло не дать результатов: качество цифровой печати почти неуступает офсетной, да и сами печатающие устройства совершенствуются.Особенно много внимания на этой выставке уделялось не столько цифровойпечати, сколько превращению цифровоймашины в инструмент активного зарабатывания денег. Для этого машина должнапроизводить не оттиски, а готовую продукцию, которую можно продать клиенту.Поэтому существенно модернизированыотделочные устройства, которые пристыковываются к цифровым печатным машинам. Пожалуй, наиболее в этом преуспели Canon, Hewlett-Packard и Xerox.Особенно интересно, что компании пытаются продвигать свои печатающие устройства не только на массовый рынок(изготовление книг, буклетов, листовок ит. д.), но и на специализированные рынки(например самоклеящиеся этикетки илизащищенная продукция). Появились секции лакирования внутри цифровых машин, позволяющие наносить на цифровые оттиски лак, в том числе выборочный. Лак наносится электрографическимметодом. На первый взгляд, эффект ничем не отличается от хорошего УФ-лакирования.Вообще, все участники цифровогорынка демонстрировали не оборудование, а решения для тех или иных областейполиграфического бизнеса. Впрочем, такой подход наблюдается уже несколькопоследних лет.Еще одно наблюдение - несмотря наактивность гигантов, на этом рынке появляются и новые игроки, причем с довольноинтересными продуктами. Достаточно назвать новую двустороннуюю цветнуюструйную печатную машину формата70?100 см с возможностью печати наобычных полиграфических бумагах сочень хорошим качеством. Такую машинупоказывала мало кому известнаякомпания.Так что рынок продолжаетразвиваться. Впрочем, изменилось само понятие «цифровая полиграфия». Об этом читайтесправку.

Секции холодного тиснения успешно
работали на Roland 700
Секция рулонной машины
Lithoman на стенде MAN
Популярные машины концерна MAN: Roland 500 в 10-красочном
исполнении и компактный 4-красочный Roland 200
Центром внимания на стенде KBA
была 10-красочная Rapida 105
Mitsubishi показал любопытный перфектор
без устройства переворота листа
Новинка от Shinohara - компактный 52 Uno Широкоформатная печать Scitex, теперь от HP

Брошюровочноеи отделочноеоборудование

Как известно, это самый консервативный сектор в полиграфии, гдередко происходит что-то особенное. Но сейчас настало именно это время.Во-первых, производителям отделочногооборудования приходится учитывать тотфакт, что повсеместно внедряется и распространяется стандарт JDF. А именноздесь обеспечить поддержку JDF сложнее всего. Но деваться некуда, и все ведущие компании вынуждены инвестировать немалые средства в разработку этогонаправления.Во-вторых, рынок требует увеличиватьскорости работы брошюровочно-переплетных машин. Скорости печати постоянно растут, а скорости, скажем, вкладочно-швейно-резальных агрегатов уже много лет находятся в пределах 10–12 тыс.циклов/ч. Теперь ситуация меняется. Навыставке были представлены брошюровочно-переплетные линии со скоростьюработы до 18 тыс. Для примера можнопривести новую линию бесшвейногоскрепления компании Kolbus.Отметим и еще одно событие. На рынкеотделочного оборудования вcе активнееначинает работать Heidelberg. Компанияна выставке показала довольно много интересных брошюровочно-переплетныхмашин. Это означает, что для гигантоврынка (Ferag, Kolbus, Muller Martini) жизньосложнится, по крайней мере в России.Ведь раньше любой крупный проект, осуществленный компанией Heidelberg, хорошо дополнялся оборудованием отKolbus или Muller Martini. Теперь, естественно, Heidelberg предпочтет ставить собственную технику.А если к этому добавить еще и появление профессиональной линейки оборудования у таких компаний, как Horizon, то,похоже, стоит ожидать перемен на этомрынке.Еще одной тенденцией сегодняшнегодня можно считать разветвление линеекотделочного оборудования на техникудля традиционной и цифровой (сверхмалотиражной) полиграфии. Теперь эторазные направления и, соответственно,для каждого - свои модели. В прошломномере журнала мы об этом писали, выставка только подтвердила наши наблюдения (см. «Курсив» №1-06, стр. 24).В заключение хочется сказать, что вданном отчете мы не ставили задачурассказать о конкретных новинках,представленных на выставке той илииной компанией. О них многие уже знают от самих производителей, а о некоторых вы можете прочитать в нашей рубрике «Супермаркет». Мы пыталисьвыявить тенденции развития рынка,чтобы дать возможность читателю правильно сориентироваться.

Компания Canon показала множество цветных и черно-белых цифровых машин с отделкой в линию
HP показал множество вариантов
использования машины HP Indigo
Отделка «в линию» - одно из главных
направлений развития у HP
Обновленный Kodak Versamark -
еще быстрее и качественне
Обновленный Kodak Nexpress может
оснащаться секцией лакирования
Xerox акцентировал внимание на областях
применения цифровой печати
«Длинная» машина от компании Ryobi -
шестикрасочный Ryobi 750
Малоформатный Ryobi 520 в 6-красочном
исполнении с секцией лакирования
Новинка Ryobi модель 780 с
увеличенной площадью запечатки
Новая цифровая печатная машина от OCE Presstek DI 52, прямое экспонирование в 52 формате
«Цифровая» отделка от компании Duplo Скоростная линия бесшвейного
скрепления от Kolbus



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»