на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №2
апрель, 2004

Некоторые статьи из журнала Курсив №2-2004
П. Иванов, В. Носов Искусство управлять
О создании систем управления полиграфическим предприятием
Д. Ган Продолжаем линию печати
Как сэкономить на вырубке печатной продукции?
А. Перова Печать каталогов: у нас и за рубежом
Размышления о способах печати каталожной продукции
авторам реклама перепечатка  english version
Что день грядущий нам готовит
Печать каталогов: у нас и за рубежом

Размышления о способах печати каталожной продукции


В России рынка печати каталожной продукции нет. Тем не менее, в нашей стране крупные торговые фирмы активно используют красочные издания для продажи своих товаров. Какие прогнозы можно сделать относительно развития этого сегмента рынка в России и что происходит в мире - читайте в статье.


Анна Перова,
менеджер московского
представительства KBA

Вы не задумывались, почему ведущие производители полиграфического оборудования продолжают разрабатывать рулонные печатные машины все больших страничности и формата и машины глубокой печати все большей ширины, когда в мире снижаются размеры тиражей газет и журналов.

Одна из причин этого - ориентация рулонных машин на печать каталожной продукции. Несмотря на развитие торговли через интернет, продажа по каталогам продолжает развиваться. Вспомните каталоги крупных торговых фирм, которые распространяются по почте или раздаются в магазинах (например, IKEA), или специальные буклеты, предназначенные только для «продажи по почте» (Otto, Quelle, Universal). Появилась даже довольно любопытная новая форма торговли: магазин представляет собой небольшую комнату, в которой лежат каталоги и расположены компьютеры для on-line заказа товара. Буклеты можно уносить домой: спокойно выбрать товар, а затем вернуться, сделать заказ, через 15–20 мин. получить товар, осмотреть и только после этого оплатить.

Каталоги предназначены для демонстрации товаров и обладают особенностями, выделяющими их из общей массы полиграфической продукции:

  • Очень много страниц - их может быть 500 и даже 1000. Причем все цветные, со сложным дизайном.

  • Отпечатать каталог надо за минимальное время. Дело в том, что мода на товары быстро меняется, и есть риск, что к моменту выхода каталога и началу продаж по нему, указанные в нем товары устареют (например, сотовые телефоны).

  • Максимально высокое качество полиграфического исполнения: приобретая вещь по каталогу, покупатель ориентируется по иллюстрациям, не видя товар вживую. Поэтому нужна высокоточная передача цветов и структуры изображенной вещи (например, фактуры ткани).

  • Необходимость работы на тонких бумагах. Для снижения веса многостраничных каталогов их стремятся печатать на специальной очень тонкой бумаге массой около 40–45 г/м2. Что позволяет экономить на стоимости издания и его пересылке по почте.

Рис. 1. Один из агрегатов машины
глубокой печати серии TR

Таким образом, формируются жесткие требования к оборудованию, на котором следует печатать каталоги. Для их производства идеально подходит глубокая печать - в ней нет растра, который мог бы помешать отображению структуры и фактуры материалов*. Глубокая печать позволяет наносить более толстый слой краски и максимально точно передавать оттенки цветов, работать с тонкими бумагами, а также быстро изготавливать заказ, благодаря большой ширине печатного поля. Но есть и существенный недостаток: это самое дорогое печатное оборудование, а также очень затратные, долгие и не всегда экологически чистые допечатные процессы.

Офсетная печать - альтернатива, но не такая производительная (офсетные машины заметно меньше по формату). Наличие розеточной растровой структуры осложняет воспроизведение сложных текстурных объектов. Однако офсетная печать более гибкая и выгодная при меньших тиражах и объемах каталогов (за счет дороговизны формных процессов глубокая печать выгодна при тиражах свыше 200–300 тыс.)

В последнее время для устранения проблем офсетной печати делается очень много. В частности, пытаются уйти от традиционной растровой структуры. Добиться этого можно, например, за счет использования CtP-устройств со стохастическим растром. Другое интересное решение см. в авт. справке.

*Имеется в виду отсутствие растра в традиционном офсетном понимании. На самом деле растр есть - нет классической розеточной структуры, которая мешает воспроизведению структуры материалов.

Рис. 2. Структура акцидентных ротаций в Европе

Достоинство офсетных рулонных машин - в их универсальности: кроме каталогов, на них можно печатать журналы и рекламные проспекты. Поэтому в Россию, скорее всего, первыми придут именно они, и только спустя несколько лет - машины глубокой печати. Да и то, если к тому времени в нашей стране появятся крупные компании, которым нужны каталоги и многотиражные цветные журналы, которые будут печатать в России.

В нашей стране рынок рулонного офсета и машин глубокой печати не развит, а потому дальнейшие рассуждения в статье построены на данных немецких исследователей, которые провели сравнение общемировых тенденций использования разного полиграфического оборудования для рынка рекламной (или акцидентной) рулонной печати.

Рис. 3. Доля машин глубокой печати в мире

Тенденции в Европе

  • Рынок акцидентного рулонного офсета в Европе - это больше чем на половину рынок 16-страничной печати. Сформировался он давно, а машины большей страничности появились недавно. Наблюдается тенденция к все большей ширине машин. Такое оборудование сейчас предлагают многие производители. Есть даже некоторое перепроизводство: мощности растут быстрее, чем спрос на печать. Это порождает интенсивную ценовую борьбу и вытесняющую конкуренцию: количество самостоятельных акцидентных типографий в Европе за последние годы резко уменьшилось.

    К появлению избыточных мощностей на важнейших европейских рынках рулонного офсета привели большие инвестиции в течение прошедших лет. И в последующие годы следует ожидать снижения спроса в Европе на такое оборудование (не более 75–80 установок рулонных журнальных машин в год).

  • Сегодняшняя структура машин наглядно отображает европейский рынок акцидентной печати. Восьмистраничные ротации занимают в Европе более 14% рынка. Доминируют 16-страничные машины (57% рынка). 24-страничные ротации имеют 3,6% рынка (в ближайшие годы эта доля вряд ли изменится). Машины двойного диаметра, среди которых в последние годы наблюдается сильный прирост, составляют в среднем четвертую часть рынка всех ротаций, причем 16% из них - 32-страничные; 7,6% - 48-страничные и менее 1,5% - 64-страничные (рис. 2).

  • Несмотря на то, что ежегодный мировой объем продаж ротаций глубокой печати по всему миру невысокий и составляет всего 10–12 машин в год, этот способ печати покрывает, например, в Германии подавляющее большинство рынка каталогов. Производственная мощность машины глубокой печати класса XXL с максимальной шириной бумажного полотна 3,6 м многократно выше, чем у самой широкой офсетной ротации (за счет большей ширины и более высокой скорости печати).

    Можно выделить три региона, где глубокая печать стала основным способом печати: наибольшее количество таких машин в США - около 460 (54%). Далее следует Европа с 38,5% и Япония с 7%. Остальные машины, особенно с малой шириной бумажного полотна работают, в основном, в Южной Африке и Южной Америке (рис. 3).

  • Любопытен расклад форматного ряда машин по странам. В этом аспекте в 2002 г. лидировала Европа с максимальной средней шириной бумажного полотна 3,5 м. В Северной Америке в 2002 г. средняя ширина полотна составила 3 м; в Японии этот показатель ниже 2 м. Японию с точки зрения этого критерия стоит рассматривать отдельно: почти все типографии глубокой печати располагаются в центральной части Токио, довольно большая часть каталогов в этой стране изготавливается офсетным способом, и ширина бумажного полотна колеблется от 1,3 м до 1,9 м.

Наглядной иллюстрацией рыночных тенденций являются типографии, которые, начиная с 1994 г., делали инвестиции в машины глубокой печати с супершириной бумажного полотна. По всему миру установлено 24 машины глубокой печати с шириной бумажного полотна 3,52 м и больше, из них 21 - в Европе и только три в США.

Рис. 4. Инвестиции в глубокую печать в прошедшие годы

Перспективы развития машин глубокой печати

Исследования показывают, что, с одной стороны, важнейшей чертой будущих ротаций будет все большая ширина бумажного полотна, с другой - на рынке будут востребованы также и ротации со средней шириной бумажного полотна 2,45–2,75 м для сравнительно небольших тиражей. Особенно сильна будет конкуренция между машинами глубокой печати с малой и средней шириной полотна и офсетными машинами, ширина полотна которых увеличивается. Универсальность в надстройке, объединяясь с многочисленными фальцаппаратами для обработки продукции, дает определенную экономическую компенсацию дорогим допечатным процессам глубокой печати. Если допечатный, а возможно, и послепечатный процессы объединить в единую цифровую обработку данных, можно гарантировать быстрое и дешевое производство методом глубокой печати даже небольших тиражей.

Рис. 5. Тенденции в глубокой печати лежат в области машин
с большой и средней шириной бумажного полотна

В России развитие пойдет, вероятно, по другому пути, так как у нас еще не сформирован рынок ротационной печати, а производство каталогов, если и есть, то в зачаточном состоянии. Поэтому появление машин глубокой печати для этих целей в нашей стране вряд ли возможно (производство упаковки не учитывается). Более того, офсетная печать в последнее время заметно догнала глубокую: как по качеству получаемых изделий, так и по производительности.

В заключение надо сказать, что в нашей стране глубокая печать часто ассоциируется с устаревшим, экологически небезопасным и крайне трудоемким способом печати, которым нельзя получать высококачественную продукцию. Но прогресс не стоит на месте и появление новых машин, систем лазерного и электроискрового гравирования цилиндров, новых быстросохнущих водорастворимых красок позволили вывести этот способ печати на иной уровень.

авторская справка

Офсетная печать с повышенной линиатурой растра

Одной из идей по улучшению полиграфического воспроизведения сложных каталожных изображений стала попытка использовать традиционный растр, но более высокой линиатуры. Для этого применили растр с удвоенной линиатурой - 300 лин/дюйм (120 лин/см) вместо привычных 150 лин/дюйм (60 лин/см) в рулонной печати.

Эксперимент несколько неожиданный и рискованный, возможно, ничего и не получится. Однако, все зависит от исполнителя. В нашем случае это была немецкая типография Limburger Ofsetdruck, оснащенная 16-страничными ротациями Compacta 215 в двухэтажном построении. Использование технологии прямого экспонирования форм помогло решить вопрос с получением качественных печатных форм. Некоторые технические особенности печатной машины и специальные ее доработки устранили проблемы высоколиниатурной печати. В частности:

  • технология Minigap (очень узкая прорезь для крепления печатной формы и резинотканевого полотна) на формных и офсетных цилиндрах снижает колебания в печатной секции;

  • высокожесткие декельные полотна с металлической основой способствуют снижению растискивания, столь критичного для высоколиниатурной печати. Жесткое полотно дает возможность для более четкого воспроизведения растровой точки;

  • раздельный привод на каждой секции дает возможность отключения отдельных агрегатов, благодаря этому снижается передача вибрации (особенно от фальцаппарата к печатным секциям);
    n благодаря раздельному приводу выполняется лучшая и более точная регулировка натяжения полотна.

Печать 60-го и 120-го растра производилась одновременно с красочностью 6+6 (для улучшения воспроизведения некоторых иллюстраций применялись дополнительные краски). Что интересно, высоколиниатурный растр позволяет использовать дополнительные краски без специальных ухищрений, поскольку видимого муара при любом наложении не происходит.

Печать 120-м растром немного дороже традиционной печати (на 10–20%). Причина - в более высокой доли макулатуры и в необходимости некоторого снижения скорости работы машины. Несмотря на это, печать 120-м растром открывает новые возможности для обеспечения качества в условиях конкуренции. А более высокое качество, как правило, позволяет получить больше денег от заказчиков.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»