Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №5 (13), октябрь 1998


Анатолий Тишин, директор отдела технологий компании «Терем»

Сканер — это фотонабор наоборот, или
Как запихнуть зубную пасту обратно в тюбик

— Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было.
Тут мастер засмеялся и, обхватив давно развившуюся кудрявую голову Маргариты, сказал:
— Ах, не слушайте бедную женщину, мессир. В этом подвале уже давно живет другой человек, и вообще не бывает так, чтобы все стало, как было.
— Не бывает, вы говорите? — сказал Воланд. — Это верно.
Но мы попробуем.

М. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

Что делать, если необходимое Вам изображение имеется только в виде фотоформ, да еще не того формата? Выход найден — это сканирование «точка-в-точку», или CopyDot. Этот процесс незаменим при использовании технологии CtP

Задача ухода от ручного монтажа фотоформ стояла перед сферой допечатной подготовки давно. Первое, что было сделано в этом направлении — цифровой спуск полос. Когда имеется фотонаборный автомат, позволяющий выводить фотоформы, соответствующие формату печатной машины, то отдельные страницы публикации по формату вывода распологаются с помощью программы, а не выклеивается вручную. При этом достигаются гораздо большая производительность и точность совмещения красок. Учет припусков на толщину бумаги, учет способа фальцовки и скрепления, расстановка тестовых и технических меток осуществляются также автоматически. Иными словами, процесс подготовки к печати становится полностью цифровым.

Все было бы хорошо, если бы печатная продукция целиком подготавливалась в одном месте. Это бывает, например, при создании корпоративных рекламных материалов, художественных фотоальбомов, книг и пр. Получившаяся «цифровая гармония» нарушается лишь в тех изданиях, где присутствует реклама, и соответственно, все портят рекламодатели, которые представляют материалы в виде готовых цветоделенных пленок. Здесь процесс возвращается в прошлое: в хорошей и собранной фотоформе вырезают дырки и вклеивают туда принесенную фотоформу (рис. 1). Опять грязь, опять дополнительное время, ручная работа, опять проблемы с совмещением.

Рис. 1. Ручной монтаж рекламы, полученной в форме цветоделенных пленок, и последующий технологический процесс

Почему рекламодатели приносят пленки?

Чаще всего такая ситуация возникает, когда рекламодатель — большая транснациональная корпорация. Реклама таких заказчиков готовится, как правило, в центральном офисе и рассылается в филиалы и дочерние компании в виде диапозитивов — цветоделенных пленок. Зачастую в такой рекламе даже не заменяют оригинальный текст на локализованный (в переводе на местный язык). Распространены также случаи, когда заказ выполняется независимым рекламным агентством. Результатом, как правило, являются те же цветоделенные пленки, а исходные файлы агентство не предоставляет намеренно* или же они просто теряются. Бывают случаи, когда рекламу удобнее хранить в виде пленок, а не в цифровом виде. Например, когда для ее создания использовались различные средства (типы и платформы компьютеров, а также различные типы и версии программного обеспечения). Бывает просто невозможно открыть какие-то материалы текущими репро-средствами.

Процесс ручного монтажа пленок хоть и неприятен, но, тем не менее, жизнеспособен. Однако в настоящее время в полиграфии появляется большое количество технологических процессов, в которых оригиналам на пленках просто нет места. К ним относятся системы прямого экспонирования офсетных пластин Computer-to-Plate (CtP). Суть технологии — отказ от вывода пленок как от этапа, снижающего качество и удлиняющего процесс подготовки. Другой пример беспленочного техпроцесса — глубокая печать с использованием гравировки формных цилиндров. В цифровой печати, которая в последнее время получила достаточно широкое распространение, также отсутствует фаза, связанная с выводом пленок.

Помимо производственного назначения (помещение рекламы в периодическую печатную продукцию), существует еще и пласт применений, связанных с электронными средствами. К таким относятся публикации через сеть Internet и диски CD-ROM/DVD. Кроме того, зарождается целый класс систем хранения цифровых данных (Digital Assets Management) для каталогизации и архивирования (например, изображений).

Можно найти еще достаточно примеров, когда «прелести» цифрового процесса омрачаются присутствием «аналоговых» пленочных оригиналов. Как же этого избежать, если заказчики все еще несут рекламу в пленках? Первый способ, хоть и «крив», но имеет достаточно широкое применение: изготовление цветопробного отпечатка аналоговым способом (например, Cromalin) с пленок и последующее сканирование этого отпечатка. При сканировании требуется удалить растровую структуру, но это, как правило, не проблема, так как любой современный сканер в драйвере имеет опцию по выполнению descreen.

Другой способ, очевидно, даст более качественный результат — сканирование собственно пленок и заверстывание того, что отсканировали. Но в реальной жизни все оказывается гораздо сложнее. Возникает масса проблем, разбором которых мы и займемся в этой статье.

Что такое сканирование «точка-в-точку»?

Название CopyDot («поточечное копирование») изначально было придумано компанией Eskofot и означало способность их сканера EskoScan вводить (оцифровывать путем поточечного копирования) цветоделенные пленки. За Eskofot последовал ряд других компаний с предложением аналогичной техники для ввода цветоделенных оригиналов, и название CopyDot стало термином и приобрело нарицательное значение. На сегодня в мире таких компаний одиннадцать. Однако чтобы не оспаривать авторских прав Eskofot на термин CopyDot, чаще используется термин Dot-to-Dot (сканирование точка-в-точку).

Идея процесса состоит в том, чтобы по возможности точно перевести изображение с пленки в электронный вид. При этом полутоновые растровые ячейки должны иметь ту же форму и размер в файле, что и на оригинальной пленке. После этого полученное изображение заверстывается в макет и выводится на фотонаборном автомате или системе CtP (или других) — см. рис. 2. Надо отметить, что отсканированное изображение при выводе имеет точно такой же вид, как и на пленках (дополнительно не растрируется).

Рис. 2. Процесс цифрового ввода цветоделенных пленок, заверстывания изображения и вывода на различных устройствах (ФНА, CtP, цветной принтер, цифровая печатная машина)

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, существует ряд проблем. Например, введенное таким образом изображение не поддается редактированию: масштабированию, изменению текста, цветокоррекции, повороту и пр. Кроме того, разрешение на выводе должно строго соответствовать разрешению сканирования пленки. Если форма растровой точки на оригинальной пленке не подходит для использования в текущей технологии вывода, то налицо еще одна проблема. С какими же собственно материалами работает технология сканирования «точка-в-точку»? Прежде всего, это монохромные пленки с текстом и графикой типа line-art. Такие материалы достаточно легко оцифровывать — надо лишь обеспечить достаточно высокое разрешение. После ввода эти материалы можно использовать в готовом виде, а можно векторизовать при помощи имеющихся на рынке программных продуктов (например, Adobe StreamLine). Сложнее оцифровывать цветоделенные пленки, где изображение представлено в форме полутонового растра. При работе с такими оригиналами требуется обеспечить четкую передачу размера и формы растровых точек, углов наклона растра, совмещения всех пленок, составляющих цветоделенный комплект.


* По соображениям охраны от пиратского использования оригинальных изображений, шрифтов и т. д. — Прим. ред.

Сканер — это фотонабор наоборот, или как запихнуть зубную пасту обратно в тюбик
Cтраница 1