на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №5
октябрь, 2002

Некоторые статьи из журнала Курсив №5-2002
В. Севрюгин «Стандартная» ситуация, или
Стабильность в позитиве. Ч. 2

Отладка формных процессов
Н. Дарбуашвили Уроки рукоделия: шитье проволокой
Технология шитья книжного блока втачку
А. Горячев Цветовые предпочтения определяются
потребностями типографии: в моде красный,
зеленый, фиолетовый

Выбираем CtP-технологию
авторам реклама перепечатка  english version
Советы постороннему
Цветовые предпочтения определяются потребностями
типографии: в моде красный, зеленый, фиолетовый

Выбираем CtP-технологию


Цифровые технологии - выгодно, удобно, просто и быстро. Все это понимают, но почему-то типографий, которые перешли на CtP-технологии, единицы. Что же нас сдерживает? Нехватка информации? Все равно рано или поздно придется выбирать ту или иную технологию. И у тех, кто сделает это грамотнее, будут преимущества.

– Хотите я его стукну?
И он станет фиолетовым...
К. Булычев
Тайна третьей планеты

Мы изменили мир так радикально, что теперь
сами должны измениться, чтобы выжить в этом мире.
Норберт Винер


Анатолий Горячев,
комания Agfa

Сегодня, пожалуй, только ленивый не говорит о том, что использовать устройства прямого экспонирования офсетных пластин - выгодно, удобно, просто и быстро. И с этим сейчас уже мало кто и спорит. Однако, несмотря на большое количество публикаций на эту тему, заказчик пока не стремится переходить на CtР-технологию. Причин этому, скорее всего, много, однако по опыту можно сказать, что дело здесь не столько в обосновании целесообразности покупки CtР, сколько в выборе оборудования, расходных материалов (пластин) и, как следствие, будущего поставщика. Пока в нашей стране считанное количество установок СtР-оборудования, и многие компании, которые теоретически могут себе позволить его установить, пока рассуждают примерно так: «...пусть кто-нибудь из наших друзей-конкурентов себе что-нибудь установит, а мы посмотрим, что лучше, и потом решим, что брать».

Это связано с тем, что, несмотря на большой информационный бум вокруг темы СtР, на самом деле в этой технологии для многих читателей больше вопросов и загадок, чем ответов.

Опыт практически всех развитых стран показывает что технология СtР все равно рано или поздно станет массовой и у нас (например, в Японии почти 80% печатных форм производятся по этой технологии. - Прим ред.) Скорее всего, кто раньше на нее перейдет, тот получит определенные преимущества перед конкурентами. И становится понятно, что большинству ведущих полиграфических предприятий не сегодня, так завтра придется выбрать какую-либо СtP-технологию. Но как же разобраться во всем многообразии предлагаемых решений и выбрать именно то, что окажется наиболее перспективным? На сегодняшний день практически все производители фотонаборных автоматов предлагают теперь и СtР-установки, а производители формных материалов - пластины для них. Как сделать правильный выбор? В этом мы и постараемся помочь.

При переходе на технологию СtР любому предприятию придется решить для себя как минимум два вопроса: на каком экспонирующем оборудовании работать и на каких материалах. Теоретически к выбору той или иной СtР-технологии можно подойти по-разному: либо сначала определиться с оборудованием, а затем подбирать под него материалы, либо, наоборот, сначала определиться с типом формных материалов и, учитывая это, выбирать экспонирующее устройство.

Прежде всего проанализируем выбор СtР-устройства, исходя из имеющегося на предприятии оборудования. Во-первых, все зависит от того, что вы печатаете: газеты, коммерческую продукцию, книги, упаковку или что-то другое. От типа выпускаемой продукции зависит, какая СtР-система больше всего подойдет: газетная или для коммерческой печати. Необходимо четко представлять, что газетная система печатает с очень высокой скоростью при сравнительно невысоком разрешении, а устройство для коммерческой печати, как правило, наоборот. Если на предприятии печатается разная продукция, то подойдет СtP-система именно для коммерческой печати. Если надо, формы для газет или художественной литературы она сделает, хотя и медленно, а вот, наоборот, получить на газетном устройстве пластины для цветного глянцевого журнала не удастся.

Кроме того, важно учитывать сложность печатной продукции. Если вы печатаете очень большой объем черно-белой текстовой продукции (например, газета «Из рук в руки»), то необходимо высокоскоростное СtР-устройство и программное обеспечение, позволяющее обрабатывать тысячи объявлений, но при этом совершенно не нужно высокое разрешение и т. д.

Во-вторых, надо учитывать объем пластин, который необходимо будет экспонировать на СtР. От этого зависит степень автоматизации системы и, разумеется, его цена.

Следует также рассмотреть возможность интеграции СtР в уже существующий процесс, то есть что из имеющегося оборудования (к примеру, устройство цифровой цветопробы, рабочие станции) можно будет использовать.

Итак, мы выяснили, для какой продукции нужно СtР-устройство и необходимую степень его автоматизации. Теперь надо выбрать, на основе какого лазера должна быть построена система: ИК-лазера (термического), голубого/зеленого, либо фиолетового лазера. Сравнение технологий см. в авт. справке. В настоящее время все три технологии хорошо развиты и, по-видимому, еще какое-то время будут существовать параллельно. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, которые мы и рассмотрим. Справедливости ради следует отметить, что иногда для экспонирования форм используется еще и красный лазер, однако такая технология была популярна несколько лет назад, сейчас ее популярность постепенно снижается, поэтому мы о ней говорить не будем.

После того, как вы определились с технологией, дальнейший выбор оборудования зависит от возможностей продавца, уровня сервиса, дополнительных условий.

Далее следует разобраться с пластинами. Кто производит пластины для выбранного оборудования? Сколько таких производителей на рынке? Широк ли выбор пластин? Не окажется ли так, что пластины для данного оборудования уникальны и выпускаются лишь одним производителем? Такая ситуация вполне допустима. Ваше СtР-устройство может работать только с одним типом пластин и только одного производителя. Хорошо, если и вы, и ваши дети, и ваши внуки будут работать с этим поставщиком «горя не зная». Но ведь может произойти срыв поставок, попадется брак либо не договоритесь о цене - в итоге, некуда будет деться. Оказаться в зависимости от монополиста - ситуация не самая приятная, и ее, конечно, по возможности следует избегать. Целесообразно остановить свой выбор на оборудовании со стандартизированными источниками света, пластины для которого выпускает несколько компаний.

Теперь осталось выбрать поставщика пластин. Если для оборудования не требуются уникальные пластины, то все просто: не надо искать непосредственно компанию производителя - нужно найти того продавца, который предложит более приемлемые условия, естественно, при должном качестве пластин.

В начале статьи мы говорили, что есть два пути выбора оборудования для технологии CtP. Попробуем пойти по пути «от пластин к оборудованию», который представляется более правильным.

Не будем сравнивать между собой пластины, поставляемые разными фирмами на российский рынок, ни тем более - их производителей. Подойдем к проблеме в целом, основываясь на имеющемся опыте и ассортименте оборудования и материалов (см. авт. справку).

Во-первых, обратите внимание, сколько разных технологий предлагает производитель. Если только одну, это должно насторожить. Еще больше должно насторожить заявление, что все остальные технологии вообще не стоят внимания. Все это может говорить о невысоком потенциале разработчиков компании. В настоящее время ни одна из существующих технологий не лидирует явно, и какая из них «выживет», сейчас трудно сказать. Компании «одного продукта» в этом случае будет намного сложнее удержаться на плаву, если вдруг она не угадала направление развития. Тем, кто выпускает несколько типов материалов, в перспективе будет проще: достаточно свернуть производство маловостребованных материалов и нарастить производство популярных, что гораздо проще, чем в срочном порядке налаживать новое. Так что вряд ли имеет смысл работать с компанией, которая производит только один тип пластин, даже если они подходят для выбранного вами оборудования.

Во-вторых, важно, как долго данная технология или конкретная пластина находится в коммерческой эксплуатации: чем дольше, тем лучше. Старайтесь избегать вариантов с новыми, «неотработанными» пластинами. Одно дело - тесты на фабрике или в отдельной типографии, и совершенно другое - когда пластины уже используют тысячи заказчиков. Понятно, что производитель хочет вернуть затраченные на НИОКР деньги, как можно быстрее реализовав свой продукцию. В результате в продаже может оказаться недоработанный продукт. Здесь вполне уместна аналогия с компьютерной программой, для которой в течение достаточно долгого времени с даты выхода изготовитель выпускает патчи и апдейты, «фиксируя баги». По наблюдениям, срок выхода на по-настоящему стабильный и надежный продукт составляет не менее полугода с даты выпуска.

В-третьих, имеет значение, сколько дилеров у конкретного производителя. Понятно, что чем больше число дилеров, тем больше вариантов, в том числе и ценовых. Если производителя представляет только один дилер, всегда есть опасность зависеть от него (и в плане цен и поставок, и в плане технологической и консультационной поддержки и т. д.) Всегда лучше иметь выбор.

Поинтересуйтесь у производителя или поставщика и о материалах конкурентов: что он о них знает, в чем их плюсы и минусы. Квалифицированный продавец должен это объяснить. Бывает очень интересно сопоставить эту информацию с информацией, полученной от другого продавца. Зачастую она отличается.

Обратите внимание на то, что еще кроме СtР-пластин предлагает поставщик. Это могут быть различные устройства для экспонирования пластин, процессоры для проявки, системы управления цветом, цветопробы, системы управления технологического процесса (workflow), аналоговые пластины, пленки и т. д. Возможна постановка и полного технологического решения от одного поставщика.

В результате выбор СtР-технологии по принципу «от пластины к оборудованию» позволит выбрать из большого числа вариантов именно то, что требуется для конкретного производства. И те опасения, о которых было сказано в начале статьи, могут оказаться напрасными.

Авторская справка

Экскурс в историю пластин

В настоящее время компания Agfa производит три типа пластин для CtP-технологии разных серий. Это произошло по нескольким причинам. В1995 г. компания Аgfa приобрела полиграфическое подразделение компании Hoechst, а вместе с этим всемирно известные пластины Ozasol P5S и разработки компании в области фотополимерных слоев для CtP. Эти разработки были реализованы в перспективной фотополимерной CtP-пластине N90/N90a, которая вскоре была выпущена как коммерческий продукт.
Через три года Аgfa стала владельцем подразделения компании DuPont Howson, занимающегося офсетными пластинами и имеющего к тому моменту большой успех в разработке, производстве и продаже серебросодержащих пластин для установок CtP. Так в ассортименте компании появились серебросодержащие пластины для CtP.

Параллельно с этим в Agfa велись собственные разработки офсетных пластин для прямого экспонирования (например, термальные пластины), которые вскоре были успешно завершены, позволив компании получить полный спектр продуктов для технологии CtP. Каждая из выпускаемых пластин (или, по сути говоря, технологий) имеет свои преимущества для определенного круга клиентов. Таким образом, принятое ранее компанией решение о сохранении полного технологического ряда оказалось верным. Все технологии экспонирования в настоящее время имеют примерно одинаковую популярность. Это легко проверить, сравнив объемы продаж: серебросодержащие пластины - 38 %, фотополимерные - 23 %, термочувствительные - 39 %.

Также в ассортименте компании имеются CtP-материалы, предназначенные для экспонирования в фотонаборных автоматах и непосредственно в печатных машинах.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»