на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №4
июль-август, 2003

Некоторые статьи из журнала Курсив №4-2003
Д. Ремизов Непростая арифметика: 4+4=?
Газетная печатная машина для районной типографии
Как оградить себя от преступников
Швейцарские технологии защиты документов
И. Колпакова Все склеится! или Как надежно
скрепить блок?

Выбрать необходимый вариант брошюровки не всегда легко
Проще - не значит хуже
Тестирование принтера Epson Stylus Photo 2100
авторам реклама перепечатка  english version
Советы постороннему
Проще - не значит хуже
Epson Stylus Photo 2100: настольный плоттер

Возможности современной бюджетной цветопробы


Мы уже подвергали тестированию современный струйный принтер компании Seiko Epson Corp. (см. «Курсив» №2–03). Тогда в качестве «подопытного» выступала старшая модель новой линейки - плоттер Epson Stylus Pro 9600 с шириной печати 44 дюйма (1118 мм). Как и положено большому, дорогому устройству, он с достоинством выполнил наши тесты и оправдал возложенные на него ожидания. В частности, у плоттера оказалось высокое разрешение и точная цветопередача, из чего сделан вывод, что устройство пригодно к использованию в качестве полиграфической цветопробы. Однако приобрести Stylus Pro 9600 для этих целей решатся немногие: он больше подходит типографиям, а для дизайн-студий и домашних пользователей великоват и дороговат.

Сама собой напрашивается мысль о том, что в качестве персональной цветопробы намного лучше подошел бы принтер, обладающий теми же характеристиками, что и Stylus Pro 9600, но имеющий меньший формат и габариты. У компании Epson два таких принтера: Stylus Pro 7600 и Stylus Photo 2100.

  • Плоттер Stylus Pro 7600 может печатать на материале шириной до 24 дюймов (610 мм) и конструктивно является копией Stylus Pro 9600 с несколько уменьшенной шириной печати. Поэтому тестирование этого принтера мы посчитали излишним.

  • Принтер Stylus Photo 2100 (рис. 1) печатает форматы до A3+ (329і483 мм). Конструкция этой модели сильно отличается от плоттера Stylus Pro 9600 и ближе к традиционным струйным принтерам настольного типа. Возможность разместить его на столе рядом с компьютером и невысокая цена делают его привлекательнее для персонального и домашнего использования. Нам стало интересно, повлияло ли изменение конструкции на качество печати, и мы решили протестировать этот принтер. Спасибо московскому представительству Seiko Epson Corp., с готовностью предоставившему нам Stylus Pho-to 2100 для тестовых целей.

Технологии

В этом принтере используется пьезоэлектрическая печатная головка, позволяющая печатать чернильными каплями переменного объема до четырех пиколитров. Это повышает разрешение печати до 2880і1440 dpi, улучшает качество детализации изображений и воспроизведения градиентов. При печати принтер использует капли разных размеров для воспроизведения различных участков - плашки печатаются более крупными каплями, цветовые градации - более мелкими.




Рис. 2. Лотки для печати на CD-дисках
и рулонной бумаге

Еще одно, общее для всех принтеров линейки нововведение - семикрасочная печать с чернилами UltraChrome на основе пигментного красителя, для которых удалось решить не только проблему расширения цветового охвата, но и устранить эффекты метамерии. Напомним суть проблемы: при использовании пигментных чернил у изображения может наблюдаться различие в цветовых оттенках при изменении условий внешнего освещения, например: изображение, кажущееся нейтрально серым при солнечном свете, под лампой дневного света оказывается розовым. Для фотопринтера, одна из задач которого печать фотографий, это недопустимо.

В чернилах UltraChrome для устранения метамерии введен дополнительный серый («осветленный» черный) цвет к шести цветам, который стал стандартом для струйной печати (C, M, Y, K, c - «осветленный» C, m - «осветленный» M). Новый цвет, соответствующий примерно 25% обычного черного, как раз и призван бороться с нарушениями нейтральности серого, а также улучшить качество печати черно-белых изображений. Положительные свойства, характерные для пигментных чернил - повышенная стойкость к свету и влаге, высокая скорость высыхания и возможность печати на широком диапазоне материалов - сохранены.

Материалы, на которых способен печатать Stylus Photo 2100, рассмотрим отдельно. Принтер может печатать как на листовом, так и на рулонном материале, конвертах, карточках, CD-дисках и картоне толщиной до 1,3 мм. На рис. 2 можно увидеть варианты оснащения Stylus Photo 2100 лотками различных носителей. Устройство имеет автоматический резак рулонной бумаги и может печатать без полей. Для печати на матовой, офсетной и газетной бумаге возможна установка черного картриджа Matte Black вместо обычного Photo Black для повышения оптической плотности печати.

Тестирование

Качество цветопередачи было основной целью наших тестов. Для оценки точности воспроизведения цвета мы выполнили тест по той же методике, что и на плоттере Stylus Pro 9600. На принтере был получен отпечаток с градационными шкалами по базовым цветам триады. Он использовался для коррекции кривых растрового процессора Stylus RIP Professional (рис. 3) для придания реалистичного растискивания и баланса серых тонов.

Рис. 3. Кривые для ручной коррекции градационных характеристик в Stylus RIP Professinal

Когда отпечатки с принтера стали соответствовать привычным нормам европейского стандарта, был сделан фрагмент стандартного теста «Курсива», использующегося для оценки точности цветопробных устройств. Поля теста, представляющие собой света, полутона и тени CMYK-триады и наиболее характерные цвета системы Pantone, измерены спектрофотометром. Результаты представлены в виде графиков (рис. 4), где диаметр шара равен погрешности DE в соответствующей точке координат (a, b). Результат оказался более чем успешным - среднее значение погрешности для цветов CMYK-пространства составляет 3–5, для цветов Pantone - 8–12. Эти цифры соответствуют полученным ранее на плоттере Stylus Pro 9600, что, вероятно, объясняется идентичностью технологий печатных головок и версий использовавшихся растровых процессоров. Причина более высокой погрешности при печати цветов Pantone - отсутствие специальной поддержки таких цветов в растровом процессоре. Напечаталась триадная аппроксимация, впрочем, тоже очень неплохо.

Рис. 4. Диаграммы точности цветопередачи устройства в светах (слева),
полутонах (посередине) и тенях (справа) на глянцевой (вверху) и матовой (внизу) бумаге

Мы провели тест на двух имевшихся в нашем распоряжении бумагах: глянцевой Glossy Paper Photo Weight и матовой Archival Matte Paper. К нашему удивлению, результат на матовой бумаге оказался даже лучше, чем на глянцевой, что, скорее всего, связано с тем, что матовой бумаги у нас было больше, соответственно, и возможностей для «пристрелки» тоже больше. А, может, из-за того, что фабричный профиль оказался точнее.

Используя спектрофотометр и возможности программы ColorShop, мы попробовали оценить вероятность возникновения эффектов метамерии. Напечатанную аппроксимацию цвета Pantone сравнили со спектральными данными из встроенных в ColorShop таблиц (рис. 5) - никаких аномалий нам обнаружить не удалось. Спектральные измерения серого градиента также не выявили потенциальных серьезных проблем с нарушением нейтральности.

Рис. 5. Сравнение спектральных характеристик цветов Pantone
и аппроксимации, полученной на принтере

Скорость печати - не сильная и не слабая сторона принтера. Полоса формата А4 с разрешением 1440і720 dpi - по нашим представлениям, типичная «цветопробная» задача - печаталась около 8 мин. Для индивидуальных целей и для небольшой дизайн-группы это неплохо.

Тест возможности печати на толстых материалах прошел очень успешно. Признаемся, мы были приятно удивлены, увидев изображение весьма достойного качества на листе микрогофрокартона, оказавшегося под рукой. Перед печатью принтер определяет толщину материала и производит необходимую подстройку. Мы повторили тест на толстой «дизайнерской» бумаге и снова получили очень хороший результат. Впрочем, цветопередача могла бы быть еще лучше, если бы у нас был более точный профиль под нашу бумагу. Возможность печатать на толстых материалах будет очень кстати дизайнерам, разрабатывающим макеты коробок и другой упаковочной продукции из картона. Таким образом, отпадает необходимость обклеивать картонную заготовку бумагой из-за того, что принтер не может печатать на картоне.

Неисследованные возможности

Поскольку мы позиционировали принтер в качестве персональной цветопробы, его некоторые возможности были обойдены вниманием:

  • Gray Balancer: это программное обеспечение и специальная бумажная шкала поставляются с принтером. С их помощью фотограф может «подогнать» нейтральность цвета для отпечатков, стилизованных под черно-белое фото. Скорее всего, это нужно в случае, если под рукой нет измерительных приборов. Однако подстраивать цветопробу вручную без приборов - задача, не заслуживающая внимания, в полиграфии этого делать не следует.

  • Print Image Matching: в принтере реализован режим печати изображений, полученных с некоторых цифровых фотокамер, но это тоже не полиграфическая задача.

  • Печать на CD-дисках: увы, печатать можно только на болванках со специальным покрытием, которых у нас не было, поэтому мы «проигнорировали» эту любопытную возможность.

Вывод

Stylus Photo 2100 - достойный «меньший брат» Stylus Pro 9600. Проведенный тест цветопередачи принтера показал хороший результат, доказавший, что на сегодняшний день это одно из лучших решений в качестве недорогой персональной цветопробы или для получения отпечатков с хорошим «фотографическим» качеством.

Повторим, что принтер также интересен возможностью печати на материалах толщиной до 1,3 мм и, вероятно, найдет применение у разработчиков или изготовителей картонной упаковки.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»