Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №6 (32), декабрь 2001


Градиенты для типографики. Страница 2

4. Mesh-градиенты на текстовых объектах

Еще до выпуска Adobe Illustrator 8 была эффектно анонсирована технологическая новинка — новый тип заливок, который стали называть mesh-градиентами. Пластические возможности этого типа заливок выигрышно иллюстрировались в демонстрационных материалах. Отличительной технологической и процедурной возможностью этого вида заливок являлось то, что для получения нужных эффектов на заливаемом объекте формируются специальные ячейки (как известно, одно из главных значений перевода слова mesh — это ячейка). Изменяемая в этих ячейках однородность заливаемой поверхности дает возможность получения таких пластических эффектов, многие из которых ранее требовали весьма трудоемких процедур создания и раскраски нескольких контуров с последующей реализацией блендингпереходов. Следует отметить, что mesh-технологии были сохранены и во всех последующих версиях Adobe Illustrator. В этой связи надо также упомянуть и о том, что при несколько более ограниченных возможностях mesh-градиенты были реализованы в последней версии CorelDraw.

По прошествии некоторого времени вполне естественный начальный ажиотаж уступал место взвешенному, реалистичному подходу к возможностям mesh-технологии. Сущность этого подхода базируется на практических возможностях применения mesh-градиентов и состоит в том, что хотя этот вид градиентов является безусловно полезной дополнительной возможностью пластического декорирования, но отнюдь не универсальным средством, с помощью которого можно быстро получить нужный эффект. Более того, использование таких градиентов предполагает наличие некоторых знаний и навыков, без которых многим практикам, занятым решением обыденных и, как правило, достаточно срочных задач, как-то удавалось (и до сих пор часто удается — В.Ч.) обходиться. Дело в том, что создание mesh-градиентов принципиально не может быть сведено к последовательности типовых, повторяющихся операций, поскольку сами эти действия определяются существом решаемой пластической задачи, которая жестко связано с геометрией объекта на котором и должна быть реализована заливка. Проиллюстрируем сказанное достаточно простым примером, с имитацией создания рекламной надписи для некой вымышленной фирмы.

В правом углу рисунка находится исходный объект, к которому применен обычный радиальный градиентный переход. Этот объект был выделен, а затем его заливка преобразовалась в исходное состояние mesh-объекта. Для этого выполнялись стандартные действия, состоящие в выборе опции преобразования Expand из меню Object. После преобразования заливки, объект оказывается накрытым специальной разметочной сеткой для mesh-коррекции текущей заливки. Проводя необходимые действия в ячейках оказалось возможным достичь более реалистичного объемного эффекта. Завершающие операции состояли из достаточно элементарных действий, в процессе которых были добавлена «плодоножка», сделана обводка, объект был «размножен», а на последнем этапе был добавлен текст.

Примеры рассмотренного типа предполагают у пользователей только наличие практических навыков по работе c mesh -градиентами и не требуют большой трудоёмкости для их выполнения. Причина этого состоит в том, что данный подход основывается на использовании подложек простой формы. К сожалению, в самом общем случае когда вручную и формируется каждая mesh-ячейка, и также индивидуально в каждой из таких ячеек меняется сама заливка, всё существенно усложняется. Именно поэтому прямые попытки применения mesh-технологий для отделки произвольного текста могут быть сопряжены с весьма значительными трудозатратами вполне сопоставимыми с блендингом ( то есть с созданием переходов). В этой связи, встав на позицию дизайнеров-практиков полезно напомнить, что применение mesh-градиентов как средства решения пластических задач не является безальтернативным подходом, поскольку еще до появления этой технологии заливок существовали и использовались другие способы псевдо-объемного декорирования. Примером таких альтернативных подходов может быть следующий рисунок.

Необходимо также отметить, что применение mesh-градиентов на малопротяженных текстовых объектах, например, на кеглях 36, 48, 60, как правило, просто бессмысленно. Существенно при этом, что альтернативные подходы, связанные в первую очередь с использованием специально подобранных шрифтов, как это показывает следующий пример, вполне эффективно работают даже в черно-белом варианте. 

Указанные обстоятельства стали причинами того, что применение mesh-технологий для декорирования текстовых объектов стало средством относительно ограниченного действия. Области применения этого подхода связаны, чаще всего, с примерами уже рассмотренного типа, когда протяженные крупнокегельные текстовые объекты типа «камея» имеют простую геометрию подложек–знаконосителей.

5. Mesh-градиенты быстро!? — Иногда это возможно

Некоторые возможности для достаточно быстрого создания заливок типа mesh- на текстовых объектах дает применение ранее уже рассматривавшейся встраиваемого модуля — программы Sapphire Pack 3. Поясним использование этой программы следующим комбинированным рисунком.

Как это следует из верхней части рисунка две фунциональные опции (Mesh Colors и Mesh Randomised,), которые ранее были в неработоспособном состоянии теперь оказались задействованными, поскольку выделен mesh-объект (его фрагмент находится на заднем плане в той же верхней части рисунка).

После выбора опции Mesh Colors раскрывается диалог управления, в нижней части которого раскрыт список используемых вариантов декорирования заливки.

Отметим, что для экономии места рисунок сделан комбинированным так, что на него помещен также и второй диалог, который вызывается при выборе опции Mesh Randomised.

Рассмотрим вначале пример быстрого создания mesh-эффектов при использовании второй из рассматриваемых опций — Mesh Randomised.

Данный пример может быть иллюстрацией экспресс-применения mesh-технологий в сугубо утилитарных «отделочных целях» и демонстрирует возможность быстрого получения совершенно неординарных декоративных эффектов, который на буквах оказались более выраженными, чем на политипажах.

В следующем примере (при использовании той же опции) на поверхности панели была проведена небольшая доработка в mesh-ячейках для придания неравномерности заливке, которая могла бы ассоциироваться со всполохами пламени.

В третьем, последнем примере были использованы и опция Mesh Colors, и опция Mesh Randomised, при этом обработке подвергались и подложки и сами буквы.

Несмотря на то, что с помощью примеров рассмотренных в этом разделе проиллюстрированы дополнительные возможности применения mesh-технологий, эти примеры, тем не менее, не могут целиком опровергнуть высказанный ранее тезис о том, что эти приемы декорирования текстовых объектов не могут считаться универсальным, многоцелевым средством. Однако, обсуждаемый вопрос имеет дополнительный аспект. Данный аспект связан с тем, что mesh-гадиенты и их генеральная идея связанная с созданием анизотропных заливок в обеих плоскостных координатах, оказали своеобразное каталитическое воздействие на развитие технологий цветодекорирования в целом. Эти новые технологические идеи получили своё развитие в программных продуктах других фирм-поставщиков, и реализованы в большинстве своём, как встраиваемые модули. Большая часть таких программных продуктов, как это по определению и полагается для Plug-Ins, позволяет уменьшить также и саму рутинную компоненту трудоёмкости при создании тех оригинальных декоративных эффектов, которые даёт применение анизотропных цветопереходов в заливках. Одним из таких подходов является применение так называемых композитных градиентных заливок.

6. Композитные градиентные заливки — это очень быстро

Хорошие креативные возможности, быстрые результаты и легкость в освоении, являются определяющими чертами программы Gradient Texture разработанной уже упоминавшейся здесь фирмой Virtual Mirror Corp. С помощью этого встраиваемого модуля оказывается возможным применять большое количество готовых композитных заливок, поскольку в программный комплект входит порядка ста их образцов. Однако, что еще более ценно, в случае если новая композитная заливка создана пользователем, то оказывается возможным реализовать пополнение имеющейся библиотеки и повторное использование новых заливок вместе с уже имевшимися. Поскольку само понятие композитных заливок пока не является устоявшимся термином полезно будет предварить рассмотрение иллюстративным примером.

Использованный пример — это скриншот, на котором рядом с палитрой управления программы Gradient Texture приведены два графических объекта, а именно — две буквицы, в которых использованы два образца готовых композитных заливок. 

Как это следует из представленного рисунка, палитра управления по горизонтали может быть поделена на три функциональных зоны под которыми находится окно индикации доступных заливок. В верхней зоне находятся списочные окна, с помощью которых реализуется управление цветопереходами. Окна X,Y,R,W,H в средней зоне предназначены для подстройки положения, угла поворота и масштаба для выбранной заливки. Нижняя зона служит для выбора цветовой модели (CMYK, RGB, HSB) и характеристик разрешения.

Поскольку подробная информация по использованию всех элементов управления приведена в документации, продолжим рассмотрение ограничившись самыми интересными функциональными возможностями, связанными в первую очередь с созданием и использованием новых композитных заливок. Приведем соответствующий рисунок.

Подобно тому, как это реализовано в палитре Swatches из Adobe Illustrator все образцы заливок могут индицироваться не только как набор картинок, но и как список. В правой части рисунка приведены образцы двенадцати новых заливок, которые нажатием на кнопку New Swatch последовательно добавлялись в список доступных заливок. Все новые заливки легко отличить по префиксу «My», например, My_Velvet.

Все вновь введенные заливки могут быть сохранены. Для этого нажатием на кнопку со значком «треугольник» надо раскрыть выпадающее меню и выбрать опцию Save.

Перейдем к рассмотрению примеров применения добавленных заливок. Необходимо отметить, что все приводимые далее примеры имеют также и тестовую специфику, поскольку призваны продемонстрировать, что при изменении любой опции в управляющей палитре они работают точно также как и заливки из исходной библиотеки. Приведем первые два примера применения этих заливок.

Методической задачей, которая решалась на первом примере было изменение углового положения для выбранных заливок (для этого менялся параметр R — rotate).

Во втором примере для заливок менялись также и параметры вертикального и горизонтального масштабирования.

В центральной части третьего рисунка на одном и том же объекте одновременно применены две новые заливки, у заливок примененных к буквицам менялись параметры по координатам X и Y.

В последнем, четвертом примере заливка имитирующая мрамор размещена на 3-х мерном объекте.

В связи с проведенным рассмотрением необходимо сделать два замечания.

Первое замечание терминологического характера требуется для того, чтобы уточнить, что в отличие, например, от растровых текстурных фонов, все рассмотренные заливки являются масштабируемыми, их применение аналогично работе со стандартными градиентами и реализуется по простой, хорошо знакомой схеме: выбрал объект — применил заливку.

Второе замечание нужно для того, чтобы как-то прояснить, вполне естественный впрочем, вопрос о том, каким образом формируются новые заливки. К сожалению простого и однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как разработчик — фирма Corpоration эти возможности в документации не описывает. Несмотря на то, что сам способ, которым получены новые заливки является «Know-How» автора, рекомендацию о сущности подхода к решению проблемы дать необходимо. Этот общий подход может состоять в том, что к нескольким одинаковым, например, квадратным областям применяются и стандартные заливки Adobe Illustrator, и библиотечные заливки, входящие в комплект поставки Virtual Mirror, а затем файл с полученным изображением сохраняется на диске (только не в формате AI-9). После этого, с помощью простейшего редактора типа Note Pad можно просматривать и менять элементы PostScript - конструкций в самом этом файле, воздействуя тем самым фактически непосредственно на заливки.

7. Инструментальный комментарий и заключительные замечания 

Несмотря на то, что все приведенное в этой статье рассмотрение было связано с использованием Adobe Illustrator, следует упомянуть о тех новых возможностях по созданию градиентных заливок, которые введены в программе Free Hand 10 фирмы Macromedia. Рассмотрение будет более компактным, если его предварить конкретным примером.

Приведенный пример содержит несколько графических объектов и палитру управления градиентными заливками. Все образцы графики из этого примера демонстрируют новинку Free Hand 10 «контурные градиенты» (в оригинале Contour Gradients —В.Ч.). В новом типе заливки оказываются связаны сам цветопереход и контур заливаемого объекта, что позволяет быстро добиваться таких пластических эффектов, которые могли быть получены как результат достаточно кропотливой работы, например, при использовании mesh-градиентов. Как это видно из нижней части приведенного рисунка новый тип заливок может быть применен и к текстовым объектам.

Технологически весьма привлекательным свойством нового инструментального средства является также возможность корректировки положения центральной точки. На приведенном рисунке у выделенного шестиугольного объекта, эта точка смещена влево и вверх.

Не менее ценным особенно для креативной практики является то, что вся полученная графика вместе с заливками может быть экспортирована в формат AI-7. Это дает возможность интегрировать такие объекты в другие проекты. Следует подчеркнуть в этой связи, что непосредственно в Adobe Illustrator эти объекты уже теряют все качества градиентных заливок, поскольку при этом экспорте происходит преобразование заливок в переходы.

Практической иллюстрацией реализации таких экспортно-импортных процедур может быть следующий рисунок.

Соображения связанные с необходимостью экономии места заставили уменьшить масштаб представления находящийся в левой части рисунка декоративной кнопки для Web-проекта. Тем не менее, даже в уменьшенном масштабе градиентные эффекты на кнопке выглядят достаточно впечатляюще, особенно если учесть, что этот эффект был получен практически одномоментно.

Необходимо, однако, отметить, что внимательное рассмотрение градиентных переходов на текстовом объекте не может не вызвать совершенно очевидных сетований по поводу неравномерности цветовых растяжек, которая особенно наглядно проявляется, если сравнить рядом стоящие буквы «О» и «Ш». Рассматривая таким образом данный пример, как своего рода «контрпример» приходится уточнить, что отмеченные обстоятельства безусловно сужают возможность использования контурных градиентов для декорирования текста, а поэтому могут быть рекомендованы для применения в первую очередь к шрифтам, у которых мало разнятся толщины вертикальных и горизонтальных штрихов. Покажем это на конкретном примере.

Как это видно из рисунка текст (слово «ЯХТА»), для отделки которого был применен контурный градиент смотрится весьма выигрышно так, что какие либо неравномерности практически незаметны. То, что ситуация и в этом случае может быть не всегда безоблачной свидетельствует помещенная в правой части рисунка буква «М», у которой в тех местах, где штрихи сходятся под острым углом в заливке возникли своеобразные артефакты.

Завершая статью хочется напомнить для гарантированного вывода желательно, убедившись, что уже подобраны и нужные размеры, и ориентация графики, при любом варианте градиентной заливки, импортировать эту графику в Adobe Photoshop, а затем уже либо отправлять ее на вывод, либо экспортировать в верстку.

 
Градиенты для типографики. Страница 2