на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №5
сентябрь-октябрь, 2003

Некоторые статьи из журнала Курсив №5-2003
И. Абраменков Офсет + цифра = дружба навеки?
Нужна ли офсетной типографии цифровая печатная машина?
М. Шарифуллин Один нож - хорошо, а три - еще лучше!
Чем трехножевое резальное оборудование
отличается от одноножевого?
А. Амангельдыев Всегда ли полезен спирт?
Высокое качество печати может быть стабильным
авторам реклама перепечатка  english version
Советы постороннему
Офсет + Цифра = дружба навеки?

Нужна ли офсетной типографии цифровая печатная машина?


Цифровая печать считается самостоятельным видом услуг, для предоставления которого специально создаются особые предприятия - «принт-шопы». Однако, как выяснилось, цифровая печатная машина очень удачно встраивается и в традиционную офсетную типографию.

Пора уж работать вместе,
а не во взаимодействии.

Анатолий Куликов,
экс-министр внутренних дел.

Автор выражает благодарность
директору типографии «Астрея-Пресс»
Михаилу Рихиреву за помощь
в подготовке материала.

Илья АБРАМЕНКОВ,
специалист
компании «Терем»

Cпрос на услуги оперативной полиграфии и быстрый рост количества салонов цифровой печати стали причинами частых противопоставлений офсетной и цифровой технологий. Ведущие профильные издания не обошли эту тему стороной, рассмотрев сильные и слабые стороны решений на базе того или иного оборудования.

Такие сравнения показывают консерватизм, свойственный полиграфии как отрасли в целом, и людям, в ней занятым, в частности. Настороженное отношение ко всему новому и глубокое внимание к нюансам - отличие любых высокотехнологичных профессий, где от деталей зависит не только качество конечного результата, но и зачастую вообще какой бы то ни было результат.

Итак, данные технологии не первый год успешно существуют на рынке, поэтому вполне уместно сравнить не их как таковые, а бизнес на их основе. Безусловно, речь идет, главным образом, о рынке коммерческой печати. Именно в этом сегменте полиграфической отрасли обе технологии активно задействованы и проявляют себя с наилучших сторон. Тем более, что относительная стабилизация экономики и грядущие «большие» выборы ощутимо повлияли на увеличение спроса на рекламно-информационные материалы. Вследствии чего наблюдается некоторый дефицит печатных мощностей в указанном секторе рынка.


Представление цифровой машины

Цифровая технология печати за короткий срок своего существования прошла очень насыщенный эволюционный путь. Сегодня она может предложить сопоставимое с офсетом качество печати и низкую себестоимость копии при коротких тиражах. А надежность оборудования стала достаточной, чтобы оно перешло из разряда экзотики в «рядовые» устройства. Традиционная простота всего, что в основе своей способно управляться компьютером, делает эту технологию нетребовательной к ее пользователям: разобраться с настройками растрового процессора для ЦПМ можно за день-два, и дальнейшие действия сводятся к формуле «нажми на кнопку - получишь результат». Гордое звание «печатник» заменяется на обезличенное «оператор», «типография» - на «принт-шоп», и, казалось бы, предсказанное фантастами цифровое будущее можно считать состоявшимся настоящим.

Однако, все ли так просто? Почему наличие на рынке даже таких совершенных цифровых систем, как Xerox iGen3, не способно сколько-нибудь заметно поколебать традиционные офсетные типографии, которые практически не замечают «мышиную возню»? Ответ на этот вопрос очевиден - короткие тиражи (до 200 копий), в количественном выражении преобладающие, составляют около 10% всего объема коммерческой печати. При этом, до сих пор большая их часть продолжает успешно печататься офсетом: прибыль на них хоть и минимальна, но есть.

Естественно, приоритет коротких тиражей, как правило, далек от пожеланий заказчика, а цена - несколько завышена по сравнению с цифровым процессом. Но о конкуренции с офсетом, даже учитывая фактор оперативности выполнения заказа и дополнительных сервисов, предлагаемых цифрой, не стоит и говорить. Какая разница, если цена сопоставима, качество достаточное, а время терпит?

Безусловно, ситуации, при которых оперативность печати или необходимость в персонификации тиража могут сыграть решающую роль, существуют. Но так ли часто они возникают, чтобы говорить о конкуренции именно технологий даже в этих 10% доступного обоим процессам рынка? В данном случае речь идет о конкуренции типографий, а не технологий. Тем более, что требователен к срокам может быть заказчик с тиражом 5 тыс. копий, реализация которого на ЦПМ экономически нецелесообразна. Иными словами, важна гибкость предприятия в целом и его готовность к любым нештатным ситуациям и капризам заказчика. У каждой технологии есть задачи, которые она решить может, а есть, на которые она просто не ориентирована. Заказчику же важен результат, а не то, каким образом он его получит.


Печать типового заказа на
цифровой печатной машине

Очевидно, что преимущество получит то предприятие, которое сможет предложить эффективное решение любой задачи, не заостряя внимания на частных вопросах, будь то сроки или объем тиража. А это возможно только в том случае, если для реализации заказа доступны обе технологии. Проиллюстрируем это на примерах, типичных для коммерческой печати.

Любой владелец типографии - прежде всего человек, зарабатывающий деньги. Оптимизация производственного процесса, повышение его гибкости, снижение себестоимости продукции - очевидные и необходимые действия для достижения успеха типографии как коммерческого предприятия. Офсетное производство - достаточно сложная совокупность технологий, оптимизировать которые подчас нелегко. Сам процесс от макета до получения тиража прост: макет - фотонабор - копировальная рама - офсетная машина. Однако мало кому нужны отпечатанные листы формата, скажем, А3. Значит, обязательно докупается резак, фальцовка, брошюровщик, ламинатор, машина для лакировки, оборудование для скругления углов и т. п., причем зачастую стоимость всего участка послепечати становится сопоставима со стоимостью непосредственно печатной машины. Характерно, что если последняя при нормальном положении вещей всегда загружена и успешно окупается, то любое из послепечатного и финишного оборудования работает не постоянно, существенное время ожидая своей загрузки. Ведь не каждому сразу нужен весь спектр послепечатных услуг. Простои оборудования, наличие узких мест в технологических цепях - первая проблема, влияющая на эффективность бизнеса и свойственная офсетной технологии.

Как ни странно, наличие в офсетной типографии цифрового процесса позволяет эффективно устранить проблему простоев участка послепечати, если не полностью, то во многом нивелировав ее последствия. Коротких тиражей, которые идеально вписываются в возможности цифрового процесса, значительно больше, чем ориентированных на офсет объемных заказов. Благодаря этому, становится все больше обращений к послепечатному оборудованию. При этом, ценообразование на услуги цифровой печати в случае симбиоза с офсетом значительно гибче за счет низкой аренды (10–20 м2 под ЦПМ в офсетной типографии всегда можно найти) и отсутствия в себестоимости амортизации послепечатного оборудования (оно окупается офсетом).

Как мы уже говорили, требовательность к срокам свойственна не только коротким тиражам. Однако, практика показывает, что даже если тираж срочный, быстро сделать обычно нужно только его часть. Например, при подготовке раздаточного рекламного материала к выставке, которая продлится неделю, необходимо 1 тыс. экз. Но в первый день достаточно 50 экз., остальное можно подвезти и позже. Такую задачу невозможно решить средствами какой-то одной технологии: для цифры тираж экономически неэффективен, для офсета узкое место - срок заказа. Имея хотя бы легкую цифровую печатную машину, можно прекрасно справиться с задачей: оперативно и дешево печатается 50 сигнальных экземпляров, позволяющих выиграть лишний день, в течение которого офсетом допечатывается основная часть тиража.

Возможность оперативной печати сигнальных тиражей позволяет поднять уровень сервиса типографии. Любой клиент с удовольствием получит первый оттиск уже через несколько минут после сдачи макета, а удовлетворенность клиентов стоит дорогого.

Эффективность цифровых технологий на коротких тиражах позволяет продлить прайс-лист на полиграфические услуги, начав его с печати одной копии. Есть в этом и еще один плюс маркетингового характера. Более широкий спектр услуг повышает количество «повторных» клиентов, причем зачастую неважно, с каким тиражом он обратился в первый раз. Главное, что он знает: здесь «могут все». Для такой типографии при грамотной политике информирования постоянных клиентов не возникает проблемы набора «стартового» пакета заказов на ЦПМ - он собирается автоматически за счет «коротких» заказов постоянных клиентов.

Показателен пример одной из типографий, недавно дооснастившей развитое офсетное производство цифровым печатным процессом на базе ЦПМ Xerox DC-12 LP. Одна из причин такого шага - возможность снять с офсета нетехнологичные тиражи (до 200 отт.) До приобретения ЦПМ потери на выполнении подобных заказов составляли порядка 300–350 долл. на каждую смену из 10 коротких тиражей (приладок). Как следствие, приходилось работать с минимальной прибылью либо отказываться от них, скорее всего, теряя клиентов в будущем.

ЦПМ устранила проблему раз и навсегда - все короткие тиражи переведены на более подходящий для этих целей цифровой процесс. Образовавшийся автоматически «стартовый» пакет заказов позволил только за первый месяц сделать более 9 тыс. отпечатков - количество, в полтора раза превышающее рекомендуемое для данной машины бизнес-планами!

И, наконец, еще одно технологическое преимущество симбиоза «офсет-цифра» - возможность делать цифровую экспресс-цветопробу. Для классической аналоговой пробы необходимо вывести пленки, что, во-первых, стоит денег, а, во-вторых, является сдерживающим фактором для срочных заказов. Растровый же процессор ЦПМ позволяет использовать разные цветовые профили, в частности, эмулирующих офсетный процесс. Такая возможность в большинстве случаев не является решающим фактором, однако существенно упрощает жизнь при работе с критичными к качеству и срокам заказами.

После всего описанного возникают вопросы: какую же систему цифровой печати выбрать для офсетного процесса? Есть ли зависимость, показывающая соотношение между необходимой производительностью ЦПМ на некую условную единицу офсетных мощностей? Ответ на них прост - оборудование должно подбираться такой мощности, чтобы оно было максимально загружено. Чаще всего, достаточно даже системы начального уровня, например ЦПМ Xerox DC-12.

Основная задача имеющихся производственных мощностей (цифровых или офсетных) - приносить прибыль, то есть работать. В свою очередь, проблема обеспечения их достаточным для бесперебойной работы количеством заказов второстепенна для технологий: они должны «всего лишь» обеспечить отвечающее ожиданиям заказчика качество при конкурентой себестоимости. А стремиться загрузить оборудование должен отдел продаж, от работы которого напрямую зависит эффективность предприятия в целом.

Говоря о рынке коммерческой печати, можно сделать довольно простой вывод: любому офсетному производству желательно иметь хотя бы легкий цифровой печатный процесс. Это позволит:

  • перевести на него нетехнологичные для офсета тиражи;

  • обеспечить более эффективную загрузку послепечатного оборудования;

  • расширить спектр предлагаемых услуг за счет свойственных цифровому процессу «интеллектуальных» технологий (например, персонификации);

  • продлить прайс-лист на короткие тиражи, предложив конкурентоспособные цены;

  • осуществлять цифровую экспресс-цветопробу и сигнальную печать тиражей.

Результатом этого станет значительное повышение гибкости производственного процесса и, как следствие, большая экономическая эффективность типографии как коммерческого предприятия.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»