Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №2 (22), апрель 2000


«Хорошая импортная бумага»: договоримся о терминах Cтраница 2

Технологические свойства мелованных бумаг

  • Масса квадратного метра. Часто ее ошибочно называют плотностью. Как правило, производители под одной и той же торговой маркой предлагают несколько разновидностей (до 15) бумаг с различной массой квадратного метра. Для чистоцеллюлозных бумаг двух- и трехкратного мелования она лежит в пределах 80–400г/м2. До 70% составляют объемы продаж бумаги массой 115г/м2. Мелованные бумаги, содержащие древесную массу, имеют массу 65–130г/м2 от всех бумаг (в основном продаются бумаги 80г/м2). Бумаги с массой менее 115г/м2 могут создать некоторые проблемы при полноцветной печати с двух сторон — они набирают много краски и начинают коробиться. При их использовании изображения, напечатанные красками темных тонов, необходимо располагать так, чтобы они оказывались совмещенными оборотными сторонами — это сделает менее заметным «пробивание» краски. Бумаги массой более 150г/м2 трудно фальцевать, перед фальцовкой их нужно биговать. Фальцы лучше располагать на ненасыщенном участке изображения. Участки, попадающие при обрезке под нож, также должны быть ненасыщенными — нож может вырвать частички краски, которые могут загрязнить изображение.
  • Плотность. Плотность измеряется в граммах на кубический сантиметр. На практике используется величина, обратная к плотности — пухлость. Пухлость мелованных бумаг обычно колеблется от 0,75 до 1см3/г. Бумаги одной и той же марки с большей плотностью обычно несколько менее пухлы. Пухлые бумаги (1,1–2,5см3/г) используются для печати комиксов, книг карманного формата, везде, где нужно зрительно увеличить объем издания и повысить непрозрачность страниц. Чрезмерно пухлые бумаги имеют меньшую жесткость и хуже ведут себя при фальцовке.
  • Белизна. Это свойство бумаги отражать падающий на нее свет. Сама по себе бумага имеет желтоватый цвет, который может нарушить восприятие цветных иллюстраций. Для компенсации этого в бумагу вводят оптические отбеливатели. Эти флюоресцирующие вещества, поглощая невидимые глазу УФ-лучи, излучают энергию в видимой части спектра, вследствие чего белизна может превысить 100%. Стандартное измерение белизны производится за синим светофильтром с длиной волны 457 нм. Однако существует несколько разных методов измерения белизны, дающих различные результаты, так метод CIE дает более высокие значения (иногда более 100%), чем измерение по методу ISO.
  • Светопроницаемость. В обиходе называется непрозрачностью. Светопроницаемость является недостатком бумаги, так как становится видимым изображение на оборотной стороне оттиска. Для ее снижения в бумагу вводят наполнители, повышающие рассеяние света (например, диоксид титана). Мелованные бумаги массой 90–115 г/м2 имеют непрозрачность 88–93%. С увеличением массы квадратного метра бумаги непрозрачность растет. Бумаги с массой больше 200 г/м2 практически непрозрачны (98,5–99,9%). На практике эта величину легко оценить визуально — достаточно сравнить два издания, отпечатанные на бумаге разной плотности.
  • Лоск. Для его определения измеряют интенсивность света, отраженного от бумаги в разных направлениях. Матовые бумаги имеют степень лоска 17–30%, глянцевые — 65–90%. Чем выше лоск, тем ярче выглядит напечатанное изображение. Однако сильный глянец утомляет глаза и отвлекает читателя, поэтому высокоглянцевые бумаги нежелательны для печати текстовых изданий. На Западе все большее распространение получают матовые бумаги. Отсутствие глянца при необходимости компенсируется использованием высокоглянцевых красок и лакирования.
  • Шероховатость. Эта величина показывает среднюю высоту микронеровностей бумаги в микронах. Для мелованных бумаг шероховатость поверхности находится в пределах 0,8–3мкм, что гораздо меньше, чем минимально воспроизводимая офсетной печатью растровая точка. Обобщенная характеристика шероховатости — гладкость. Используя стандартный метод Бекка, измеряют время (в секундах), необходимое для прохождения определенного количества воздуха между бумагой и стеклянной поверхностью. А используя метод Бендстена, бумагу прижимают тонкостенным стаканом и измеряют объем воздуха в миллиметрах, прошедшее за минуту. Этот способ дает наиболее точные показатели. Более гладкие бумаги уменьшают расход печатной краски и повышают качество изображения.
  • Влажность. Нарушение температурного режима при хранении бумаги и ее запечатывании — самая главная проблема российских типографий. Бумага, не прошедшая длительную (до 24 ч при значительных перепадах температуры), акклиматизацию непосредственно в печатном цехе может вызвать массу проблем при печати.
    Температура бумаги должна быть равна температуре печатного цеха. Более того, когда листы или рулоны переносят из неотапливаемого склада в теплое помещение, открытые края рулона или паллеты начинают впитывать влагу из воздуха и расширяться. Впоследствии эти края могут волниться, вызывая морщины при печати или высечке. Следует учитывать и тот факт, что холодная бумага может затруднить приводку и ухудшить закрепление краски. Для определения времени акклиматизации необходимо использовать специальные таблицы (например, табл. 1). Нормальная влажность бумаги — 5–6%. При хранении бумаги при пониженной влажности (<30%) она пересыхает. Пересушенная бумага, набирает статическое электричество, края ее приподнимаются, а это затрудняет работу печатника. При повышенной влажности бумага коробится. Оптимальные условия для хранения бумаги и ее запечатывания — относительная влажность воздуха 40–50%, температура 22–23°С.

    Объем
    упаковки, м3
    Время акклиматизации бумаги (в часах)
    при разнице температур бумаги и печатного цеха,°С
    5
    7,5
    10
    15
    20
    25
    30
    35
    0,2
    4
    7
    9
    15
    21
    28
    41
    62
    0,4
    7
    12
    17
    26
    36
    41
    64
    92
    0,6
    9
    15
    20
    31
    42
    55
    76
    106
    1
    12
    18
    23
    33
    46
    63
    84
    115
    2
    13
    19
    24
    35
    49
    66
    90
    123

Табл. 1. Время акклиматизации бумаги

Авторская справка
О производстве

Для получения высококачественной бумаги, помимо древесины, исходным сырьем могут служить другие волокнистые материалы, такие как хлопок и лен. Они практически не содержат лигнина, который сильно ухудшает качество бумаги. Лигнин в отличие от целлюлозы имеет пространственное строение, что придает ему жесткость и нерастворимость. Кроме того, он со временем желтеет.

В состав древесной массы входят и лигнин, и целлюлоза. После отделения целлюлозы от остальной массы ее подвергают отбеливанию для разрушения и удаления лигнина и смол. Этот процесс проходит в несколько стадий. При этом могут использоваться хлор, диоксид хлора и перекись водорода. Отбеливание с использованием хлора экологически вредно, поэтому использование отбеливателей на его основе сокращается. Бумага, отбеленная без использования хлора, имеет знак ECF (Elemental Chlorine Free), а свободная от хлора — TCF (Total Chlorine Free). После отбеливания бумажная масса размалывается, смешивается с водой (99%) и подается на сеточную часть бумагоделательной машины. По мере прохождения сетки формируется структура бумаги. В машинном (вдоль движения сетки) направлении располагается больше волокон, чем в поперечном. При печати бумагу лучше располагать параллельно оси печатного цилиндра машины. Определить машинное направление волокон просто — достаточно оторвать от листа бумаги две узкие перпендикулярные полоски. В поперечном направлении разрыв будет менее ровным. Затем нужно взять обе полоски за кончик двумя пальцами. В поперечном направлении бумага прогибается сильнее.

В конце сетки бумага проходит через ровнительный валик (он может иметь рельеф, создающий водяной знак), после чего бумага попадает в сушильную часть, где содержание воды уменьшается с 85% до 5–6%. Затем бумага проклеивается, и в нее вводятся наполнители. После этого бумага проходит через серию металлических валов-каландров, которые формируют ее толщину и выравнивают поверхность. Далее происходит собственно мелование.

На поверхность бумаги-основы наносится покровный слой, состоящий из клеящих веществ и белых пигментов, таких как каолин или CaCO3, то есть мел (отсюда и название процесса). Первый слой наносится обычно внутри бумагоделательной машины (машинное мелование). Второй слой массой 20–25 г/м2 (и до 40 г/м2) наносится в меловальной машине. При шаберном меловании избыток смеси удаляется гибким ножом (шабером) или воздушной струей (воздушный шабер), а при литом меловании (cast coating) слой напыляется с помощью ряда форсунок, что обеспечивает более равномерное нанесение. Литое мелование — процесс дорогой, он обычно используется в производстве дорогих картонов (Chromolux), а также некоторых этикеточных бумаг. При изготовлении некоторых бумаг, например Galerie Art или Magnostar, наносится третий покровный слой. Это вовсе не значит, что такая бумага заведомо лучше, чем бумага с двухкратным мелованием. Все бумаги одной ценовой группы имеют практически одинаковые свойства, и при выборе конкретной марки помимо цены должны учитываться такие моменты, как сроки поставки, наличие в ассортименте бумаги нестандартного формата и т. п.

После нанесения слоев бумага еще раз подсушивается и каландрируется. При использования каландров с различными профилями получается глянцевая, матовая или тисненая бумага (например, своей фактурой напоминающая лен, яичную скорлупу и т. п.) Также бумага может подвергаться дополнительному глянцеванию с помощью нагретого полированного металлического цилиндра.

«Хорошая импортная бумага»: договоримся о терминах Cтраница 2