на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №1
февраль, 2001

Некоторые статьи из журнала Курсив №1-2001
В. Ефимов, А. Шмелева Сколько шрифтов
нужно для счастья?

Текстовые гарнитуры
В. Вдовин, Л. Цветков Кулинарный техникум
Офсетные формы надо обжигать до полной готовности

Как повысить тиражеустойчивость печатных форм
Mako 56
Тестируем ФНА
авторам реклама перепечатка  english version
Что день грядущий нам готовит
Сколько шрифтов нужно для счастья?
Текстовые гарнитуры
(Продолжение. Начало см. в «Курсиве №5-00»)

Продолжаем печатать заметки опытных орнитологов. В них читатель найдет классификацию шрифтовой фауны и советы по приручению латинских шрифтов, а также советы по уходу и разведению кириллических экземпляров.

...Oй, как много здесь
всяких разных...

Дискоспектакль по мотивам сказки
Льюиса Кэрролла
«Алиса в Стране Чудес»

Владимир Ефимов,
арт-директор фирмы «ПараТайп»
Анна Шмелева,
независимый журналист

В каменных джунглях тихо догорал костер из типографского сушняка. У костра сидели два егеря - Дизайнер и его Ученик (Дизайнер - это не фамилия). Наши герои занимались определением и учетом дичи, прежде всего - текстовых шрифтов. Ученик достал полевой блокнот и погрузился в какие-то подсчеты, беззвучно шевеля губами.

«Пора в дорогу! - сказал Дизайнер. - Места обитания антиквы мы уже осмотрели. Старостильной антиквы мало, при этом голландской и английской почти совсем нет, с переходной антиквой дела обстоят чуть лучше и с бодонеобразными тоже. Но в целом негусто… Посмотрим теперь, как размножаются брусковые, латинские и рубленые. Да и к декоративным и рукописным стоило бы сегодня заглянуть. Если не будем медлить, до темноты успеем».

Ученик Дизайнера залил костер, и егеря отправились в путь.

Брусковые шрифты

Эти шрифты появились в Англии в начале XIX в. и применялись сначала как титульные, но в ХХ в. они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. Обычно в этих шрифтах контраст между основными и дополнительными штрихами небольшой (или его визуально вовсе нет) и мощные прямоугольные засечки. Брусковые шрифты без контраста называются также египетскими, шрифты с небольшим прямым контрастом и засечками, скругленными в месте примыкания, - шрифтами типа Кларендон, шрифты с обратным контрастом - итальянскими. Итальянские шрифты практически не применяются для набора текста, поэтому мы их здесь рассматривать не будем.

Неконтрастные и малоконтрастные брусковые шрифты

Египетские шрифты (рис. 1) можно разделить на две основные подгруппы: на шрифты, произошедшие от антиквы нового стиля, одноширинные, с эллиптическими овалами (Глифа, Серифа, Хельсериф), и на шрифты, произошедшие от геометрических гротесков, разноширинные, с овалами, близкими к окружности (Бетон, ITC Лубалин Граф, Мемфис, Рокуэлл, Стайми). Правда, в последнее время стали появляться брусковые шрифты на основе антиквы старого стиля или гуманистических гротесков (ITC Официна Сериф, Сесилиа, Силика, Тезис Сериф). Кроме того, сюда же могут быть отнесены малоконтрастные шрифты без скругления засечек: Кандида, Ижиптьен и Штемпель Шэдоу, а также квадратные геометрические шрифты типа Сити.


Рис. 1. Неконтрастные брусковые
шрифты (египетские) могут быть
одноширинными и разноширин-
ными в зависимости от компози-
ционной основы

Рис. 2. Геометрик Слабсериф 712
(Rockwell). Классический египетский
шрифт. Дизайнер Ф. Пирпонт (1934),
дизайнеры кириллической версии
И. Слуцкер, М. Шмавонян (2000)

Все перечисленное великолепие - это, конечно, латиница. У нас же имеется давно известный советский шрифт Балтика, который представляет собой кириллический вариант шрифта Кандида. Еще есть хорошие кириллические версии гарнитур ITC Официна Сериф и Рокуэлл под псевдонимом Геометрик Слабсериф 712 (рис. 2), кириллическая версия квадратного брускового шрифта Сити под названием Колизеум да версия шрифта ITC Лубалин Граф под названием Луга, выполненная довольно неудачно. Вот и все для текстовых шрифтов.

Больше всего хотелось бы дополнить эту подгруппу качественными кириллическими версиями шрифтов типа Серифа. Впрочем, и остальные виды брусковых шрифтов могли бы быть представлены в кириллице полнее.

Контрастные брусковые шрифты со скругленными засечками (типа Кларендон)

Первый шрифт такого типа под названием Кларендон был создан в Англии в середине XIX в. как акцидентный. Он представлял собой антикву нового стиля с усиленными засечками и соединительными штрихами. После изобретения машинного набора подобными шрифтами стали набирать тексты газет, потому что они обеспечивали хорошую читаемость в мелком кегле на плохой газетной бумаге. Позднее на основе шрифтов типа Кларендон специально для газетного набора была разработана группа удобочитаемых шрифтов - Айоник № 5, Корона, Сенчури, Эксцельсиор и др. (рис. 3), а для набора школьных учебников - гарнитура Сенчури Скулбук. В латинице есть и другие подобные шрифты, например, Вольта, Иридиум, Кларион, Конкорд, Эгицио.


Рис. 3. Контрастные брусковые шрифты
улучшенной читаемости (Legibility
Types) были спроектированы в США
в 20-х гг. для набора газет

В кириллической библиотеке есть несколько вариантов Кларендона различного качества. Известные с советских времен гарнитуры Журнальная и Школьная (рис. 4) также относятся к этой подгруппе, являясь переработанными версиями шрифтов Эксцельсиор и Нью Сенчури Скулбук. Кириллическую часть имеют также Эксцельсиор и Сенчури Скулбук фирмы «Линотайп», но они менее удачны. Кроме того, в подгруппу Кларендонов попадают цифровая версия дореволюционной гарнитуры Академическая (кириллический вариант шрифта Сорбонна, который, в свою очередь, был версией шрифта Челтенхэм) и кириллическая версия шрифта ITC Букман.


Рис. 4. Гарнитура Школьная, кирил-
лизированный вариант шрифта Century
Schoolbook. Дизайнер М. Бентон (1915–23),
кириллическая версия - Е. Царегородцева
и др. (1940–61)

Можно сказать, что перед нами первая шрифтовая подгруппа, дела с которой обстоят более или менее благополучно, хотя справедливости ради отметим, что еще несколько приличных вариантов шрифтов Сенчури и Кларендон вовсе не были бы здесь лишними.

Шрифты типа «латинских»

Этот термин обозначает шрифты типа антиквы с увеличенными засечками треугольной формы, изобретенные в XIX в. и распространенные в акцидентном наборе в начале ХХ в. Кроме того, к той же подгруппе можно отнести текстовые шрифты псевдоклассической формы, созданные на рубеже XIX–ХХ вв. и почти вышедшие из употребления на Западе. Однако в России до недавнего времени одна из таких гарнитур - Литературная (рис. 6), бывшая Латинская - была самым распространенным текстовым шрифтом. Сюда же стоит включить современные шрифты с треугольными засечками на основе антиквы старого или переходного стилей, например, Вандом, Меридиан, Свифт, Трумп Медиеваль, ITC Чартер (рис. 5).


Рис. 5. Современные шрифты с
засечками треугольной формы
(«латинского» типа) основаны на
рисунках антиквы старого и
переходного стиля

Рис. 6. Гарнитура Литературная.
Разработана в конце 30-х гг.
на основе шрифта Латинский
Словолитного заведения
Бертгольд (С.-Петербург, 1901)
кириллизованной версии
шрифта Lateinisch фирмы
H. Berthold (Berlin, 1899)

В подгруппе «латинских» шрифтов у нас имеется неплохое наследие: гарнитуры Литературная, Квант Антиква (вариант Литературной) и Новая Журнальная -оригинальный шрифт с треугольными засечками. Однако при этом, к сожалению, мы совершенно отстали от моды, не имея ни одной кириллической версии современных шрифтов данного типа.

Рубленые шрифты (гротески)

В англоязычной литературе под словом Grotesque подразумеваются так называемые старые гротески, то есть шрифты без засечек, разработанные в XIX в. Все прочие шрифты без засечек называются Sans Serif (в Англии) и Gothic (в Америке). У нас же под термином «гротески» понимаются любые рубленые, то есть без засечек, шрифты. Это разветвленная классификационная группа, куда кроме старых гротесков входят геометрические гротески, гуманистические гротески, закрытые неогротески периода 60-х гг. XX в., шрифты с едва наметившимися засечками, но все же больше напоминающие гротески (так называемые Glyphic), и разнородная группа шрифтов без засечек современной разработки, которые не входят в основные подгруппы гротесков.

Казалось бы, разработать рубленый шрифт проще, чем антикву, поскольку совокупная длина контура всех знаков шрифта для гротеска меньше, чем для антиквы, из-за отсутствия засечек. Однако как раз благодаря своей ясности и лаконичности гротеск требует повышенного внимания со стороны проектировщика. Любые неправильности формы в гротеске гораздо виднее, чем в антикве, поскольку из-за отсутствия засечек, капель и других дополнительных элементов знаки легче воспринимаются глазом.

Старые гротески

Это одноширинные закрытые или полузакрытые шрифты без засечек с эллиптическими овалами, впервые появившиеся в Англии в 1816 г. Их знаки отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Первоначально эти гротески применялись лишь для акцидентного набора и рубрикации, но на рубеже XIX–ХХ вв. их стали использовать для набора текстов. Примеры таких шрифтов - Акциденц-Гротеск, Белл Готик, Гермес, Гротеск 216, Ньюс Готик, Франклин Готик и так далее (рис. 7).


Рис. 7. Старые гротески обычно
малоконтрастны, одноширинны и
имеют полузакрытую структуру

Рис. 8. Гарнитура ITC Франклин
Готик, дизайнер В. Карузо (1980).
Разработка, на основе рисунков
шрифта Franklin Gothic дизайнера
М. Бентона (1904–13). Дизайнеры
кириллической версии И.
Слуцкер, Т. Лыскова (1995)

Кириллические версии разработаны для гротесков Белл Готик, ITC Франклин Готик (рис. 8), Ньюс Готик (его кириллическая разновидность называется НьюсПейпер). Есть также дореволюционный гротеск Гермес и шрифты советского периода - Кудряшевская энциклопедическая рубленая и Букварная. Вместе с тем в подгруппе явно не хватает кириллических версий такого важного шрифта, как Акциденц-Гротеск, и шрифтов на основе текстовых гротесков XIX в.

Геометрические гротески

Авангард Готик, Кабель, Футура представляют у нас геометрические гротески. Их характерные упрощенные формы на основе квадрата, окружности и равностороннего треугольника - достижение германского конструктивизма 30-х гг. ХХ в., получившее затем широчайшее распространение в мире. Геометрические гротески - рубленые неконтрастные шрифты; их знаки могут быть как открытыми, так и закрытыми, но как правило, они разноширинные. В качестве примеров шрифтов этой подгруппы следует также назвать Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан («Линотайп»), Эрбар-Гротеск (рис. 9). Кроме того, в подгруппу геометрических гротесков можно включить так называемые квадратные гротески, в которых овалы стремятся к форме квадрата или прямоугольника, например, Банк Готик, Евростайл и Микрограмма, а также имитации рисованных шрифтов русских конструктивистов 20–30 гг. ХХ в., например, Родченко и ITC Машин. Впрочем, последние применяются, главным образом, не для текстов, а для акциденции.


Рис. 9. Геометрические гротески
основаны на простых геометри-
ческих формах квадрата, круга
и треугольника. Это неконтра-
стные разноширинные шрифты

В кириллической библиотеке существуют четыре начертания шрифта ITC Авангард Готик, хорошие версии гарнитур Банк Готик, ITC Баухауз, ITC Кабель, Футура и ее вариант Футурис (рис. 10); приличные варианты шрифтов Евростайл (Европа) и Микрограмма (Микра), а также еще советский вариант шрифта Эрбар-Гротеск - Журнальная рубленая. Есть также кириллические: Родченко, ITC Машин и ITC Стенберг. Ситуация с геометрическими гротесками в целом неплохая.


Рис. 10. Самый известный
геометрический гротеск Футура.
Дизайнер П. Реннер (1927), дизайнер
кириллической версии В. Ефимов
(1991–95)

Тем не менее, кое-чего не хватает и здесь. Нет кириллических версий настоящего (исторического) шрифта Кабель и других латинских геометрических гротесков, например, Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан.

Гуманистические гротески

Гуманистические гротески появились в то же время, что и геометрические, как их антитеза. Они основаны на структуре гуманистической антиквы, но лишена засечек и каплевидных окончаний. Знаки гуманистических гротесков открыты, разноширинны и, как правило, отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Эти шрифты сейчас очень популярны. Они часто используются вместе с определенной антиквой, а иногда и проектируются вместе. Среди гуманистических гротесков можно назвать шрифты Гилл Санс, ITC Гауди Санс, Люсида, FF Мета, Оптима, ITC Официна Санс, Синтакс, Тезис Санс, Фрутигер, ITC Эрас.

В кириллической библиотеке есть качественные версии шрифтов ITC Официна Санс, Синтакс под псевдонимом Гуманист 531 (рис. 11), хороший вариант шрифта Фрутигер (ФриСет) и несколько менее удачных вариантов гарнитур Гилл Санс, Люсида, Оптима, ITC Эрас. Доступны кириллические версии известных шрифтов Вердана фирмы Microsoft и Мириад от Adobe. Вместе с тем хотелось бы иметь более качественные кириллические версии таких важных шрифтов, как Гилл Санс и Оптима, а также кириллические варианты новых гуманистических гротесков, например, Арго, FF Мета, Тезис Санс и др. (рис. 12).


Рис. 11. Гарнитура Гуманист 531
(Syntax). Гуманистический гротеск с
едва заметным наклоном прямых
знаков. Дизайнер Х. Майер (1968),
дизайнеры кириллической версии И.
Слуцкер, М. Шмавонян (1999)

Рис. 12. Современные
гуманистические гротески
разрабатываются во множестве
вариантов, включая настоящие
курсивные (не наклонные)
начертания

Неогротески, или новые гротески

Неогротески, возникшие после Второй мировой войны на основе переработанных старых шрифтов типа Акциденц-Гротеск и связанные с расцветом швейцарской типографики 60-х гг. XX в., в общем доступны нашим дизайнерам. Это - известная всем Гельветика и подобные ей закрытые одноширинные неконтрастные гротески (Видео, Универс, Фолио). Лучшими кириллическими вариантами Гельветики мы назвали бы Прагматику (рис. 13) и Гелиос; есть у нас также Бастион, Леттерика, Сирветика, Хильветика, Ванта и другие. Имеются кириллические версии шрифтов Гельветика, Нойе Гельветика и Универс фирмы «Линотайп». К этой же подгруппе относится и шрифт Ариал фирмы «Монотайп», лучше других читаемый на экране компьютера, но совершенно невыносимый на бумаге.


Рис. 13. Гарнитура Прагматика,
кириллизованный вариант
неогротеска Helvetica (Neue Haas
Grotesk). Дизайнеры Э. Хоффман,
М. Мидингер (1957), дизайнер
кириллической версии В. Ефимов
(1989–94)

Тем не менее в кириллице почти не представлено важное достоинство неогротесков - огромное количество начертаний, разработанное на Западе для большинства из них. Число начертаний наиболее развитых гарнитур Гельветика, Нойе Гельветика и Универс далеко не ограничено нормальным, полужирным и наклонным; оно составляет несколько десятков (Гельветика - 24 начертания, Нойе Гельветика - 51 начертание, Универс - 21 начертание, Линотайп Универс - 59 начертаний), что дает зарубежному дизайнеру невиданный простор для творчества (рис. 14). У нас же полных версий этих гарнитур пока нет.

Шрифты с едва наметившимися засечками (Glyphic)


Рис. 14. Самая первая системно
спроектированная полигарнитура-
неогротеск Univers насчитывает
вместе с наклонными 21
начертание. Дизайнер А. Фрутигер
(1957)

Так называются шрифты без засечек, но с некоторым намеком на них, например, Альбертус, Америго, Икон, Копперплэйт Готик, Крили, ITC Сериф Готик (рис. 15), ITC Ньютекст, Спартан («Монотайп»), Фриц Квадрата. В некотором смысле сюда можно также поместить известный шрифт Оптима. У нас в кириллице есть только качественная версия шрифта Фриц Квадрата (рис. 16), варианты Копперплэйт Готик (Вакансия) и Крили (Крикет), и все.


Рис. 15. Шрифты с едва наметив-
шимися засечками (Glyphic)
напоминают надписи,
высеченные на камне


Рис. 16. Фриц Квадрата. Дизайнеры
Э. Фриц (1965), В. Карузо (1974) и Т.
Пюифулю (курсивы, 1994). Дизайнер
кириллической версии
А. Тарбеев (1997)

Другие гротески

Другие шрифты без засечек, которые невозможно отнести к основным подгруппам гротесков, главным образом, предназначены для акцидентного набора. Тем не менее, среди них тоже можно найти шрифты, пригодные для набора текстов, например, кириллические варианты латинских гарнитур Антик Олив (Оливер и ОливерНью), Пеньо (Пента), Ньюлин Санс (Янус), DIN узкий, а также такие шрифты, как Нью Скорина и Ростислав.

Декоративные шрифты

Напоследок имеет смысл заглянуть в сопредельное царство декоративных шрифтов. Без сомнения, большинство из них предназначено только для акцидентного набора, но в некоторых подгруппах можно отыскать и шрифты, пригодные для текстового набора. В кириллической библиотеке декоративных шрифтов около сотни. Так вот, в подгруппе шрифтов стиля Модерн (или Сецессион, или Ар Нуво) присутствуют кириллические версии гарнитур ITC Бенгет Готик, ITC Коринна (рис. 17), варианты шрифтов ITC Бенгет (Бенгали) и ITC Сувенир (Сюрприз). В подгруппе шрифтов, имитирующих машинописные, для набора текстов могут применяться варианты шрифта Курьер, пара других моноширинных машинописных шрифтов - Оптимус и Ятрань, а также вариант гарнитуры ITC Американ Тайпрайтер - Секретарь. Среди декоративных шрифтов латиницы подобных «текстовых находок» можно сделать гораздо больше.


Рис. 17. Гарнитура ITC Коринна
разработана на основе рисунков
шрифтов стиля Модерн начала ХХ в.
Дизайнеры Э. Бенгет, В. Карузо (1974),
дизайнер кириллической версии Л.
Кузнецова (1995–97)

Рукописные и каллиграфические шрифты

Иногда недлинные тексты, особенно если это адрес, приглашение или колонка главного редактора - можно набирать и такими шрифтами. Родовым признаком рукописных и каллиграфических шрифтов является то, что они имитируют начертания, сделанные ширококонечным или остроконечным пером, кистью, шариковой ручкой, фломастером (рис. 18). Строго говоря, это не текстовые шрифты. Однако среди примерно четырех десятков подобных кириллических шрифтов лучше других подходят для использования в качестве текстовых шрифты ITC Цапф Чансери (рис. 19), ITC Флора, гарнитуры Информ и Жихаревская. Нельзя не отметить, что в этой компании явно не хватает каллиграфических шрифтов, имитирующих письмо ширококонечным и остроконечным пером.


Рис. 18. Каллиграфические шрифты
(Scripts), имитирующие письмо
остроконечным пером. В
зависимости от степени нажима
можно получить более жирные
начертания


Рис. 16. Фриц Квадрата. Дизайнеры
Э. Фриц (1965), В. Карузо (1974) и Т.
Пюифулю (курсивы, 1994). Дизайнер
кириллической версии
А. Тарбеев (1997)

Рис. 19. Шрифт ITC Цапф Чансери
восходит к каллиграфии ширококо-
нечным пером мастеров итальянского
Возрождения XVI в. Дизайнер Г. Цапф
(1979), дизайнер кириллической
версии В. Ефимов (1993) при
участии Г. Барышникова

Подведем итоги

В каменных джунглях наступал вечер. В сгущавшихся сумерках голоса ручных, полудиких и совершенно одичавших шрифтов, подсвеченных неоновыми огнями, звучали особенно явственно. На большом рекламном щите тщетно старались перекричать друг друга ЭдверГотик и Академическая. На вывеске китайского ресторана красовался Проун (рис. 20), а рядом, на сверкающей золотом табличке, кокетливо перебирал свои перья Бенгали. Загадочный гротеск-мутант возвещал: «Машины не ставить!» (рис. 21). Шрифты были всюду, они виднелись в витринах, выстраивались в заголовки вечерних газет, светились в ночном небе.


Рис. 20. Шрифт Проун часто
символизирует загадочный Дальний
Восток. Разработан по мотивам
рисунков шрифта Choose One/Ten.
Дизайнер Б. Тэтчер, дизайнер
кириллической версии Т. Сафаев (1993)


Рис. 21. Запрещения на парковку обычно
пишутся видимым издали гротеском.
Очевидно, так кажется страшнее…

- Учитель, я подсчитал, скольких шрифтов не хватает в нашей фауне. Если считать не только виды (гарнитуры), но и подвиды (начертания), то ты перечислил около пятисот текстовых разновидностей! А ведь акцидентных шрифтов должно быть еще больше…

- Подожди, Ученик, это не все. Прежде всего, классификация шрифтов - еще не Истина в последней инстанции. Классификация условна, как любая попытка применить теорию к жизни; она всего лишь помогает соориентироваться в бескрайнем океане шрифтовых форм. Пока теоретики искусства совершенствуют классификацию, художники так и норовят сотворить что-то такое, что в данную классификацию не укладывается. Время от времени им это удается. Образно говоря, шрифты формируют непрерывное пространство, в каждой точке которого может быть построен свой шрифт, в том числе совершенно новый. А это значит, что клиента могут ждать сюрпризы.

Кроме того, латинский шрифтовой дизайн не стоит на месте. Например, в последнее время на Западе принято разрабатывать супергарнитуры, то есть сразу несколько развитых по начертаниям гарнитур, относящихся к различным группам классификации, но согласованных между собой по стилю, размерам, цвету, что позволяет применять их вместе, в одном издании. Среди таких работ можно назвать гарнитуры Демос (антиква) и Праксис (гротеск), ITC Стоун Сериф (антиква) и ITC Стоун Санс (гротеск) (рис. 22), ITC Официна Сериф (брусковый) и ITC Официна Санс (гротеск), многочисленных представителей семейств Тезис, Скала, Ротис, Ле Монд и многих других. В кириллической типографике к этому направлению можно отнести только гарнитуру Кудряшевская энциклопедическая с рубленым начертанием, созданную еще в советские времена, и хорошие кириллические версии шрифтов ITC Официна Сериф и ITC Официна Санс.


Рис. 22. Супергарнитура ITC Stone
включает сбалансированные по
цвету, пропорциям и стилю гротеск
(Sans), антикву (Serif), а также
экспериментальный вариант
(Informal), каждый в 6 начертаниях.
Кроме того, к антикве и гротеску
разработаны комплекты
фонетических знаков

Мы уже говорили о том, что кириллические гарнитуры часто гораздо менее развиты по начертаниям, чем их латинские двоюродные сестры. На Западе приличная текстовая гарнитура сейчас имеет не менее шести начертаний, которые, как правило, включают несколько вариантов цифр, капитель и альтернативные формы алфавитных знаков. Кроме того, основные начертания гарнитуры теперь часто дополняются специальными титульными версиями. Развитие шрифтового формата OpenType позволяет достаточно просто применять все это в наборе. А у нас только две гарнитуры - Лазурского и ITC Нью Баскервиль - имеют варианты с минускульными цифрами, а капительные знаки есть пока только в одном ITC Нью Баскервиле (рис. 23). В чем причина? У нас одно время считалось, что в кириллическом наборе капитель не нужна, потому что из-за особенностей нашей письменности она слишком похожа на строчные буквы. Тем не менее, выяснилось, что при более развитой типографической культуре капительные знаки все-таки нужны (как и минускульные цифры), хотя, конечно, в кириллице они менее отличаются от строчных, чем в латинице.


Рис. 23. ITC Нью Баскервиль. Классическая
переходная антиква на основе рисунков
шрифтов Дж. Баскервиля (1757). Дизайнеры Дж.
Кваранта, М. Картер (1982), дизайнер
кириллической версии Тагир Сафаев (1993).
Кириллическая капитель добавлена в 1997 г.

На Западе шрифтовым дизайном более ста лет занимается множество высококвалифицированных (и высокооплачиваемых) художников из десятка самых развитых стран. Поэтому у них так много шрифтов. У нас же история шрифтового дизайна носит, как говорят математики, «кусочно-непрерывный» характер. Она продолжалась лет 15 до революции, лет 30 после войны, затем постепенно стала угасать, почти совсем замерла и оживилась только лет десять назад, на новом компьютерном уровне. При этом, в каждый конкретный момент этой истории, включая и сегодняшний день, число художников, непосредственно занимающихся разработкой кириллических шрифтов, едва ли превышало двадцать человек, а чаще было гораздо меньше. Не говоря уже о прерванных традициях, идеологическом прессе и безумии экономики, что тоже не благоприятствует процессу шрифтового дизайна.

- Так насколько же мы теперь близки к цели?

- Ты увидишь это сам, если учтешь, что у каждого работающего со шрифтами дизайнера должен быть выбор. Пока что он ограничен шрифтом, который отсвечивает на каждом углу, и шрифтом, который использует ближайший конкурент.

- Наверное, было бы бестактно называть «выбором» необходимость выбирать между одним текстовым и одним заголовочным шрифтом. Выбор между одним шрифтом с засечками и одним шрифтом без засечек - тоже скорее насмешка. Мало того, выбор между двумя образцами одного типа - также несерьезно, поскольку, отвергая одного кандидата, мы вынуждены автоматически принять другого, и наоборот. А значит, настоящая свобода выбора начинается с четырех–шести равноценных вариантов, то есть шрифтов примерно одинакового качества - и так для каждой классификационной подгруппы.

- Да, но только не забудь, что число таких потребителей шрифтов, как периодические издания, составляет сотни и тысячи, и каждое из них хотело бы быть непохожим на другие.

- Учитель, о таком количестве шрифтов даже страшно подумать! Сколько же времени нам потребуется?

- Качественная разработка одной гарнитуры с развитым семейством начертаний занимает от двух–трех месяцев до нескольких лет. Например, за последний год фирма «ПараТайп» выпустила 15 новых кириллических гарнитур (44 начертания); 7 гарнитур (29 начертаний) из них являются текстовыми. При таких темпах работы каждый желающий может подсчитать, сколько времени потребуется на пополнение нашей общей шрифтовой библиотеки. Правда, положение может измениться, если потребители начнут относиться к художникам шрифта более благосклонно, станут чаще покупать качественные шрифты и реже обращаться к услугам пиратов. Тогда, может быть, профессия дизайнера шрифта станет более востребованной обществом, больше художников займутся разработкой кириллических шрифтов, и со временем наша шрифтовая ситуация улучшится.

Хотя внутренний голос подсказывает, что даже тогда шрифтов кому-то не будет хватать.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»