Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №6 (32), декабрь 2001

«Градиенты для типографики»

Часть 2: Заливки создаваемые заново

 «И увидел я новое небо и новую землю,
ибо прежнее небо и прежняя земля
миновали…»
Откр.21,1

Несмотря на то, что эта статья является продолжением предшествующей статьи по этой же теме, её материал является достаточно самостоятельным, поскольку весь материал по градиентам излагается другом, новом контексте. Принципиальной особенностью этой статьи является то, что в ней, в отличие от первой, рассматриваются только новые варианты градиентных заливок, а также способы их получения. Естественно, что во всех приводимых графических примерах будут использоваться только те новые варианты заливок, что сделаны для использования в этой статье. Поскольку практика ведущих дизайнеров во многом базируется на использовании нестандартных, оригинальных заливок, автор выражает надежды на то, что данная статья может представить интерес для всех тех, чья практическая деятельность связана с векторной графикой.

Необходимо отметить, что почти в каждой монографии посвященной использованию Adobe Illustrator приводится материал описывающий последовательность действий по созданию градиентных переходов простой структуры. Естественно, что совершенно другой уровень сложности имеет задача создания и повторного использования новых сложных многоцветных заливок, а также заливок анизотропной структуры. Приемам и средствам создания этих двух разновидностей градиентных заливок будет в основном и посвящено всё приводимое рассмотрение.

Владимир Чуфаровский

1. Внутренние средства создания новых градиентов

Достаточно хорошо известно, что, начиная с восьмой версии, было значительно сокращено количество стандартных градиентных заливок, входящих в комплект поставки Adobe Illustrator. Тем не менее, это обстоятельство не стало затруднением для большинства дизайнеров, поскольку этот комплект может быть пополнен заливками, например из седьмой версии (их там значительно больше) либо заливками, созданными самим пользователем или заимствованными у коллег.

В данном разделе из чисто методических соображений будет предполагаться, что в нашем распоряжении есть только заливки стандартной поставки, а поскольку новые, в том числе и многоцветные градиентные заливки, могут быть созданы «внутренними» средствами Adobe Illustrator, то дадим пример одной такой заливки.

Как это следует из рисунка, нами создана линейная (Linear) заливка с ахроматическим порядком следования цветов. Данный градиент может служить примером полноценной заливки такой, что для нее при необходимости реализуются стандартные возможности по корректировке цветовых переходов. Такая подстройка, может быть сделана путем добавления нужных цветов на выделенные слайеры - ползунки из палитры Gradient.

Как это видно из рисунка, новая заливка отображается также и элементе контрольной индикации в левом верхнем углу палитры Color, а также в блоке управления цветом главной инструментальной палитры.

Широкие возможности по созданию новых многоцветных заливок безусловно входят в число тех функциональных преимуществ, которые обеспечили популярность Adobe Illustrator среди пользователей-профессионалов.

В добавление к показанной, создадим несколько новых заливок и дадим примеры их применения.

Подбор цветопереходов в первом и третьем примерах сделан в частности так, чтобы не возникало сомнений, что это новые заливки. С другой стороны, второй и четвертый примеры приведенного рисунка могут быть иллюстрацией того, что пластически выразительные результаты могут быть получены даже без использования многоцветных заливок, только за счет подбора положения самих цветоперходов в новых заливках.

Комментируя рассмотренный пример, надо отметить, что при всех своих достоинствах рассмотренная методология имеет ряд ограничений.

Приходится констатировать, что все выполненные действия требуют некоторого опыта и не реализуются одномоментно. Из этого в частности следует, что малоподготовленные пользователи не смогут их эффективно реализовать. Однако маловероятно, что даже опытный практик, в достаточно типичных условиях, когда, например, надо срочно сделать броский заголовок в рекламный модуль станет экспериментировать с подбором требуемых оттенков перехода. Наиболее вероятным вариантом действий в этой ситуации будут, естественно, не эксперименты в поиске эксклюзивного решения, а выбор из уже имеющихся, готовых заливок.

Следующее ограничение этого подхода, состоит в том, что существуют определенные трудности связанные с повторным использованием подобранных таким образом новых заливок. Эти трудности проистекают из того, что в литературе не документирована универсальная методика, которая бы гарантировала эффективный «библиотечный» импорт таких новых градиентов с помощью известных опций Swash Libraries / Other Libraries из меню Windows (при этом, конечно, возможен прямой графический импорт этих заливок с использованием «пипетки» - eyedropper).

Все указанные проблемы, как это часто бывает, могут быть сняты при использовании внешних средств — встраиваемых модулей «Plug-Ins».

2. Новые градиенты из уже имеющихся: Plug- Ins для экспресс методов

Весьма привлекательным для дизайнера-практика подходом к формированию новых градиентов было бы использование в качестве исходных образцов уже имеющихся заливок. Поскольку данный подход является достаточно очевидным, то разработки в этом направлении ведутся несколькими фирмами. Рассмотрение данного раздела будет связано с применением самых простых (и в освоении, и в использовании) программных средств.

В качестве программного средства, с помощью которого можно быстро создать новые градиенты из уже имеющегося набора заливок, рассмотрим программу Sapphire Pack 3 — одну из сравнительно недавних разработок фирмы Sapphire Innovations http://www.sapphire-innovations.com.

Необходимо отметить, что особую ценность данному программному продукту придает то, что данный встраиваемый модуль является не только своеобразным средством экспресс-дизайна, но при этом обладает также широким набором функциональных возможностей.

Вместо того, чтобы приводить подробный перечень этих возможностей приведем скрин-шот интерфейса Adobe Illustrator, куда предварительно был инсталлирован Sapphire Pack 3. 

Рассмотрим теперь несколько примеров использования основных функциональных возможностей этого встраиваемого модуля, причем для наглядности на всех рисунках будет помещаться прямоугольный фрагмент с исходной заливкой рядом с экспрес-модификацией этого градиента. В качестве исходных заливок будут как правило использоваться градиенты из комплекта Adobe Illustrator 7. 

В качестве исходной заливки в данном примере использовался градиент Purple Red –Yellow. Этот градиент был применен к выделенному тексту, после чего заливка одномоментно была проинвертирована в новую с использованием принятых по умолчанию параметров опции Gradient Invert

Следующий пример реализуется столь же просто и в нем также использована стандартный градиент: Green – Blue, который с помощью опции Gradient Light был модифицирован в новую заливку более светлых тонов.

В данном примере для тоновой коррекции в заливке использовался ползунок Adjust из панели управления используемой опции. 

В третьем примере за исходную заливку был взят градиент: Pink - Yellow – Green. Целью модификации было создание на текстовых фрагментах заливок с характерными горизонтальными полосами. 

Необходимо отметить, что в этом примере были применены два варианта настройки для опции Gradient Lines

В следующем примере исходная заливка Copper, была сделана под углом. Далее для этой заливки с использованием опции Gradient Random Lines было сделано псевдослучайное смешение оттенков так, что в средней части сформировались своеобразные полосы. 

Очень ценной для креативной практики является опция Gradient Slant, с помощью которой могут быть получены весьма неординарные эффекты, особенно для тех случаев, когда преобразованию подвергаются заливки радиального типа. Средства управления примененные в данной опции позволяют управлять основными параметрами матрицы заливки. При этом оказывается возможным воздействовать не только на положение исходной точки, но также и менять интенсивность цветопереходов как по вертикали, так и по горизонтали.

Необходимо отметить, что для опытных дизайнеров сами модифицированные градиенты могут стать исходным материалом для быстрого получения новых заливок эксклюзивного характера, о чем может свидетельствовать последний пример этого раздела.

В завершение раздела необходимо отметить, что примеры использования двух последних опций: Mesh Colors и Mesh Randomised, будут приведены отдельно в специальном разделе посвященном рассмотрению mesh-градиентов.

3. Новые градиентные заливки — «фабричный» подход

Мощным средством, которое позволяет оперативно осуществлять многовариантный синтез градиентных заливок является Plug-In разработанный фирмой Virtual Mirror Corp. www.virtualmirror.com. Эта программа имеет довольно красноречивое название — «Gradient Factory».

Встраиваемый модуль Gradient Factory позволяет сформировать набор градиентов, которые создаются на базе исходной цветовой выборки посредством установки соответствующих управляющих опций. В качестве исходной выборки может быть использован либо конкретный цвет, либо даже уже имеющаяся конкретная градиентная заливка.

После инсталляции модуля и вызова палитра управления Gradient Factory становится доступной в окне Adobe Illustrator.

Интерфейс управляющей палитры может быть представлен, как состоящий из двух частей верхней и нижней.

Элементы, с помощью которых выбирается цветовая модель (CMYK, RGB, или HSB), подбирается и фиксируется исходная цветовая выборка находятся в верхней части.

В нижней части части сосредоточены управляющие опции, по которым ведется расчет цветовых переходов и формируются сами заливки.

Непосредственно под управляющими элементами расположено демонстрационное списковое окно, в котором построчно индицируются образцы сгенерированных заливок. Характерно, что пользователь может по своему усмотрению управлять также и количеством этих образцов.

Ограничимся здесь краткими пояснениями по использованию элементов интерфейса Gradient Factory, поскольку достаточно подробная информация о том как может быть использован этот Plug-In может быть получена на сайте фирмы-разработчика. Сосредоточимся на практических особенностях применения особенностях применения программы и для этого рассмотрим ряд конкретных примеров.

В качестве первого примера рассмотрим достаточно простую, но в данном контексте методически весьма полезную ситуацию, связанную с необходимостью быстрого подбора градиентной заливки в оттенках зеленого цвета при создании внешнего элемента логотипа — стилизованных веток с листьями. Будем считать, что уже есть одна «незалитая» правая ветка обрамления.

Предположив, что для рассматриваемого в нашем примере логотипа будет необходимо триадное полиграфическое цветоделение, в первой строке слева установим цветовую модель CMYK. 

Далее, вместо того, чтобы, тратить время время на подбор с помощью движков-слайдеров нужного исходного цвета, выставим вручную процентный состав для каждой компоненты. Для этого введем конкретные цветовые параметры, близкие к хорошо известным значениям для триадного зеленого (C75,M5,Y100).

Для того, чтобы иметь большую свободу для выбора подходящего оттенка, выберем цифру 16 в качестве необходимого числа образцов, после чего в нижней части палитры появятся шестнадцать вариантов сгенерированных заливок. Общим для всех этих вариантов является, упорядоченное, монотонное убывание насыщенности, которое соответствует последовательному алгоритму расчета цветоперехода (Orderly), в управляющей опции Float

Выберем ветку, а затем щелкнем мышью на той строке, в которой находится нужная заливка. По залитой таким образом ветке далее необходимо будет выполнить четыре очевидные операции: обводка, дублирование, поворот вокруг вертикали и горизонтальное позиционирование.

Рассматриваемая градиентная заливка является абсолютно полноценным объектом Adobe Illustrator. По этой причине к этой заливке могут быть применены все виды оттеночной коррекции от простейших подстроек насыщенности в штатной палитре Gradient до «пипеточного» копирования в выбранную зону заливки нужного оттенка (например бутылочного оттенка) из цветополосы палитры Color.

В следующем примере будет продемонстрировано создание новой сложной заливки и ее экспортирование в новый графический объект.

Рассмотрим вначале первый этап.

На этом этапе в качестве исходного образца будет использована одна из самых сложных градиентных заливок стандартного комплекта — Crome. К этой заливке средствами палитры Gradient Factory будет сделано добавление дополнительных цветовых компонент в цветовой модели CMYK.

Для формирования вариантов заливки выбраны

  • управляющей опции Float — стохастический двунаправленный алгоритм расчета цветоперехода (Bi-directional Random)

  • фиксирующей опции Lock — режимный параметр Stops

  •  в опции Insert, определяющей воможности добавления новых оттенков — целочисленной параметр 4

Изменено также число генерируемых образцов новых заливок.

Выполненные действия иллюстрирует следующий рисунок

Из приведенного рисунка непосредственно следует, что после выбора варианта градиентной заливки из восьмой строки эта сложная заливка отобразилась и в палитре Gradient, и в палитре Color, и в контрольном окне палитры инструментов. Естественно также, что новый градиент отобразился в список заливок палитры Swatches, после чего, ему было присвоено имя Fiesta.

В верхней части рисунка показан результат применения новой заливки к графическому объекту — буквице.

Сохраним полученный результат и для демонстрационных целей откроем два новых файла, в каждом из этих файлов создадим прямоугольник для индикации заливки.

Естественно, что в первом демонстрационном файле, будут доступны только исходные образцы градиентов (напоминаем, что в стандартной поставке Adobe Illustrator 8 таких образцов четыре).

Как известно, при работе с Adobe Illustrator может быть реализовано пополнение библиотеки заливок (любых заливок, а не только градиентных — В.Ч.). Для того, чтобы реализовать такое пополнение необходимо выбрать в системном меню Windows опцию Swash Libraries. В раскрывшемся после выбора этой опции меню следует выбрать строку Other Libraries, после чего оказывается возможным извлечь требуемую заливку из нужного файла-источника. Естественно, что в качестве такого источника будет использован файл предыдущего примера.

Проиллюстрируем эти действия комбинированным рисунком из двух частей.

Как это видно из правой части рисунка, новый градиент Fiesta успешно импортирован и занял своё место в списке доступных заливок. Естественно, что теперь эта заливка может использоваться наряду с другими градиентами. Об этом может свидетельствовать последняя иллюстрация по данному примеру, в правой части которой помещен контрольный прямоугольник.

В связи с изложенным, необходимо напомнить, что документированной возможностью программы Adobe Illustrator является корректировка её системного файла startup.ai. С помощью такой корректировки в загрузочную конфигурацию палитры Swatch при необходимости могут быть добавлены новые заливки, включая естественно те, что созданы в Gradient Factory.

Как еще одна иллюстрация, с помощью которой может быть продемонстрирована абсолютная адекватность Gradient Factory, как встраиваемого модуля Adobe Illustrator, при самых жестких условиях его использования, может быть показано применение этих заливок к текстовым объектам созданным на базе шрифтов типа Multiple Master.

Пример приводмый ниже иллюстрирует полную состоятельность Gradient Factory, даже при работе со шрифтами Multiple Master отечественной разработки. Существенно, что в этом примере использован сложный вариогеометрический шрифт, у которого с помощью палитры MM Design меняется форма засечек-серифов.

Завершая первую часть статьи напомним, что наследование и возможность повторного использования характерны только для линейных и радиальных градиентов. Эти свойства совершенно не характерны для mesh-градиентов, которые будут рассматриваться в следующих двух разделах. Также как это уже делалось в этой статье, сначала будут рассмотрены внутренние возможности создания этого типа заливок, а затем будут приведены примеры использования встраиваемых модулей.

Градиенты для типографики. Страница 1