новая технология

Экономичная голография,
или Как поймать трех зайцев сразу

Способы защиты и улучшения зрительного восприятия - предмет постоянного внимания производителей упаковки и этикетки. Читайте об испытаниях нового способа - эффектного и экономичного.

Рис. 1. Вкладка в этот номер журнала «Флексо Плюс»
на выходе из печатно-отделочной линии
Почти два года назад компания XSYS Print Solutions (тогда еще ANI Printing Inks) объявила о выпуске принципиально нового продукта - прозрачной голографической пленки HolographINK, которая ламинируется на свежий оттиск подобно фольге для холодного тиснения. Достаточно высокая стоимость пленки, ограниченное число голографических дизайнов, малая распространенность секций холодного тиснения на печатных машинах вызывали тогда «здоровый пессимизм» по поводу успешности этого проекта. Но теперь мы можем подвести первые итоги и объявить о некоторых новшествах.

За 2005 г. было продано в 15 раз больше пленки HolographINK, чем в 2004 г., и только за один месяц 2006 г. реализовано 25% всего объема 2005 г. Декоративными и защитными возможностями технологии заинтересовались такие «монстры», как Carlsberg, Procter & Gamble, Colgate-Palmolive, Marks & Spencer. Возможность использования декоративной и защитной функции новой голографической технологии рассматривают и несколько крупнейших российских компаний.

Итальянский опыт

Уже появились первые примеры успешного использования HolographINK в качестве защитной технологии. Самым показательным стал пример с пластиковыми картами. Ведущий итальянский производитель телефонных карточек для защиты кода от несанкционированного сканирования применял метод множественных красочных слоев. Метод эффективный, но очень дорогой. Поиски более экономичной, но не менее надежной альтернативы продолжались длительное время. Компания-производитель обратила внимание на технологию HolographINK. Производственные испытания подтвердили, что нанесение голографической пленки на код карточки обеспечивает его надежное сокрытие от сканирования, а стоимость технологического процесса уменьшается, поскольку все операции можно выполнять за один прогон. Наносить голографическую пленку удалось на скорости 80 м/мин, то есть скорость печати карточек не уменьшилась.

Но это еще не все преимущества. Производитель карточек отметил, что с применением технологии HolographINK он поймал сразу трех зайцев! Первый - уже упомянутая защита от сканирования кода, второй - невозможность подделки самих карточек благодаря эксклюзивности дизайна фольги, и третий - улучшение эстетического восприятия: карточки стали выделяться из общей массы. А стоимость такой защиты существенно ниже печати по традиционным голографическим материалам. Сейчас рассматривается возможность переноса подобного метода защиты и на другие виды пластиковых карточек, например, на пропуска.

Новинки

Если в 2004 г. компания XSYS Print Solutions предлагала четыре стандартных дизайна пленки, то теперь в нашем ассортименте их уже девять. Кроме того, имеется возможность заказывать несколько сотен дополнительных дизайнов, изготавливать голографическую пленку в соответствии с собственным дизайном, а также получать HolographINK с эксклюзивными правами.

Но самое главное новшество - возможность бесплатно заказать припрессовку различных голографических пленок к единичным образцам ваших этикеток. Действительно, бывает очень сложно представить себе, как будет выглядеть этикетка с голографией, не имея возможности нанесения голографической пленки. Какой рисунок выбрать, к какой части этикетки лучше ее приламинировать - только к логотипу? Или к названию продукта? А может быть, к рамке? Как разговаривать с заказчиком, объясняя «на пальцах» то, что объяснить невозможно? Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» Мы давно понимали, что невозможность продемонстрировать особенности голографии на словах является одним из самых главных сдерживающих факторов для распространения технологии, поэтому с самого начала прорабатывали возможность изготовления пробных этикеток. Сейчас такая возможность появилась, и мы почувствовали немедленное реагирование рынка.

Выполняется пробное ламинирование следующим образом: заказчик пересылает нам этикетку в электронном виде, затем на фабрике по производству HolographINK ее печатают цифровым способом, наносят УФ-клей в соответствии с дизайном, в том числе растром, прикрепляют пленку, снимают облой и отправляют заказчику срочной почтой. Срок исполнения - две–три недели вместе с пересылками.

Российский опыт

На вкладке в этом номере журнала представлена одна из первых попыток российских типографий освоить технологию HolographINK. Тестовая печать проводилась в компании «Аляска-Полиграфоформление» (С.-Петербург). Это уже не первый опыт нашего сотрудничества с «Аляской» по освоению абсолютно новых технологий: в февральском номере журнала «Флексо Плюс» за 2006 г. была опубликована статья о технологии MetalFX и вкладка, также напечатанная в «Аляске». Приятно, что на российском рынке существуют типографии, настолько «жадные» до всего нового! Остается только завидовать их заказчикам.

О технологических особенностях HolographINK рассказывает Олег Свирин, специалист компании XSYS Print Solutions, участвовавший в проведении тестовой печати:

Рис. 2. Принципиальная схема холодного тиснения фольгой

«Сначала несколько слов о самой технологии. Нанесение пленки происходит в стандартной секции холодного тиснения (рис. 2). Принципиальное отличие HolographINK от холодного тиснения фольгой состоит в том, что для припрессовки не нужен специальный клей. Пленка может прикрепляться к любой краске или лаку, к плашке или растру, соответственно, голографическое изображение может плавно входить в дизайн этикетки. Скорость изготовления этикетки практически не уменьшается, а скорость закрепления краски через пленку не снижается.

Печать вкладки проводилась при следующих условиях:

  • печатная машина: Comco ProGlide MSP Series 410,

  • материал основы: Fasson MC Primecoat,

  • пленка припрессовывалась к УФ-краске серии Flexocure Sigma,

  • анилокс 220 л/см с краскопереносом 6,6 см3/м2,

  • скорость печати - от 20 до 60 м/мин.

Поскольку эта технология - предмет испытания, попробуем определить те параметры, которые, на наш взгляд, являются определяющими. Затем сравним со стандартными требованиями, предъявляемыми к холодному тиснению.

Рис. 3. А. С. Сорокин, главный технолог «Аляска-Полиграфоформление»
(справа) и О. Свирин, специалист компании XSYS Print Solutions

Тип краски. В ходе тестов в качестве клея для пленки использовался пантон на основе серии Flexocure Sigma. Но пленка так же отлично припрессовывалась и на чистые цвета данной серии краски.

Количество краски определялось сюжетом дизайна и, соответственно, выбором анилокса. Процент растра изображения, на которое происходило наложение фольги, варьировался от 20% до плашки.

Тип материала (впитывающий или невпитывающий). В зависимости от этого выбирался анилоксовый вал: на впитывающих рыхлых материалах использовался более грубый анилокс 220 л/см с краскопереносом 6,6 см3/м2. При печати на полипропилене использовался более высоколиниатурный (до 300 л/см) анилокс с меньшей подачей краски - 4 см3/м2.

Жесткость прижимных валиков является важным параметром припрессовки. Она должна быть в пределах 80–90 ед. по Шору. Поскольку компания имеет большой опыт в работе с теперь уже обычным «холодным» тиснением, то проблем не возникло. Стандартный прижимной вал из комплекта секции ламинации отлично справился с поставленной задачей.

Равномерность подачи пленки к месту припрессовки, а также в процессе прохождения «сандвича» через всю технологическую цепочку до места разделения запечатываемого материала и фольги, существенно влияет на результат.

Скорость печати. В ходе эксперимента стабильные результаты были получены как при приладке на скорости 20 м/мин, так и при печати тиража (60 м/мин).

УФ-лампы. Для закрепления краски использовались стандартные УФ-лампы мощностью 160 Вт/см2, что говорит о том, что данная технология не требует каких-либо особых условий. Несмотря на то, что лампы отработали уже определенное количество часов, на результат закрепления это не повлияло. Мощность УФ-ламп выставлялась в пределах 40–80% от номинальной.

Следует отметить, что во время печати не возникло серьезных технологических сложностей, хотя, конечно, это и заслуга высококвалифицированных специалистов компании «Аляска-Полиграфоформление».

По совокупности полученных результатов можно сделать следующий вывод: требования, предъявляемые к технологии HolographINK, не отличаются сложностью и не являются чем-либо исключительным для большинства типографий, использующих холодное тиснение. Проработка дизайна под использование HolographINK не представляет трудностей, но позволит этикетке или упаковке выгодно отличаться от конкурентов».

Вот что сказал по поводу применения новой технологии М. Ю. Белоусов, генеральный директор «Аляска-Полиграфоформление»: «Видится несколько перспектив использования HolographINK. Во-первых, это необычные дизайнерские решения, как, например, «невидимые» прозрачные этикетки с частичным голографическим эффектом. Во-вторых, применение в качестве элегантной защитной технологии. В-третьих, как альтернативы печати по голографическому материалу и более экономичной альтернативы стандартной голографической пленке для холодного тиснения, применение которой требует дополнительной секции с нанесением специального клея через отдельную форму. А ведь иногда этой лишней секции просто нет!»



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.flexoplus.ru
E-mail:
© 1997-2019 Издательство «Курсив»